"Задание первого игрового тура:
- стихотворение, написанное пятистишиями,
со сквозной рифмой , расположенной на средних строках катренов.
ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ- стихотворение должно включать
два ключевых слова - ЗОЛОТАЯ УЛИТКА,
которые необходимо распределить следующим образом -
в любой из строк первого пятистишия употребить слово ЗОЛОТАЯ,
в любой из строк последнего пятистишия - УЛИТКА.
(ключевые слова необходимо выделить прописными буквами.)
Тема стихотворения - любая.
Объем стихотворения не более 20 строк." и т.д.
Первое, что хочется сказать – серьезно озадачили условия.
Либо это пятистишие (а классический вариант рифмовки пятистиший - abaab), либо это любое другое явление литературного мира – танка, лимерик и т.д. Кроме того, основная отличительная черта пятистишия – наличие сквозной рифмы ВНУТРИ строфы. Внутри, а не сквозняком по всему стихотворению! То, что было приведено, как пример-эпиграф конкурса – сквозная СТРОФНАЯ рифма, не имеющая ничего общего к правилам построения пятистиший. Самое удивительное, что (похоже) именно это явление природы было названо в конкурсе сквозной рифмой… Хорошо, предположим и такой вариант. Но тогда мы получаем обыкновенное стихотворение с обыкновенной рифмовкой (любой!), и одну дополнительную строчку, которую нужно разместить в середине. Зазеркалье отдыхает, Клюев нервно курит в сторонке…
Скажу сразу, что итогом выполнения всех этих правил мог быть только один случай:
abaab
abaab
abaab
abaab
:)
Не забываем, что в первой строфе нужно использовать слово ЗОЛОТАЯ, а в последней – УЛИТКА. Кстати, о том, что слова можно/нельзя изменять – в присланных судьям положениях тоже ничего не сказано.
Теперь смотрим на полученные ленты…
Надо ли говорить, что полностью задание не выполнил никто? И это вполне логично, поскольку шедевр по указанной выше схеме сделать читаемым/интересным/качественным – работа не на одну неделю и не на одну гениальность. Не забываем, что рифмы нужны точные и неизбитые, штампы мы не любим, а за смысловые ошибки и неправильные ударения вообще можем и на низкий балл нарваться.
Теперь можно ставить всем 1 балл и смело отправлять протокол. Все дальнейшие вопросы – к авторам Правил конкурса и составителям Положений о Судействе.
Я ответила на все заданные вопросы?
Вот только – проблему это не решит. Самое лучшее, что можно было сделать авторам – выполнить хоть что-то и написать красивую качественную работу. Одни судьи - воспримут правила с точки зрения сквозной строфной рифмы, вторые – с точки зрения обычной сквозной. Итоговый результат будет более-менее усредненным, но качественные стихи должны оказаться ближе к верху сводного протокола. Вроде бы так…
Возвращаюсь к ленте. Если правил не выполнил никто, с этого я и стартую. И рассматривать стихи буду с точки зрения полнейшего отсутствия правил по факту.
Сразу выпали две работы – однострофное произведение (Люблю), и произведение, в котором строчки дополнительно разбиты (Уползаю в лето).
Из остальных - кто не мог получить десятку?
"Владельцы" стандартных штампов (особенно "золотая осень", "золотая пора", "улитка - время" и т.д.).
Работы, в которых есть различные языковые ошибки (если автор не в состоянии пользоваться словарем и справочником – это не проблема жюри).
Работы, в которых есть смысловые ошибки (и фразы, смысл которых можно угадать только после изрядной дозы спиртного).
Работы, в которых присутствует сбой ударений и явный сбой размера (не подтвержденный идеей стихотворения).
Кто мог получить десятку?
Во-первых, Шварцвальд. Осень. Автор - Марина Лейшель
Не будь там штампа "золотая пора". Пожалуй, это одна из лучших работ, которая действительно указывает на мастера – передать такую интересную атмосферу в (избитой веками) пейзажной лирике! Очень гармоничная улитка, не притянутая за уши (за рожки), как в большинстве работ.
Во-вторых, "Та ли я? Та я?". Автор – Декабрина. Скорее за идею, но идея хороша. Если бы чуть точнее рифмы, и не всяческие "Гложут" (и прочие мелкие погрешности).
В-третьих, "Атомная любовь". Автор – Тимур Раджабов. Вторая строфа бесподобна, четкий авторский стиль. Именно такие вещи делают стихи узнаваемыми. Из основных минусов – с монголом кривовато получилось.
"За идею" получили чуть более высокие оценки:
"Ей-то кажется, это надолго" автор - Генчикмахер Марина.
"С улиткой одиночества на "ты"" автор - NN
"Иго" автор – Андрей Злой
"Глаголы прошедшего времени" автор – Марина Чекина
"Лунный скотч" автор – Светлана Ермакова. (лишний балл сверху за образ "золотая абрикосина").
"О котах" автор – Колонов С. (не будь такого корявого исполнения. И с Луной странности, то она висит на дереве, а то уже ползет…)
Неплохая вещь "Хронос" автор - Visenna, но после четвертого раза прочтения строчек:
"Время – УЛИТКА и ветер, сбивающий с ног,
Нежный палач и безжалостный скальпель хирурга –
Любит орехи, вино и сушеный урюк.",
а также шедевральной фразы:
"Время сидит у камина в потертом пальто" - я слегка изменила свой взгляд. Не знаю, ходит ли в потертом пальто время, но каминов, одетых в пальто (даже потертые), я не видела точно.
Лихорадка ЗОЛОТАЯ обманула снова осень
Автор – Мануйлова Марина.
Лихорадка ЗОЛОТАЯ обманула снова осень –
Замесила с листопадом грязь! Простуженно хрипят ,
За стволы цепляясь, ветры, спотыкаясь о терновник,
Кастерят холодный дождик, чей характер так несносен –
И обманную погоду накануне ноября!
Стали наши отношенья переменчивы отныне –
Холодок прокрался в чувства! Клёны сбросили листву
Жухлым золотом фальшивым! Знать бы раньше, кто виновник –
Охлаждений между нами, расхождений ломких линий
Серой жизни-оригами – обошли бы за версту!
Раствороженное небо на глазах темнеет, хмурым
Взглядом солнце провожает лебединый караван ...
Не желал со мною рядом верно плыть, считал – невольник,
Кто, забыв мужскую гордость, подчиняясь бабе-дуре,
От любви глупея, сердце ей вручает и карман .
Но тоска-УЛИТКА , в души заползая неприметно,
Одиночеством нас травит! Непрощения капкан
Уходя, увы, поставил незадачливый любовник...
Ты попался в него, милый – всё забыть пытаясь тщетно,
Мне не веришь...Веришь в осень, не взирая на обман.
Простите, чем обусловлена такая постановка восклицательных знаков? Это полнейший абсурд. "Золотая лихорадка" – это мы о чем, собственно? Массовый вирус золотухи?
Дальше. Не "ветры", а "ветрА". Ветры (а точнее – пустить ветры) – немного из другой оперы.
Впрочем, после фразы:
"Не желал со мною рядом верно плыть, считал – невольник,
Кто, забыв мужскую гордость, подчиняясь бабе-дуре,
От любви глупея, сердце ей вручает и карман." – говорить, особо, не о чем. Даже о том, что "невзирая на обман" в данном случае пишется слитно, "костерят" - через "о" (или это обыгрыш слова "матерят"?)
Небо, кстати, "створаживается" (если вы про облака-"творог").
Лунный скотч
Автор –Светлана Ермакова.
ЗОЛОТАЯ абрикосина,
Тучей сжата за бока,
Во хмельную эту ночь
Капли сока с неба бросила,
Наполняя мой бокал.
Пью насыщенно-морозное,
Языком катаю свет.
Задурманил лунный скотч:
В нём печаль-УЛИТКА ползает,
Оставляя липкий след.
Видимо, имелся ввиду скотч-напиток. В таком случае, пребывание в нем ползающей улитки у меня вызывает сильные сомнения. И почему печаль-улитка? Образ не раскрыт.
Третьи строки строф появились только благодаря "правилам", на хмельной ночи всё волшебство абрикосины падает, и подняться уже не в состоянии. А жаль, первые две строчки бесподобны!
Даже в таком виде:
ЗОЛОТАЯ абрикосина,
Тучей сжата за бока,
Капли сока с неба бросила,
Наполняя мой бокал.
Пью насыщенно-морозное,
Языком катаю свет.
автор получил бы гораздо более интересную картину. Чуть-чуть раскрыть некоторые образы – и перед нами совершенно другое произведение совершенно другого уровня.
Судьбы страницы медленно листая
Автор – Дмитрий Шунин.
Судьбы страницы медленно листая,
Роняет листья осень ЗОЛОТАЯ.
Румяных яблок сладок аромат.
Струится вечер тишиной из сада
И стелится туманная прохлада.
Пьянит октябрь цветное бабье лето,
Приди в мой мир,- нежна, полураздета...
На ярко догорающий закат
За часом час нанизывая грусть,
К твоей груди беспомощно прижмусь.
И сердце открывая переменам,
Пожар любви мы разольём по венам.
Печальна и смешлива невпопад,-
Ты будешь вдруг беременна стихами,
А я пить счастье жадными глотками.
В ночь синий сумрак падает на плечи...
Приди в мой сон,- он будет бесконечен.
Спешащая на спелый виноград,
Пусть жизнь ползёт устало, как УЛИТКА,-
Я жду тебя,- мой грех, моя ошибка!
Кроме "золотой осени", "бесконечного сна", "синего сумрака ночи", "пожара любви", "жадных глотков", "румяных яблок" - и прочих штампов, осталось упомянуть только прохладу, которая стелЕтся. Обращение автора с пунктуацией весьма пренебрежительно.
Фраза: " Ты будешь вдруг беременна стихами" привела меня в трепет! Вот просто так, взять – и вдруг забеременеть… Еще и стихами…
Восхитительная конструкция:
"На ярко догорающий закат
За часом час нанизывая грусть,
К твоей груди беспомощно прижмусь." - заставит побледнеть даже модернистов. Уважаемый автор, если у вас закат "догорающий", то слово "ярко" нужно здесь, как зайцу – пятая нога. О смысле всего остального можно только догадываться…
Почему жизнь ползет "устало, как улитка"? Хотя, здесь вся конструкция на грани фола:
"Спешащая на спелый виноград,
Пусть жизнь ползёт устало, как УЛИТКА,-
Я жду тебя,- мой грех, моя ошибка!"
Улитка времени
Автор – Елена Рышкова.
Повсюду рваные поля,
И ЗОЛОТАЯ камедь осени
Ложится антиквариатом
На раму, о которой спросите-
Кому она теперь нужна?
Но обрамленье черных птиц
Лишь говорит о перелётности
Октябрь останется горбатым,
Не выплакав прогноз погодности
Листвою облетая ниц.
Он, заключив себя в квадрат
Картины с подписью «Осенняя»,
Умрет с достоинством Сократа -
УЛИТКА времени бесцельно
Вползет задумчиво в ноябрь.
Почему золотая кАмедь осени? Мне (и словарю) всегда казалось, что камЕдь. Кроме того, камедь – это смола (древесный клей), лечь антиквариатом она не может по факту. На раму может лечь позолота, и тогда рама (через время) станет антиквариатом.
Почему октябрь останется горбатым? И прогноз (даже пускай - "погодности") октябрь выплакивает отменно, это как раз и есть месяц основных осенних дождей.
"Листвою облетая ниц" – очень корявая конструкция.
"Он (прогноз? октябрь?) заключив себя в квадрат"
Очень небрежное обращение с пунктуацией.
По поводу Сократа – весьма занятный каламбур: сам-то Сократ был обвинен именно в "оскорблении достоинства" :)
Золотая улитка –память
Автор – Фелисьон.
Слезливой, безутешною вдовой
Стучится ЗОЛОТАЯ осень в окна.
И капли ошалевшие дождей,
Рисуя кружева на серых стеклах,
Играют ляминорный разнобой...
Молчит опавшая листва,
Лежит на мокрых, черных тротуарах
Под утонченной графикой ветвей.
И прячется между деревьев старых
Под рыжими печалями трава...
УЛИТКА-память в домике своем
Со мной пьет чай с вареньем и лимоном…
Считая вереницу долгих дней
В колодце времени бездонном,
Мы остаемся с ней опять вдвоем.
С кем, простите, пьют чай? "Со мной пьет чай с вареньем и лимоном…" – это сколько вас там?
"золотая осень", "безутешная вдова", "опавшая листва", "междУ деревьев". Кроме того -жуткие сбои ритма, много водянистых строк.
Где находится улитка – в домике своем или в колодце времени? И как (вслед за улиткой) раздвоился автор?
"Молчит опавшая листва," – а что ей еще делать? Кричать?
Чуть более высокая оценка – за рыжие травяные печали и ляминорный разнобой (образ бредовый, но интересный. Будем считать, что у гитары или фано проблемы со строем. Постараюсь не замечать, также, что играть разнобой нельзя, можно играть вразнобой).
Подводя итоги, оцениваю общий конкурсный уровень как очень низкий. Это касается и проведения конкурса, и самих поэтических работ. Надеюсь, что следующие туры будут интереснее.
Удачи!
С уважением, Татьяна Осетрова.
Литературный Редактор портала Графоманов.нет