Только что вернулся из круиза. Это стало возможным только благодаря моим русскоязычным читателям из Канады и Германии. Премного благодарен им! В России же перестали читать. Особенно молодёжь – им это неинтересно. Куда не глянешь - все уткнулись в телефоны-смартфоны. Интернет победил книгу. А, может, обленился народ? Ведь чтение – это тоже труд. Допускаю, что, возможно, и третье - всем не до этого: беднеет народ.
Туристы на теплоходе, в основном, пожилые люди. Присматриваемся друг к другу, знакомимся. Выделяется пожилой, седой, интеллигентный мужчина, который громким, поставленным голосом, всегда что-то рассказывает окружающим. Его грамотная речь привлекает и моё внимание. Чувствуется – этот человек знает много.
Так вот, утро начинаю с пробежек на верхней палубе теплохода. Моя норма – 20 кругов, т.е. четыре километра. Туристов на верхней палубе в это время немного. Большинство - сразу в кресло, некоторые потягиваются и пытаются делать зарядку. Замечаю – ко мне присматривается, сидя в кресле, какое уже утро тот интеллигент-незнакомец, пытается что-то спросить. Я на бегу перед ним извиняюсь, т.к. во время тренировки ни с кем не разговариваю - могу, остановившись, простыть на ветру, который всегда есть на верхней палубе.
Как-то пришёл с женой в конференц-зал по объявлению судового радио - «Встреча с интересными людьми». Ба – мой незнакомец! Более двух часов слушали, затаив дыхание, этого удивительного человека, с невероятно живыми, для его возраста, глазами. Замечательный рассказчик обладает великолепной памятью, знаток истории, эрудит и… настоящий артист! Так и есть! Бобыльков Андрей Аркадьевич. Девяносто один год! Живая история театра! Ветеран войны и труда, театровед, режиссёр, член Союза писателей, журналистов и театральных деятелей, сценарист, актёр. Снял более десятка фильмов. Встречался с Хрущёвым, Брежневым, Андроповым и неоднократно с Горбачёвым. А я очень уважаю этого человека, открывшего нам мир, и убравшего «железный занавес». Кстати, единственный президент, который не воевал за границей. Более того, прекратил войну в Афганистане и вывел миллионную группировку войск из Германии. Только за это надо отдать дань уважения этому человеку, а его костерят на каждом углу. Забывчивый у нас народ…
Андрей Аркадьевич работал заместителем знаменитого руководителя театра БДТ режиссёра Г. А. Товстоногова. Напомню: Георгий Александрович Товстоногов - народный артист СССР, Герой Социалистического труда, Лауреат Ленинской, двух Сталинских и двух Государственных премий СССР. А Андрей Аркадьевич, работая заместителем этого знаменитого режиссёра, управлял всей хозяйственной деятельностью театра: актёрами и обслуживающим персоналом (более 500 чел.), поездками, костюмами и пр. Там же начал одновременно постигать азы актёрского ремесла. Шесть лет проработал в Пятигорской студии телевидения, впервые открывая её. Одновременно руководил народным театром в Железноводском Доме культуры медицинских работников и драматическим коллективом в техучилище посёлка Иноземцево. Как военный писатель, освещал в центральной прессе события чеченской войны. Затем была Амурская студия телевидения, Белоруссия с самой молодой областной филармонией в стране.
Короче, познакомились мы с Андреем Аркадьевичем, подружились – даже на экскурсии вместе ездили. Как-то спросил его:
- Андрей Аркадьевич! У Вас такая богатая биография, сотни – тысячи встреч с интересными людьми, многочисленные командировки во все районы нашей необъятной России, тысячи статей и рассказов, очень много интересных эпизодов. Так? Почему Вы всё это не объедините в одну толстую книгу (да простите мне такое выражение), и не поместите в интернет? Вас будут читать тысячи читателей, Вы оставите своё имя в истории, и … даже будете получать за это денежки?
Он мгновенно ответил:
- Николай Владимирович! Даже не рассматриваю этот вопрос! Если Вы были на моей лекции, то поняли, что своими публикациями я помогаю попавшим в беду людям. Там я привёл только пять историй, а их в жизни у меня было очень и очень много! Так что… ни слава, ни деньги! Главное кредо моей жизни – помощь простым людям!
Особенно мне было интересно узнать, что Андрей Аркадьевич, как и я – бывший детдомовец, выходец из простой семьи, в молодости работал кочегаром на волжском пароходе «Цюрупа». Далее неутомимая энергия и кладезь знаний привели Андрея Аркадьевича в БДТ им. Горького. После нескольких ужасных событиях, о которых я опишу позднее, он вынужден был покинуть любимый театр. Позднее стал директором «Ленкома», зам. директора Пушкинского театра. Десять лет он успешно преподавал в школах свой предмет «Искусство речи», ездил со своими литературными программами по стране. Дружеские отношения у него были со многими знаменитыми артистами, но особенно Андрей Аркадьевич выделяет дружбу с Кириллом Лавровым.
Были в его жизни и свои «пороги». В 1959 г. его принимают в ряды КПСС, а через два года исключают «за политическую близорукость», и отстраняют от всех работ. Когда по- настоящему разобрались в анонимке - через год восстанавливают в партии и на телевидении. И сделал это зав. общим отделом М.С. Горбачёв. Ровно через десять лет повторяется история – опять злостная анонимка! И опять «персональное дело»! Андрей Аркадьевич начал бороться, защищая свою честь артиста и журналиста. В 1975 году опять восстановлен в рядах партии.
Через десять лет возникает третье «персональное» дело»! И опять по анонимке! Как много в стране завистливых и подлых людей! На его защиту стали ведущие артисты театра, партбюро и сам беспартийный!!! Георгий Александрович Товстоногов. Его отстояли! Но потрясение от несправедливости было настолько велико, что на некоторое время от болезни у него отнялись ноги, и пропала речь. С трудом восстановилось здоровье, но сил в борьбе со злом у Андрея Аркадьевича уже больше не было, и он ушёл из обожаемого и любимого коллектива театра БДТ! Теперь Андрей Аркадьевич понял, что однопартийная система пожирает сама себя.
Всё это было очень близко мне, т.к. я в жизни испытал не меньшее зло – будучи малолетним ребёнком, меня с мамой и братишкой сослали в Сибирь за то, что наш отец – командир Красной армии, будучи раненым и обмороженным, попал в плен к немцам. Сталин же сказал:
- «У нас пленных нет! Есть предатели!».
Андрей Аркадьевич заинтересовался моей темой репрессий. Предложил перейти в Санкт-Петербургский Союз журналистов – на что я согласился, отдав ему своё удостоверение журналиста. Я подарил ему книжечку «Сломанные судьбы», которую взял в рейс. Через пару дней он мне сказал:
- Скоро закончу свою книгу. Будет здоровье и время – попробую сделать постановку по одному из твоих рассказов, которые ты мне дал. Мне они очень понравились.
Обещал, по возможности, публиковать отрывки из моих книг в Альманахах и газетах.
Даже предложил шутливо:
- А в газете «Завтра» Проханова не желаешь публиковаться?
На что оба расхохотались.
По прибытии из круиза, сразу отослал ему в Санкт - Петербург романы «Годы безвременья» и «Горькая чаша судьбы», повести «Эхо далёких лет и «Сполохи юности», а также «Таёжные рассказы».
Жду с нетерпением реакции этого прекрасного человека на мои книги и … жду в гости. Андрей Аркадьевич обещал приехать, т.к. всего год назад он отдыхал в санатории М.Ю. Лермонтова в Пятигорске, и ему там очень понравилось.