Однажды, бродя в одиночестве в улицам столицы, она зашла на аллею, где художники выставляли свои картины и гравюры. Там было множество произведений искусства, и чем больше у одного художника было выставлено картин, тем толще был его живот и щёки и тем надменнее смотрели глаза на прохожих, будто говоря "Я тут такой единственный, и одним взмахом кисти творю шедевры, а вы все ничего не стоите в этом мире"
Но девушке вовсе не хотелось смотреть на картины подобных мастеров - там было одно золото и роскошь, за таким явно приходили графы и князья для своих особняков.
И вот в конце ряда, там, где места стоили дешевле всего, она увидела худенького юношу в простенькой, измазанной краской рубашке.
Рядом с ним была всего одна картина - вместо привычной золочёной рамы у неё была деревянная, сделанная самим художником из сподручных досок. На картине же, довольно маленькой, была изображена веточка без листьев, а на ней - маленький серый голубь. На заднем фоне - гора, тёмная и огромная, давящая.
Она спросила стоимость картины и услышала совсем маленькую цену. И купила её. напоследок младшая принцесса пожелала бедному художнику нарисовать ещё что-то подобное, но он лишь грустно улыбнулся и вздохнул. Девушка на прощание улыбнулась ему и ушла во Дворец, где жила её семья.
Картину она повесила над изголовьем кровати. И утром и вечером, а часто и днём, она глядела на серого голубя на осенней веточке... И думала, что сама похожа на него в своём одиночестве и в том, что всё вокруг давит на неё, как эта большая гора.
В конце концов принцесса вспомнила, как в детстве ей и её старшей сестре учитель рисования показывал азы живописи. Тогда её это увлекло и рисунки получались довольно красивыми, как для десятилетней девочки, а вот у сестры тогда выходили из-под карандаша одни расшитые золотом наряды, которые она хотела бы выпросить у отца-короля.
И вот девушка купила мольберт, несколько холстов, кисти и краски.
Вернулась вечером домой, и впервые за много лет попробовала что-то нарисовать. Она рисовала до глубокой ночи, когда служанка чуть ли не насильно отправила её спать.
На её картине был лес, тёмные деревья и краешек светлого неба. И вновь на ветке сидела птица, только теперь - голубка. Сама того не замечая, принцесса воплотила в ней образ себя в этом мире.
Когда утром девушка показала свой рисунок сестре и отцу, те только фыркнули.
- Негоже принцессе пачкать красками свои белые руки, - бросил король.
- А я всегда знала, что она со странностями, - заявила сестра.
На глазах девушки выступили слёзы, и она ушла на набережную, и долго бродила по дикому пляжу, среди камней. Крики чаек с неба. шум накатывающих волн лучшей музыкой успокоили её душу.
И снова вечером она вернулась домой и начала рисовать. на второй картине изображено было осеннее море, и маленькая голубка сидела на высокой скале. А где-то высоко в небесах летала другая птица, совсем маленькая - не различить, чайка или какая-то другая.
Больше девушка никому не показывала свои картины, только вешала на стены своей спальни.
Иногда, раз в несколько недель, она вновь выходила в торговые ряды, мимо скульпторов и коробейников, и бродя мимо художников, всё надеялась увидеть худенького грустного юношу, у которого купила когда-то картину.
И так прошло три года. На новых картинах принцессы вновь была одинокая голубка на фоне самых разных пейзажей - горной гряды, водопада, весеннего сада, летнего берега озера.
В стране вспыхнула революция. Королевский Дворец был захвачен, правитель убит. Наследную принцессу заточили в монастырь. И только младшая, в это время бродившая по набережной столицы, спаслась от бушующей толпы.
Не зная, к кому пойти, она вновь отправилась к рядам художников. Как и ожидала, того молодого юноши там не было. Разменяв своё серебряное ожерелье, она несколько дней жила в гостинице. А затем вновь отправилась к художникам и расспрашивала о странном юноше. По пути она наткнулась на толстого перекупщика картин и увидела у него почти все свои холсты и самый любимый - тот, где на безлистной веточке сидел маленький голубь.
Мысленно попрощавшись с произведениями искусства, что она сама нарисовала за три года, девушка купила только картину юноши, во второй раз. И ушла на берег моря, где ей всегда становилось лучше.
И вот там, среди двух скал, на вершинах которых росли две скрюченные сосны, смыкаясь поверху, будто шалаш, созданный самой природой, она увидела человека...
Он сидел на скальной ступени, подперев рукой голову и о чём-то задумался. Девушка подошла поближе и узнала того самого бедного художника, чью картину она сейчас держала подмышкой.
Художник увидел её, узнал и улыбнулся. - Грустите? - спросил он осторожно. - А что ещё делают на берегу моря в одиночестве... - вздохнула принцесса.
- Можно прогуляться у самой кромки воды, отбегая от накатывающего прибоя, - юноша поднялся, подал ей руку.
И так, до самого вечера, они бродили по каменистому дикому пляжу, разговаривая о жизни и о том, почему в ней столько мук и переживаний. А затем попрощались, и девушка отдала картину её создателю.
- Она ваша, - удивился художник. - Зачем же забирать её мне обратно?
- Потому что на ней - вы, - сказала она с улыбкой.
Он кивнул, поцеловал руку девушки, и исчез во мраке ночной аллеи.
В следующие несколько дней они виделись у самого моря и вновь гуляли среди камней и песка, держась за руки. А спустя неделю юноша принёс ей незаконченную картину. Он не знал, что это был последний день, который она могла провести в гостинице - больше никаких средств у девушки не оставалось.
Однажды утром, он принёс ей кофе. А затем, с затаённой улыбкой глядя в её сонные глаза, показал маленькую картину, которую тайком рисовал всю ночь.
Берег озера, сосновый лес кругом. И маленький дом с верандой. Тропинка от дома ведёт к причалу. И в окошке горит свет.
И художник замер, ожидая, что скажет его возлюбленная.
- Кажется, это была часть мечты, - загадочно сказала девушка.
Он улыбнулся, но ничего не ответил. А потом, они позавтракали, и он, взяв её за руку, вывел на улицу.
Там стояла карета, нанятая на один день. И мерно стуча колёсами по мостовой, они поехали из города, по лесной дороге. И там девушка увидела тот самый дом, который был нарисован на картине.
Художник пригласил возлюбленную внутрь. И самое удивительное, что там была уютная комнатка, с диваном и столиком. И в ней - три мольберта - два маленьких и один большой.
- Мы можем рисовать на своих наши картины, а общие будем творить на большом, но только тогда, когда нам обоим этого захочется.
Ещё много чудесных картин написали они, каждый сам по себе, или вместе, двумя кистями. Но на каждой, в уголке, или в ином незаметном участке холста, всегда появлялись две маленькие серые птицы.