Начну с того, что уровень работ, присланных на конкурс, оказался настолько ниже ожидаемого мной, что мелькнула мысль – зачем я согласилась на эту авантюру с «жюрением»?
Создаётся впечатление, что присылались экспромты-пятиминутки, «с пылу, с жару», которые толком и не прочли перед отправкой. Правда, в одном все молодцы - «золотая» и «улитка» добросовестно присутствуют во всех работах. Что огорчило? Очень многие конкурсанты эпитет «золотой» ассоциируют только с осенью. Это, конечно, понятно – за окно смотрю, на улице иногда бываю и календарь есть. Но, говорит этот факт отнюдь не в пользу авторов. Скорее – наоборот.
Пятистишия, как форма, не очень распространена в русском стихосложении. Самые известные пятистишия в мировой литературе – лимерики (у нас они пишутся анапестом по схеме аабба) и японские танку.
Но, там чётко определена рифма, ритм или количество слогов в строке. Русское пятистишие, как правило, отличается от самого распространенного строфического размера в мировой поэзии – четырехстишия – только тем, что в строфу добавлена еще одна первая строка, которая рифмуется с третьей и четвертой строкой. Здесь возникает эмоциональное ударение (редко – техническое и ритмическое):
«Давно стихами говорит Нева,
Страницей Гоголя ложится Невский,
Весь летний сад – Онегина глава,
О Блоке вспоминают Острова,
А по Разъезжей бродит Достоевский».
(С.Я.Маршак)
Так что, собственно, мало кто справился с этой частью задания.
Рифмовали кто во что горазд, добавляли строку кто куда хотел. В принципе, нужно было бы сразу ставить нули и прощаться с авторскими работами. Это если очень строго. Но, поскольку профессионалов среди авторов «маловато будет», решила, что на форму обращать внимание – оставить 2-3-4 стихотворения. Не больше. Поэтому, оговорюсь сразу – оценки выставляла субъективные, т.е. исходила из собственных соображений, собственного впечатления, и собственного восприятия того, что читала. Прислали файл без авторских данных. Только название и текст. Так что – ничего личного. Сознаюсь, иногда возникал эффект дежавю – настолько одна работа была похожа на другую образами, темой. Возвращалась, перечитывала – точно. Клон, практически. А хотелось ярких, неординарных работ. Не с поэтического конвейера, а с поэтического Олимпа.
Впрочем… Достаточно, вероятно, вступлений. Перейду к делу. Т.к. не знаю уровня образования авторов (и судить по стихам не берусь) – постараюсь объяснить просто, без специальных терминов: аллитерации, катахрезы, анафоры, глоссолалии, полисиндетона и т.д. Выпендрёж оставим «на потом».
Лихорадка ЗОЛОТАЯ обманула снова осень
Автор - Мануйлова Марина
Лихорадка ЗОЛОТАЯ обманула снова осень –
Замесила с листопадом грязь! Простуженно хрипят,
За стволы цепляясь, ветры, спотыкаясь о терновник,
Кастерят холодный дождик, чей характер так несносен –
И обманную погоду накануне ноября!
Стали наши отношенья переменчивы отныне –
Холодок прокрался в чувства! Клёны сбросили листву
Жухлым золотом фальшивым! Знать бы раньше, кто виновник –
Охлаждений между нами, расхождений ломких линий
Серой жизни-оригами – обошли бы за версту!
Раствороженное небо на глазах темнеет, хмурым
Взглядом солнце провожает лебединый караван ...
Не желал со мною рядом верно плыть, считал – невольник,
Кто, забыв мужскую гордость, подчиняясь бабе-дуре,
От любви глупея, сердце ей вручает и карман .
Но тоска-УЛИТКА , в души заползая неприметно,
Одиночеством нас травит! Непрощения капкан
Уходя, увы, поставил незадачливый любовник...
Ты попался в него, милый – всё забыть пытаясь тщетно,
Мне не веришь...Веришь в осень, не взирая на обман.
Орфография сохранена в неприкосновенности.
Не знаю, как вас, а меня раздражает сам факт присутствия орфографических ошибок в конкурсных работах. Это неуважение автора. Прежде всего – к себе. Ну, и к конкурсу, разумеется.
Ритмический рисунок рваный. Попробуйте прочесть рифмовку вслух. «Костерят» пишется через «о», к слову. Да и само это слово не вполне литературное. Пунктуация: зачем тире в первом пятистрочнике в четвёртой строке? Почему нет запятой после «капкан»? и т.д.
Художественной ценности не нашла. Но, понравилась строка: За стволы цепляясь, ветры, спотыкаясь о терновник. Собственно, из-за неё и три. Вызвало недоумение: «раствороженное небо». Если белые облачка – зёрнышки творога, то это называется «створоженное».
Общее впечатление: доработать бы, убрать штампы и пустые рассуждения – что-нибудь и выйдет. Со временем.
Судьбы страницы медленно листая
Автор - Дмитрий Шунин
Судьбы страницы медленно листая,
Роняет листья осень ЗОЛОТАЯ.
Румяных яблок сладок аромат.
Струится вечер тишиной из сада
И стелится туманная прохлада.
Пьянит октябрь цветное бабье лето,
Приди в мой мир,- нежна, полураздета...
На ярко догорающий закат
За часом час нанизывая грусть,
К твоей груди беспомощно прижмусь.
И сердце открывая переменам,
Пожар любви мы разольём по венам.
Печальна и смешлива невпопад,-
Ты будешь вдруг беременна стихами,
А я пить счастье жадными глотками.
В ночь синий сумрак падает на плечи...
Приди в мой сон,- он будет бесконечен.
Спешащая на спелый виноград,
Пусть жизнь ползёт устало, как УЛИТКА,-
Я жду тебя,- мой грех, моя ошибка!
Опять орфография: «стелЕтся»!
Штампы: осень золотая, жизнь ползёт устало, как УЛИТКА, беременна стихами, пить счастье жадными глотками.
Было это всё. Дословно было.
«Пьянит октябрь цветное бабье лето,
Приди в мой мир,- нежна, полураздета...
На ярко догорающий закат» - извините, не поняла.
Кто приди? И при чём тут октябрь с бабьим летом через запятую?
Общее впечатление: ода греху и ошибке (т.е. женщине… или мужчине?) впечатления не произвела – слишком банально. Троечка.
С улиткой одиночества на «ты»
Автор - NN
Мы развелись, как в Питере мосты…
Не сшила нас игла Адмиралтейства,
прокалывая ночи и мечты
(хоть сказочной какой-то красоты
и ЗОЛОТАЯ), но – полна злодейства!
По Аничкову в сторону Москвы
Я ухожу, а бывший муж – к Дворцовой
плетется. И кунсткамеры пусты
двух наших душ (скребутся лишь коты
Чеширские там в печке изразцовой).
УЛИТКА одиночества на «ты»
теперь со мной. Ползет по изголовью
пустой кровати, как по льду плиты,
Вонзая рожки в сердце пустоты,
Ещё недавно звавшейся любовью.
Оценка 5. За образность и идею. Даже за переизбыток образов. Договорились до «Ползет по изголовью пустой кровати, как по льду плиты», тут же «сердце пустоты» .
Не поняла:
«И кунсткамеры пусты
двух наших душ (скребутся лишь коты
Чеширские там в печке изразцовой).»
Чеширские коты в печке изразцовой? Скребутся? Это как? Души – кунсткамеры и печки изразцовые одно и то же, что ли?
Общее впечатление: начала читать – радовалась: вот оно! Десятибалльное, интересное, свежее, образное, красивое, сумасшедшее. Но, к окончанию пришла в обнимку с разочарованием. Ровно посередине начался спад восторгов. Поэтому десять баллов превратилось в пять.
Общее впечатление: интересно, но недоработано.
А знаешь, ведь скоро зима
Автор - Fransua
А знаешь, ведь скоро зима,
и осень уйдет ЗОЛОТАЯ
из брошенных кем-то владений,
наполнив собою без края
согретые летом дома.
А знаешь, ведь скоро дожди,
Озябшие души и ветер.
УЛИТКА моих настроений
сожмется в исчезнувшем свете,
октябрь и сплин впереди.
Первый пятистрочник можно смело выбрасывать без потерь для художественной ценности стихотворения. Один большой штамп. Во второй части автор попытался всё же избежать штампов: «УЛИТКА моих настроений сожмется в исчезнувшем свете»
Как можно сжаться в исчезнувшем свете? На мой взгляд, бессмысленный образ.
Общее впечатление: никак.
Лунный скотч
Автор – Светлана Ермакова
ЗОЛОТАЯ абрикосина,
Тучей сжата за бока,
Во хмельную эту ночь
Капли сока с неба бросила,
Наполняя мой бокал.
Пью насыщенно-морозное,
Языком катаю свет.
Задурманил лунный скотч:
В нём печаль-УЛИТКА ползает,
Оставляя липкий след.
Не понравился ритм стихотворения: на третьей строфе пятистрочника словно спотыкаешься, а на последних двух пытаешься подняться. В плане образов - довольно сумбурно. Есть отдалённые проблески некой атмосферы стихотворения, но "опереться" ей здесь не на что.
Кстати, со скотчем всё описываемое в стихотворении никак не ассоциируется. Ни с напитком (абрикосовый самогон), ни с клейкой лентой (упаковочным материалом).
Про Колю
Автор – Юлия Лавданская
-ЗОЛОТАЯ медаль! Победа!
Право, трудно поверить в это,
Неужели я чемпион?-
Думал Коля в начале марта,
Весь ещё во власти азарта.
А в апреле беда случилась:
Коля впал у шефа в немилость
И от матчей был отлучён.
Жизнь теперь показалась Коле
Горче перца, солёней соли.
И тогда он в порыве гордом
Распрощаться решил со спортом.
Стал биологом вскоре он,
Что УЛИТКА ест, изучает
И о прошлом не вспоминает.
Напоминает стишки из советских книжек для детей дошкольного возраста, причём далеко не лучшие образцы. Возможно, для данных целей данное произведение и сгодилось бы, но назвать его конкурентоспособным никак нельзя.
Улитка времени
Автор – Елена Рышкова
Повсюду рваные поля,
И ЗОЛОТАЯ камедь осени
Ложится антиквариатом
На раму, о которой спросите-
Кому она теперь нужна?
Но обрамленье черных птиц
Лишь говорит о перелётности
Октябрь останется горбатым,
Не выплакав прогноз погодности
Листвою облетая ниц.
Он, заключив себя в квадрат
Картины с подписью «Осенняя»,
Умрет с достоинством Сократа -
УЛИТКА времени бесцельно
Вползет задумчиво в ноябрь.
"Поля - нужна" - слабая рифма.
Далее, второе пятистишие начинается с "но". При этом никакого противопоставления написанному ранее не видно.
"Но обрамленье чёрных птиц
Лишь говорит о перелётности"
Перелётности кого? Октября? Птиц? Рамы?
По логике понятно, что птиц, но к чему здесь эта фраза?
И почему октябрь останется горбатым? Не сомневаюсь, что автор знает ответ на этот вопрос, но в работе он не освещён.
Золотая улитка
Автор – Хен Хульквист
ЗОЛОТАЯ рыбка из пушкинской сказки
давным-давно исчезнувший вид,
но люди по-прежнему верят в чудо,
верят, что даже мороз январский
все их желания осуществит,
живут в плену своих иллюзий,
путая с солнечным лампочки свет,
болеют, работают, моют посуду
и что в Хабаровске, что в Москве,
противоречий спутанный узел
не оставляет места для волшебства,
поэтому бурный восторг порой
вызывает в этом театре абсурда
обычная УЛИТКА, ползущая по сырой
земле или падающая листва.
Больше похоже на слегка зарифмованную прозу. Написано слабо, бедновато и с многочисленными штампами. Название тоже без изюминки. Простенько и со вкусом? Не соглашусь. Для меня – без выдумки, фантазии, личностного отпечатка.
О недостатках поговорили. Давайте о хорошем. О тех работах, которые приятно читать. О тех работах, которые, прочитав, не забываешь тут же.
Шварцвальд. Осень.
Автор – Марина Лёйшель
ЗОЛОТАЯ пора, ты поистине дорого стоишь -
разбираю себя на прозрачные клёны твои,
на сосновые иглы, шипы измождённой малины,
на грибов перезревших намокшие шляпки, на длины
истончённых сучков, что взлелеют потом муравьи.
Растворяясь в лесу, превращаюсь в покой бестелесный
там, где солнце встаёт из-за дивных щварцвальдовских круч,
семенит за дождём ускользающей в чаще тропинкой,
где УЛИТКА ползёт с глянцевитой коричневой спинкой,
прилепив на себя то ли жёлтый листок, то ли луч.
Снизила оценку с 10 до 8 за строку «истончённых сучков, что взлелеют потом муравьи» . Не поняла, видимо. Как можно взлелеять сучок. Лелеют – растят, балуют, ухаживают. Автор же разбирает себя на сучки, в том числе… Но, само стихотворение выгодно отличается от других работ. Простотой и глубиной. Восемь баллов.
Глаголы прошедшего времени
Автор – Марина Чекина
Всё чаще, друзей вспоминая, спрягаем глаголы
Прошедшего времени: были, дружили, любили…
Хоть вовсе душа не приемлет такого спряжения.
Опять ЗОЛОТАЯ спустилась на горы и долы
Прозрачная осень… А трубку берёшь: или-или…
Боишься услышать не голос, знакомый и близкий,
Людей, с кем расставшись, родство навсегда сохранили…
А чей-то чужой – и комок подступает в волнении,
Неужто: случилось – уже – тишина, обелиски?..
Неужто, опять – телефон не найдя, схоронили…
И жалко становится, что я не верю в загробный,
В тот мир, из которого весточек не присылают…
Ползут, как УЛИТКА, минуты полночного бдения.
И мысли терзают, и пульсы – в височной и лобной,
И нервный озноб от собачьего воя и лая…
Верно, по сути. Люблю стихотворения-размышления.
Последнее пятистишие подкачало. Фонетически сложно выстроены фразы – исчезла лёгкость восприятия предыдущих строк.
И не совсем понятна заключительная фраза – что за собаки? Откуда они взялись? Хотелось бы логичного завершения –
смысловой точки. Семь баллов.
Ей то кажется, это надолго
Автор – Генчикмахер Марина
ЗОЛОТАЯ звезда из фольги,
Острый запах оттаявшей елки,
Старый веник сметает осколки,
И на гранях зазубренно-колких
Мельтешат, суетясь, огоньки.
Неуклюжие снеговики...
Сладкий вкус мандариновой дольки...
Я не помню косичек и челки.
Мама с папой сейчас старики,-
Я их помню такими и только...
-Мам, УЛИТКА ползет в лопухи!
-Мам, смотри же! - звенит без умолку
И несется, теряя заколки..
Ей-то кажется, это надолго:
Мама, солнце и запах реки...
Тепло стало после прочтения. Просто, вроде. Но, насколько глубок смысл?! И уже не важно, что автор несколько отошёл от размера пятистишия. Потому что есть такие строк – вечные, искренние, сердечные: « Мама с папой сейчас старики,- Я их помню такими и только...» Очень приятное впечатление от хорошего стихотворения. Девять баллов.
Десятибалльных оценок я не поставила. На мой субъективный взгляд, не нашлось ни одной работы, которая полностью бы подпадала под условия конкурса.
К конкурсам можно относиться по-разному. Я отношусь к ним, как к проверке своих творческих возможностей. Именно на конкурсах наиболее видны собственные ошибки, недочёты, недостатки работ. Т.к. всё и всегда познаётся в сравнении.
Так что, не огорчайтесь, если вашу работу оценили недостаточно высоко. Это говорит лишь о том, что надо работать. А предела совершенству нет, как известно. И всё можно исправить.
Представьте, если бы писателей готовили так же, как
легенда шестидесятых годов Чарли Мингус (американский джазовый контрабасист, пианист, композитор, бэндлидер) своих музыкантов: доставался пистолет, наводился на виновника «торжества» и говорилось – играй! Утверждают, что импровизации музыкантов были волшебные – на редкость живые и разнообразные.:)
Творческих успехов вам в новых конкурсах!
С уважением,
Юлия Чиж