Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Поплавок"
© Михаил М

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 44
Авторов: 0
Гостей: 44
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

«Нимфоманкой» Ларс фон Триер завершает свой минисериал «депрессии», связанный с Апокалипсисом. Мы видели «Антихриста», где он представил весьма необычный взгляд на непонятное, но всем интересное существо, которое не только оказалось женщиной, но и женщиной несчастной, несущей проклятие еще от рождения, и ничего не могущей с этим поделать. Мы видели «Меланхолию» - рассказ о конце света, приближение которого опять-таки знает только женщина, противопоставляющая неизбежности собственную волю (почти по Камю). Фон Триер наглядно утверждает: надеяться можно только на себя, мир Бога как минимум безразличен к человеку, а к отдельным его представителям глубоко враждебен  (как знать, вдруг именно эта мысль и повергло Ларса фон Триера на несколько лет в депрессию, для освобождения от которой он и снял свою трилогию).
Почему режиссер для размышлений о судьбах человечества выбрал тему Апокалипсиса, стыдливо скрыв ее под именем «депрессии»? Дело не только в том, что мы ждали «конец света» с начала тысячелетия, дело еще и в том, что мы предчувствуем неведомую глобальную культурную катастрофу, которая отбросит человечество в  небывало жестокую эпоху, по сравнению с которой Древний Рим и Средние века с их инквизицией покажутся курортом. (На нас надвигается эпоха Водолея с ее так называем счастьем непонятно для кого, по-видимому, для темных бесов, именующих себя добрыми экстрасенсами?) Основы этого мира под резвые крики о духовности уже строятся на наших глазах, в качестве идеала указывают на средневековье, но все равно, для чуткого человека весьма ощутимо  влияние 30-х годов прошлого века. Возможно,  человеку, малознакомому с историей средневековья и не знакомому со средневековой литературой, невдомек, что «Игры престолов» - это не средневековье, а рекламная картинка некого представления о средневековье, причем на картинке этой средневековые улицы пропылесосены современной бытовой техникой, жители отмыты и причесаны,  все фрукты и овощи выкрашены в ядовитые пластиковые цвета, а реальная ежедневная неуверенность низших сословий в собственной жизни если и заметна, то сопоставима с подобным в наше, пока куда более предсказуемое и устойчивое, время. Читавший средневековую литературу наверняка почувствует серьезный дискомфорт от мысли, что  средневековье будущего, если оно мало-мальски соответствует тому, что было в прошлом, - это выбор, сделанный за него власть имущими, если не самим Богом.
Но вернемся к Триеру. Финал трилогии посвящен, то ли истории Вавилонской блудницы, одного из персонажей Апокалипсиса (который говорит о будущем, то есть о наших днях), то ли истории некоей выбранной небесами жертвы, которая должна стать Вавилонской блудницей. По крайней мере сцена, в которой 12-летняя девочка, смотрящая в небо, вдруг испытывает оргазм и видит чудо: явление (не ангелов, нет!!!) а Мессалины и Вавилонской блудницы -  и есть ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ЭПИЗОД ФИЛЬМА, то, что объясняет его суть. Девочке по неведомым причинам уготовили вполне определенное будущее – нимфоманки, причем нераскаивающейся нимфоманки – и явили знак. По причине отсутствия склонности к получению знаний героиня даже и не поняла, кого именно явили ей небеса, и только встреча с одиноким комплексующим ботаном Селипманом открыла ей глаза. Очень хорошо и к месту сделано сопоставление «инициации в греховный мир» с преображением Господиним на горе Фавор. Если там Христос теряет земное, и приобретает небесное, то девочка теряет небесное и приобретает земное. Ее интересы отныне сосредоточены только на себе, на чувственных удовольствиях.
Почему? Нам дают возможность построить предположение. У Джо есть подружка, которая научила ее играть в коварную игру «лягушку», и открыла тайны чувственности. Зерно было брошено в плодородную почву. Возможно, поэтому девочку и заметили, нам этого не узнать. Подружка займется вплотную воспитанием Джо, прививая ей бесстыдство и презрение к тому, что молодые любительницы секса не только не стесняются считать развратом, но вызывающе противопоставляют традиционным ценностям – тут можно вспомнить крайности сексуальной революции. Не случайно занятия мастурбациями идут на фоне «тритона» - музыкального интервала, считавшегося в средневековье дьявольским и запрещенного – Триер постоянно возвращает к тому, что секс можно использовать для уничтожения человека, причем внешне это будет выглядеть, как самоуничтожение. Поразительна сцена, в которой подружка уговаривает Джо к падению ЗА КУЛЕК ДЕШЕВЫХ КОНФЕТ, которые сама презрительно отказывается есть. Подготовив девочку к самостоятельной жизни, подруга исчезает. Видимо, свое предназначение перед сюжетом (только ли перед сюжетом?) она выполнила. Мне кажется, что такие вот кому добрые, а кому недобрые ангелы, помогающие творить судьбу, существуют на самом деле, это наши злые соседи, которые притворяются обычными людьми. Конечно же, они должны знать устройство мира гораздо лучше, чем простые, не знающие тайн, люди.
Встреча Джо и асексуала-ботана символична. Встретились два противоположных мира – почти чистой чувственности и почти чистой духовности. Смогут ли они понять друг друга? В принципе – да, вполне. И это понимание для Джо терапевтично. Она многое понимает в себе именно выговариваясь и выслушивая мнение не порицающее, а принимающее ее такой как есть и дающее шанс чувствовать себя не совсем ущербной. Именно многознающий интеллектуал, тот, кто не порицает потому что у него нет предвзятого мнения типа «если бог решил сделать из нее блудницу, значит все уже решено», а тот, кто пытается разобраться в причинах, кто знает, что бывает всяко, бывает даже хуже, кто знает, что и принявший решение может передумать, тот только и может быть настоящим духовным целителем. Но, как мы увидим в финале, не все так просто.
Падение Джо после знамения становится стремительным. Подобно Марии Египетской она не считает секс греховным и относится к происходящему с ней очень легко. Кроме того, она очень естественна, отнюдь неглупа и даже, пожалуй, не без способностей.
Умирает отец Джо, человек, который вносил в ее жизнь умиротворенность и духовность, и Джо остается одна перед зловещим предсказанием богов.
Она постепенно начинает замечать, что в жизни ее не все гладко. Начинается очень длительный, очень извилистый путь к прозрению. Краеугольным камнем в этом пути была любовь к Джерому. Любовь мешает и делает все сложным, раздраженно замечает Джо в начале своей исповеди. Но любовь дает ей возможность немного прозреть. Она замечает, что крайне одинока. Секс заполняет ее жизнь, но не душу, которая еще не потеряна. Более того, секс не оставляет времени на обычные человеческие отношения. У нее нет друзей. Время, свободное от секса Джо тратит на длительные  одинокие прогулки. Окружающий мир вроде бы не трогает Джо, но во время прогулок происходит «подпитка», которая только и не дает «сесть батарейкам», на которых держится жизненная энергия Джо.
Брак с Джеромом вырывает Джо из сексуальной трясины. Ребенок, любовь – казалось бы, все в прошлом.
Но «тот свет», выбравший для Джо иную судьбу, снова вмешивается. Джо теряет способность к оргазму и остроте сексуальных ощущений. Это оказалась ловушкой. Удивительная вещь - потеря оргазма. Многие замечали, что  женщины, теряющие способность к оргазму, нередко ставят перед собой цель достичь его любой ценой, для чего меняот партнеров как перчатки. Они наивны, так как считают, что ими движет только физиология, которая по своей сути безгрешна, так как не приносит неприятностей другим, что не всегда справедливо. В фильме потеря оргазма – символ. Обретя любовь, Джо теряет оргазм, смысл ее прошлой жизни, и ей нужно сделать выбор. К сожалению, Джером поддержал выбор Джо в поисках оргазма. Необычно, но это так, и для Джерома это был выбор любви – из любви к своей странной женщине, из уважения к ее чувственности, он согласился делить ее с другими. Это не могло не привести к катастрофе брак.
Джо пускается во все тяжкие, чтобы вернуть первозданные ощущения. В конце концов она опускается до садомазохизма, потому что чувствует, что на верном пути к обретению оргазма. Символично, что в тот день, когда Джо понимает, что сегодня оргазм вернется, она делает выбор – уйти к любовнику-садисту или остаться на рождество с ребенком и мужем. Она отказывается от них ради оргазма. Джером с сыном уходят от нее.
Оргазм обретен, но для чего, ведь жизнь пуста и бессмысленна. Джо больна, как больны наркоманы, но не понимает этого.
Джо заявляет, что не хочет видеть сына, но исправно кладет ему на счет деньги, чтобы к совершеннолетию он был обеспечен. Не правда ли, есть в этом противоречие? Джо просто стыдно перед сыном, и она говорит, что не хочет его видеть.
У этой женщины твердый характер несмотря на сексуальную зависимость. Когда начальница заставляет ее пойти на курсы анонимного лечения от зависимостей, Джо бунтует. Она не может смириться с тем, что кто-то принял за нее решение — быть ей нимфоманкой или нет (бедная, решение уже было принято за нее). Но внутри она страдает и презирает себя.
Ее новым занятием становится криминальный бизнес. Судя по фильму сексуальная жизнь Джо свелась к мастурбациям. Продолжение безрадостной жизни, безрадостной даже в сексе. И тут снова любовь спутала все карты. Молоденькая девушка, которую Джо прочит в преемницы в криминальном бизнесе из чувства благодарности влюбляется в Джо. Джо снова может оценить, что такое жизнь с любовью. По иронии судьбы девушка уходит от нее к Джерому.
Для Джо это крах, кража соломинки, за которую она пыталась ухватиться. Она решается на убийство. Но — может Бог не допустил, в конце концов он мог и передумать делать из Джо вавилонскую блудницу — выстрел не состоялся «по техническим причинам».
Выговорив, выплеснув  наружу свою незаладившуюся с двенадцати лет жизнь, Джо предельно ясно осознала, что сексуальная зависимость разрушила и ее жизнь и жизнь людей, которым она была дорога. И она делает выбор — никогда больше, все упрямство, вся воля и хитрость пойдут на то, чтобы искоренить зависимость. Режиссер так выстраивает сцену, что безоговорочно веришь: получится.
Но финал сделан так, как, вероятно, требовали от Фон Триера заказчики — после решительного намерения исправиться, героиня должна снова заняться сексом, чтобы показать, что нечего жалеть Вавилонскую блудницу — она неисправима. На самом деле финал заставляет очень и очень сильно сомневаться в этом, так как принуждение может заставить любого делать то, что он не хочет.


© Фантаз Магориев, 26.02.2018 в 22:18
Свидетельство о публикации № 26022018221804-00418286
Читателей произведения за все время — 16, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют