Оказались мы с супругой как-то проездом в Пицунде и зашли в великолепный пицундский храм конца IX века переждать застигнувший нас проливной дождь. Храм этот (Патриарший собор в честь апостола Андрея Первозванного) является одним из древнейших христианских сооружений в Европе (первая базилика на его месте возведена ещё в IV веке!), он много раз перестраивался, обновлялся, но до ума ни древними зодчими, ни современными реставраторами так доведён и не был. И слава Богу! Благодаря лени и скупердяйству местных властей всех времён храм дошёл до наших дней практически в том состоянии, в котором его оставили строители более тысячи лет назад (время последней кардинальной перестройки). И аура в нём сохранилась соответствующая – мощная, невероятно живая, осязаемая. Настоящая. Не передать словами, что чувствуешь, сидя в пустом концертном зале (в храме находится орган, установленный почти пятьдесят лет назад соотечественниками Баха, немецкими мастерами) и рассматривая старинные фрески и изображение Христа на своде купола! Я не религиозный человек и обычно ощущаю какое-то необъяснимое давление в православных церквах, которое порой даже перерастает в безотчётное желание скорее выйти, бежать оттуда, вырваться «на свободу». В этом же храме никакого давления не испытываешь, наоборот, кубометры действительно неземного воздуха под куполом над головой дают ощущение лёгкости, той самой вожделенной свободы духа, рождают желание остаться здесь как можно дольше, а лучше – навсегда. Не знаю, с помощью каких архитектурных нюансов достигли этого удивительного эффекта его создатели, в каком сакральном месте брали глину для кирпичей или что такое особенное добавили в раствор про строительстве, но никогда и нигде в подобных культовых сооружениях я не чувствовал себя так хорошо, как в Большом Пицундском храме! Здесь я бывал многократно и ощущения испытывал каждый раз одинаковые, наиболее точно описать которые можно, наверное, одним словом: «Божественно»!
Естественно, моей давней мечтой было послушать в прекрасной (божественной!) акустике этого древнего храма органную музыку. Я представлял себе, как усядусь поудобнее в кресле концертного зала, закрою глаза, до краёв наполню волшебным храмовым воздухом лёгкие, чтобы потом как можно дольше не дышать, и услышу, наконец, как с самых небес прольются чистым серебром совершенные звуки баховских фуг и прелюдий... Увы! Вот уже много-много лет, с самого раннего детства, когда я ещё в первый раз побывал в этом храме с родителями, и до нынешней поездки, мне всё никак не удавалось услышать голос хотя бы одной органной трубы, не говоря уже о величественном звучании всех регистров знаменитого пицундского инструмента. Всякий раз что-то этому мешало, препятствовало, не срастались какие-то мелочи, не совпадали детали, словно живой Дух органа по какой-то неведомой причине закрывал мне доступ в свой великолепный манящий мир, делал всё, чтобы мечта моя так и оставалась мечтой. И в этот дождливый день, похоже, у меня тоже практически не было шансов преодолеть это проклятие, снова не получалось разбудить, задобрить как-то спящего многоголосого исполина – концерты органной музыки начинались поздно вечером, а нам нужно было ехать дальше, уезжать из Пицунды.
В общем, посидел я в пустом зале, повздыхал…
И тут в храм вошёл неприметный паренёк в потёртых джинсах и драном свитерке и стал возиться возле закрытого шпильтиша органа. Когда он отворил створки, я немного взбодрился, но особо не надеялся – может, думаю, это настройщик какого-нибудь швеллера или копулы, а может, уборщик зашёл пыль стереть перед концертом… Однако у паренька этого явно была другая цель – слишком уж значительными и даже, как мне показалось, торжественными для обыкновенного настройщика были его движения. Покопавшись ещё пару минут в пульте инструмента, пощёлкав рычажками и кнопками, он вдруг уверенно уселся на скамье перед органной кафедрой, достал невесть откуда кипу нот да… кааааак заиграл сразу, без всякого объявления, без предупреждения для особо восприимчивых натур, баховскую небесную фугу ре минор! Я от неожиданности застыл в позе застигнутого врасплох йога-меломана, да так и прослушал всю эту фугу с открытым ртом. Величественные, благородные, вечные звуки окутывали меня со всех сторон, проникали в мой изумлённый мозг, заставляли трепетать чуткое сердце; душа взмыла под купол храма и замерла рядом с ликом Главного Слушателя. А ведь это было только начало – вскоре настала очередь моей любимой прелюдии фа минор Баха, шедевров Генделя, Вивальди, М. Дюпре и много чего другого. И так два часа без перерыва! Экстазззззззззз…
Позже выяснилось, что мы с женой случайно оказались на дневной репетиции известного абхазского органиста Луки Гаделия перед его вечерним выступлением. Хотя бывает ли вообще что-то в жизни случайно? Уж не заслужил ли я своим долготерпением и верностью идеалам Гармонии снисхождения у… даже не знаю у кого, у органного ли Духа или у кого-то повыше… короче, не вымолил ли я этот фантастический «концерт по заявкам», организованный, кажется, лично для меня? Прослушав его весь до последней ноты, совершенно удовлетворённый и вдохновлённый, я подошёл к молодому талантливому музыканту – сегодняшнему посреднику между мной и Вечностью, поблагодарил его за полученное нежданно-негаданно эстетическое наслаждение и сказал дрогнувшим голосом, что он только что сделал как минимум одного человека абсолютно счастливым…
Вот такой в этот пасмурный день случился полновесный мажор от минорных баховских мелодий!
Небольшая фотогалерея к очерку
Вот так нас встретила Пицунда. Через минуту пойдёт ливень…
А мы пока укроемся в храме…
Общий вид концертного зала.
Не утерпел, чтобы не сесть за концертный рояль. Однако мужественно воздержался от традиционного в таких случаях исполнения знаменитой бетховенской багатели…
Вот он, великолепный пицундский орган, во всей красе!
Наверное, нелегко играть под взглядом такого «Цензора»!
Сижу, глотаю слюни – хоть бы один звук извлечь из этого величественного музыкального сооружения!
Устремлённый к горним высям…
Дамы в ложах уже томятся в ожидании концерта…
Кажется, готов и Главный Слушатель…
Вот и появился герой моего рассказа. Сейчас начнётся… таинство бессмертной, божественной музыки!
Этот пацан, оказывается, солист государственной филармонии Абхазии Лука Гаделия!
К сожалению, находясь в трансцендентном состоянии от только что услышанных неземных звуков органа, я не сообразил сфотографировать органиста в надлежащем, так сказать, ракурсе. Пришлось взять фото с сайта «Орган Пицундского храма в Абхазии», чтобы познакомить вас ним.
Наверняка звучание этого божественного инструмента способно разгонять тучи! (Снимки сделаны через несколько минут после концерта-репетиции)
У священного дерева в небольшом дворике около храма. Всё ещё под впечатлением…