Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 353
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 352
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Присоединение Крымского ханства к Российской империи и современная геополитика Гл.2 (Очерк)

             Глава 2
   Крымское ханство. Предыстория

    Впервые  татары появились в Крыму во время появления в Восточной  Европе татаро-монгол  в промежутке времени   с  1223  г.(походы Чингисхана) и 1239 г. (поход Батыя).
               Именно тогда 31 мая 1223 г. произошла знаменитая Битва на реке Калке между русскими князьями и половцами с одной стороны, и подразделениями Чингисхана  под руководством Джебе и Субеде— с  другой.

             Историческая  справка:
             По́ловцы (по наиболее вероятной этимологии — от др.-рус. половъ «жёлтый», возм. желтоволосые или желтокожие; кимаки, кыпчаки, куманы) — тюркский кочевой народ, образовавшийся в VIII веке в степях Казахстана и южной Сибири (верхнее течение реки Иртыш). В XI заселили степи Восточной Европы до Дуная («Половецкое поле», Дешт-и-Кипчак). Находились в сложных отношениях с Русью. В начале XII века половцы были вытеснены Владимиром Мономахом  на Кавказ, за Волгу, Дон, однако во второй половине XII века вновь активно участвовали в междоусобной борьбе русских князей. Затем, с 1190-х годов, наступил недолгий период, в общем, мирного сосуществования и частичной христианизации половецкой знати.

           В дальнейшем половцы  вошли в состав тюркского населения Золотой Орды, внеся вклад в формирование таких этносов, как гагаузы, казахи, крымские татары, сибирские татары, ногайцы, башкиры, карачаевцы, балкарцы, кумыки.

            Автор, намерено затрагивает тему Битвы на реке Калка,  так усилено  муссируемую на все лады,  во всех школьных учебниках, создатели которых проливают при этом  «крокодильи слезы» за бедными  русскими и неразумными половцами, для того чтобы  обратить внимание читателя на  первопричину  завоевания  татаро-монголами русских  княжеств.

             Итак, половецкий хан Котян Сутоевич обратился к своему зятю, галицкому князю Мстиславу Мстиславичу Удалому и к другим русским князьям, прося у них помощи против нового грозного врага: «Сегодня татары взяли нашу землю, а завтра и вашу полонят, если мы все дружно не встанем против них».
             На этот призыв откликнулись три князя - киевский Мстислав Романович, галицкий Мстислав Мстиславич и черниговский  Мстислав Святославича и ряд  других мелких  князей.

            После долгих уговоров Мстислава Удалого и щедрых подарков, т.е. говоря современным языком  взяток (подкупа) со стороны  половцев  было решено, что «лучше встретить басурманов на половецкой земле, нежели на своей».
.            Сбор был назначен на правом берегу Днепра, близ острова Хортица.
            Узнав о сборах, монголы прислали своих послов с такими словами: «Мы с Русью войны не хотим и на вашу землю не посягаем. Воюем мы с половцами, которые всегда были вашими врагами, а потому, если они бегут теперь к вам, — бейте их и забирайте себе их добро».
             Выслушав послов, русские князья приказали всех их перебить. Историки оправдывают это дерзкое даже по тем  свирепым и диким временам  преступление русских князей тем, что, мол, в 1222 году половцы поддались на уговоры монгол нарушить свой союз с аланами, после чего Джебе разбил алан, а затем обрушился и на половцев.
           Но вот как этот эпизод  описывает Гумилев Л.Н. в своей  книге»Древняя  Русь и Великая  степь» -
          « Долгое время половцы воевали с монголами на рубеже Яика (река Урал), удерживая при помощи башкир монгольские войска за Эмбой и Иргизом. Степная война обычно состоит из набегов и стычек, вследствие чего она, как правило, безрезультатна. Но тут у монголов появилась возможность ударить по половцам с тыла. Разбив в 1219-1221 гг. хорезмшаха Мухаммеда, владевшего всем Ираном, монголы вышли на Кавказ, нанесли поражение грузинам, и в 1222 г. в обход неприступного Дербента три тумэна прошли на степные просторы Северного Кавказа, населенные в то время аланами»

             А  убийство послов, во все времена означало объявление войны. Хотя  Русь  к этому готова не была и значительная  часть русских князей  из северных территорий отказались  участвовать в войне с монголами.

             И снова цитата из вышеназванной  книги Гумилева «А ведь это подлое преступление, гостеубийство, предательство доверившегося! И нет никаких оснований считать мирные предложения монголов дипломатическим трюком. Русские земли, покрытые густым лесом, были монголам не нужны, а русские, как оседлый народ, не могли угрожать коренному монгольскому улусу, т.е. были для монголов безопасны. Опасны были половцы - союзники меркитов и других противников Чингиса. Поэтому монголы искренне хотели мира с русскими, но после предательского убийства и непровоцированного нападения мир стал невозможен

            Положение усугубилось тем, что в сборном войске небыло общего командующего. Дружины удельных князей подчинялись лишь своим великим князьям. Половцы под руководством Котяна признавали только  Мстислава Удалого.
             Котян перед выступлением в поход крестился в православную веру. Ну, а все половцы, стало быть, тоже в одночасье стали христианнами? Наверно пример Князя  Владимира Красно Солнышка, таким образом, крестившим Русь,  был  заразительным и в те  времена.

            Перейдя на левый берег и  разбив 2 передовых отряда русские войска, действуя разобщено и  вследствие  ненадлежащей  боеспособности или измены части половцев  31 мая  1223 г. потерпели  полный  разгром.
           А теперь несколько цитат  с книги Л.Н. Гумилева «Древняя  Русь и Великая степь»
          « Одна часть монголов гнала бегущих до берегов Днепра, а вторая осадила стан киевского князя. Он храбро отбивался три дня, но после того как посланный на переговоры атаман бродников  (беглого люда) Плоскиня, в итоге предавший князя, поклялся на кресте, что если русские положат оружие — никто из них не будет убит, а князей и воевод отпустят домой, сдался."

           Кстати, упоминание в летописях «бродников» и их атамана Плоскини, уже свидетельствует, что в районе Хортицы, где позже обрадовалась Запорожская  сечь,   уже в те времена собирался беглый  от князей  народ – бродники.
         Вот историческая  справка: Бродники, продники, бронники - этнически смешанное население побережья Азовского моря и нижнего Дона в XII-XIII вв., возможно тюрко-славянского происхождения, по некоторым другим источникам ираноязычные. По всей вероятности в состав бродников могли входить остатки разрозненных хазар, булгар, а позже огузов.

            Бродники не оставили о себе ни материальных, ни письменных следов, это затрудняет их этническую идентификацию.
             Бродники не однократно принимали участие в междоусобных войнах русских князей, а также в русско-половецких и русско-татарских битвах. После ХIII в. письменная информация о бродниках не прослеживается.
             Однако существует гипотеза, что бродники не сумев создать прочное этническое сообщество растворились в славянской среде и пополнили первые казачьи отряды ( мнение М. Грушевского).

          А Гумилев Л.Н.  так трактует  этот  этнос по своему: «На Дону  монголы обрели союзников. Это был этнос бродников, потомков православных хазар и предков низовых казаков. Бродники населяли пойму Дона и прибрежные террасы, оставив половцам водораздельные степи. Оба эти этноса враждовали между собою, и потому бродники поддержали монголов. Благодаря помощи бродников монголы ударили по половецким тылам и разгромили Юрия Кончаковича, а хана Котяна, тестя Мстислава Удалого, отогнали за Днестр.»

         Так может это и есть то начальное   образование,  которое со временем преобразовалось в казачество и Грушевский   и Гумилев правы?
          Но вернемся  к нашему  повествованию.
          Монголы своего обещания не сдержали: все русские князья, и военачальники были убиты. Простых воинов увели в рабство.
         На берегах Калки русское воинство потеряло десятки тыс. человек. И по сведениям  летописцев только каждый десятый вернулся из похода.
          С этой битвой народный эпос связывает и гибель русских богатырей: в летописи среди убитых названы имена Александра Поповича  (Алеши Поповича)и Добрыни Рязанца   ( Добрыни Никитича) — реальных лиц и, очевидно, знаменитых воинов, раз их упомянули наряду с князьями. Мстиславом Удалым и Даниилом Романовичем.

     Но монголы  беглецов  дальше  переправ через Днепр   в районе острова Хортицы не преследовали и ушли за Волгу, где потерпели поражение от болгар, и вынуждены были,  возвратились в Среднюю Азию.
         А что же наши главные герои заварившие  эту  бойню?
Снова слово Гумилеву Л.Н. «А сам Мстислав Святославич 31 мая 1223 г. вместе с черниговской ратью бежал с поля боя. Разумеется, и сам он был убит, и его сын, и "богатырь Александр Попович с семьюдесятью собратьями"  Русские потери достигали 90 % бойцов.

         Мстислав Мстиславич Удалой еще до битвы захватил в плен раненого татарского витязя Гемябека, которого татары оставили "в кургане", так как он не мог сесть на коня.  
        Ну, уж ладно, убил бы его сам; нет, он выдал его половцам на муки! А после битвы, добравшись до Днепра и сев в ладью, он велел рубить прочие ладьи, вместо того чтобы организовать переправу соратников, скакавших за ним следом. Паника? Да!»

          А его зять и союзник  Котян Сутоевич, спросит  себя  читатель, небось, тоже  погиб «смертью храбрых»? А  вот  и нет,  этому повезло больше.В 1238 году  окончательно разбитый в Астраханских степях монголо-татарами Батыя, Котян Сутоевич бежал с 40 тыс. единоплеменников в Венгрию, где король принял его в подданство и дал земли для поселения.

                Но настал 1239 год и к Руси  приблизились орды  Батыя
                 Историческая справка: (Бату-хан, 1205—1255) — монгольский полководец и государственный лидер, чингизид, хан Золотой Орды, сын Джучи и внук Чингисхана.
           По разделу, произведённому Темучином (Чингисханом) в 1224 году, старшему сыну, Джучи, достались Кипчакская степь, Хива, часть Кавказа, Крым и Русь (улус Джучи). Ничего, не предприняв для фактического овладения назначенной ему части, Джучи умер в 1227 году.

           На курултаях  1229 и 1235 годов было решено отправить большое войско для покорения пространств к северу от Каспийского и Чёрного морей. Хан Угэдэй поставил во главе этого похода Батыя.
            С ним шли Орду, Шибан, Тангкут, Кадан, Бури и Пайдар (потомки Чингизхана) и полководцы Субудай-багатур и Джебэ-нойон.

           В своём движении это нашествие захватило не только русские княжества, но и часть Западной Европы. Первой целью стала Венгрия, куда ушли от татар половцы.  Но, вначале поднявшись по Волге, Батый разгромил Волжскую Булгарию, затем, разорил Рязань, Москву, Владимир-на-Клязьме, двинулся, было на Новгород, но от весенней распутицы ушёл в Половецкие степи, по дороге расправившись с Козельском.

           На этой последней  истории  необходимо остановится более  подробно, ибо есть версия, что причиной  мести Батыя Козельскому  князю Василию Титычу  было то обстоятельство, что  его отец участник  битвы на реке Калке,  был причастен к  убийству  монгольских  послов.  Вот как это  событие описано у Гумилева Л.Н. «Однако монголы не ко всем русским стали проявлять враждебность и мстительность. Многие русские города во время похода Батыя не пострадали. "Злым городом" был объявлен только Козельск, князь которого Мстислав Святославич Черниговский был среди тех "великих" князей, которые решали судьбу послов. Монголы полагали, что подданные злого правителя несут ответственность за его преступления. У них самих было именно так. Они просто не могли себе представить князя вне "коллектива". Поэтому пострадал Козельск.»

            А так же потому, что описание этой трагедии есть одни из ярких примеров позднейшей  фальсификации истории  русскими летописцами.  Которые, к примеру, не смотря на  100% истребление всех жителей, т.е. полное отсутствие каких - либо свидетелей и документов (деревянный город был сожжен) «Батый ж, взя град Козелеск и изби въся и до отрочате, ссущих млеко, а о кпязи Василии не ведомо се: инии глаголяху, яко в крови утопе, понеж бо млад бе»  противореча самим себе, пишут о заседании  Княжеского совета и  историческом решении,  принятом на нем: «Наш Князь младенец, но мы, как верные Россияне, должны за него умереть, чтобы в мире оставить по себе добрую славу, а за гробом принять венец бессмертия», «главы своя положити за христианскую веру».

            Но продолжим рассказ о Батые и его влиянии на создание Крымского ханства.
             В 1239 году Батый покорил Переяславль, Чернигов, разорил Киев (6 декабря 1240 года), Каменец, Владимир-Волынский, Галич и Лодыжин.
              Здесь орда Батыя разделилась. Часть во главе с Каданом и Орду направилась в Польшу, где под Лигницей польские силы потерпели страшное поражение.

              Крайним западным пунктом этого движения оказался немецкий Майсен. После чего Батый повернул  на юг и  пришёлся по  Моравии (нынешняя Словакия).
             Другая большая часть с Батыем во главе пошла на Венгрию, где скоро с нею соединились Кадан и Орду. Венгерский король Бела IV был наголову разбит Батыем и бежал. Батый прошёл Венгрию, Хорватию и Далмацию, всюду нанося поражения и, наконец,  уничтожив ненавистных  ему  половцев.

             В декабре 1241 года умер хан Угедей; заставило Батыя вернутся со своими ордами  в Монголию, чтобы принять участие в избрании нового хана.
             Позже Батый,  осел на берегах Волги в городе Сарайчик, ставшем при нём столицей нового обширного государства Золотая Орда.

           Важной исторической особенностью являлось так же то обстоятельство татаро-монголы, следуя "Ясе»- закону  Чингизхана, практиковали  полную веротерпимость (один из законов "Ясы" строжайшим образом запрещает направлять насилие против жреческой касты завоеванных народов), настаивая лишь на военно-политическом и хозяйственном (дань) подчинении русских.

              Но в 1312-1313 годах положение изменилось и при хане Узбеке монголы-татары, а,  следовательно, и крымские татары  приняли ислам, как единую религию.
              Это важное  обстоятельство  имело существенное  влияние не только на культуру и законы Золотой Орды, но и на формирование  под ее началом   Московского  княжества, как  зародыша  будущей  Российской империи,  которая  впоследствии начнет серию войн  для  захвата Крыма.

             Вскоре после этих военных походов татаро - монгол под предводительством Батыя и весь степной и предгорный Крым попал под  владение  Золотой  Орды.
                     Историческая  справка: Власть ханов Золотой Орды охватывала территорию значительной части современной России (кроме Восточной Сибири, Дальнего Востока и районов Крайнего Севера), северный и западный Казахстан, Украину, Молдавию, часть Узбекистана (Хорезм) и Туркмении.

             В ордынский период верховными правителями Крыма были ханы Золотой Орды, но непосредственное управление осуществляли их наместники эмиры.
             В этот же период исторические летописи  засвидетельствовали  появление  первых признаков создания Запорожской сечи.

             Название территории произошло от специальной системы укреплений из срубленных деревьев - засек. Со своим центром - о. Хортица на Днепре.
             Именно в   1304 в русских летописях  появляется впервые известие  казаках в Запорожье и их атамане Критикии. В  исторических документах указывалось на то, что у казаков не было феодального землевладения и зависимости. Существовало самоуправление с выбранными кошевыми, куренными атаманами и гетманом.

            Тоесть мы  видим, что одновременно с формирование Крымского ханства, появляется  его постоянный  противники-антиподы  запорожские казаки.
            Первым формально признанным властителем в Крыму считается Оран-Тимур, племянник Батыя, получивший эту область от Менгу-Тимура.
            Главным городом Крымского Юрта был город Кырым (современный Старый Крым).    Это имя затем распространилось постепенно и на весь полуостров.
            Вторым центром Крыма стал Бахчисарай.

            Многонациональное население Крыма тогда состояло в основном из кыпчаков (остатков племен половцев), греков, готов, аланов и армян, живших в основном в городах и горных селениях. Крымская знать была в основном смешанного кыпчакско-ордынского происхождения.
После смерти Эдигея в 1420 году Орда фактически утратила контроль над Крымом. После этого в Крыму началась ожесточённая борьба за власть, победителем из которой вышел первый хан независимого Крыма и основатель династии Гераев Хаджи I Герай.

Его личность историкам неясна, ибо и сама история Крымского ханства получает достоверный (документально-архивный) характер только с начала близких отношений с (Османской империей) Турцией.

Однозначно можно утверждать, что  власть  Хаджи Гераю досталась ему нелегко, после упорной борьбы с противниками, в которой он обнаружил тонкий политический ум, энергию и хитрость. О нем известно, что он провел свою юность в Литве, в качестве беглеца, и получил престол, благодаря поддержке польско-литовского государства в 1428г., но вскоре лишился его и вторично захватил власть в 1434 г. и царствовал до смерти в 1466 г.

Собственное национальное имя его было Девлет, мусульманское Бирди, а прозвища Хаджи и Гирей он принял при вторичном занятии престола по связи с обстоятельствами своего детства.

Прозвище Гирей было впоследствии принято его сыном Менгли и стало династическим прозвищем Крымских ханов.
           .Золотоордынский период в истории Крыма было окончательно завершён.
            Многолетнее стремление крымцев к независимости увенчалось успехом, а сотрясаемая смутами Золотая Орда не могла уже оказать серьёзного сопротивления.    
      
Вскоре после отпадения Крыма  она распалась на Казанское, Астраханское, Сибирское  ханства и Ногайскою  Орду.
При Хаджи Гирее  титул Хана стал обозначать верховного правителя.
Тогда же был утвержден герб - Тамга  Крымского улуса (трезубец или гребень)  и флаг.
А теперь сравните флаг и герб Крымского ханства, и Флаг и Малый  герб Украины – народы братья?
            К началу XV века  в состав Крымского ханства его входила, помимо степного и предгорного Крыма, часть горной части полуострова и обширные территории на континенте.

Хаджи Девлет Гирей вел двойственную политику по отношению к Московскому государству и генуэзцам, которых он обложил данью. Он явно стремился овладеть всем Крымом и, весьма вероятно, заключил с турками формальный договор, по которому уступал им Кафу с Готией.  
А так же  систематически и помогал литовцам и полякам в их борьбе с Золотой Ордой.
             ( конец 2 главы)

© Бровко Владимир, 06.10.2007 в 01:01
Свидетельство о публикации № 06102007010115-00040573
Читателей произведения за все время — 567, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют