Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 185
Авторов: 3 (посмотреть всех)
Гостей: 182
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Дума о Песне Авторской (Очерк)

Приезд Сергея Яковлевича Никитина, приуроченный к фестивалю авторской песни
"Осенний аккорд – 2007" дал мощнейший толчок, эмоциональный импульс для творчества всех тех, кто, так или иначе, имеет отношение к пению  под гитару. Оба его концерта; как первый, авторский вечер в ОДО, так и  второе отделение гала – концерта лауреатов и дипломантов "Осеннего аккорда" тоже прошедшего в зале ОДО было предоставлено Сергею Никитину и поэту, члену Союза Российских писателей, председателю жюри Грушенского фестиваля, автору слов легендарной "Бричмуллы", Дмитирию Сухареву, а также творческой соратнице Никитина, певице из Алматы, Ольге Качановой. Зал так же, как и на первом концерте, был переполнен, несмотря на довольно высокие цены на билеты.   Разница была в том, что в этот раз Сергей Яковлевич как-то по-человечески просто, с юмором поделился впечатлениями о поездке в Бричмуллу, рассказав залу (как будто бы друзьям за столом) как его встречали, какие моменты ему особенно запомнились.
Уровень исполнительства, энергия "высокого пилотажа", с помощью  которой поэт и композитор держали зал  в течение продолжительного времени, виртуозная школа сценического мастерства, артистизм, и, вместе с тем свобода общения и передвижения – всё казалось  безукоризненно отточеным. Наши барды из КСП "Арча",  клуба авторской песни, по сути являющимся единственным в Ташкенте на сегодняшний день, сразу же подтянулись, вспомнили свои лучшие песни…
И полетели, - кто на электричке, кто на своем автотранспорте, на фестиваль  в детский оздоровительный лагерь "Геолог", в надежде продолжить общение с Никитиным, да и себя показать.
Осенняя золотая пора, вдохновляющая бардов и поэтов на новые стихи и песни, встретила отличной погодкой! Сказать по правде, россияне, не привыкшие к горным ветрам, вечером основательно промерзли на свежем воздухе урочища Ходжикент, но это не помешало пению и общению (спасла теплая одежда). Бардам, знакомым с детства по телеэкрану в знак благодарности за любимые песни были вручены подарки: Римма Тетерина из Зарафшана торжественно вручила фигурку верблюда, сделанную из чистого золота, изготовленного на НГМК. Поэты дарили Никитину и Качановой свои сборники, лидер ташкентского общества сознания Кришны, Ганга Прия, - венок из розовых лотосов и талисманы.
Сергей Яковлевич, немного уставший от многочисленным экскурсов по Самарканду и Бухаре, а накануне побывавший,  наконец, в  воспетой им  "Золотой Бричмулле", и ставший вместе с Дмитрием Сухаревым и своей супругой, Татьяной Хашимовной Никитиной, почётными гражданами этого города, был ведущим фестиваля  все два дня.  Вел он программу весьма профессионально, в свойственной ему, уже знакомой нам, интеллигентной манере, учитывая не только подсчет голосов судейской коллегии, но и личность исполнителей.
Алматинские барды были как всегда, на высоте: семья Хайленко во главе с отцом семейства, Александром, которого Сергей Яковлевич охарактеризовал, как корень, из которого все растет, пела на разные голоса песни, сочиненные на слова Темура Валитова. Даша Хайленко, которой как раз 22 сентября исполнилось 10 лет, явно пошла в рост, не только физический, но, прежде всего, творческий. Маленький Миша тоже старается, как может, догнать свое звездное семейство на бардовской стезе…
Вызвало доброе чувство трепетное  отношение барда к детям. Сергей Яковлевич уже сам дедушка, и, возможно поэтому, ему по душе пришлось выступление  клуба детей и родителей "Три кита и дельфин", одну песню о Медвежонке - туристе в исполнении двух "звёздочек", Валерии Капрановой и Анечки Муленко даже выбрали для участия в Гала – концерте.
Заключительной песней фестиваля само собой, была "Бричмулла". Сергей Яковлевич спел её дуэтом, позвав на сцену  молодую бардессу Елену Трубачёву, которая приехала из Алматы со своей мамой – Татьяной и покорила всех звонким тембром и прекрасными песнями.
Диплом Гран – при "Осенний аккорд – 2007" весьма заслуженно получил  высокий и голосистый бард Влад Маевский, ослепивший всех нас улыбчивым обаянием.
Председателем жюри фестиваля в этот раз, как и на тридцатом по счету, юбилейном Чимганском фестивале был режиссёр ташкентского театра оперетты, бард Владимир Игоревич Баграмов, в составе – Вячеслав Южаков из Навои, успешно взявший в этом году диплом на фестивале "Горное эхо – 2007" в Алматы. Бессменный руководитель КСП "Арча" Темур Шенгареевич Валитов, с прошлого года  ставшего координатором бардовского движения всего Среднеазиатского региона. А также, его традиционный помощник  бард,  Арнольд Смородин и многократный лауреат фестивалей Чимгана и Алматы,  Александр Болодурин.  
Подробное описание фестивального процесса, как и перечисление многочисленных спонсоров, в число которых впервые вошли Республиканская товарно-сырьевая биржа и Республиканская агропромышленная биржа (спасибо им за поддержку) не является основной задачей  этой  статьи. Поэтому, не умаляя роли и выполненной работы организаторов фестиваля и гастролей Никитина, перейду непосредственно к размышлениям об общем состоянии на сегодняшний день такой важной части нашего искусства, как авторская песня.
Наши ребята на фестивале "Горное эхо -2007" этим летом показали себя весьма неплохо, продемонстрировав в Алматинских горах  свои способности.
Лауреатом конкурса в номинации "Песня о фестивале" стал Вячеслав Южаков из Навои. Он же был призером в номинации "Картинки нашей жизни". Еще четыре приза завоевали наши земляки - Хамида Ким из Навои, Гульнара Хусаинова из Чирчика, Дмитрий Маклецов из Ташкента.
Барды, представляющие Узбекистан – в основе своей - мэтры, за спиной у них большой сценический опыт, они показали «обкатанные» программы.
У нас же,  на осеннем фестивале, эти  ребята приняли участие в концерте и конкурсе.
Можно сказать, что они явились представителями, своеобразным лицом авторской песни перед российскими мэтрами.
Сергей Яковлевич показал и на концертах, и на фестивале обширную программу, состоящую из всех нам хорошо знакомых ранних песен, песен написанных к различным спектаклям, и песен последнего периода, с оттенком  философских раздумий, в несколько ином колорите.  
Пение С. Никитина и О. Качановой, стихи Д. Сухарева как лакмусовая бумажка высветила всё то, к чему люди, берущие в руки гитару и поющие со сцены давно привыкли относиться как к должному. И хотя в конкурсе участвовали сильные ребята, такие как Роман Мусин, Александр Якушев, Михаил Михелев, исполнялись произведения классиков авторской песни и достойные современники, внимательный взгляд изнутри говорит, что не всегда так бывает, что ребятам пришлось "подтягиваться", "собираться". Непринужденная, граничащая с изысканностью высокая сценическая культура Сергея Никитина и его товарищей заставила многих просто отказаться от участия в конкурсе, который обычно подразумевает 60-70 исполнителей. На этот раз к участию было допущено всего 25! И это правильно. Высокие требования к себе самому как  к актеру, как к исполнителю ведут тернистым, но праведным путем к высотам искусства авторской песни.
Если исполнитель небрежно одет, к тому же,  не очень трезв, движим единственной идеей фикс – проорать в зал свои нетленки, почувствовав на мгновения себя гением, (а таких хватает), то не нужно ему оставлять никаких шансов для подкормки нездорового тщеславия.
Кстати, о тщеславии. У нашего современника, поэта – арчовца, Владимира Долбни, есть такая строчка: "Тщеславие – недобрый наш порок".
Внимательно слушать друг друга, к сожалению, не входит в список достоинств наших бардов. К сожалению, кредо многих: "Я – гениален, остальные – бездарны!" А в последнее время, в ряды арчовцев, среди разношерстного творческого народа, состоящего из поэтов, фанов и слушателей собиравшегося в теплый круг вокруг гитары по средам под гостеприимной крышей музея фотоискусства, прокралась и вовсе опасная тенденция.  Если, безусловно талантливому и признанному автору, имеющему опыт поэта и журналиста, стоящему у истоков Чимганских фестивалей вдруг оказывается недостаточно места среди других, особенно молодых и творчески растущих организмов, то,  не понимая, к чему может привести процесс "чистки рядов", непродуманно – авторитарно озвучивается решение, что помехой для роста авторской песни являются поэты, которые не хотят писать те стихи, которые якобы можно было спеть. Те песни, которые уже поют, и которые  уже занимали места на фестивалях, кажутся недостаточно убедительными или игнорируются. (Критерии, по которым можно отличить стихи, как пригодные для пения под гитару, так  и непригодные, оцениваются  субъективно, исходя из собственных ощущений).  Попытка привести поэзию к единому знаменателю при помощи "логарифмической линейки" и запретительных санкций, привело к тому, что творческие особи нашли общение с бардами под сенью других заведений, не столь авторитетных, но более демократичных.
В тонкий процесс развития  авторской песни вторглась малость, - движимое личным тщеславием стремление разобщить творческие контакты, навязать свои рамки, которые не приемлемы для самого духа творчества.  
На встрече в Арче, сразу же после "Чимгана – 2007", Владимир Баграмов в своем выступление затронул именно эту струнку, сказав, что творчество – это процесс весьма интимный, требующий невмешательства в процесс созидания. Потому что "Каждый пишет, как он дышит", и  каждый из нас будет писать в своем ключе, а попытки вмешаться, или переделать по-своему не приведет в лучшем случае ни к чему, в худшем – к активному противодействию. Если же приходится корректировать, то нужно это делать очень корректно и деликатно.
Примерно на эту же тему говорил и Сергей Яковлевич, проводя мастер – класс под золотыми кронами "Осеннего аккорда – 2007". Он весьма кстати сделал замечание о том, что пора бы градации на 1,2 и 3 места убрать, а оставить только 1-е. Здесь он оставил неограниченный полёт для фантазии организаторов конкурсов авторской песни, которые могут придумать и внедрить другие стимулы для бардов, кроме спортивно – состязательных.
В своем интервью Уз ТВ С. Никитин выразил сожаление по поводу повальной коммерцизации искусства, засилия бульварщины и попсы.
"Люди думающие, – они не модны, а порой и просто излишни", - эту фразу Сергей Никитин с горечью повторил неоднократно. И это – не веяние времени, потому что интеллигентам  приходилось нелегко в любую эпоху, людям думающим и пытающимся что-либо изменить в культуре всегда приходилось нести колоссальный груз ответственности, терпеть несправедливые нападки со стороны воинственно настроенных дельцов от искусства и просто завистливых недоброжелателей.
Поразив и покорив своей простотой, общительностью и лавиной энергоотдачи, Сергей Яковлевич оставил нас, пообещав наведываться чаще,  позволив нафотографироваться с ним досыта, раздав  автографы всем желающим, никого не оставив в стороне. Жаль, что такого общения всегда мало…
А наиболее понравившимся исполнителям на заключительном концерте он подарил последний именной диск с записями своих песен и личным автографом.
Остались разговоры, впечатления – яркие, порой противоречивые, всколыхнувшие душу, и это – здорово!
Ведь, пока мы мыслим, до тех пор мы существуем. И пока  в произведение, будь то стихотворение, песня или картина, есть мысль, пока она претворяется с помощью таинства творческого процесса в художественный образ, до тех пор будет биться живительная творческая струя, питающая источники нашей культуры.


    


© София Демидова, 02.10.2007 в 10:34
Свидетельство о публикации № 02102007103447-00040100
Читателей произведения за все время — 352, полученных рецензий — 1.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Solli
Solli, 18.10.2007 в 18:09
Дорогая, Недотрога!
С радостью прочитала Ваши новые стихи, они как всегда лиричны и душевны. С огромным удовольствием прочитала этот очерк - рассказ о фестивале. Как здорово, что авторская песня ещё жива.
И на Вас с Сергеем Никитиным с удовольствием посмотрела.
Успехов Вам,
София Демидова
София Демидова, 22.10.2007 в 12:28
Cпасибо Вам, чувство востребованости очень приятное чувство.
Заглядывайте.

Это произведение рекомендуют