Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 132
Авторов: 0
Гостей: 132
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

  Бывший слесарь-сантехник Тюриков любил дождь. Дождь видел и понимал это, продолжал безжалостно жить за окном, стучал в стекла, тонкими ручейками стекал с крыш, веселился, кривлялся, буянил, чувствуя свою власть, плакал, капризничал, ссорился, спорил. Дождь вел себя нехорошо, жестоко пользовался человеческой слабостью. Сколько раз вероломно врывался он в тихую жизнь, неся жалость и непонятную грусть, сколько тоски впитали с ним оконные рамы, сколько птиц, пролетая, кричало об этом. Несомненно, Тюриков любил дождь.

Кроме этого, Тюриков любил выпить или, как он сам иногда говорил, тяпнуть по последней. Когда небо заволакивали тучи и первые редкие капли кропили асфальт, он садился с бутылкой к окну, пил и думал, и смотрел сквозь листву на мокрых сизарей, поскольку больше смотреть было не на что. В такие минуты слесаря можно было назвать счастливым человеком. Счастье, впрочем, понятие относительное, и мы уж не знаем наверное, был ли он счастлив в то время или просто жил, как жили, скажем, его соседи, тем более что и соседи могли быть довольны своей жизнью. Да и где та граница, преодолев которую человек переходит из просто жизни в счастливую жизнь, и где тот кто-то, кто определил эту границу, и есть ли она вообще? Слесарь, конечно, мог быть счастливым, а мог и не быть, и это не мешало ему любить жизнь и наслаждаться покоем, ведь для иных людей счастье в покое.

Проживал Тюриков в коммунальной квартире, в комнате, выходившей окном во двор. В комнате помимо него находились стол, два стула и железная кровать с матрацем. Во дворе рос тополь – старое, могучее дерево с неизменными воробьями на толстых ветвях. Весной приходили люди, обрезали ветви, копали лопатами землю и красили в зеленый цвет скамью у подъезда. Почки на деревьях распускались, воробьи весело чирикали, бабушки с авоськами не спешили домой, обсуждая местные новости; редкие дожди приносили свежесть и знакомый и приятный многим весенний аромат.

Летом зеленая масса листвы скрывала от солнца тюриковское окно. Город погружался в горячий смог, болел, температурил; пахло бензином, асфальтом, вспотевшими телами и жженой резиной. Ночи были теплыми и безветренными, а дни – жаркими, и хотелось квасу, ветра, леса или озера в камышах.

Осенью шли дожди. Листья опадали, и ветер подхватывал их и поднимал высоко над землей, бросая от стены к стене. Недавно выкрашенная скамейка набухала, краска трескалась и осыпалась. Колодец двора становился темным и скользким. Под аркой собиралась огромная лужа, и невозможно было войти во двор не замочив ног. Потом появлялись деревянные мостки, и мальчишки бросали в лужу булыжники, обливая прохожих. Небо превращалось в шершавую свинцовую плиту, опускалось все ниже и ниже, и казалось, что двор готовится к чему-то нехорошему, скорому и неизбежному. Эти дни Тюриков проводил у окна, смотрел на тополь, слушал дождь и думал. Быть может, он и не думал вовсе, а просто сидел или, скажем, спал, но со стороны в такие минуты всегда напоминал задумавшегося человека. Осенью слесарь предавался одиночеству; осенью нечастые посещения соседей прекращались совсем и только дождь разделял с ним по-соседски беседы у окна. Под столом возникала куча бутылок из-под вина и пустых флаконов розовой воды, росла с каждым днем, угрожая заполнить всю комнату, затем вдруг исчезала, чтобы появиться через несколько дней в тех же размерах. Дождь стучал в стекла, дни становились все короче, Тюриков не зажигал света, сидел у окна, слушал дождь и думал.

Потом наступала зима всегда снежная и морозная. Стекло покрывалось слоем льда и снега, ветер стихал, слесарь доставал из-под стола пустые бутылки и выходил к людям.

Так повторялось из года в год, и никто не смог бы изменить привычный ход времени, Тюриков знал это. Можно было бы, конечно, спилить тополь или покрасить скамейку в красный цвет, но летом все равно хочется квасу, а осенью идет дождь. Так уж устроена наша жизнь.

    Пил Тюриков в одиночку, но иногда, обычно по выходным, приглашал в гости соседа Гошу - некогда неплохого, а ныне спившегося музыканта-трубача.
- А что, Гоша, не тяпнуть ли нам по последней? - говорил слесарь, встретившись с ним в коридоре. Гоша морщился, пыхтел, тер руками затылок, и, выразив, таким образом, крайнее смущение, неожиданно для себя отвечал утвердительно, дескать, отчего же не тяпнуть, можно и тяпнуть, или что-то в этом роде. В темном коридоре пахло тухлятиной и уборной, старый паркет скрипел под ногами, на стене висел таз. Тюриков улыбался, одобрительно кивал головой, они скидывались и Гоша бежал в магазин.

  Гоше шел шестидесятый год, и он был евреем. Где он родился и как его занесло в этот скучный город никто не знал. Этот город был не для него, здесь шли дожди, дымили трубы, люди смеялись редко и смотрели вниз. Здесь все соседи, начиная с семилетней Ирочки и заканчивая Тюриковым, звали его просто Гошей, потому что не знали ни отчества его, ни фамилии. Для всех он был просто Гоша - подслеповатый, седой старик, с втянутой в плечи головой и гибкими, тонкими пальцами. Он все делал тихо: тихо пил, тихо говорил, тихо ходил, тихо спал, и, в общем, не доставлял соседям никаких беспокойств. Иногда он занимал, но всегда отдавал в срок, пил запоем неделями, но в эти дни вел себя хорошо, не буянил и не лез с бессвязной болтовней, как это часто бывает с людьми его возраста. Отношение соседей к Гоше было теплым и каким-то покровительственным, что ли, таким, каким бывает отношение хорошо воспитанных детей к своим престарелым родителям. Гоша, впрочем, держался молодцом, смеялся, шутил и, иногда даже, играл с соседской кошкой Машкой. Мама говорила Ирочке, что Гоша спился и пропил ум и последние деньги. Ирочка жалела Гошу, ужасно переживала и думала о том, что деньги еще можно нажить, а вот ума нажить трудно. Ирочке шел седьмой год, она была умной девочкой. Еще она слышала, говорили, что спился он из-за любви, не то к женщине, не то к музыке, что ли, из-за белых платьев и вееров, а каких вееров? - таинственно качали головой и протирали очки платком. Из-за любви, говорили, может, и просто так - улыбались, махали рукой, задумчиво хмурились. Да и не спился он вовсе, а просто иногда закладывал за воротник или принимал на грудь, или, как сказал бы Тюриков, тяпал. Сплетни все это соседские, оговор бестолковый.

  Пили дешевый портвейн и Розовую воду. Гоша молчал, Тюриков смотрел из окна на дождливый город. Зажигались фонари, отражались в лужах, на мокрых стенах домов. Наступал вечер. Потом скидывались еще и Гоша бежал в универмаг за добавкой. Приходил сосед Костя - человек правильный и воздержанный во всех отношениях. Костя Розовой воды не пил, но покупал на свои деньги Агдам. Тюриков садился спиной к окну и разговаривал с гостем, поскольку считал Костю мужчиной правильным и твердых взглядов. Субботние вечера, как правило, затягивались, плавно переходили в ночь, и гости расходились за полночь. Гоша бегал в универсам за "Агдамом", в универмаг за Розовой водой, жарил на кухне картошку или просто сидел и слушал умных людей. Костя рассказывал о жизни, стучал по столу ладонью или раскатисто смеялся, откинувшись на спинку стула. Охмелевший слесарь поддакивал, качал головой и грозил пальцем Гоше. В комнате царили мир и веселье.

  Когда допивали последний флакон, Тюриков брал у теть-Любы баян и, вместе с Гошей, пел для Кости песни своей молодости, песни о солдатах и матросах, о любви, о дружбе, о трудовых победах и о войне. Костя опускал голову на крепкие руки, неумело подпевал, иногда выпрямлялся и осоловело глядел на обшарпанные стены, но, в конце концов, засыпал. Потом баян брал Гоша и играл что-то заумное, то ли Баха, то ли Верди. Всякую чушь.

- Это что! – почему- то раздражался слесарь. - А вот ты скажи мне лучше, что ты такое, что за фрукт такой, а? Кобзон?! - Тюриков волновался и размахивал руками. Гоша сидел на кровати, улыбался и думал о чем-то своем. Потом слесарь успокаивался и, сев к столу, затихал. Приходила теть-Люба, забирала баян и отводила Гошу в его комнату. "Любаша, выходи за меня", - предлагал Гоша по дороге и прижимался головой к теть-любиному плечу. Теть-Люба смеялась, укоризненно качала головой и, проводив Гошу, возвращалась на кухню.

  Войдя в комнату, Гоша садился на кровать и вешал пиджак на спинку единственного стула. Затем он доставал из под кровати черный потертый чемоданчик, выключал свет, подходил к окну и, щелкнув замками, открывал крышку. Достав трубу, он несколько минут любовался ею в свете фонарей, после подносил к губам и мысленно играл, надув щеки и топая в такт правой ногой. Что именно он играл нам не известно, зато нам точно известно, что бывало дальше. А дальше Гоша убирал трубу, доставал из чемоданчика стопку нотной бумаги и писал на подоконнике музыку.

  Последние годы музыка давалась не просто, последние годы трудно было не повториться, сбросить шаблон, вырваться и лететь. Музыка получалась какой-то рваной, бесформенной, точь-в-точь как Гошина жизнь или, скажем, как осколок снаряда, не дай Бог, которого Гоша никогда в жизни не видел. Гоша писал о жизни.

  Гоша писал о том, что он тонок, раним, и только поэтому ему  неуютно в этом городе. Город большой, шумный, в нем так легко затеряться, слиться с толпой. В нем так легко отравить душу. Много ли людей, подобно ему, сумели сохранить стройность мысли, способность творить, не растряслись в суетливых буднях? Много ли дней осталось ему?

  Он писал о смерти, о том, что скоро придет и его час, и вместе с ним уйдут, наконец, последние надежды, те крохи, что жизнь еще не успела развеять по ветру. Сыпались ноты, сыпались тополиные листья, где-то далеко, в манящей дали, в темной глубине знакомых миноров сыпались с неба серебряные звезды. Гоша обращался к Богу. Он не просил, он так долго и безнадежно просил, что теперь уж  просить не решался. Он советовался, он говорил.

  Он говорил о Тюрикове, о Косте, о теть-Любе, о портвейне и Розовой воде, о Трубе - своей единственной любви, так часто предававшей его в этой жизни. Он говорил о том, как стыдно ходить оборвышем, как тяжело встречать на улице бывших учеников. Дом спал, ветер бился в стекло, рвался к Гоше и Гоша говорил о ветре, об узкой келье своей, о музыке и о пьянстве. Из-за облаков выглядывала луна, и Гоша писал о луне, о дочери, которая есть, но которой нет, о немногих добрых знакомых, их все меньше с каждым годом. Да мало ли о чем может рассказать пьяный старик.

  Гоша писал долго и вдохновенно, писал для того, чтобы утром разорвать не перечитывая и, тайком от соседей, выбросить клочки в мусоропровод. Он писал до тех пор, пока луна не скрывалась за углом дома, освещая кухню, где чистила картошку теть-Люба. Гоша раздевался и ложился спать. Теть-Люба поднимала голову, вытирала лоб тыльной стороной ладони и вздыхала.
Теть-Люба не знала нот.

© Денис Плотников, 25.09.2007 в 07:24
Свидетельство о публикации № 25092007072447-00039382
Читателей произведения за все время — 302, полученных рецензий — 4.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии

Ольга Грушевская
Ольга Грушевская, 26.09.2007 в 11:38
Ден, в целом мне понравился рассказ. Своей вселенской грустью, построением предложений, кое-какими акцентами.
Но без обид: я бы над рассказом поработала еще. Есть длинноты (много дождя и слова "дождь", и всей этой игры с дождем), длинна часть о Гоше и его музыке, а посему линия Тюриков-Гоша-Костя - не сбалансирована, как-то хочется увидеть "крючечки"-зацепочки друг за друга этих разных по определению людей. А не не понятно: рассказ о Тюрикове (заявка на него поначалу), или о Гоше и его внутреннем мире (последняя часть), или об осени с дождем (рассказ-настроение, где идет констатирующее "подсматривание в окно людских жизней"). Понятно, что обо всем и обо всех. Но нужна та точность фраз и емкость, которой Вы обладаете и которая так классно проявилась во "Времени свито в кольцо". А "теть-Люб" - хорошо.
Прошу, только без обид, да?
А где другие рассказы?
Удачи, не прощаюсь!
С уважением,
Ольга
Денис Плотников
Денис Плотников, 26.09.2007 в 13:13
Ольга, привет.
Да никаких обид, о чем речь. Наоборот, всё Вы правильно написали, я согласен. Рассказ этот я в 92-м году написал и был он изначально длиннее, а в интернет поместил короткую как бы версию, потому и связки утеряны некоторые и конструкция получилась кособокая несколько, Вы правы полностью.
Насчет других рассказов, буду выставлять помаленьку, да вот только читают что-то мало: два рассказа 14 человек прочли. Или здесь это так принято? – не знаю.
Спасибо.
Ольга Грушевская
Ольга Грушевская, 26.09.2007 в 13:32
Значит, это урезанная версия, тогда понятно. ОК.
Что касается портала, я сама здесь недавно и тоже заметила, что читают не много, но почитывают... Но главное, мало кто пишет впечатления, а это самое важное: пусть плохие-хорошие, не важно, мнение - ценно. А тут - тишина, голос в пустоте.
Ирина Василенко (мемориальная страница)
СПАСИБО.
После такого кажется, что день прошёл не зря - ты стал лучше...)
Денис Плотников
Денис Плотников, 10.11.2007 в 18:01
Завидую Вам. В том смысле, что меня подобные откровения давно уже не посещают, к сожалению.
Спасибо.
Лариса Коваль-Сухорукова (Тинка)
Кроме этого Тюриков любил выпить -по-моему, после "этого" нужна запятая.

и мы уж не знаем, наверное, был ли он счастлив--по-моему, после "знаем" запятую не надо, т.к,. "наверное является уточнением для "знаем", смысл здесь: мы не знаем точно, не знаем наверняка, не знаем наверное.

"Потом появлялись деревянные мостки, и мальчишки бросали в лужу булыжники, обливая прохожих" мне непонятна связь между мостками и мальчишками, почему здесь стоит союз "и".

"Этот город был не для него, здесь шли дожди" --ну как же, дождь не для него? Ведь рассказ начинается с " Бывший слесарь-сантехник Тюриков любил дождь. " !

Не совсем понимаю связь рассказа со своим названием: «Давайте радоваться». Звучит как пародия на жизнь. Вы это имели в виду?

Денис Плотников
Денис Плотников, 05.02.2008 в 12:38
Лариса, привет.
Да, после этого запятая нужна, а перед знаем – не нужна, мне тоже так кажется, согласен.
Что до следующего про мальчишек и мостки, «и» там к месту, простите, не соглашусь, я так слышу. Каждый пишет как слышит, а слышат все различно. С точки зрения грамматики там ведь все вроде в порядке, в предложении? Или нет? А стиль, манера повествования у всех своя, простите. Связь там прямая между мальчишками и мостками, непосредственная, то есть, в буквальном смысле как написано: появлялись мостки, и мальчишки бросали камни; связывает два этих явления осень, грязь и слякоть.
Дождь был не для Гоши, о Гоше там речь. А Тюриков, действительно, любил дождь, что Вы совершенно справедливо заметили. Он, Тюриков, вообще занимает неоправданно много места в рассказе, на мой взгляд.
Про название рассказа – именно это и имел в виду, очень правильно Вы написали, метко и лаконично, лучше не скажешь.
Спасибо за замечания, я исправлю, разумеется. Возможно, в этом вот моем ответе тоже кое-где что-нибудь пропущено или даже лишнее. В смысле запятых. Заранее прошу простить.
Спасибо, удачи Вам, всего доброго.
Денис Плотников
Денис Плотников, 05.02.2008 в 12:46
не перед «знаем», а после, разумеется, простите
я всё исправлю
Лариса Коваль-Сухорукова (Тинка)
Ой, я почему-то Гошу Тюриковым восприняла, невнимательно читала, а это у вас же разные люди, тогда с дождём--всё правильно, извините.
С мостками тоже, пожалуй, соглашусь. Хотя это место можно было бы чуть расширить.
:)
Андриян Ниткин (Nikchyomuha)
Я плакал... Я в дичайшем восторге... Великолепный рассказ, монументальные образы... А название какое - песня! Из рассказа можно извлекать цитаты... Какой язык - я счастлив до умопомрачения... Я учусь музыке, поздновато начал в 32 года... и Ваша музыка, Гошина музыка зазвучала во мне, браво! Концовка шикарная. Спасибо.

Это произведение рекомендуют