Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 337
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 336
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

На «корпус» впереди… (Эссе)

Автор: Victor G.
Не так давно на страницах одного из ЖЖ было опубликовано письмо учительницы литературы Натальи Ванюшевой из Ижевска. На нее подали в прокуратуру за растление детей. Вот что пишет педагог: «В Управление образования Удмуртской республики на меня поступила жалоба. Пришёл папа шестиклассника и заявил, что я растлеваю малолетних детей, читая с ними литературу о проститутках и трансвеститах. Речь о романе французского автора Ажара «Вся жизнь впереди», за которую автор получил престижную Гонкуровскую премию… По мнению родителя и чиновников, которые не то что не читали, но не слышали о ТАКОМ развратном авторе,  - именно за распространение сведений о проституции».
Меняются школьные программы, учебники, обновляется список необходимых для чтения книг, ширится перечень произведений для внеклассного чтения. От такого изобилия, от такой свободы (которых не было при советском строе) у словесников голова кругом идет. И вопрос «Что можно читать в школе?», поднятый педагогом, отнюдь не праздный. Начался обмен мнениями в блогах и на радио. Полагаю, не грех и нам включиться в эту дискуссию.
Понятно, что в прокуратуру никому ходить не хочется. И педагог предлагает следующие оправдательные аргументы: «Пришла после головомойки к коллегам, и мы стали перебирать программные произведения, пытаясь «уразуметь», а можно ли вообще литературу преподавать: к чему не обратись – всё вредно. Раскольников – убийца, Толстой называет Ростову самкой и любуется ею, такой, Раневская – детей/дом бросила и укатила к любовнику, который её унижает и обирает… А что говорить о былинах! «Не хочу,- говорит Садко, - жить во блуде с тобой».
Далее педагог патетически восклицает: «Должен ли учитель знакомить детей с новинками современной литературы или только «корпус»  выдавать? Можно и так: «Есть ли у учителя литературы право вообще обсуждать что-то помимо «корпуса»?»
Чтобы не уподобляться критикам сталинской поры («Мы роман не читали, но осуждаем его вместе с партией и правительством…), роман я прочитал. И он мне очень понравился.
Произведение Ромена Гари (Эмиль Ажар – это псевдоним),  принёсшее автору высшую литературную награду Франции, увидело свет в далеком 1975 году. В центре повествования мальчик, воспитывающийся в своеобразном люмпенском приюте, во главе которого — мадам Роза, бывшая «женщина легкого поведения».
Роман мне показался «гибридом», по крайней мере, двух произведений: «Над пропастью во ржи» Джерома Сэлинджера и «Отверженных»  Виктора Гюго. Первая ассоциация – повествование ведется от лица «рефлексирующего» подростка (араба по прозвищу Момо), который сам стесняется своего «опыта старика», а потому то и дело подпускает в речь ругательства, иронизируя, надсмехаясь над окружающими и самим собой. Вторая ассоциация более очевидна: героя неоднократно называют именем Виктóр, кроме того, Момо дает обещание написать своих «Отверженных», поведать миру всю правду о бедных кварталах Парижа второй половины XX века.  
Собственно, это обещание он выполняет. В книге действительно заходит речь о «женщинах, которые борются за жизнь», о «перевертышах», о наркотиках. Но это всё, конечно, антураж. Книга о других вещах. О привязанности подростка к тёте Розе, об ответных материнских чувствах старой женщины, у которой, в силу профессии, не могло быть нормальной семьи. Эта взаимная  привязанность часто переходит в безумство. Эта книга о старости, об одиночестве, о том, что люди часто никому не нужны, и как они ни бьются, не могут обратить на себя внимание – а любви, заботы, понимания хочется всем. Эта книга о том, что нет черного и белого, нет плохих людей и хороших, и в душах «отверженных»  есть место благородству, отваге и жертвенности. Пожалуй, если верить автору, в люмпенах всего этого гораздо больше, чем в добропорядочных гражданах.
С последним тезисом можно соглашаться или спорить (скажем, Варлам Шаламов в «Колымских рассказах» говорит о прямо противоположных вещах), но Ажару веришь, потому что это написано талантливо, это чувствуется даже в переводе (спасибо переводчику В. Орлову - блистательная, филигранная работа).
Роман читается легко, на одном дыхании. Язык образный, афористичный. Хочется выписывать понравившиеся фразы, делиться ими с друзьями. Подросток допускает в рассказе стилистические, лексические ошибки, что придает еще большую достоверность повествованию. Момо мудр в свои четырнадцать. Он знает жизнь изнутри, но это все-таки темная сторона жизни. И замечательно, что он в конце концов встречает славных людей, которые готовы показать ему и светлые стороны бытия, принимают его в свою семью.
А что касается восклицаний и жалоб педагога, то здесь, по-моему, всё просто. Читать роман с шестиклассниками нет никакой необходимости. Это просто вредно для них. Есть масса прекрасных произведений, не менее глубоких и полемичных, о которых можно и нужно говорить с учениками, спорить до хрипоты, искать истину.
Так что дуться Наталье Ванюшевой на родителей и чиновников глупо. Я бы и сам не позволил своей дочери-семикласснице читать эту вещь – просто рано.  Учитель-словесник – это (как бы высокопарно не звучало) носитель и транслятор нравственных ценностей нашего народа: кто, если не он, расскажет детям о долге, верности, чести на примере высоких образцов художественных произведений? Литература, вероятно, единственный школьный предмет, через который педагог еще может активно воспитывать, формировать личность ребенка. Полагаю, тут можно обойтись и без «пикантных примеров».  
Книга предназначена взрослым, которые действительно смогут прочувствовать, понять то, что хотел сказать автор, оценить художественные достоинства этой вещи, задуматься о собственной жизни и мире вокруг нас.
© Victor G., 18.08.2015 в 11:17
Свидетельство о публикации № 18082015111700-00386252
Читателей произведения за все время — 13, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют