Елена! У Вас получилась очень цельная эмоциональная вещь. Безусловный респект. Совсем недавно я тоже так считал:
http://grafomanam.net/works/204677/Но если отбросить эмоции, и посмотреть философски, человечество не может нести за собой груз всех прошлых трагедий. Иначе, в какой-то момент он станет неподъёмным.
Мы все(!) не можем жить, сохраняя в неприкосновенности все места, где когда-то происходили даже самые страшные события. Иначе вся наша земля представляла бы собой сплошные кладбища и мемориалы, где и чихнуть было бы кощунственно. Но общественное сознание имеет "предохранитель". Это время. В среднем, через 60-70 лет даже самое масштабное событие постепенно переходит из актуальной истории, которая эмоционально воспринимается как неотъемлемая часть нашей жизни - в просто Историю. В ту, где уже лежат и пирамиды, и Древний Рим, и наполеоновские войны. И ничего ты с этим не поделаешь. Это физиология мышления. Когда уходят последние живые свидетели, отношение к событию незаметно, но кардинально изменяется. Оно окончательно расщепляется на монументы, музейные экспонаты и архивы с одной стороны, и мифы и легенды - с другой. Кстати, работы историков и писателей, и особенно, киношников очень способствуют этому мифотворчеству.
Память людская – болото.
Лет шестьдесят, и довольно.
Дальше – passato remoto:
Врать можно всё, что угодно.
Нет уж свидетелей боле.
Было ли, не было – пофиг.
И не почувствовать боли,
Тех, кто свершили свой подвиг.Первая часть лишается эмоций, а вторая - штука очень нестабильная, ибо каждый склонен преукрашать или даже до неузнаваемости перевирать мифы, по определению не нуждающиеся в свидетельствах и доказательствах. Я бы не удивился, если бы лет эдак через 150 (если этот памятник в Бабьем яру ещё сохранится), с ним бы потомки связывали и сталинские репресии и чернобыльскую аварию, и Илью Муромца со Змеем горынычем, причём одновременно. Новые события рано или поздно заслонят старые, а история спрессуется. Существенна ли для нас дистанция между первой и второй Пуническими войнами? А между первой и второй мировыми ещё существенна. Но так будет недолго. Нам горько потому, что мы как раз сейчас наблюдаем переход Отечественной войны из души в небытие. А следующему поколению уже не будет обидно, так как они не знали исходного отношения. Не знаю, хорошо это, или плохо, но так было, есть и будет во все века и у всех народов. И нам нужно найти балланс (не компромисс!) между "вечная память" и "жизнь продолжается". И я не считаю святотатственным то, что в парке на месте Бабьего яра гуляют мамы с колясочками, люди лежат на травке и играют в теннис.
Я никому не навязываю свою позицию.
Прочитал Ваши "Реки". Увидел здесь рецензию, и вспомнил.
Всегда считал, что художественный образ не обязан быть географически достоверным, но у Вас всё в порядке. Над Лыбедью ещё есть мосты, с которых можно плюнуть в открытое русло(!) этой великой реки. И ручей на месте Крещатика был (по законам физики обязан был быть). Правда, это место называлось в те времена иначе. Так что, с точки зрения киевлянина, всё достоверно.
Удачи Вам!