***
вчера до пяти вечера гуляли по Лысой горе (той, которая возле м. "Демеевская"), потом выпили вчетвером бутылку итальянского вина в честь возвращения с горы и поехали на "Лавры", по дороге попали под ливень, спрятались под навес остановки, но там начался потоп, потом приехали в "Купидон", все места были заняты, люди сидели даже на полу в коридоре (это потому что выступали лауреаты фестиваля разных лет), я в зал не хотела, потому что накануне замерзла там от кондиционера, да и вообще тесно. Дана Пинчевская сказала: "Ты же русский поэт, ты должна сидеть в зале, а не стесняться в дверях", а я сказала, что не хочу, потому что у меня начнется клаустрофобия (ну на самом деле не так радикально, но действительно начала бы нервничать немного). Потом купили в супермаркете еще бутылку вина, зашли в соседнее кафе и там я по совету друзей попробовала фалафель (всё допытывалась, из чего он и точно ли там нет мяса). Потом мы открыли бутылку вина на Бессарабке, тут я начала допытываться, не придет ли милиция, на что мне сказали, что здесь все пьют, это такая свободная зона. Разлили немного по стаканчикам, тут к нам подошел алкоголик и спросил: "Господа, вы из России?", мы ответили: "Нет, мы местные". "Чем порадуете дедушку?" - спросил алкоголик. "Ну вот вино есть", - показал Охримович недопитый стаканчик, а бутылка была у него в рюкзаке. Алкоголик сказал, что сколько там того вина - вот девушку лучше угостите, и ушел. Мы зашли в "Диван", мероприятие как раз закончилось, Охримович начал тайно наливать нам вино в стаканчики под столом и мы так же тайно начали его пить, потом началось следующее мероприятие, мы послушали стихи, профессор иудаистики сказал: "Куда мы попали, это что - урок литературы в средней школе?", и мы разъехались по домам.
***
понравился сегодня фильм "Он гораздо популярнее тебя" - такой стёб над авторским кино и вообще над поколением "мимими".
мне тоже предложили взять камеру и снимать свою жизнь и людей, с которыми я общаюсь, пока не закончится память, а потом из этого смонтировали бы фильм. я взяла камеру, чтобы посмотреть, как это работает, и начала снимать людей, которые сидят за столом и пьют пиво, а потом сказала: "Ну это какой-то арт-хаус, нужен экшен, так ведь может продолжаться два часа", перевернула салфетки, Андрей полез их собирать и я обрадовалась: "Ну вот, уже что-то происходит".
потом Андрей спросил: "А ты есть в инстаграмме? Это способ самовыражения", а я возразила: "Ну вот сфотографирую я это блюдо с сухариками и выложу в инстаграмме - кому это интересно?", на что он сказал: "Ну это тоже будет характеризовать тебя определенным образом".
***
Была на квартирнике Полозковой в Малой Опере, рядом препирались парень и девушка, потому что девушка хотела выпить, а парень говорил: "Ты хочешь напиться? Сейчас послушаем стихи, а потом напьешься. Но это ведь придется машину вызывать". Я им как-то ничего не сказала по поводу того, что они всё равно сами не слушают стихи и другим мешают, так что лучше пусть идут напиваться. Потом появился Фагот с букетом цветов. Потом я разлила пиво на рукав пальто и очень волновалась по этому поводу, мы с Верой долго обнимались, а потом она спросила, всё ли у меня хорошо. Потом мы фотографировались для группы вконтакте, а охранники всё время напоминали о времени, потому что уже должна была начать выступление группа "Tesla Boy", а люди жаждали автографов. Потом Вера сказала, что обязательно найдет способ передать мне новую книжку (интересно, что за способ, но только бы не "Почта России")), и пошла собираться в аэропорт, чтобы лететь в славный город Питер, а я вышла на Дегтяревскую мимо толпы поклонников неизвестной мне группы.
***
еще в воскресенье ходили на фестиваль Vedalife на Трухановом острове - там буддизм и йога, люди жили в палатках на берегу Днепра, торговали всеми этими индийскими штуками, рекламировали аюрведические кафе и выясняли цвет ауры, выступали группы, мудрецы читали лекции, люди занимались йогой в воздухе - так что я там встретила одногруппницу, которая шла впереди меня в майке с логотипом йога. фестиваль проходил третий раз, и нас тоже удивило, почему одновременно с празднованием 1025-летия крещения Руси, а потом начали думать, что, наверное, его давно назначили, и всё равно на торжествах в честь крещения совсем другие люди, и они ведь на государственном уровне, а у йогов частная инициатива, как-то так. послушали мудреца, который говорил какие-то всем там давно известные вещи, и насчет кармы привел пример с ребенком, который должен признать свою вину, иначе будет наказан. еще привел пример с манговым деревом, но я не помню, к чему. а вопросы ему задавали умные. потом я увидела Наташу Бельченко, которая сказала, что скоро на пляже начнется церемония свадьбы Ганги и Днепра, мы пошли туда, там готовили церемонию - раскладывали зерновые и бобовые из пакетов "Сильпо", потом раскладывали цветы, в общем всё было очень долго, мы сначала стоя фотографировали, потом освободился пенек и мы на него сели, потом собралось много людей и нам уже было ничего не видно. "А что это здесь будет? Свадьба? Серьезно? И что, это народ собрался глазеть?" - спросил случайный посетитель зрелища. появились пары женихов и невест, я сказала, что их несколько, потому что такая длительная подготовка, так что потом женятся все скопом. начали поджигать масло, пары ходили по кругу, их посыпали зерном, горохом и цветами. "Было бы хорошо провести такую экскурсию - посмотреть в Музее истории Киева эту выставку фотографий старого Киева, а потом проехать на Львовскую площадь и посмотреть, как там стало теперь, это был бы такой формообразующий фактор. Киев перестал быть комфортным местом для жизни", - говорил зритель позади нас своей спутнице. "И почему все эти йоги ездят на машинах, а не ходят пешком?" - сказали мне на обратном пути, когда нам постоянно нужно было пропускать машины на узкой дороге. "Почему они вообще не левитируют", - подумала я.
***
в субботу в "Диване" была "Страсть и нежность в Межигорье" от ведущих "Очень вечернего шоу" на "Просто Радио" Димы Терешкова и Андрея Чуковского. еще выступал, как они сказали, известный стенд-ап комик в красном спортивном костюме и кепке, но я забыла его фамилию, и группа The Vagabond. тема была - богатство и бедность, спросили, есть ли здесь нищеброды, никто не поднял руку, один из ведущих сказал: "Все такие богатые? А я нищеброд, я живу в двухкомнатной квартире 36 м2. все журналисты мечтают совершить паломничество в Межигорье, может быть у нас тут есть садовники, нянечки, горничные оттуда?". все опять промолчали. потом начали шутить про детей: "Ты опять без спросу ел шоколад?" - "Нет, я грыз велосипедную цепь". - "А, ну ладно", про внутреннего психолога-злобаря, который радуется, что другим хуже, чем тебе: "Радуйся, у твоих друзей есть руки, раз они на фейсбуке", про свою школу 90-х, где так жестко курили, что ее несколько раз закрывали - думали, что началась эпидемия конъюнктивита, все чем-нибудь барыжили - домашними заданиями или младшей сестрой Катей, и ватрушка с колбасой позиционировалась как пицца, что богатство - то, что блестит: сочная тонировка, очки солнцезащитные, плазменная панель, выжженная блондинка, а бедность - тряпичная сумка, конопляные туфли, метро, но богатые и бедные встречаются на концертах Ивана Дорна и в комментариях на youtube под роликами Дурнева +1. "Так что, здесь есть нянечки? Сидите тут и наваливаетесь "Кровавой Мэри", а завтра будете кормить завтраком холеного пухлого ребенка?" - спросил ведущий. люди уже не молчали, а смеялись. потом начали зачитывать смски с вопросами: "Что такое конъюнктивит?". "Прочитай в "Википедии", - ответили ему. "Кто такие хипстеры?". - "Хипстеры говорят: "Вот эту футболку я возьму, а эту рубашку на размер меньше". "Ребята из Vagabond свободны? А то я, кажется, влюбилась". "Ребята, мне всё нравится". - "А у нас разве что-то было?".
***
в воскресенье была на фестивале "Transkaukazia" (это был уже третий день), пришла во двор на Грушевского 4, там ходила группа молодежи, какая-то женщина спросила у них: "Вы на фестиваль?", они ответили: "Нет, мы просто туристы", "Там проходит фестиваль, зайдите в следующий двор", - сказала женщина, и мы, пройдя через арку, увидели стол с буклетами, а если подняться по лестнице, можно попасть во дворик, временно оборудованный под грузинский. там же находится "Мистецька платформа" - основная локация фестиваля. молодежь поднялась туда, а я взяла карту, по которой нужно было искать другие локации, и запечатанный конверт, который нужно было открыть в четвертой. "Какой у вас замечательный грузинский дворик, жалко только, что нет грузинского вина по 20 копеек, - сказал девушке с буклетами пожилой мужчина. - А кто финансирует фестиваль, государство?". "Нет, не государство, то есть - государство Польша. Мы ведь - Европа", - сказала девушка. "Не смешите меня, я на своем веку не увижу, как мы станем Европой, мы так же далеки от Европы, как мы с вами по возрасту", - сказал мужчина, я взяла карту и пошла на первую локацию, то есть по порядку это была уже вторая - на Большой Житомирской, выставка фотографий, одна инсталляция (там же телефон автора - ей можно позвонить), люди сидят и смотрят альбомы фотографий, которые тоже - часть экспозиции. потом иду в локацию, которая по счету первая - Фонтан желаний возле входа в шикарную гостиницу. там вас фотографируют. фотограф говорит, что сразу распечатает фотографию, и приносит фото - фонтан есть, а вместо меня световое пятно. "Но она же засвечена", - говорю я. "Это стереотип восприятия, вы ожидаете увидеть себя, а видите вот это", - объясняют мне. "А, понятно, это перформанс", - радуюсь я, распечатываю конверт - там оказывается описание Сванских башен (в следующие две локации не еду - жарко и нет времени) и иду обратно на "Мистецьку платформу" - скоро должен начаться перформанс актеров театра "ДАХ" "Прометей". поднимаюсь в "грузинский дворик" - очень много шелковицы, на столах еда и напитки (но я не решилась что-нибудь попробовать), потом всех приглашают на чердак - там и проходит перформанс. очень жарко, я пью грейпрутово-апельсиновый сок и обмахиваюсь картой локаций. перформанс всем нравится, кто-то говорит: "Давайте на бис". мы спускаемся в подвал - там как раз холодно и демонстрируют короткометражку по мотивам рассказа Нодара Думбадзе "Кровь", девушка-режиссер рассказывает, как влюбилась в это произведение, будучи студенткой 4-го курса института им. Карпенка-Карого, и всё-таки сняла этот фильм в грузинском селе, хоть ей и советовали снимать в Карпатах, чтобы дешевле, и снимались там настоящие жители села. во время просмотра вдруг исчез свет, нам объяснили, что у них сегодня сгорел генератор, поэтому свет подключили из гостиницы, а там просто кто-то выключил розетку, и сейчас всё вернется на место. в это время старшая из сестер Правыло рассказывали, как они - три сестры - очень любят Грузию, их мама попала в Сухуми по распределению, будучи в ожидании старшей дочки (режиссер - средняя сестра, а еще есть младшая, которая пока не делает свои проекты, но во всём помогает), и грузины ей там очень помогли, а потом сестры в детстве ездили в Пицунду. потом свет появился, мы досмотрели фильм, обсудили его, нам сказали, что никто не расходится и все опять приглашаются в дворик, но я поехала домой.
***
поехала на презентацию монографии Виталия Чернецкого "Картографуючи посткомуністичні культури. Росія та Україна в контексті глобалізації". по дороге видела кафе "Зеленка", кстати.
когда я вошла, на презентации рассказывали, что основные ценности украинцев - это конформизм и безопасность. и что мы находимся в ситуации post-modernity, и что даже если делать вид, что это не так, и по-вольтеровски возделывать свой сад, что тоже очень полезно, пост-модернизм никуда не денется - я почти год не была на их презентациях, а тут пришла и сразу услышала такие приятные вещи (для иностранных друзей поясню, что нам это слышать приятно, потому что у нас многие находятся еще в эпохе модернизма)). еще там был тот самый профессор Могилянки, который включил порнографию в свой курс культурологии - теперь я поняла, почему: он нонконформист, мне это как раз очень понятно. рассказывал, что недавно по радио священник призывал принять снегопад, потому что единственное средство - это смирение. "А не лопата?" - спросили из зала. "Нет, никак не лопата", - ответили им. Потом какой-то зритель завел речь про санскрит, Трипольскую культуру, Древнюю Грецию и буддизм, но ему сказали, что нет времени начинать так издалека. потом какой-то журналист договаривался, как взять книгу в издательстве, чтобы прочитать ее и решить, будет ли он о ней писать, а еще кто-то предлагал устроить презентацию в Варшаве.
потом я пошла в торговый центр, увидела там много пар резиновых сапог и салатовые плащи, но если бы у меня были лишние 2 тысячи гривен, я бы их потратила не на плащ, который выйдет из моды в следующем сезоне.
***
на концерте:
Тимур Шаов собрался петь новую песню "Перспективы" и спросил: "У вас ведь скоро выборы в Думу? А, да, у вас Рада. Дума от слова "думать", а "Рада" от слова "радоваться", так что вы радуйтесь".
Потом принесли записку с вопросом "Почему в ваших песнях так много непонятных слов? Мне всё время приходится лезть в словарь". На что Шаов ответил: "Ну я-то знаю их значение и использую. У одного раввина спросили, почему у него такие непонятные проповеди, и он ответил: "Когда придет Мессия и будет говорить с вами, вы тоже ничего не поймете, так что привыкайте".
***
Впервые после праздников посетила сразу два литмероприятия, сначала - вечер Жадана в "Книгарні Љ 1" на Петровке, послушала новые стихи Жадана, потом - старые добрые стихи Жадана, потом ответы на вопросы и рекламу предстоящего футбольного матча, на котором девушки будут иметь счастье полюбоваться обнаженным торсом Жадана, на что Ж. сказал, что не такое уж это и счастье, посмотрела на фанов Жадана, которые стояли в очередь за автографом, потом - на самых стойких фанов Жадана, потом послушала истории друзей Жадана про ресторан "Камильфо" (так в рекламной рассылке) и про женщину, которая говорила, что ей нужно вырезать одно легкое, потому что печени уже некуда расти, потом Жадан ушел в подсобку, я не выдержала и уехала в "Є" на презентацию романов Милы Иванцовой и Дары Корний, увидела в метро рекламу мини-отеля "Жандармы", приехала в "Є", послушала ответы на вопросы, посмотрела на рукоделия из ключей Милы Иванцовой и ее дочки (новый роман называется "Ключи от лифта"), потом спросила у М. И.: "Вы меня помните?". "Конечно, - ответила М. И, - я рада, что вы пришли на презентацию". "Спасибо вам за интересную презентацию" - говорю еще раз.
***
на вопрос ведущей вечера "Стихи о зиме", как правильно провести зиму, поэт Л. ответил: "Провести ее нужно так, чтобы помнить, был ли десерт, потому что я ни один свой Новый год не помню".
***
Парфёнов появился после того, как мы выпили в буфете последний оставшийся там бокал красного шампанского и нас с дешевым билетом отправили в партер, потому что балконы даже не открывали, рассказал о пятом томе "Намедни" и предложил бросать записки в урны "Для записок", "которые наверное остались тут с советских времен и вообще в России стало очевидно, что Советский Союз никуда не исчез и надо понять, как с этим жить, хотя новое поколение уже не понимает фразу "колбаса лежит свободно", не знаю, как на Украине (да-да, по правилам русского языка нужно говорить "на Украине", кто бы что не говорил, а "в" - это в каких-нибудь шахтах Донбасса под землей", демонстрировал ролики фильмов про Гоголя (и рассказ про поездку в Миргород и Рим), войну в Крыму (в Севастополе из-за каменистой породы очень тонкий культурный слой и если копнуть, можно откопать крышки пивных бутылок, которые везли для английской армии - вот такое вот было снабжение), и Зворыкина (кинескоп, служба в Броварах, эмиграция в США и черный повар, который варил борщ и настаивал рябиновку). Зрителей среди прочего интересовало, устраивает ли россиян положение СМИ, как развивается карьера молодого журналиста Парфёнова (что вызвало бурный смех), ведет ли он здоровый образ жизни, почему в его фильмах так много информации и как он готовится к съемкам, будет ли он снимать фильмы о Лермонтове и Булгакове, а также "что вы делаете сегодня вечером?". Л. П. ответил, что свобода СМИ - это не прихоть журналистов, это должно быть органической потребностью общества, что у него стаж 35 лет (на что ему сказали: "Но вы ведь еще будете что-то делать". "Да, собираюсь еще покоптить небо" - ответил Л. П.), что насчет здорового образа жизни неизвестно - не курит, но любит вино и не занимается спортом, только делает зарядку, информации в фильмах много, потому что зрителей необходимо удерживать возле телевизора после программы новостей, и это должен быть не разреженный кисель, а о муках творчества или неорганизованной команде рассказывать нечего, и что о Лермонтове и Булгакове снимать не будет, потому что Лермонтов мрачен и совсем неблизок (и вообще нет людей, которым нравится одновременно Пушкин и Лермонтов), а у Булгакова не нравится "Мастер и Маргарита". Также спросили, можно ли было сохранить СССР и можно ли его восстановить, будет ли Л. П. снимать после фильма "Хребет России" фильмы о других частях (опять бурный смех), кто его целевая аудитория и почему он не ведет блог, потому что за ним пошли бы. На первые два вопроса Л. П. ответил отрицательно, определенная целевая аудитория у него отсутствует, потому что фильмы рассчитаны на всех, а блог он не ведет, потому что не хочет размещать посты "Сегодня добрался на работу за 20 минут без пробок" или "В Киеве сегодня пасмурно", а блоги пусть ведут профессиональные блоггеры. На вопрос "Отличается ли культурная жизнь Москвы и Киева" Л. П. ответил, что бывает здесь раз в год по нескольку дней и судить об этом не может, а на последний вопрос "Согласны ли вы, что в тоталитарном государстве культура расцветает", ответил: "Категорически нет, нам не нужна лагерная самодеятельность и звание самого веселого барака", после чего началась автограф-сессия.
***
Ярослав Карпец презентовал сборник критических статей "Гірка амброзія", потом мы пошли в гости отпраздновать событие, Ярославу сказали: "Читать нужно только проверенную веками классику", на что он ответил: "Те, о ком я написал, через 50 лет станут классикой". "Белинский всех этих поэтов перестрелял бы" - сказали ему.
"Моя мама сказала, что заинтересовалась бы этой книгой, если бы там был рецепт голубцов" - сказал Ярослав.
Потом все начали пить израильский кофе "since 1919", а я бросила в чашку пакетик голландского кофе, подумав, что если он из кофе-шопа, значит такова селяви.
но всё оказалось как обычно.
***
была в банке по поводу получения перевыпущенной карточки, менеджер сказал: "За карточку нужно заплатить 10 гривен", а этих 10-ти гривен у меня как раз и не было, что, наверное, и отразилось у меня на лице, потому что менеджер сказал: "Ну ладно, это в следующий раз".
не стать мне богемной буржуазией, печалька
пошла в "Є" на мероприятие под названием "Сергей Жадан и Тарас Прохасько читают Чеслава Милоша", получила бесплатный диск со стихами и буклет о лауреате, Жадан рассказывал, что в его переводе написано "демонічні карлики бажання товчуться в мені", а в переводе Забужко: "Демонічні карлики бажання колобродять в мені перевертом" примерно так, потом появилась девушка-художница и показала книгу с иллюстрациями из травы, отдельно добавив, что трава польская. потом Жадан пошел в "Пантагрюэль", а мы пошли в "Дрова", где нам рассказывали, как Жадан в Коктебеле купил четыре бутылки портвейна и пошел на катер, а катером управлял внук Даниила Андреева Иван, и Женя Ч. сказала: "Я хочу, чтобы Жадан вел рубрику про футбол, он будет как Савик Шустер - они явно одного колена Израилева".
***
мой духовный отец спросил меня: "Носила ли ты когда-нибудь кольца?", чтобы выяснить, знаю ли я свой размер колец. и я конечно же не знаю.
молодой критик спросил у меня: "Как мне назвать свою книжку, в которую входят двадцать рецензий?", и я сказала: "Так и назови - "Двадцать рецензий".
девушка-критик И. С. похвалила мое платье - "такое сочетание серого и сиреневого".
а потом самые терпеливые пошли с пивом к памятнику Ленина, уселись на скамейки, и я опять начала петь "Голубой тюльпан".
***
Нет, девушка, не в ту дверь, - сказал охранник, Дверь оказалась намного ближе. Знакомых не было видно даже на вечере поэзии в рамках арт-фестиваля. ну да, на ДСВ надо слушать поэзию, это ведь так романтично, но билет стоит 40 гривен, кто из моих знакомых воспользуется возможностью посетить выставку и послушать стихи, они ведь сами пишут, и при этом бесплатно. знакомых не было, поэтому я начала осматривать экспозицию. "Привет", - сказал кто-то. Это оказалась Оксана, но я действительно не ожидала никого встретить, поэтому отреагировала не сразу. "Не узнала? Я занята, у меня здесь дела", - сказала Оксана и ушла. возле картин кучковались хипстеры с бокалами шампанского а-ля шара, и я направилась в БУФЕТ. "у вас есть пригласительный? нет? тогда 20 гривен", - речет официантка. Протягиваю бармену 20 гривен, для бокала шампанского это риалли дешево. "15" - говорит он, и я начинаю еще меньше верить своему счастью. с бокалом шампанского иду к хипстерам, теперь мы практически свои. начинается экскурсия. "а без шампанского никак нельзя?" - улыбается женщина-администратор. можно, но с шампанским значительно лучше.Девушка-экскурсовод рассказывает про киевский авангард 80-х, на ее ладони нарисован глаз, а глаза у нее желтые. нет, конечно серые, это так просто падал свет. "Это картина Леся Подервянского, да, так выглядело его творчество в 88-м, когда он только начинал писать свои рассказы "Масло" и т.д. А это картина Ройтбурда,в это время он только нашел свой почерк". Я с трудом сохраняю серьезный вид. "А как называется сейчас улица Парижской Коммуны?" - спрашивает девушка в очках. "Я не помню. После окончания экскурсии можно спросить у более старших товарищей, они должны помнить", - говорит девушка-экскурсовод, и передает нам девушке-экскурсоводу в фиолетовых джинсах, которая рассказывает нам о квартирных выставках в Одессе: "Авангард появился в Одессе на 7 лет раньше, чем в Москве", и я преисполняюсь патриотической гордости. Потом я снова иду в буфет и рассматриваю пирожные за 6 гривен. "Вы хотите вернуть нам бокал?" - спрашивает официантка. "Да, конечно, хочу, и еще вот это пирожное с ореховой стружкой", - говорю я. "Девушка, вы ведь возьмете бокал шампанского к пирожному?" - улыбается бармен. "Конечно", - отвечаю я. "Вам помочь донести до стола?". - "Да, на всякий случай. А вилка не предусмотрена?". - "Нет". На большом экране Samsung "Приключения барона Мюнхаузена" Терри Гиллиама, а я думаю, как прекрасно это всё при заранее известном исходе, и наверное для этого нужно мужество или глупость, которых мне всегда не хватало. чего-то мне всегда не хватало, можеть быть это даже любовь. после приступа философии я иду и фотографирую экспонаты. в конце зала охранник кричит: "Девушка, сюда уже нельзя, объект под охраной". "Да ради Бога", - отвечаю я и еду в "Диван". Возле метро "Арсенальная" мужчина поет песню, из которой можно разобрать только слова "Украина", "встань" и "твое сердце", в общем это нечто патриотическое. Возле "Дивана" милиция, я опять стараюсь сохранять серьезный вид. "Как раз закончился концерт, вы будете что-то у нас делать?" - спрашивает звукорежиссер Андрей. "Нет желающих, они хотят приехать, а потом узнают стоимость билетов - и всё", - отвечаю я. "Поедем на велосипедах, 240 гривен, 80 процентов по асфальту", - говорит Андрею толстый юноша в клетчатой рубашке и в очках. "Я ездил на велосипедах две недели назад, но это заманчивое предложение", - говорит Андрей. Все собираются уходить. "А как же я?" - спрашиваю я. "Вот человек, он тоже бухает, я вас познакомлю", - говорит Андрей. "Мы познакомились при странных обстоятельствах. До этого я выпил 5 бокалов пива в другом заведении", - говорит мой новый знакомый. "Сейчас мы будем ставить столы, садить вот в эти кресла, и здесь волшебным образом материализуется стол", - говорит нам официант. "Я жил в Америке год по программе work & travel. работы там такие - писал номера маркером на коробках. еще месяц в аэропорту - втыкал 12 часов на монитор, если вдруг появится сигнал тревоги. общался там с пуэрториканцами, которые сидели за соседними мониторами - на тему, кто в каких заведениях пьет пиво. а еще я 3 года в Москве жил, работал в МТС. вообще я посредник между бизнесменами и айтишниками. в Москве мне сказали, что если бы не мой акцент, я говорю по-русски лучше, чем они. мне не удалось родиться в Киеве, мои родители уехали в Прилуки, но вернулись в Киев, когда мне был год. да, я живу в Беличах, Киев так изменился за последние несколько лет, да, понаехали. а Вишневое раньше было в Киеве, они специально отделились, чтобы получить бабло от киевской области, но им это не удалось.мы с другом были в командировке в Екатеринбурге полгода, он там нашел какую-то девушку, я спросил, как ее зовут, когда она у нас неделю прожила, а он говорит: "Я не знаю". Потом вдруг вбегает посреди ночи и кричит: "Света! ее зовут Света!". Вот, возьми мою визитку. Видишь, за соседним столом мужик - это музыкант. Я выйду покурю". "Я артист, я не могу заниматься бизнесом", - говорит юноша за соседним столом. "И это абсолютно правильно", - говорит другой юноша. "Я могла бы поступить в New-York Academy, а вместо этого у меня варианты - Молодой театр и Театр им. Леси Украинки, надо делать портфолио", - говорит юношам блондинка простоватого вида, сколь ни странно это словосочетание. "Ты уверена, что можешь еще пить вино?" - спрашивает вернувшийся новый знакомый с исконно русской фамилией и именем Тимур. "Пошло всё на", - думаю я и вызываю такси, которое приезжает только после пяти вызовов через два часа. "У меня такая карма", - говорю я. Музыканту за соседним столом это нравится.
***
Сначала я пошла в книжный магазин "Є" на презентацию книг "Мої феміністки. Щоденності схибнутого поета" и "Розанна з Нивок". Пришла под конец, но Оксана Забужко пришла еще позже меня. "А кто это такой?" - спросила сидевшая рядом девушка другую девушку. "Не знаю, я только что пришла" - ответила та. Меня, к счастью, не спросили. Потом я пошла в книжный магазин Empik и купила красивый блокнот с цветочками и символом анархии. Передо мной женщина расплатилась конечно за "Рай.Центр" Люко Дашвар. Потом я пошла в "Диван" слушать группу "Гастролеры", в анонсе выступления которой сказано "Эротически-филосовские тексты песен беспардонно трогают за живое". Концерт задержали на час, потому что возле сцены проходил корпоратив. В антракте я достала еще старый блокнот, "Девушка, а можно попросить у вас потом ручку?" - спросил у меня молодой человек, - "А что это вы пишете? А можете мне потом здесь написать красивое стихотворение?", протягивая салфетку. - "Нет, не могу". "А я тоже пишу стихи. А вы пишете абстрактное про природу, или из личного опыта? Я вот пишу о том, что вижу и что пережил". - сказал другой молодой человек. "Дайте мне пока ручку, он вас всё равно отвлекает" - сказал первый молодой человек. Рядом два молодых человека весь вечер приставали к женщине с пивом и смартфоном, утверждая, что видели ее на обложке "Натали", а я вернулась к стихосложению. Потом я изрядно потанцевала (дискотеки Коктебеля, ждите гостей), несколько песен на английском спела девушка в розовом платье, после чего я подумала: "Мне бы такой голос - как бы хорошо я читала стихи", потом еще потанцевала, и концерт закончился, хотя юноша небледный, танцевавший с платком на столе, и требовал продолжения банкета.
***
спускалась по винтовой лестнице, не дождавшись окончания фестиваля "Клякса", сзади девушка говорила: "Когда спускаешься по такой лестнице пьяный, начинаешь многое понимать о своей жизни - что у нее есть начало, но нет конца, она беспредельна. Даже не надо быть поэтом, чтобы это понять". А потом я начала ломиться в закрытую дверь, хотя рядом была дверь открытая, и мне сказали: "Девушка, поворачивайте налево".
***
были в клубе "Lenin" на презентации молодежного литобъединения, зрители жарились на солнце в ожидании минут сорок, мы зашли в помещение и потом слушали оттуда. сначала долго выступали муз. группы, в том числе одна белорусская, мы из-за жары решили ограничиться колой и было скучно. потом появились долгожданные поэты и начали читать стихи о любви, киевской прописке, своем общежитии и угрозе фашизма, при этом постоянно посылая кого-нибудь на йух. особо досталось в этом отношении девушкам и критикам, которые "любят lady Gaga и Булгакова, как указано у них в профиле вконтакте, но не любят наши стихи". девушки с задорными псевдонимами Евгения Боевая и Лиза Неформат тоже норовили всех послать, но стихи были всё равно про любов. когда спала жара и у меня окончательно разболелась спина от сидения на специальном неустойчивом стуле, мы переместились на улицу, благодаря чему попали в светскую хронику. за спиной некий юноша рассказывал девушкам о том, что у него есть целая стайка девушек, которые хотят с ним встречаться, и так уже четыре года, хотя несколько девушек за это время отпало, а несколько добавилось. "но они наверное не интересуются твоим творчеством?" - спросили его. "им вообще пофиг мое творчество, я раньше был музыкантом, потом начал стихи писать, но стихи тогда были г%но. хотя они и сейчас г%но". "это графомания" - сказал дима княжич, у которого разболелась голова "от потока негативной информации". "но ведь это можно рассматривать как хороший трэш" - возразила я. "можно рассматривать, а можно и не рассматривать, у них-то это всё всерьез. сегодня ты читаешь трэш, а завтра бабушку съешь" - сказал дима. потом объявили, что сейчас опять выступят муз. группы, и поэты начнут читать по второму кругу, после чего я сфотографировалась на фоне трактора, пока очередной юноша пытался подражать Маяковскому.
***
посетила в предпоследний день выставку "Шедевры Леонардо да Винчи" во Дворце спорта. послушала две с половиной экскурсии, посмотрела изобретения, несколько картин и зал, целиком посвященный Джоконде, где экскурсовод сказал, что Джоконда когда-то висела в ванной Наполеона, который очень любил эту картину, и на нее попали брызги. еще там есть специальное изобретение с системой зеркал (я, конечно, не могла там не сфотографироваться), одна женщина сказала: "Смотрю, дверь, люди заходят, думаю: "Что это, Леонардо изобрел био-туалет?". на выходе парень и девушка а-ля хипстеры (парень в клетчатой рубашке, девушка в красных штанах) говорили: парень: "Для Украины хорошо", девушка: "Да, не помню, когда я последний раз была в нашем музее". потом девушка начала рассматривать рукописные кодексы Леонардо, парень спросил: "Ты что, знаешь итальянский?", и она ответила: "Конечно". хотя, как мы знаем, рукописи зашифрованы в зеркальном отражении на старофлорентийском диалекте.
***
приехала на лекцию про Венецианское биеннале, возле входа в "Арсенал" стояли несколько человек, но дверь была закрыта, какого-либо указателя или объявления тоже не было. кто-то узнал, что это в соседнем доме, всё-таки нашли вход, все места уже были заняты. начали выступать кураторы, сначала был краткий экскурс в историю - про первое биеннале в 1895 г., про короля Умберто I, которого "писатели называют Гумберт, прямо как героя Набокова, и которого потом убил террорист - это чтобы вы не думали, что тогда всё было очень хорошо и все интересовались только искусством", и про королеву Маргариту, в честь которой назвали пиццу. на первом биеннале были представлены в основном прерафаэлиты, а демонстрацию картины какого-то итальянца "Последнее единение" про убийство двумя любовницами мужа одной из них хотел запретить архиепископ, после чего она стала очень популярной, собирались толпы. потом ее в конце концов кто-то сжег. еще там была представлена картина Репина "Дуэль", а на следующем биеннале была картина про изгнание бесов, и куратор сказал, что в общем Репин тогда ударился в попсу и это был образец религиозного китча. потом кратко рассказали про участие в биеннале Союза, потом независимой Украины, а потом подробно - про биеннале этого года (это всё сопровождалось показом фотографий), один из кураторов объяснил, что концепцией этого биеннале стала иллюстрация идеи Йозефа Бойса о том, что каждый человек - художник, и что все эти примитивистские произведения и артефакты диких племен можно было заменить такими же, и что присуждение главного приза Анголе связано с политикой.и что, как писал Борис Гройс, "неактуально быть актуальным", потому что больше всего зрителей собрала не связанная с биеннале выставка Эдуарда Мане, и этого куратора поразили абсолютно современные иллюстрации к "Ворону" Эдгара По, созданные 140 лет назад. лекция длилась 2,5 часа, в конце и выяснилось, в чем идея - оказывается, проводятся туры на биеннале, так что это была реклама. но я подумала - ну и пусть реклама, лекция-то всё равно была очень познавательная.
***
поскольку это может быть мое самое яркое музыкальное впечатление этого года (если не приедет неожиданно Псой Короленко), сначала немного фактологии: моноопера "Плохо темперированные песни" на стихи Льюиса Кэррола из "Алисы в Стране чудес" и "Алисы в Зазеркалье" в рамках Фестиваля новой музыки на "Книжном Арсенале", который закончился вчера (в смысле - фестиваль), композитор Святослав Лунёв. дальше не про музыку, потому что я не музыковед.
касса открывалась за два часа до начала, я была возле кассы уже в 17:50, купила билет, охранник отговаривал женщину с маленьким ребенком, которая пришла на "Книжный Арсенал", но опоздала, от покупки билета, потому что "ребенок ведь не захочет это слушать". потом два часа сидела в соседнем кафе, отбиваясь от мошек на открытой веранде и вдыхая запах сырости, и в 19:50 была возле входа в зал. "Начнется вовремя, или можно еще гулять?" - спросила я у девушек, которые продавали билеты и выдавали программки. "Очень много людей, поэтому лучше не гулять, а занять место", - сказали они. я последовала их совету, половина зала еще была пуста, но зато я заняла место с краю, как мне нравится. сзади какой-то мужчина сказал: "Главное, чтобы никто не начал кашлять" (во время представления зрители начали кашлять чуть ли не хором, так что его надежды не оправдались). зал уже был заполнен, некоторым даже не хватило мест и пришлось слушать стоя, правда, некоторые не выдержали современную музыку и ушли. я начала думать, кто же зрители - просто случайно узнали, что в столице проходит модный фестиваль? по окончании представления начала искать знакомых - никого не увидела, но в общем сделала вывод, что зрители - в основном люди, разбирающиеся в музыке, не то что я. меня скорее интересовала литературная составляющая. а маму интересовали костюмы и декорации - она сразу про них и спросила, на что я ответила, что костюмы и декорации была два в одном - большие картонные платья, которые двигались по канату и прикладывались к Алисе, как к бумажной вырезке из рубрики "Одень куклу".
***
вчера ходила в Музей сновидений на встречу с модельером Натальей Каменской, сооснователем бренда KAMENSKAYAKONONOVA, в рамках проекта "Что снится автору". накануне пришло приглашение на лекцию о Хундертвассере в галерее "Минус 4", это тоже интересно, но в Музей сновидений я записалась за неделю, и вообще - никогда там не была и хотела посмотреть, что это. музей находится в тихом советском закутке на центральном Печерске - на улице Чигорина. мы пришли заранее с учетом времени на поиски, открыли дверь в один затхлый подъезд, поняли, что это не вход в музей, спросили у бабульки, услышали, что ничего здесь такого нет, и пошли искать дальше. в последнем подъезде музей всё-таки обнаружился. я пришла раньше времени, а мероприятие еще и задержали на полчаса. в стоимость билета входили фирменные сладости без животных жиров - специально для тех, кто постится или в принципе не употребляет жиры. в оформлении помещения использована фотография Фрейда, фигура слона и букинистические книги. наконец появилась Наталья с чашкой чая, ведущая предложила ей надеть специальную маску для сна и начала задавать вопросы о снах и творчестве. Наталья рассказала, что в детстве поджигала шторы и пряталась от ведущего в телевизоре, потому что это ведь так страшно - ты один дома, а ведущий следит за тобой. и что однажды забыла, что у нее съемка, когда работала стилистом - проснулась спокойно, позавтракала, потом увидела сто пропущенных звонков и даже не поняла, почему это ей звонят, а потом ей всё-таки дозвонились и она сказала: "ой, я в пробке". и что сейчас она вегетарианка,а раньше любила мясо, ей приснилось, что она пытается покормить какое-то похожее на кота животное в клетке, а у него там лежат какие-то кости и черепа, оно ей говорит: "ну а что, вы едите нас, а мы едим вас". зрители тоже задавали вопросы, одна девушка спросила: "как вам удается управлять людьми? вы производите впечатление такого мягкого человека, не похоже, что вы можете строить персонал", и Наталья ответила, что она человек конечно мягкий, но ее сотрудники знают, что им придется переделывать до тех пор, пока они не достигнут нужного результата. также задали вопрос, хорошо ли ей спится в поезде и в самолете. про поезд Наталья ответила, что однажды ехала сутки из Симферополя во Львов и практически всё время ей пришлось проспать, потому что ее попутчик достал ее разговорами за жизнь, и просто отгородиться книжкой не помогло, пришлось лечь спать. а в самолете она боится спать, когда летит одна, потому что во сне может класть голову и ноги на людей в соседних креслах. а с девушкой, с которой они вместе основали бренд, они учились в школе и в институте жили в одном "номере общежития" - оговорилась Наталья, вызвав всплеск веселья. вообще очень приятная девушка, и вечер интересный. потом шли по пустынной улице Чигорина и я подумала: "а что это странное с воздухом". оказалось, что он просто невероятно чистый.но потом мы вышли на самую загазованную улицу Киева - бульвар Леси Украинки.
***
Начнем с того, что в воскресенье впервые в жизни шла по Крещатику в 6 часов утра (на такси несколько раз проезжала на ранние поезда, а чтобы так вот пешком, раньше не было). Если отмотать назад и посмотреть, как всё начиналось, в 8 вечера я поехала на м. Тараса Шевченко в клуб "ЛабКомбинат", в котором проходил "Берроуз-фест", была метель, и район там какой-то зловещий, я спросила у встречной бабульки, где улица Нижнеюрковская, а она спросила: "Вам не церковь нужна? Нет? А там еще общежитие есть". Когда метро было далеко позади, пришлось идти только вперед, я нашла 31-й номер, постучала в окно пропускного пункта, оттуда вышел дяденька в одной тенниске, до того сидевший за компьютером, даже не спросил, что мне нужно, и сразу вежливо сказал, куда нужно поворачивать. Клуб оказался холодным ангаром с земляным полом, ко мне сразу подошел молодой человек, сказал, что сейчас будет перформанс с чтением стихов, людям тут не скучно, потому что они все курят и знают особое состояние "тупи", и что он живет с организатором этого фестиваля, и в общем держись нас, а ты учишься на филологическом? Я ответила, что переводчик, что можно было понять таким образом, что учусь, и начала пить какой-то забористый глинтвейн в пластиковых стаканчиках. Хотела фотографировать, но ангар заполнился дымом и фотографии получались в стиле "Война в Крыму - всё в дыму", а когда дым рассеялся, стало как-то не до фотографий. Началось чтение стихов под музыку, на экране появлялись фраза "Не думай о сосках Берроуза" и "Мясистость", а ведущий постоянно повторял: "Берроуз - это праздник, всё летит в п*ду". После чтения стихов было "последнее в этом тысячелетии" выступление группы "Рыбынепоют", потом - лекция о навинчивании г*на на вентилятор с практической демонстрацией, потом появилась огненно-рыжая журналистка и задала мне несколько вопросов (не завидую людям, которым нужно писать о таких мероприятиях, хотя я вот пишу, но у меня это просто хобби)). Потом я выпила немножко бесплатной водки с колой, посмотрела на незакрывающийся биотуалет и поехала в "Диван", хотя мне говорили: "А ты живешь недалеко от метро? Ты можешь вдруг неожиданно вырубиться". В "Диване" я неожиданно попала на вечеринку Oleg Adzhikaev Birthday Party, на которой выступали друзья Олега Аджикаева, например вот "Это Виктор Анисимов, легенда Советского Союза", Фагот и разные другие люди, так что закончился концерт в полпятого утра, я еще полтора посидела в "Диване" под аккомпанемент радио "Чипплдук" и в 6 утра вышла на Крещатик.
***
на квартирнике Маши Драгиной впервые пила шампанское с чипсами, кто-то сказал: "Здесь деревянные перекрытия, если мы начнем прыгать в тон, произойдет резонансное событие".
***
1-го мая мы всё-таки побывали на демонстрации, потому что мне удалось проснуться в 9 утра. правда, опоздали на час, приехали на "Арсенальную" и увидели только кучу омоновских машин и автобусов. позвонили Костику, чтобы узнать, где он и где демонстрация, он сказал только, что на Печерске, и отключился. я увидела флаги возле Мариинского парка, и мы побежали туда. в конце колонны выкрикивали лозунг "Мир. Труд. Май", и какая-то бабулька сказала: "Это неправильный лозунг, с этой властью нужно воевать". Потом какой-то шутник добавил: "Мир. Труд. Май - пива наливай". Рядом шли мужчина и женщина с плакатами, мужчина сказал: "Вот представь - проезжает сейчас тут Ольга в машине и видит меня, вот стыдно будет". мама сказала: "Здесь одна молодежь, потому что у них совсем никаких перспектив". сначала мы шли в колонне Херсона, у херсонцев были слоганы "Мы собрались на протесты - олигархов ждут аресты" и "Не сховаєшся в палаці від профспілки "Захист праці", мама сказала: "Еще покажут меня по Первому каналу, а я как госслужащая не имею права участвовать в протестах". про олигархов выкрикивали, проходя мимо Верховной Рады, а про дворец - на Почтовой площади возле отеля "Ривьера" и рекламы щучьей икры. в промежутке между этими пунктами была Европейская площадь, на которой царили коммунисты с огромной сценой, задрапированной красным, и красными флагами. мама сказала: "У коммунистов так шикарно - я хочу к ним, у них вот и музыка есть", но, конечно, туда не пошла. мы переместились в колонну Симферополя. демонстрацию возглавляли шахтеры в касках, иначе мы с нашей энергией оказались бы вообще впереди всех, а так остановились на Симферополе. у людей закончились слоганы, кто-то подготовленный спел "Интернационал" и "Вихри враждебные реют над нами", потом уже не знали, что еще придумать, стали кричать "Антифа" и "ЛСД". мы кричать "ЛСД" побоялись, потом мама спросила у какого-то юноши, что такое ЛСД, он ответил, что это Левое Студенческое Действие. на улице Сагайдачного нам встретился автобус с иностранцами, которым демонстрация очень понравилась. в новостях написали, что участвовала тысяча человек, мама сказала, что наверное и две, при том, что несколько автобусов с участниками в Киев не пустили. на Контрактовой площади начался митинг, я увидела знакомого философа с фотоаппаратом, поговорила с ним. он спросил: "Ты сюда пришла с побратимами?". я сказала, что мы шли в колонне Симферополя, потому что "Симферополь" легче выкрикивать, чем "Херсон", а киевских просто не успели никого найти. потом философ сказал, что еще до начала демонстрации арестовали человек 30, просто так превентивно. в это же время на митинге объявили: "Милиция осуществила провокацию и арестовала весь наш актив, мы сейчас после митинга пойдем их вызволять". мы сразу решили ехать в РОВД, я спросила у философа: "Знаешь, где Печерский РОВД?", он спросил у своего друга: "Где Печерский РОВД?", тот ответил, что был там два раза, но уже не помнит. "Так что кого-то из ваших забрали?" - спросил философ. мы всё-таки узнали адрес и поехали туда. зашли в РОВД, как раз привезли кого-то - мама решила, что хулиганов. у одного начали переписывать паспортные данные, милиционер переспросил: "Сейчас проживает в Нежине?". здесь нужно сделать лирическое отступление - ровно год назад 30-го апреля я ездила в Нежин на фестиваль "Гоголевка", под вечер мы большой компанией собрались и начали пить на берегу речки-канала, и посреди этого действа появилось несколько милиционеров, которые сказали, что заберут нас в РОВД составлять протокол. у нас была электричка в 9 вечера и ни в какое РОВД, конечно, не хотелось - хотелось домой и спать. Коцарев показал журналистское удостоверение и как-то с ними договорился. и вот через год побывала в РОВД и такое совпадение. тут появился Костик в сопровождении милиции, мама начала кричать: "Костик, мы здесь, всё нормально??", хулиганы начали посмеиваться, тогда мама громко сказала: "Я в шоке, мирная демонстрация закончилась арестами", чтобы они не думали, что он тоже хулиган. мы постояли на улице, потом мама зашла опять, и хулиганы пошутили: "Мирная демонстрация закончилась кровавой резней". потом всех выпустили, они рассказали, что их арестовали из-за масок, а у Костика маски не было, но он туда тоже попал как активист. главу профсоюза не арестовали, но он специально поехал с ними. после освобождения решили идти отмечать, мама предупредила: "Только не напейтесь, чтобы вас уже за пьянство не арестовали". демонстранты приезжали вызволять, но тогда всех уже отпустили. мы посидели на скамейке и поехали домой, я еле вышла из маршрутки, потому что ноги совсем не гнулись.
***
в новом сезоне "Портландии" герои проходят сертификацию для открытия мини-гостиницы, и женщина, которая проводит проверку, говорит им: "Я сняла баллы из-за отсутствия печенюшек". "Помните мыло в номере? Это были печенюшки", - отвечают ей. "О нет!" - со смесью восторга и удивления восклицает проверяющая и начинает есть печенющки в форме мыла, похожие на безе.
***
посмотрели "Всё просто" Сони Карпуниной - понравилось, и весь антураж очень знакомый - шикарные хайтековские квартиры, творческие коммуналки с отваливающимися оконными рамами, лобби отелей, арт-кафе, "Сапсаны" и дяденьки с коньяком в пластиковых стаканчиках. там был эпизод, когда героиням заказали написать стихотворение за 200 долларов. мама сказала: "Ну вот почему тебе не предложили такую работу, когда ты была в Москве?". героини переделали стихотворение Аполлинера и получили свой гонорар, мне бы так не удалось)). в титрах была Галя Чикис - по-видимому, в качестве композитора. я ей когда-то подарила свою еще первую книгу после ее концерта в рамках "Книжного Арсенала", подумала, что ей может понравиться, но она, наверное, забыла ее в кафе или отдала кому-то - во всяком случае, никак не отреагировала. чем закончить этот пост? ну в фильме всё закончилось хеппи-эндом - поцелуем в "Сапсане" по дороге обратно из Москвы в Петербург.
***
посмотрели в окно на салют (точнее, сразу два салюта - один в нашем районе, а другой - вдалеке), пошли гулять, в лифте встретили соседку, которая сказала: "У тебя классные стихи, молодец. Я почитала, подумала: "Вот, прикольно", но я - айтишник, не разбираюсь, поэтому послала их журналисту, у меня есть подружка, а у нее муж - журналист, вращается в этих кругах, ему очень понравилось". мама сказала: "Это слава", и мы пошли на аллею с обелиском, где все лавочки заняты и продаются воздушные шары.
***
поехала на Петровку за словарем, который мне заказали, в маршрутке увидела девушку примерно моего возраста с учебником Headway, по которому мы учились в старших классах школы и на первом курсе универа, и подумала, что очень хорошо, что мне хотя бы не надо учить английский - это я бы сейчас уже не осилила, наверное, а копирайтинг и журналистику как-нибудь изучу, в конце концов складывать слова в предложения - моё привычное занятие, а если бы я еще и думать научилась - цены бы мне вовсе не было)) купила словарь даже дешевле, чем ожидала, потому что в другой палатке, пришла девушка и спросила: "У вас есть Верба?". "Да, по бросовым ценам", - ответил продавец. Я начала вспоминать: "Это, кажется, грамматика?".
***
всё-таки коггда я пью мартини, я хочу слушать песни из своего плей-листа, а не пьяное пение под гитару. наверное, я махровый индивидуалист.
Охримович спрашивает: "Мадемуазель, вы пили бурячиху из кактуса с вершины Коатцелькоатля"?
***
на "Книжном Арсенале" была ночь поэзии и музыки.
рядом парень и девушка, чтобы занять место, положили на стул покетбук "Исповедь" Руссо, я открыла на закладке и прочитала первое предложение первого абзаца: " Обойдясь с его наружностью так немилосердно, природа наделила этого карлика большим умом, который он позаботился развить".
пришла в дамскую комнату одновременно с Поваляевой, которая прочитала объявление про мусор, видеонаблюдение и штраф 1 тыс. грн. и начала кричать: "Сука, хай напишуть, що штраф за незаконне відеоспостереження - 10 тисяч гривень!". потом вышел выступать Андрухович, еще ничего не успел прочитать, но ему уже стали кричать: "О*енно, давай еще!". сзади какой-то парень сказал кому-то: "Подарите мне монстра". слушали стихи, потом на сцене появился радио-диджей Ярослав Лодыгин и объявил, что сейчас из бара вызовут Кашу Сальцову и Сергея Кейна, которые сказали, что придут через 5 минут, правда непонятно, что можно сделать за 5 минут, наверное они там давно, а он собирался читать стихи в полпервого и к тому времени рассчитывал выпить пива, и вообще он только 4 раза был на поэтических вечерах в Украине, в основном в Харькове на слэмах, там поэты соревнуются с поэтами, хотя непонятно, как так можно, и люди поднимают такие таблички, как в КВН, там девушки 15-18 лет читали стихи на украинском языке о своей любви к Жадану, рассказывали о своих сексуальных проблемах и просили Жадана придти к ним на слэм, и вот он один раз появился, стоял под стенкой и всё это слушал. а недавно Лодыгин был на поэтическом вечере, где поэты читали стихи поэтам, и там у кого-то в стихах была строчка, которую Лодыгин процитировал в твиттере: "волохаті яйця кішки". потом сказал, что Каша Сальцова всё еще в баре, и начал рассказывать про свою бабушку, которой сейчас 96 лет, но она читает наизусть Есенина и Маяковского, а в 12 лет она написала стихотворение о том, как стала сиротой, прочитала на сельском празднике, ей подарили ткани для платья и отправили на выступление в райцентр, а потом дальше, и таким образом благодаря стихотворению она попала в Харьков. а потом про то, как он читал стихи в школе ветеранам, и они сразу начали плакать, потому что услышали тэги "война, всё было плохо, кто-то погиб". потом появились Сальцова и Кейн и сказали, что их выступление должно быть через полчаса, но им сказали, что кто-то накурился и теперь они должны выступать. потом начали искать Коробчука, но кто-то сказал, что он уехал полчаса назад. потом Лодыгин поставил винил и начал читать стихи, я послушала и собралась домой, последние слова, которые услышала, были "Я смотрю на тебя через багет с сосиской". шла по улице, сзади шли девушки, одна рассказывала: "Я купила тоді обої жовті з бльосточками, поїхала тоді на першому курсі в Коктебель на джазовий фестиваль, у нього меблів не було зовсім, йому все зносили, такі лавочкі і вуличні фонарі. а він такий був схожий на Шевчука в молодості, Шевчук - це з ДДТ". возле метро висела реклама концерта ДДТ с Шевчуком.
***
неделю назад неожиданно съездила на автобусе в Кировоград с независимым профсоюзом - они на презентацию открытия своего офиса, а я просто посмотреть, потому что раньше там не была. то есть нас взяли в качестве массовки. ехали пять часов, массовка выходила возле каждой заправки для пополнения запасов пива и посещения мест общего пользования, и жаловалась, что с другой стороны дороги заправок много, а из Киева, наверное, едут одни куркули. я пыталась дремать, но безуспешно. позвонила мама и сказала, что захватили Министерство энергетики. проехали неизвестный город, Корсунь-Шевченковский и Знаменку, в которой есть музей Пушкина и Чайковского, но с дороги его, жаль, не видно. на въезде в Кировоградский район нас два раза тормозили гаишники, люди начали думать, за кого нас приняли - за майдановцев или за титушек, и все сошлись во мнении, что за титушек. архитектуру города рассматривала в основном из окна автобуса, на улице было -15, молодежь начала спорить, где лучше жить - в России или в Украине, решили, что в России больше денег, но жестче законы (были, пока у нас не приняли аналогичные), а в Белоруссии зато социалка. пришли к исполкому горсовета, пофотографировались с флагами (палатку установить запретили), выступили несколько человек, которые рассказывали, что на самом деле права трудящихся защищают только профсоюзы, и вот за границей они сильны, не то что у нас. на крыше исполкома работал отпугиватель птиц, так что на площади раздавался заливистый птичий щебет. потом пошли раздавать листовки и газеты. нам дали газеты, и мы пошли раздавать их продавцам на базаре. газета называлась "Трудовая солидарность". мне всё время пытались продать "свитера-платья-тунички как раз на вас". продавцам было скучно и они с удовольствием брали нашу печатную продукцию. один отказался, и продавщица из соседней палатки сказала: "Ему не надо, давайте мне, он за Януковича". вернулись девушки, которым поручили раздавать листовки - листовки популярностью не пользовались. "У меня никто не берет листовки, у меня скучное лицо. Один раз я раздавала их в торговом центре, и никто ничего не взял, только один мужик меня ущипнул", - пожаловалась одна из девушек. "И за что он тебя ущипнул? За ногу?" - спросил у нее профсоюзный деятель. "Да, за ногу", - покраснела девушка. "За верхнюю часть ноги?" - переспросил он. "Вчера вот пытались захватить администрацию, бросили несколько коктейлей, вот туда журналисты пришли, это был информационный повод. А к нам почти никто не пришел сегодня. Ну мы пойдем на цветочный базар со своими листовками", - сказали девушки и ушли. мы пошли обедать в пиццерию. два этажа были заполнены под завязку, свободный столик нашелся с трудом. потом пошли в точку сборки - на площадь. начали спрашивать у прохожих, где здесь площадь. какая-то девушка заинтересовалась: "А вы откуда? Я просто услышала, что вы спрашиваете, и подумала, что это какая-то шутка - не может быть, чтобы кто-то не знал, где площадь Кирова". мы пришли на площадь, сфотографировали Кирова негнущимися от мороза пальцами, кто-то сфотографировался на его фоне, сели в автобус и поехали обратно. молодежь опять начала сбрасываться на выпивку в еще больших количествах. девушки начали рассказывать о своей личной жизни: одна рассказала, что встречалась полтора года с парнем, а потом познакомилась с другим парнем и они сразу начали жить вместе, но он не работал и тратил ее стипендию на бензин и траву, вместо того чтобы она тратила ее на свою законную косметику, так что ей пришлось забить на учебу, потому что мама перестала давать деньги, поскольку считала, что ее теперь должен этот парень обеспечивать. а потом оказалось, что он начал встречаться с другой девушкой еще до того, как расстался с ней, и изменял с ней этой девушке. на выезде из города на стене огромная надпись "Люблю ее одну". а потом огромная реклама - семечки "Царские" в короне.
***
вспомнила, как мы ездили в Одессу в 2011-м году на майские праздники, там было три дня, и два из них решили посвятить прогулкам по Одессе, в пятницу в Киеве пошел сильный дождь и мне настоятельно предлагали сдать билеты, но я сказала: "Нет, поедем", и поехали. в купе с нами ехал мужчина, который живет в Котовске и ехал соответственно из Киева домой, убеждал, что лучше нам тоже выйти в Котовске, потому что там такая иллюминация - мы такой не видели. но мы приехали в Одессу, и тут поняли, что забыли адрес гостиницы, в которой у нас оплачен номер, я помнила только адрес другой гостиницы возле вокзала и Привоза, мы пошли туда, спросили, где такая-то гостиница, а нам сказали: "Оставайтесь у нас", пришлось остаться там, гостиница была в принципе того же уровня, просто забронированная нами была в центре, а не возле вокзала. тут с нас еще взяли 100 гривен залога для того, чтобы мы ничего не сломали и не украли полотенца.) так что мы гуляли по центру, в Оперный не пошли - там был какой-то концерт, дошли до моря, спросили себя: "А где же Потемкинская лестница?" - просто не поверили, что это она и есть, у Эйзенштейна ведь выглядела совсем не так, побывали в художественном музее с облупленной штукатуркой и в лит. музее, брат еще пошел в краеведческий, а мы не пошли, хоть нас и убеждали билетерши, что там очень интересно - даже есть мумия (мумию я видела в московском музее - и как-то хватило). потом мы решили идти в Аркадию - почему-то пешком, так и шли очень долго по Французскому бульвару, мимо Одесской киностудии, зашли в "Сильпо" - нагрузились там продуктами, и с этими пакетами шли дальше, мимо Ботанического сада и каких-то санаториев вдоль трамвайных путей, думали, что там дальше ничего нет, а там оказался новый район и Парк Победы (там мы сели на лавочку и начали пить йогурты, подошла женщина с девочкой и спросила, не поможем ли мы найти гостиницу - они приехали, поселились, оставили вещи, а теперь не помнят ни название, не адрес, ни дорогу), но мы, конечно, ничего не знали. потом на маршрутке вернулись в гостиницу, на следующий день посмотрели Привоз - он нам не понравился, обычный базар, но много мусора, потом сели на троллейбус и поехали в океанариум, а оттуда в вагончике всё-таки приехали в Аркадию) там поели пиццу, сфотографировались на фоне моря и поехали на трамвае обратно. потом опять гуляли по центру, на Дерибасовской, в Пассаже, я заметила, что на улицах выгуливали множество левреток, вечером начался дождь, сидели в кафе, потом поехали домой.
***
сегодня нашли повод съездить в Ирпень - оказалось, что там даже нечего фотографировать. городок с обширным частным сектором и лес. мы попытались углубиться в лес, но меня начали заедать комары, пришлось вернуться обратно. мне сказали, что дальше там озеро и оставшиеся с советских времен недостроенные объекты - ресторан для летчиков и причал, ныне покрытые мхами. я сказала: "Это же очень интересно", а мне возразили: "Но тебя там еще и мошки кусать начнут", так что мы пошли в город - купили мороженое "Крещатик", увидели кафе, где люди пьют пиво - свободных мест не было, а на улицах людей было не видно, я сказала: "Может быть, они все в Киеве?", не нашли ни одной урны и спрятали обертки от мороженого в пакет. но на улицах мусора каким-то образом не было. пришли к какому-то заводу, спросили у прохожей, где центр, и свернули на улицу Центральную - это обычная улица, но с тротуаром. а названия там такие - улицы Чапаева, Котляревского, Грибоедова, Московская и Центральная, а еще 6-я линия, 11-я линия и т.д. - это линии вырубки леса. "А я думала сдать тебя сюда в Налоговую академию, и жила бы ты здесь в общежитии", - сказала мама. мы прошли мимо каких-то кафе, где мама со своими сотрудниками когда-то искала банкомат, и всё-таки вышли в центр - они тогда до него не дошли всего ничего. а теперь мы увидели сквер, памятник ВОВ и лавочки, возле которых наконец-то есть урны. посидели на лавочке 10 минут и пошли на киевскую маршрутку.
Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 284
Авторов: 0 Гостей: 284
Поиск по порталу
|
Автор: Ольга Брагина
© Ольга Брагина, 12.03.2014 в 08:48
Свидетельство о публикации № 12032014084827-00357034
Читателей произведения за все время — 41, полученных рецензий — 0.
Оценки
Голосов еще нет
РецензииЭто произведение рекомендуют |