Мироварение в Русской православной церкви Московского Патриархата и других православных конфессиях
Традиционным местом приготовления святого мира в Русской Церкви с XV до XVIII века были Митрополичьи, а затем Патриаршие палаты Московского Кремля.
По постановлению Московского собора 1675 года мироварение совершалось только в Москве. Мироваренный очаг находился ранее в храме Трех святителей, а в 1763 году для мироварения приспособили Крестовую палату, известную с тех пор также как Мироваренную, куда был перенесен очаг из упраздненного Трехсвятительского храма.
В Мироваренной палате и ныне сохраняются печь и сосуды для мироварения, миро уже варят в другом месте.
В Синодальный период помимо Кремля миро освящалось также в Киево-Печерской Лавре, но с восстановлением патриаршества в 1917 году освящение мира вновь стали совершать только в Москве
Освящали вначале миро в РПЦ МП только кремлевском Успенском соборе.
С 1946 года основным местом приготовления святого мира стал Малый собор Донского монастыря столицы, где с этой целью была устроена специальная печь.
А освящение мира стали совершать в Патриаршем Богоявленском соборе в Елохове.
Алавастр (специальный сосуд-автор) со святыней хранится в алтаре кафедрального собора Москвы.
Частота совершения чина в Русской Церкви - 3-4 года.
Приготовление и Освящение
Состав МИРО в РПЦ МП
Основным веществом для приготовления мира является елей – оливковое масло высшего качества. В него добавляется белое виноградное вино, которое необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла.
Из благовонных веществ употребляют ладан, мастика, богородичная трава (чабрец), кардамон, лепестки розы, фиалковый, пряный, имбирный и калганный корни, мускатное, розовое, лавандовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. Перечень и количество благовоний не строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время.
В России в 1671 и 1681 годах для приготовления мира отпускались вещества 53-х наименований, в 1691 году – 55-ти, в реестре чина миропомазания 1894 года их 50; на стыке XIX и XX веков называют всего 28 ; в настоящее время – около 40.
Причина изменения количества: дороговизна и редкость ранее использовавшихся компонентов плюс почти промышленный процесс варения мира требующих своей особой технологии приготовления.
Детали процесса секретной тайной ( и каждый из вас располагающий элементарными понятиями в области химии в объёме школьной программы может и сам попробовать это сделать в домашних условиях и это скорее является технологическим секретом.
Предварительное приготовление веществ для мироварения начинается на Крестопоклонной седмице Великого поста.
В среду совершается малое освящение воды и окропление всех приготовленных для мироварения веществ. Часть приготовленного елея смешивается с виноградным вином и варится в котле. Мелко истолченные благовонные вещества заливаются сваренным елеем и настаиваются в течение двух недель.
В среду шестой седмицы поста масло сливается в сулен (сосуды), а вещества заливаются вновь виноградным вином.
Торжественный чин мироварения совершается на Страстной седмице поста в Малом соборе в честь Донской иконы Божией Матери Московского Донского монастыря. В Великий Понедельникпатриарх (или по его благословению – митрополит) в сослужении клириков полагает начало мироварению.
В первый день миро доводят до кипения и потом варят на малом огне, постоянно перемешивая его. Миро варится в течение трех дней: в Великий Понедельник до вечера, весь Великий Вторник и утро Великой Среды.
Все это время священники по очереди читают Евангелие, а диаконы перемешивают миро веслами.
Схема чина мироварения такова:
«Благословен Бог наш...»
«Царю Небесный...», Трисвятое по «Отче наш...»
«Господи, помилуй» (12 раз)
«Придите поклонимся...» (трижды)
Псалом 142-й
«Бог Господь...»
Тропари: «Благословен еси Христе Боже наш...» (тропарь Пятидесятницы, дважды) и слава и ныне: «В рождестве девство сохранила еси...»
Псалом 50-й
Малое освящение воды
Молитва ко Господу Иисусу Христу о помощи в совершении дела мироварения
Отпуст
Окропление святой водой приготовленных для мироварения веществ и котла, вливание в котел немного святой воды.
Благословение духовенству на вливание в котел масла и вина.
Патриаршее благословение десницей котла, возжигание трикирием огня под котлом и чтение Евангелия.
Продолжение непрерывного чтения Евангелия духовенством в течение трех дней.
В Великий Вторник в мироваренный котел добавляют виноградное вино и благовонные вещества.
В Великую Среду – виноградное вино и елей, сваренный в четвертую седмицу Великого поста.
В присутствии архиерея в среду заканчивается мироварение и после остывания священного мира по благословению архиерея в котел вливаются благовонные масла, и все тщательно перемешивается.
По окончании мироварения для охлаждения его помещали в особую кадь.
Сохраняемая в Крестовых палатах серебряная кадь была подарена в 1767 году императрицей Екатериной II, ее крышку венчают литые позолоченные фигуры: пророк Самуил возливает елей на голову царя Давида.
Освящение мира совершается патриархом в Великий Четверг за Божественной литургией. Освящение бывает после Евхаристического канона при открытых Царских вратах. Ранее сосуды с миром и алавастр переносили из Мироварной палаты торжественным крестным ходом в Успенский собор.
Ныне из Малого Донского собора сосуды с новоприготовленным миром перевозятся клириками в патриарший собор и при пении тропаря Пятидесятницы«Благословен еси, Христе Боже наш...» поставляются по сторонам жертвенника. В то же время из Крестового храма Московской Патриархии в собор перевозится алавастр и поставляется на жертвеннике.
На Божественной литургии во время великого входа сосуды с миром переносятся к престолу. Их несут священнослужители северными дверями, предшествуя Честным Дарам. Алавастр принимает из рук первенствующего иерея патриарх и поставляет его на престол. Остальные сосуды поставляются вокруг престола. По возгласе литургии «И да будут милости Великого Бога...» патриарх освящает миро.
Схема чина освящения мира
Патриарх трижды благословляет каждый сосуд с миром, произнося: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь»
Диакон: «Вонмем. Господу помолимся»
Священнослужители в алтаре: «Господи, помилуй»
Молитва освящения, читаемая предстоятелем
«Мир всем», Певцы: «И духови твоему»
Диакон: «Главы ваша Господеви приклоните»
Молитва, тайно читаемая предстоятелем
Троекратное благословение патриархом каждого сосуда с новоосвященным миром
Добавление в каждый сосуд из алавастра от древнего святого мира и пополнение алавастра новоосвященным миром
После чина освящения миро по дореволюционному порядку находилось в алтаре Успенского собора, а позже – в алтаре церкви 12 Апостолов в Патриаршем дворце. Специально для его хранения по повелению императоров Павла I и Николая II были сделаны серебряные кувшины.
А теперь для сравнения и понимания различий в подходе к изготовлению и освящению МИРА в России и в главной из всех мировых православных конфессий - Константинопольской Православной Церкви
С конца XIX века Вселенская Патриархия провела пересмотр чинопоследования приготовления святого мира и опубликовала отредактированные тексты в1890, 1912 и 1960 годах. Ныне соблюдается следующее чинопоследование.
После доксологии в Неделю Ваий патриарх благословляет архона святого мира, который вместе с другими архонами содействует патриарху в подготовлении состава мира. Они облачаются в белые туники, достающие до земли. Благословив архона святого мира, патриарх накладывает на него плат.
В Великий Понедельник, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров патриарх входит в патриарший Георгиевский храм Великого Мира, где находятся печь («святой гроб») и сосуды для мироварения. После благословления он окропляет святой водой все приготовленные сосуды и вещества.
Затем, держа затепленную свечу, он прикасается к каждому котлу, влагая в них части старых закоптелых икон.
Затем патриарх читает главы из Евангелия, после чего чтения из Евангелия продолжаются другими присутствующими священнослужителями – архиереями, священниками Патриархата и священниками других Церквей. Чтения продолжаются по установленному порядку в течение Великого Понедельника, Великого Вторника и Великой Среды.
В Великий Вторник, после Божественной литургии при печи поется малый молебный канон ко Пресвятой Богородице. Совершаются молитвы за тех, кто предоставил вещества, средства и усилия для приготовления святого мира.
В Великую Среду, после Божественной литургии Преждеосвященных Даров, патриарх вновь приходит к печи и, после краткой службы, добавляет туда благовонные вещества. В этот день оканчивается приготовление святого мира.
В Великий Четверг, после утрени в Патриаршей Андреевской часовне и облачения патриарха и других архиереев, начинается шествие из патриаршего двора в патриарший храм, на протяжении которого постоянно звонят колокола. Во время шествия патриарх несет малый сосуд мира. Первый по списку архиерей Патриархата несет алавастр с преждеосвященным миром. Второй по списку архиерей Патриархата несет алавастр с неосвященным миром.
Прочие архиереи несут малые серебряные сосуды с неосвященным миром. 24 архимандрита, по одному с двух сторон, несут 12 серебряных сосудов с неосвященным миром. Во время Божественной литургии, по возгласе «И да будут милости Великого Бога...» великий архимандрит возглашает «Вонмем».
Все молящиеся становятся на колени, и патриарх освящает миро по чину. В конце Божественной литургии новоосвященное миро переносится из храма в патриаршую миродержательницу в порядке, обратном утреннего шествия. В патриаршей миродержательнице поставляются алавастры и сосуды со святым миром.
После этого следует отпуст Божественной литургии.
Основным веществом для приготовления мира в КП тоже является елей – оливковое масло высшего качества. В него добавляется белое виноградное вино, которое необходимо при мироварении, чтобы предотвратить воспламенение и пригорание масла.
Из благовонных веществ употребляют ладан, мастика, богородичная трава (чабрец), кардамон, лепестки розы, фиалковый, пряный, имбирный и калганный корни, мускатное, розовое, лавандовое, лимонное и гвоздичное масло и другие. Перечень и количество благовоний не строго установлены, и обычно использовали вещества, которые были в наличии в то или иное время.
Старейшие дошедшие до нас списки веществ для приготовления мира датируются VIII веком. Константинопольская Православная Церковь содержит официальный список 57 веществ.
Зачем вместо заповеданных Богом ИЕГОВОЙ в иудееев, он Господь у христиан в первоначальный состав МИРО из 4 компонентов было добавлено еще 53 вашему автору не удалось установить! Церковные же «мироварцы», упорно хранят поэтому и других вопросам молчание.
Что касается других православных конфессий и автокефальных церквей то там мы может наблюдаться вот такую исторически склавшуюся картину.
В Грузинской Православной Церкви
В 2011 году мироварение совершалось в Мцхетском патриаршем соборе Светицховели, причём отмечалось что частота совершения чина в Грузинской Церкви - раз в 20-30 лет [13].
В Сербской Православной Церкви
В Сербской Церкви мироварение совершается в храме преподобного Симеона Мироточивого при Сербской Патриархии в Белграде, освящается - вкафедральном соборе Белграда.
Со времени возрождения объединённой Сербской Церкви чин совершался патриархами: Димитрием (1922, 1924, 1927); Варнавой (1931) [14]; ... Павлом(2004).
В Румынской Православной Церкви
По состоянию на 2010 год, в Румынской Церкви миро приготовлялось в Бухарестском Анфимовском монастыре и освящалось в Константино-Еленинском кафедральном соборе. Частота совершения чина - около пяти лет. Впервые освящение святого мира в Румынской Церкви возглавил митрополит Унгро-Влахийский Каллиник в Бухарестском Константино-Еленинском соборе в 1882 году.
С того времени чин совершался в 1894, 1906, 1921, 1926 (патриархомМироном), 1934, 1942, 1950, 1955, 1958, 1965, 1968, 1973, 1978, 1983, 1988, 1993, 1996, 2002, 2007 и 2010 (патриархом Даниилом) [15].
В Болгарской Православной Церкви
В новейшей истории Болгарской Церкви мироварение началось лишь после снятия с неё схизмы Константинопольским патриархом в 1945 году. Чин совершался митрополитом, затем патриархом Кириллом (1950, 1961) и патриархом Максимом (1974, 1988, 1995, 2002, 2009). В последнем случае освящение мира совершалось в Софийском Александро-Невском соборе [16].
В Православной Церкви в Америке
В 1970-х и 1980-х годах миро несколько раз освящалось при Канцелярии Церкви в часовне Сергия Радонежского в Ойстер-Бэй-Коув (Oyster Bay Cove), штат Нью-Йорк. Не позднее чем с 1990-х годов местом приготовления и освящения святого мира является Тихоновский монастырь в Южном Ханаане.
В последнее время чин совершался митрополитами: Феодосием (1992, 1999), Германом (2004), Ионой (2012)
На этом мы закачиваем техническую часть описания МИРО как специального состава (мази) применяемого в христианских церквях независимо от разделения на западную и восточную церкви или в тех церквях которые отделились от своих «церковных матерей» и стали автокефальными церквями.
И я как автор подводя итог должен констатировать, что МИРО увы ничего собой иного чем древнее парфюмерное средство очевидно не представляет.
Слово же «очевидно» я вставил потому что никто не проводил научных исследований состава «МИРО» и никто не проводил медицинских обследований людей, кожу которых обрабатывали МИРОМ. Но мне представляется что применение МИРО в богослужебной практике сходе с так называемым эффектом ПЛАЦЕБО.
Для тех, из вас уважаемые читатели кто не знает значение этого термина даю справорчку.
«Плаце́бо (от лат. placebo, буквально — «понравлюсь») — вещество без явных лечебных свойств, используемое в качестве лекарственного средства, лечебный эффект которого связан с верой самого пациента в действенность препарата.
Иногда капсулу или таблетку с плацебо называют пустышкой. В качестве вещества для плацебо часто используют лактозу.
Кроме того, термином эффект плацебо называют само явление улучшения здоровья человека благодаря тому, что он верит в эффективность некоторого воздействия, в действительности нейтрального.
Кроме приёма препарата таким воздействием может быть, например, выполнение некоторых процедур или упражнений, прямой эффект которых не наблюдается.
Степень проявления плацебо-эффекта зависит от внушаемости человека и внешних обстоятельств «лечения» — например, от внешнего вида плацебо, его цены и общей сложности получения «лекарства» (это усиливает доверие к его действенности из-за нежелания считать усилия и деньги потраченными зря), степени доверия врачу, авторитета клиники.»
Эффект плацебо основан на лечебном внушении.
А любая РЕЛИГИЯ, как раз и основана на ВНУШЕНИИ человеку ВЕРЫ в СУЩЕСТВАВНИЕ БОГА (БОГОВ) их всесильности и бессмертия!
А обсуждаемый нами ОБРЯД МИРОПОМАЗАНИЯ как бы дополнительно усиливает ВЕРУ у лица принимающего КРЕЩЕНИЕ или ПОСВЯЩЕНИЕ в ТОТ ИЛИ ИНОЙ ДУХОВНЫЙ ЧИН!
И современные ученные справедливо отмечают, что «Это внушение не требует каких-либо специальных навыков, так как критичность сознания («не верю») преодолевается путём привязки внушаемой информации к фактическому объекту, как правило — таблетке или инъекции без какого-либо реального воздействия на организм.
Пациенту сообщают, что данный препарат обладает определённым действием на организм, и, несмотря на неэффективность препарата, ожидаемое действие проявляется в той или иной мере.
Тоже самое и с миропомазанием человека!
Вспомните как МАЖУТ скажем при КРЕЩЕНИИ
Таже помазует святитель крестившагося святым миром творя образ креста:
на челе — и на очию — и на ноздрию — и на устех — и на обе уши — и на грудех — и на руках — и на сердце:
глаголя на коеждо помазание:
на челе: Печать дара святаго Духа, аминь. Да гонзнет студа его же первие
преступив человек всюду ношаше.
на лице: Печать дара святаго Духа, аминь. Да откровенном лицем славу
господню зрит.
на очию: Печать дара святаго Духа, аминь. Да зрит очима свет святыя Троица sic
первыя доброты образ.
на ушию: Печать дара святаго Духа, аминь. Да приимет ушима слышание
таиньства духовнаго Евангелия Христова яко же рече Христос: «Имеяй уши
слышати да слышит», да не приложится ему злое слышание.
по ноздрем: Печать дара святаго Духа, аминь. Да обонявает божественных таин,
яко да и той будет в миро Христова благоухания и в добровоньство спасаемых,
да не обонявает прочее смрадныя первыя льсти.
по устом: Печать дара святаго Духа, аминь. Да перваго вкуса вторым заградит
сиречь, телом и кровью Христовою.
на персех: Печать дара святаго Духа, аминь. Да оболкеся во броня правды противу художъству вражию станет яко победитель непобедим.
на руках: Печать дара святаго Духа, аминь. Да будут готовы на простертие во благотворение и на отгребание всякаго зла.
И паки глаголют псалом 31 весь до конца: Блажени им же отпустишася греси.
По мнению ученных обсуждающих эффект ПЛАЦЕБО - «Физиологически это связано с тем, что, в результате внушения, мозг пациента начинает выработку соответствующих этому действию веществ, в частности — эндорфинов, которые, по сути, частично заменяют действие препарата.
Второй фактор, обеспечивающий эффективность плацебо — повышение общего иммунитета, «защитных сил» человека.
Степень проявления эффекта плацебо зависит от уровня внушаемости человека и физиологической возможности образования необходимых химических соединений
Эффект плацебо широко используется и в современной психиатрии.
Первая причина этого в том, что мозг человека посредством самовнушения легче корректирует свою собственную работу, чем работу других органов.
Поэтому при психических расстройствах плацебо особенно эффективно.