Веселая, голосистая девчонка. Когда смеялась - вся округа откликалась на призыв радости и приглашение разделить хорошее настроение. В детстве не так много забот. Одни говорят: «Маленькие ангелочки - они безгрешны». Возможно. Но почему же другие утверждают: «Дети жестоки». Вот это правда. Кто из «не таких, как все» в детстве не прошел через унижения, неприятие, гонение, отчуждение, да просто дразнилки?! Детский эгоизм и неумение сочувствовать вызваны отсутствием жизненного опыта. Только через собственный опыт мы познаем мир: коснувшись снега – понимаем, что он холодный и что значит «таять», дотронувшись до горячего и получив ожог - осознаем, что такое огонь и боль. Только познав что-то, мы можем представить: каково оно. Только после приобретения познания в душе может родиться сопереживание… А может и не родиться… Тот, кто начинает испытывать порывы жалости, преодолевает первую ступень вниз – поднимаясь навстречу к духовному возвышению.
Растет человеческий детеныш, познает мир. Внимательнее присматривается к окружающему. Вот домашний кот Бим. Он сыт и ухожен. Спит в тепле, всеми обласкан. А во дворе живет бездомная кошка. Вечно голодная и неприкаянная. Громко мяукая, она бежит навстречу каждому прохожему, униженно пытаясь выпросить хоть малюсенький кусочек съестного. И от того, какие чувства родятся в душе и какие последующие поступки они повлекут, зависит, спустится ли девочка еще на одну ступень, сделав очередной шаг к духовному росту.
Девушка становится взрослой, а значит, хозяйкой. И однажды она впервые сталкивается с необходимостью почистить и приготовить свежую рыбу. Иногда свежую настолько, что даже живую. Она касается влажной чешуи и чувствует предсмертные конвульсии обреченной. Кто-то умный сказал: «Если пойманная рыба молчит, это не значит, что ей нечего сказать». Рыба молчит. Не взывает о помощи. Да и помочь ей уже нельзя – от долгого пребывания без воды начались необратимые процессы. Что же остается? Молодая женщина впервые понимает индейцев и инстинктивно пользуется их опытом, она мысленно произносит: «Прости, но раз поймали, тебя бы все равно кто-нибудь съел. Прости». И, чувствуя себя палачом, зажмурившись от жалости, опускается на очередную ступень, продолжая путь к возвышению.
- Жалко? Ну, если ты такая жалостливая, переходи на вегетарианство! - насмешливо бросит подрастающий сын, однажды увидев слезы на ее глазах и узнав их причину.
А перед ней откроется очередная страница книги познания:
- Так ведь растения тоже живые, - воскликнет женщина, - им тоже суждено рождаться и умирать, уже доказано наукой, что они чувствуют настроение, царящее вокруг, отвечают на доброту, могут испытывать страх.
- Ну, тогда садись и умирай от голода! Другого выхода нет! – поддержит сына муж и предложит: - а может, тебе лечиться надо. Согласись, это все не нормально?!
Женщина ничего не скажет в ответ, только подумает: «У вас еще все впереди. Вы однажды тоже начнете спускаться к своей вершине». Она точно будет знать, как ошибаются те, кто утверждает, что жалость унижает и оскорбляет. Нет! Жалость возвышает обоих, она сближает, отождествляя жалеющего со страждущим. Сочувствие – сопереживание – жалость – это производные, звенья одной цепи, ступени к Его Величеству Пониманию, это самые главные чувства, которые когда-либо были присущи Человеку. Сколько бы зла и зверств не существовало на Земле, обладай ими каждый живущий!...
А ступени вниз всегда начинаются с понимания и сострадания к себе, потом – к другим людям, зверям, рыбам, насекомым, растениям, и заканчивается эта непростая лесенка ощущением единства с окружающей природой. Чем ниже находится существо, ставшее предметом сочувствия, тем выше поднимается человек к Вершине Человечности.
Стоя в самом низу, она почувствует щемящий страх высоты, на которую поднялась, прижмет руки к сердцу, чтобы оно не выскочило от нахлынувших чувств, и поймет: теперь так будет всегда.
Трудно жить, болея болями Вселенной, но обратной дороги нет. Нужно смириться и приспособиться к новым условиям, а еще научиться хоть немного закрываться, чтобы окружающая жестокость и несправедливость не разорвали на мельчайшие кусочки обнажившуюся душу…