Глядит зверям в очи ловец их.
Живого неба же створ
тускнеет и блекнет, во человецех
провидя – не божество.
I. Зеркала Геракла
Мой жесткий мир! Мой мир двоичных чисел!
Так однозначны «да» твоё и «нет»!
Конюшни памяти я от сомнений чистил —
и стал безукоризненным ответ.
Но — суть! В чем суть поставленных вопросов?
Блуждающий по схемам электрон
уже сейчас напоминает грозно
стрелу, которой был пронзён Хирон.
А значит — мы не вырвались из мифа!
Зеркальный ряд, он размножает нас…
И я бреду по призрачному миру,
собою от себя отгородясь.
II. Ave, Machina!
Здравствуй, машина — зеркало человека!
компьютер — отражение невидимых сущностей!
в песчинку спрессованная библиотека,
недреманное око пасущего...
За спиралью прогресса цивилизации
вижу раковину рака-отшельника:
чем дальше, тем тяжелее таскаться,
дом, совмещенный с ошейником.
Так ave, Machina — перламутровый бог человека!
отражение человека!
продолжение человека!
отрицание человека!
Здравствуйте, твари машинного века,
в который упрется истории вектор!
Вы — слышите?
Слышите?
Слышите — эхо?
Идущие на смерть приветствуют себя!
III. Машинное время
Перфокарты вечерних домов…
Здесь упрятаны сотни томов,
если жизнь переплавить в стихи.
Ухмыляется месяцем ночь:
«Вам ничто не сумеет помочь, —
вина стары, хоть новы мехи».
Тем острее вина
каждой цепи звена,
что нельзя расплескать даже капли вина
в мир дисплеев и атомных ядер.
Окна гаснут, и тьмою пронзает меня:
«КТО считает программу на завтра?»
IV. Mona Leonardo
Ночь.
На стене — улыбка Джоконды.
туманный пейзаж за ее плечами
подсвечен зеленым туманом дисплея,
что выглядит — хоть не гляди — непривычно.
Автопортрет Леонардо да Винчи,
брошенный между листов распечатки, —
видение ЗАВТРА. Сегодня — окончен
анализ источника слухов и сплетен:
не было, нет Моны Лизы в помине,
это — портрет шутника Леонардо,
мистификатора в женской одежде!
Графики, цифры — разгадана тайна,
тайна, владевшая долго умами,
мудрых державшая с глупыми рядом.
Микросенсация станет наградой
нам, не блуждающим больше в тумане,
нам, обладающим множеством данных,
нам, обложившим всё сущее данью.
Но почему же на вечной картине
мы проступаем сегодня, как прежде,
мы проступаем в туманном пейзаже:
воздухом, взглядом, улыбкой, а также?..
1982-1987