Толково-словообразовательный
ОБМАН м.
1. Действие по знач. глаг.: обмануть.
2. То, что сознательно вводит кого-л. в заблуждение, обманывает; ложь.
3. Состояние обманутого; заблуждение.
4. Ошибочное, мнимое представление; иллюзия.
Русское словесное ударение
искомое слово отсутствует
Словарь имён собственных
искомое слово отсутствует
Словарь синонимов
Обман, надувательство, мошенничество, подделка, подлог, лукавство, хитрость, мистификация, фальшь; выдумка, вымысел, ложь, притворство, иллюзия, отвод глаз; комедия (кукольная). Ошибка в фальшь не ставится (поговорка).
Ср. Выдумка, дать себя в обман, даться в обман
Стою на Пушкинской площади. У памятника. У меня свидание. Холодно. Все кутаются в шарфы, воротники, капюшоны и разнообразные головные уборы. А Пушкин-нет. Он наоборот шляпу за спиной прячет. Гений, блин.
«Тьмы низких истин нам дороже нас возвышающий обман!»:
заявил Александр Сергеевич Пушкин, тем самым, намекая, что помимо возвышающего обмана существует и унижающий.
Вот банальнейший пример двух видов обмана в свете инь-ян.
Некая очаровательная юная особа в срок дождалась прекрасного принца на белом коне и полюбила его. Со стороны принца, не смотря на все заверения, его любовь, являлась обманом. Юная особа, воспаряя с принцем до небес, оказалась в интересном положении и родила симпатичную девочку. Принц ретировался, юная мамаша рыдала горючими слезами, но, будучи неглупой, поняла, что осталась в выигрыше, потому как у неё остались симпатичная дочка и воспоминания о парении с принцем в небесах. Но история имела продолжение. Эта особа, будучи уже не столь юной, но всё равно очаровательной, встретила принца №2.Принц был тщедушен, неказист, редко мылся, да к тому же страдал эпилепсией. Он полюбил нашу лиргероиню, а она его нет. Но как только она говорила этому заморышныму принцу правду, тот начинал хиреть, биться в конвульсиях и угрожал суицидом. Лиргероинино сердце задыхалось от жалости, и она стала обманывать принца №2, уверяя его в своей любви, в его, принца-номер-второго исключительности в постели, в социуме, в мире и т.д. И принц №2 воспарил, как когда-то наша лиргероиня с принцем №1. В итоге принц №2 бросил нашу героиню, ибо возвысился от её обмана, она же напротив осталась униженной. Т.е. и в том, и в другом случае нашу героиню бросили. В первом за то, что любила она, во втором за то, что любили её. Но первый раз обман был возвышающим по отношению к ней, и особа осталась с чудесной дочкой и светлыми воспоминаниями, во втором она сама возвышала обманом принца №2, тем самым униженно обманывая себя самоё. Короче после расставания с принцем№2 она спилась и продала едва подросшую дочку сутенёру с мохнатыми пальцами.
Совершенно одинаковый обман для одного индивидуума может быть возвышающим, для другого унижающим. Жили два молодых приятеля-художника. Назвать талантливыми их язык не поворачивался, но были они, в сущности, небездарны. Волею судьбы они оказались в толпе поклонников и поклонниц, отличавшихся льстивым доброжелательством и певшими обоим художникам обманные дифирамбы. Один поднатужился, работал много, освоил трудолюбием технику графики и живописи, дабы оправдать надежды поклонников. (А, как мы помним, был он не вовсе бездарен), и, в конце концов, стал модным, почти придворным живописцем. Другого коробил возвышающих обман в речах поклонников, т.е. он его воспринимал как раз как обман унижающий. Он попытался сбить сладкий пафос горькими наркотиками, но потом просто перестал рисовать и стал работать на заводском конвейере, выпускающем газонокосилки и прочую мелкую технику для приусадебных участков.
Правда, изложив сие, я подумала, что точно не знаю, на кого из них обман подействовал возвышающее, а на кого унижающе.
А вот ещё такой случай был. Парень в Афгане отслужил-вернулся. Жив-здоров, ни царапинки. Братишка его, годков десяти говорит: «Санька! Санька! Завтра на рыбалку пойдём?» А тот ему: «А то, братан! Как рассветет, так и тронемся! Слово даю! Честное солдатское!».А сам, натурально в запой. Какая уж тут рыбалка! А пацан его ждал, плакал от братского обмана и ждал... Он не мог понять, как Санька слово не сдержал. А ведь мог бы Санька, на вопрос младшего ответить так: «Пойдём, братишка! Конечно, пойдём!.. Ну не сразу конечно... Но сходим! А главная рыбалка у нас с тобой впереди будет. Вот женюсь я, ты в армии отслужишь, и поедем мы к моему корешу армейскому, к Сурену. На озеро Севан, в Армению! Там форель руками ловить будем! это такая рыбалка будет, братишка! Но это не сейчас... Это после...» И плевать, что Сурена этого духи зарубили, всё равно младший брат Санькин ещё год бы во сне видел далёкое голубое озеро и чувствовал на пальцах серебристую прохладную форель. А потом забылось бы обещание потихоньку и только какое-то неясное предчувствие счастья осталось.
Обманы из детства тоже запомнились двоякими. Когда Рина Зелёная говорила детским голосом, я знала, что меня обманывают, и что она старушка, но я верила, получала удовольствие, и этот обман меня возвышал. Но когда толстожопая и грудастая травестиха бальзаковского возраста неуклюже топала по сцене, изображая Мальчиша-Кибальчиша, мне становилось невыносимо мерзко. Этот обман меня унижал. Так же было и с кукольным театром. Почему-то я считала, что на сцене действуют специальные куклы. Которых возможно научить двигаться и говорить. Узнав о кукловодах и их ухищрениях, я злобно и безнадёжно рыдала сутки. С тех пор я никогда не ходила в кукольный театр. Что касается Деда Мороза, то этот обман даже когда раскрылся, оставил приятный осадок мандариновых корок, серебристого снега и странно-притягательного запаха перегара, идущего из-под ватных усов.
В случае с экранизацией «Тихого Дона» двумя великими режиссёрами Герасимовым и Бондарчуком, тоже есть элемент возвышающего и унижающего обмана. Конечно же, я в курсе, что Пётр Глебов не казак, а лицедей, но я в него верю. С Рупертом Эвереттом меня унизили обманом, я вижу его, гей-казака, рекламирующим нижнее бельё фирмы DIM, а никак не в шинели, на коне, да ещё с шашкой. Шашка в данном случае у меня ассоциируется исключительно с фалоиммитатором. То же самое с Аксиньей. В то, что лицо еврейской национальности Элина Быстрицкая - казачка, я верю. И мне от этого становится хорошо. А лицо той же национальности Дельфин Форрест-казачка, - не верю. И, этот обман результатом, которого становится раздражающее неверие, меня угнетает. Добавлю, что я никогда не склонялась к гомофобии и антисемитизму. Но человек с менее твёрдыми взглядами на эти два явления вполне может выбрать их убеждениями собственной жизни как месть за унижающий обман.
Возвращаясь к Александру Сергеевичу, мне милее думать, что гений и злодейство две вещи несовместные. И что истина в: «Я помню чудное мгновенье...» и Аннушке Керн, а не в злодейском, по тогдашним нравственным нормам, письме корешу Соболевскому по поводу Нюрки Керн-шлюхи. Меня возвышает обман, про гений и злодейство.
Что касается литературных мистификаций, то чем, как не возвышающим обманом является история Черубины де Габриак? И чем, как не обманом, унижающим, похабные и бездарные стишки, приписываемые тому же Пушкину (я не имею в виду искромётные стихи на ту же тему истинного Пушкина, пусть и кишащие табуированной лексикой!)
И снова АСП! Куда ж без него!
Ах, обмануть меня нетрудно, я сам обманываться рад!
Я за обман возвышающий.
Но я категорически против обмана унижающего, того, про который говорит русская пословица «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь»!
А свидание не состоялось. Я сама себе это свидание придумала. Такой вот возвышающий самообман.
P.S. И ещё есть обман унижающий не только самого обманывающего, но более того, Господа Бога. Обман из серии простота хуже воровства. У православных: когда в они в пост хавают до обжорства бифштексы и котлеты из сои. У мусульман, когда они пьют водку из чайника, в надежде, что Аллах обратит внимание на форму, а не на содержание.