Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 77
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 76
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Откуда столько Бродского? Вечность И. Царева-2 (Статьи)

ОТКУДА СТОЛЬКО  БРОДСКОГО?   ВЕЧНОСТЬ  ИГОРЯ ЦАРЕВА-2

Страница за страницей, стихотворение  за стихотворением предстоит нам всем открывать  поэтический мир Игоря Царева.

Закономерно, вероятно, начать анализ  стихотворений Игоря Царева в контексте лирики  серебряного века с Александра Блока, потому что «Старая незнакомка» - его программное стихотворение, возвращающее нас в эту эпоху, и протягивающее световые нити между временам, нити разорванные на какое-то время бурной советской эпохой, но коли у нас есть «возвращенная литература» серебряного века, то почему бы их снова не связать воедино, и тогда к нам вернётся настоящая поэзия, как говорил в свое время Мандельштам о Песнях Оссиана:

И не одно сокровище, быть может,
Минуя внуков, к правнукам уйдет,-

Что-то подобное творится и с нашей лирикой сегодня, особенно если обратиться к ярчайшим поэтам 21 века, они очень близки поэтам серебряного века.

Но на время оставив и Б. Пастернака,  и И. Северянина,  и М. Волошина, и Н. Гумилева, и Марину Цветаеву, я переношусь от А. Блока  к Иосифу Бродскому, потому что в нашем времени, и в творчестве Игоря Царева Бродского очень много.

И более того, в одном из первых стихотворений памяти Игоря Царева близкий его друг, человек не один год знавший поэта, написал ( а первое впечатление всегда самое верное):

На самом главном в чувствах языке
О Бродском лучше Бродского писавший..
Владимир О.Сергеев

Когда в передаче «Вечерние стихи», в которой участвовал Игорь Царев,  прозвучало стихотворение «Бродяга и  Бродский», я подумала о том же самом, что он пишет о Бродском лучше самого Бродского.

Потом были другие передачи, другие поэты, и чуть ли не каждый из них в той или иной мере снова  обращался к  Бродскому, его было слишком много, это отмечали и критики,  и я  все время ловила себя на той же мысли. Часто Бродский бывал излишен, неуместен, невольно возникал вопрос, зачем нужно снова тревожить Бродского. И только в лирике   Игоря  Царева он был уместен и  органичен. А вот почему так случилось, нам еще предстоит понять.

Вовсе не сразу я ответила на вопрос, почему именно к Бродскому обращаются все сегодня? И ладно бы год 1990, когда он был впервые опубликован, когда мы могли называть его имя, не боясь неприятностей с первым отделом, серьезного разговора с  человеком, который следил за порядком, за тем, что нам нужно читать, а чего не нужно. Бродского читать не рекомендовали, запрещали (трудно поверить, но так было). У некоторых из нас были большие неприятности.

Но с тех пор прошло уже четверть века. Черный том 1994 года в серии Нобелевских лауреатов,  все еще похож на чудо, как и зеленый том Избранного  Николая Гумилева в серии «Большая библиотека поэта»…

Но только сегодня, почти через двадцать пять лет поэты начали осознавать, кем был для всех нас Иосиф Бродский, встреченный в юности Анной Ахматовой и советским правосудием, осужденный за тунеядство, отбывший срок в глуши и насильно  высланный из страны. Это был самый громкий судебный  процесс по делу  ПОЭТА, после которого  Ахматова воскликнула: «Какую биографию делают нашему рыжему!».

Благодаря всем этим очень печальным событиям, Бродский  остался поэтом серебряного века, хотя жил в совсем иные времена.

  Высланный из страны Бродский повторил путь поэтов серебряного века, и вопреки всему сохранил традиции и тот уровень поэзии, который существовал тогда, и  именно Анна Ахматова словно бы передала  ему великое наследство внезапно ушедшей эпохи. И он вернулся в нашу лирику  через полвека, когда и началась его творческая жизнь…

Откуда столько Бродского?- повторяли многие вслед за Игорем Царевым,  понимая, что это наше сегодняшнее стремление поверить в Ренессанс серебряного века, попытаться возродить те традиции высокой поэзии,  казалось бы,  навсегда безвозвратно утраченные.

Но когда  были  опубликованы книги  И. Бродского,  когда в нашу жизнь  вошли поэты серебряного века, ( а случилось это почти одновременно  в конце прошлого века),  тогда  у нас появился шанс вернуться к высокий поэзии.

И  одним из первых  к Бродскому в своих чеканных, ярких и очень ясных стихах обратился  Игорь Царев.

Кто-то их рецензентов сказал о том, что  поэзия, настоящая поэзия,  всегда  немного туманна, темна, подобна молитве, и только немногим из самых талантливых авторов удается достичь той светлой ясности и простоты, которая поднимает ее на неветряную высоту. Второе удалось  в полной мере Игорю Цареву. Не потому ли создается  впечатление о том, что Игорь Царев «О Бродском лучше Бродского писал».

Сколько было споров все эти годы среди филологов - классик  ли Бродский, нужно ли включать его в школьную программу, такого туманного, такого непонятного даже взрослым, уж не говоря о детях.

Для Игоря Царева такого вопроса не стояло, потому и возникло стихотворение, обращенное к Бродскому, программное стихотворение, говорят, оно было включено в посмертный сборник Бродского,  исследователи, которые изучали творчество Бродского, дали ему такую вот высокую оценку

Бродскому
Игорь Царев

Не красками плакатными был город детства выкрашен,
А язвами блокадными до сердцевины выкрошен,
Ростральными колоннами, расстрелянною радугой
Качался над Коломною, над Стрельною и Ладогой...

И кто придет на выручку, когда готовит Родина
Одним под сердцем дырочку для пули и для ордена,
Другим лесные просеки, тюремные свидания,
А рыжему Иосику - особое задание...

Лефортовские фортели и камеры бутырские
Не одному испортили здоровье богатырское.
Но жизнь, скользя по тросику, накручивая часики,
Готовила Иосику одну дорогу - в классики.

Напрасно метил в неучи и прятался в незнание,
Как будто эти мелочи спасли бы от изгнания!
И век смотрел на олуха с открытой укоризною:
Куда тебе геологом с твоею-то харизмою?..

Проем окошка узкого, чаёк из мать-и-мачехи...
Откуда столько русского в еврейском этом мальчике?
Великого, дурацкого, духовного и плотского...
Откуда столько братского? Откуда столько Бродского?

http://stihi.ru/2011/09/06/3077

Здесь уместилась вся страшная биография поэта, и немного перефразирована  знаменитая  фраза Ахматовой: « Готовила Иосику одну дорогу - в классики» («Какую биографию делают нашему рыжему!». А. Ахматова).

С невероятной силой звучат последние строки этого стихотворения, где Игорь Царев отмечает:

Проем окошка узкого, чаёк из мать-и-мачехи...
Откуда столько русского в еврейском этом мальчике?
Великого, дурацкого, духовного и плотского...
Откуда столько братского? Откуда столько Бродского?

И здесь дается  характеристика нашего национального характера  «Великого, дурацкого, духовного и плотского»  - вот из этих противоречий и состоит русская Душа, а отразить ее по воле судьбы и рока удалось в свое время Борису Чичибабину и Иосифу Бродскому.

Игорь Царев не первый  задает этот вопрос, он немного раньше возник у Бориса Чичибабина, в стихотворении «Тебе, моя Русь» тот тоже отмечает подобное явление, правда уже в живописи:

Нет меры жестокости, ни бескорыстью,
И зря о твоём же добре лепетал
Дождём и ветвями, губами и кистью
Влюбленно и злыдно еврей Левитан.

И тот и другой отмечают в своих чудесных творениях, что в определенный момент в нашей живописи, в нашей поэзии появляются знаковые фигуры, которые понимают и описывают Русь и русский характер  так ярко, как это не удается никому другому. И всем нам остается только внимать и восхищаться, и учиться понимать этот мир через призму их картин, их стихотворений. Но если Игорь Царев обратился к поэту осознано, другие сделали это интуитивно. И сегодня настоящую поэзию без контекста лирики Бродского представить проблематично.

2.

Иосиф Бродский, проживший за границей вторую половину жизни, никогда не возвращавшийся в Россию, долгое время запрещенный  у нас, казалось  потерянный навсегда, вопреки всему становится той путеводной звездой, которая оставляет нам надежду на то, что  поэзия еще может   возродиться и подняться на невероятную высоту. Еще можно вернуть  ту элитарную поэзию, которую у нас отняли на долгие годы, заменив ее каким-то суррогатом, чем-то новым, часто невнятным, а порой и просто халтурным подобием.

Но большие художники и тогда вольно или невольно тянулись к Бродскому, а когда его книги  были наконец   опубликованы, мы  открыли его для себя. Именно в стихотворениях Игоря Царева видно, как сомкнулись разорванные звенья золотой  цепи.( Это то древнее славянское письмо, которое казалось бы забыто и утеряно навсегда, и далеко не всем удается видеть эту золотую цепь).

Вот, что  сам Игорь  говорит о стихотворении и о Бродском в рецензиях:
Но я - то от своего имени пишу, ощущая некую общность в языковом пространстве
Игорь Царев 08.09.2011 17:16

Я к Бродскому спокойно отношусь. Это не герой моего поэтического романа. Но вот судьба его  гения мне чрезвычайно интересна :)
Игорь Царев 24.01.2012 12:01

Стихи у него все равно гениальные :)
Игорь Царев 24.01.2012 12:17

Да, меня интересовала именно судьба Бродского. В ней очень ярко проявил себя фатум, детерминированная предопределенность. Пример Бродского показывает, что чем ярче человек, тем он менее свободен, тем более ограничен в выборе своего будущего.
Игорь Царев 09.10.2012 19:29

Поэт - прежде всего судьба. Потому есть четкая взаимосвязь - чем сложнее эпоха, тем ярче стихи, которые являются отражением взаимодействия поэта и времени. Именно поэтому свои собственные "размеры" мне кажутся куда менее значительными, чем вы назвали. Но спасибо на добром слове :)
Игорь Царев 21.01.2013 12:35

На это стоит обратить внимание, Игоря Царева интересует именно СУДЬБА гениального поэта, отраженная в нашей реальности и творчестве.

И опять же, отталкиваясь от Бродского, от   туманного и несколько
зашифрованного  стихо – творения,  Игорь Царев идет к той ясности и высоте стиха, которую мог бы достигнуть акмеизм,  если бы его творцам удалось прожить чуть дольше, если бы все в судьбах Гумилева, Мандельштама, Ахматовой случилось иначе.

Конечно, творчество  И. Бродского, как и предшественников,  связанно, прежде всего с Ленинградом, а потому одно из самых знаменитых его стихотворений возникает в памяти мгновенно. Оно звучало и во времена его опалы.

* * *  
Ни страны, ни погоста
не хочу выбирать.
На Васильевский остров
я приду умирать.
Твой фасад темно-синий
я впотьмах не найду.
между выцветших линий
на асфальт упаду.

И душа, неустанно
поспешая во тьму,
промелькнет над мостами
в петроградском дыму,
и апрельская морось,
над затылком снежок,
и услышу я голос:
— До свиданья, дружок.

И увижу две жизни
далеко за рекой,
к равнодушной отчизне
прижимаясь щекой,
— словно девочки-сестры
из непрожитых лет,
выбегая на остров,
машут мальчику вслед.
Иосиф Бродский

Особую роль в жизни поэта играет именно Васильевский остров- место символичное и сакральное для него, оно  все время помнится в годы изгнаний и туда снова и снова  возвращается его  душа. Да и мы,  еще  ничего не зная о творчества Бродского, помнили  именно  это стихотворение.

И если  где-то мог и встретить тень поэта Игорь Царев, то именно на Васильевском. Так оно и случилось, стихотворение «На Васильевском»  сразу отсылает нас к Бродскому, и еще дальше, к другому мученику режима, жившему здесь, и описавшему град - Осипу Мандельштаму, так мы вместе с поэтом снова дотягиваемся до серебряного века и до акмеистов…

Мысленно  Игорь Царев  возвращается в Питер (Ленинград), где родился и жил до трагических событий гений. Игорь  не раз подчеркивал, что он там учился в свое время, и этот город прекрасно знает и любит. И вольно или невольно именно в Питере появляется и призрак Бродского.
  
На Васильевском
Игорь Царев

Линии жизни пересекая, ларьков обходя паршу,
Призрак Иосифа бродит любимым островом...
Если однажды встретится - пусть бестактно, но я спрошу:
Шпилька Адмиралтейства — не слишком остро Вам?

Улиц названия, лиц вереница, глянцевый переплет,
Не целиком история - только выборка.
Бармен под злую музыку розоватый кронштадтский лед
Крошит в стакан бурбона быку из Выборга.

Черные тучи и белые ночи - гренки и молоко,
Каменный фрак потерт, но оправлен золотом.
Что старый век не вытравил, новый выправит кулаком.
И кошельком. И просто ячменным солодом.
http://www.poezia.ru/article.php?sid=79530


Ну как тут не вспомнить, ставшее знаменитым:

Я вернулся в мой город, знакомый до слез,
До прожилок, до детских припухлых желез.
О. Мандельштам

Там  вольно или невольно они могли встретиться в реальности или в фантазиях,  но на Васильевском остается только Призрак Бродского. Хотя поэт был жив в те времена, но мы знаем, что сам Бродский никогда не возвращался в Питер,  не хотел быть там туристом, и не мог вернуться, чтобы жить постоянно.  Вернулись только  творения в последние годы его жизни, и воспринималось  это и радостно и печально всеми нами тогда, вот и у Игоря Царева возникла эта странная тень.

- мои скромные размышлизмы по поводу, как бы ему глянулся нынешний Питер :)Игорь Царев 28.04.2010 11:43

Я и сам любил пройтись по Васильевскому. Переходил по Тучкову мосту с Петроградской стороны (где какое-то время обитал) и просто гулял по линиям. Иногда шел в ДК, где показывали старые фильмы...

Игорь Царев 29.10.2012 11:06

Так постепенно мы узнаем Питер – город, в котором пусть только в фантазиях и снах сошлись три  поэта, соединяются разорванные нити русской лирики. Эта встреча могла бы случиться в реальности, в ту пору Игорь Царев был еще очень молод, а Иосиф Броский уже давно стал Мастером и Патриархом русской словесности…

Но это творилось  только в мечтах и снах, а вот другая встреча оказалась вполне реальной. Она тоже связанна с Бродским, и поэт  ее запечатлел в своем знаменитом стихотворении, о котором было столько споров, на которое в передаче обрушились критики -  Игорь Царев

Бродяга и Бродский
Игорь Царев

Вида серого, мятого и неброского,
Проходя вагоны походкой шаткою,
Попрошайка шпарит на память Бродского,
Утирая губы дырявой шапкою.

В нем стихов, наверное, тонны, залежи,
Да, ему студентов учить бы в Принстоне!
Но мажором станешь не при вокзале же,
Не отчалишь в Принстон от этой пристани.

Бог послал за день только хвостик ливерной,
И в глаза тоску вперемешку с немочью...
Свой карман ему на ладони вывернув,
Я нашел всего-то с червонец мелочью.

Он с утра, конечно же, принял лишнего,
И небрит, и профиля не медального...
Возлюби, попробуй, такого ближнего,
И пойми, пожалуй, такого дальнего!

Вот идет он, пьяненький, в драном валенке,
Намешав ерша, словно ртути к олову,
Но, при всем при том, не такой и маленький,
Если целый мир уместился в голову.

Электричка мчится, качая креслица,
Контролеры лают, но не кусаются,
И вослед бродяге старухи крестятся:
Ты гляди, он пола-то не касается!..

  http://stihi.ru/2010/06/18/3264

Сколько раз уже слушала это стихотворение в исполнении автора, сама перечитывала, но остается в нем какая-то  дивная тайна, несмотря на всю его акмеистическую прозрачность.

Что же в этом стихотворении особенного? Ситуация знакомая для каждого из нас- каких только попрошаек и стихов не слышали мы в электричках, но в том-то и дело, что никто из нас не смог бы увидеть и описать это так, как удалось Игорю Цареву.

Пожалуй в первой раз ( мы помним, что в стихах его отсутствует лирический герой, и пишет он прежде всего от первого лица) тут этот герой появляется рядом с автором, а еще есть  призрак Бродского, вырванный из небытия  чтением его стихов.

Кто-то из критиков обвинил Игоря в том, что он уравнивает себя с бродягой, особенно в последнем четверостишии, но это совсем не так, на самом деле, он почти сторонний наблюдатель. Но  постоянно возникает  сравнение этого человека с самим  Бродским.

Посмотрите хотя бы на строчки

В нем стихов, наверное, тонны, залежи,
Да, ему студентов учить бы в Принстоне  -

и невольно задаешься вопросом, а каким был бы Бродский, не окажись он за границей, оставаясь в России. Что стало с ним бы за эти годы, как сложилась бы его судьба. Прогуливался бы он по Венеции, декламируя стихотворения, были бы те самые стихотворения так актуальны и популярны, как нынче?

Бродяга, который мог быть профессором в Принстоне, но не стал, эта тень другого Бродского, вариант его судьбы на Родине. Не случайно ли  на Васильевский остров он стремился умирать, но не жить. А вот этому человеку повезло еще меньше, как оказывается, ему приходится жить вот в таких условиях, но помнить стихи Бродского, как мы помним только свои собственный творения, да и то не всегда.

Успешный, устроенный Поэт там, такой вот бродяга здесь, все с теми же стихами, а сам автор оказывается  между этими двумя полюсами в золотой середине. Ему остается только созерцать и написать то, что увидел.  Вроде бы все расставлены по местам.

Наверное, не случайно советовали  убрать странную на первый взгляд последнюю  строфу в стихотворении, но, как и в «Апокалипсисе» в ней  самое главное и содержится, там, где исчезает и образ автора, и  тень Бродского, что же остается от этого мира?

Электричка мчится, качая креслица,
Контролеры лают, но не кусаются,
И вослед бродяге старухи крестятся:
Ты гляди, он пола-то не касается!..

Из трех персонажей остается только один, но какой?
Тот самый юродивый, который становится святым, как и всегда было на Руси, а если вспомнить слова Игоря о том, что его интересовала в первую очередь СУДЬБА  поэта, то варианты этой судьбы он и пишет. А еще   он и ответил на главный  вопрос – почему у нас так много Бродского?  И  чувствуется легкая зависть к бродяге, свободному от условностей, ставшему  свободным поэтом, не обремененным всеми нашими проблемами и заботами.

Стихи Бродского живут и потрясают наши души и основы странного этого мира, даже если  бродяга в электричке способен вот так вот явить их мир, и истинным поэтом оказывается именно он, как бы это не парадоксально звучало. Как и в «Старой Незнакомке» - из обыденной ситуации поэт творит настоящее чудо и восхитительную  ПОЭЗИЮ.
Остается только один вопрос, а что сказал, что написал бы сам Бродский, окажись он случайно на месте Игоря Царева, конечно, это было бы совсем другое видение мира, но вот какое?

А вот  что говорит Игорь Царев, отвечая на многочисленные рецензии, где стихотворение понимается чаще на бытовом уровне

Бомж то настоящий - меня самого мимолетная эта встреча зацепила
Игорь Царев 21.06.2010 11:05

У нас самые высокоинтеллектуальные бомжи в мире. Однозначно. Многие с высшим образованием, а некоторые и не с одним. Богатая страна...

Игорь Царев 18.06.2010 15:10

. Описана конкретная фигура, которую я наблюдал в электричке "Москва-Александров" (Ярославское направление). Так что современные бомжи тоже еще кой-чего знают и могут.
Игорь Царев 22.06.2010 17:01

И только одна рецензия  Лешека, оказалась значительно глубже обычного взгляда на ситуацию, был ли бомж, и что именно он читал.

Изумительный текст. Распевный, и спрятал много чего внутри текста... Ну, просто молодец, и спасиб тебе за это!
Лешек 09.07.2010 08:50

И по поводу восприятия текста, вот что говорит сам Игорь:

Восприятие текста, конечно же, во многом зависит от того, как и кто читает. Но, чудо, сам текст при этом не меняется
Игорь Царев 29.08.2010 21:54

Слишком ли много  в нашей жизни Бродского? На этот вопрос ответили авторы «Вечерних стихов», но это не главная наша беда, беда  в другом -  как и Пушкина, и Блока, мы слишком мало знаем, слишком плохо его понимаем и чувствуем. И только иногда вдруг случаются встречи с поэтами, способными приоткрыть для нас окошко в тот мир, в то пространство, где вольно или невольно приходит понимание происходящего и сотворенного.

И. Бродскому, да и не ему одному,  очень повезло, потому что случилась его встреча, пусть и в виртуальном пространстве, с Игорем Царевым, и все мы стали к нему немного ближе. Жаль, что сегодня Игорь Царев уже не подарит нам новых своих великолепных стихотворений, но зато он  может побеседовать там с самим Бродским да и с другими любимыми поэтами…

А я еще раз цитирую стихотворение, в котором тоже есть Бродский и уходящий  в вечность Игорь Царев

На смерть Игоря Царева
Владимир О.Сергеев

«И тебе дан шанс – в небеса лицом –
Не спеша, в подробностях, помолиться,
Ведь, когда распутица, под Ельцом
Бог куда доступнее, чем столица.»
Игорь Царев


Нет слов, а только горькая печаль
Свершившейся отчаянной неправды…
Разбита благородная скрижаль –
С не высеченной строчкой – жизни равной.

Молитва есть, как есть, свечой во мгле…
Но почему не дать по той причине –
Свечой гореть подольше на Земле
«В подробностях» молившемуся сыну?!

О чём молился он в своей строке,
Не много говоривший, много знавший,
На самом главном в чувствах языке
О Бродском лучше Бродского писавший?..

И как бы ни нелепо, но пока
Смерть Игоря Царева не приемлю!
Поэта - ч е л о в е к а, на века
Собой облагородившего Землю.
http://stihi.ru/2013/04/06/2632

© Любовь Сушко, 19.05.2013 в 07:38
Свидетельство о публикации № 19052013073847-00333252
Читателей произведения за все время — 30, полученных рецензий — 1.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 1)

Рецензии

Алексей Максимов
Алексей Максимов, 19.03.2014 в 14:37
Замечательно, надо будет дальше читать
Спасибо Вам за такую работищу!
Любовь Сушко
Любовь Сушко, 19.03.2014 в 14:41
Дорогой Алексей!!!
Совпало многое, и даже знакомство с сентября по апрель, почти до последнего дня. Такой дар судьбы-встреча с Поэтом...
Люба

Это произведение рекомендуют