Добровольческой армии время настало,
За тебя перед Богом Корнилов в ответе,
Он в поход поведёт на рассвете.
Воевать в этот раз не числом, а уменьем,
В большевистских тылах лишь в победах спасенье,
По дорогам застынут немые могилы,
На столицу Кубани все силы!
Господа офицеры, Россия за вами,
Вас в Кубанских степях заметало снегами,
Соберите последние силы к удару,
По цепям Екатеринодара!
Развернутся во фронт боевые колонны,
Грянут выстрелы, взрывы, предсмертные стоны,
Устремятся неравные силы навстречу,
На кровавую смертную сечу.
На четвёртые сутки иссякнут патроны,
В бой последний готовы пойти эскадроны...
Но погибнет Корнилов от взрыва гранаты,
Сломит армию горечь утраты!
Хоронить полководца в степи не пристало,
Но война есть война, здесь чего не бывало...
Погребут, не скрывая слезы сожаленья,
Первый залп огласит отступленье.
Комиссары не смоют позор свой постылый,
Откопают в степи мертвеца из могилы,
Будут тело героя возить по станицам,
И паскудно над павшим глумиться.
Вырываясь от смерти в тисках окруженья,
Беспатронная армия вступит в сраженье,
Горизонты окрасятся в красную краску,
С отступлением к Новочеркасску.
Пусть слезинки росы нашу землю умоют,
Не забудем о тех, кто с российской судьбою,
Навсегда стал повязан, в сраженья вступая,
В лихолетье Отчизну спасая.
Собирайся, кадет*, если честь обязала,
Добровольческой армии время настало,
За тебя перед Богом Корнилов в ответе,
Легендарный поход на рассвете.
______________________
*Кадеты - так красные называли всех, кто относились к офицерскому сословию. А позднее и всех белогвардейцев.
********************************
Ровно 95 лет назад, зимой 1918 года, начался легендарный Кубанский Ледяной поход. События февраля 1917 - октября 1917 года, привели к фактическому развалу страны. В начале 1918 года, после разгона Учредительного собрания и массовых расстрелов русских офицеров, узурпаторы власти - большевики спровоцировали народ к гражданской войне. Русская Армия как оплот государства прекратила существовать. В этих условиях часть оставшейся Русской Армии решила объединиться для восстановления твёрдой власти в стране, и чтобы дать отпор внешним агрессорам. К Дону стали стягиваться офицеры и патриоты которым была небезразлична дальнейшая судьба Отчизны. Таким образом сформировалась Добровольческая армия, командование над которой принял бывший верховный главнокомандующий царской армии, герой 1-й Мировой войны - Лавр Георгиевич Корнилов.
В сравнении с надвигавшимися полчищами большевиков, силы добровольцев были ничтожны. Они едва насчитывали 2тыс. штыков, а примкнувших к ним партизан-казаков, насчитывалось едва ли 400 человек.
После отказа донского казачества в поддержке Добровольческой армии, и недружелюбных настроениях со стороны местного населения, Корнилов принял решение об оставлении Дона. Хотя в самом Ростове на тот момент было всё необходимое, в чём остро нуждалась охранявшая подступы к городу малочисленная Добровольческая армия. В городе пребывало на отдыхе до 16тыс.(!!!) офицеров, не пожелавших участвовать в его обороне. Большевики Сиверса, заняв после ухода добровольцев город, взяли всё, в чём нуждались, и запугали население, расстреляв несколько офицеров.
Впоследствии, участник Ледяного похода, генерал Деникин вспоминал:
"Пока есть жизнь, пока есть силы, не всё потеряно. Увидят "светоч" слабо мерцающий, услышат голос, зовущий к борьбе - те, кто пока ещё не проснулись... По привольным степям Дона и Кубани ходила Добровольческая армия - малая числом, оборванная, затравленная, окружённая - как символ гонимой России и русской государственности. На всём необъятном просторе страны оставалось только одно место, где открыто развевался трёхцветный национальный флаг России - ставка генерала Корнилова".
Оставив Ростов, генералы М.В. Алексеев и Л.Г. Корнилов приняли решение отойти на юг, в направлении Екатеринодара, рассчитывая на помощь кубанского казачества и народов Северного Кавказа. И хотя вся их армия по числу бойцов равнялась полку трёхбатальонного состава, но армией она именовалась, во-первых, по той причине, что против неё боролась сила численностью в армию, а во-вторых, потому что это была наследница старой бывшей Русской армии, "её соборной представительницей".
Постоянно вступая в бои против значительно превосходящих сил, войска прошли через станицы Хомутовская, Кагальницкая и Егорлыкская. Вступили в пределы ставропольской губернии (Лежанка), и вновь вошли в Кубанские земли, пересекли ж/д ветку Ростов - Тихорецкая, спустились к станице Усть-Лабинской, где форсировали Кубань. Всё это время большевики не оставляли надежд уничтожить эту маленькую, но боеспособную армию. В каком бы численном превосходстве большевики не находились, поражения они терпели одни за другими, и ни разу большевики не выдерживали натиска Добровольческой армии, которая неумолимо двигалась к Екатеринодару.
После взятия в упорном бою станицы Кореновская, добровольцы узнали, что Екатеринодар захвачен красными, а войска Кубанской рады, оказавшись слабо боеспособными покинули город. Это ломало все планы и стратегическую идею похода на Кубань, за которую уже было заплачено сотнями жизней добровольцев. Генерал Корнилов принял решение повернуть армию от Екатеринодара на юг, чтобы дать отдых измождённым войскам в горных казачьих станицах и черкесских аулах, и выждать более благоприятных обстоятельств.
Отразив с тыла нападение крупного отряда Сорокина, армия переправилась через Лабу и пошла в майкопском направлении. Там, в Закубанье, добровольцы оказались в сплошном большевистском окружении, где каждый хутор необходимо было брать с боем. Здесь Корнилов принял решение резко свернуть в западном направлении, после перехода р.Белой к черкесским аулам.
К тому времени, неожиданно резко испортилась погода. Ледяной дождь, сменившийся заморозками, вызывал оледенение шинелей. Ослабленная в боях и измученная ежедневными переходами по раскисшей земле, армия стала изнемогать под ударами стихии. Затем резко похолодало, выпал глубокий снег, температура упала до минус 20-ти. Доходило до того, что раненых, лежавших на телегах, приходилось освобождать вечером от ледяной коры штыками. Поднявшаяся пурга заглушала шум ружейной стрельбы со стороны рощи. Впереди была станица Ново-Дмитриевская, где находился крупный отряд большевиков. Половина армии увязла далеко позади, переправляясь через реку. Оставалось либо замёрзнуть в заснеженном поле, либо идти под пули и брать станицу. Генерал Марков и его Офицерский полк, не раздумывая бросился в атаку под убийственный огонь мгновенно затрещавших со всех сторон ружей и пулемётов. Станица была захвачена полузамёрзшими офицерами, державших в онемевших руках винтовки, падающих и проваливающихся ногами в густое месиво грязи, снега и льда во время атаки. Красногвардейцы резервных частей не успевшие построиться, были убиты в перестрелке. А Офицерский полк понёс немалые потери. Этот жестокий бой у Ново-Дмитриевской, предшествующие и последовавшие за ним ряд переходов по покрытой ледяной коркой степи, Армия стала называть ''Ледяным походом''. Впоследствии это название стало применяться в отношении всего Первого Кубанского похода Добровольческой армии.
После боя у Ново-Дмитриевской к добровольцам примкнули казаки Кубанской рады. Численность армии возросла до 6тыс. штыков и сабель.
Переправившись через р.Кубань у станицы Елизаветинская, войска начали штурм Екатеринодара, который защищала 40тыс. Юго-Восточная армия красных под командованием Автономова и Сорокина. Надо заметить, что в город постоянно прибывали новые эшелоны с вооружёнными солдатами и матросами. В ходе 4-х дневного штурма Екатеринодара 27-31 марта (9-13 апреля), случайной гранатой был убит генерал Корнилов. Принявшему командование генералу Деникину ничего не оставалось как выводить из полного окружения деморализованную после гибели Корнилова армию. Отходя через станицы Медведковская и Дядьковская, ему удалось вывести остатки армии из-под фланговых ударов и вырваться из окружения за Дон, во многом благодаря подвигу генерала Маркова и его Офицерского полка, сумевших остановить, разоружить и уничтожить красногвардейский бронепоезд с оружием и боеприпасами. К 29 апреля (12 мая) Добровольческая армия вышла на юг Донской области в район Мечетинская - Егорлыкская - Гуляй-Борисовка. На следующий день поход, ставший вскоре легендой Белого движения, был окончен. Потери Добровольческой армии при штурме Екатеринодара составили около 3тыс. убитых. В их числе армия потеряла многих своих первых и лучших военначальников, включая и своего вождя.
Большевики же, по официальным данным потеряли при обороне Екатеринодара свыше 15тыс. человек убитыми. Ранеными были заполнены все лазареты и санитарные поезда по линиям железных дорог.
И хотя Добровольческой армии не удалось достичь одной из главных её целей - освобождения Кубани, тем не менее, как пишет историк Питер Кенез: "Ледяной поход был весьма далёк от провала: в дальнейшем присоединение большого числа казаков изменило характер армии и гарантировало ей возможность роста в будущем".
Вопреки трудностям и потерям, из горнила Ледяного похода вышла настоящая армия, закалённая в боях. С отрядом-армией следовал обоз с женщинами и детьми. Они опасаясь за свои жизни, искали защиту у бесстрашных добровольцев. Участники Ледяного похода получили почётное наименование "Первопоходник''.
Этот, связанный с огромными потерями, боевой марш стал рождением Белого сопротивления на Юге России.
Вечная память русским героям!
++++++++++++++++++++++
Источники: Трушнович А.Р. "Воспоминания корниловца": 1914-1934/ Москва - Франкфурт; Посев, 2004 г.
Карпенко С.В., "Белые генералы и красная смута", Москва, Вече, 2009 г.
Волков Е.В., Егоров Н.Д., Купцов И.В., "Белые генералы Восточного фронта Гражданской войны": Биографический справочник. - Москва, Русский путь, 2003 г.
Деникин А.И. "Очерки Русской Смуты. Борьба Генерала Корнилова. Август 1917 г. - апрель 1918 г. - Репринтное воспроизведения издания. Париж. 1922.
- Москва; Наука, 1991.