Крылья
Из серии филисофских этюдов "Мой друг - Платон"Этюд первый
Звонок в десять часов вечера.
Поднимаю трубку. На том конце задумчивый голос моего старинного приятеля:
- Слушай, человек в каком направлении движется? Вот, допустим, ты по улице идёшь и хочешь повернуть направо или налево, ты что делаешь?
- Что я делаю?
- Ну да, опиши свои действия? Как ты поворачиваешь?
Прижав телефон к уху, пытаюсь повернуть, на ходу добросовестно разбирая по полочкам свои действия и тут же комментируя их вслух.
- Я поднимаю правую ногу, заношу её в сторону, приподнимаясь на носке левой ноги; потом поворачиваю корпус, опускаю правую ногу, поднимаю левую...
- Стоп, стоп, стоп! Я тебя не о том спрашиваю.
- Ну, я так поворачиваю... - замолкаю, слегка обидевшись на такое пренебрежение к моему способу совершать повороты, между прочим, очень даже элегантному.
- Спроси ещё кого-нибудь!
- Да нет же! Ты когда поворачиваешь в сторону, ты ведь всё равно туда не боком идешь, а лицом разворачиваешься. Правильно?
- Ну да.
- Получается, что человек даже когда поворачивает, всё равно движется в одном и том же направлении: назад - вперёд. Всегда по одной линии - куда глаза направлены.
- Ну, получается, так, - осторожно соглашаюсь.
- Значит, человек всегда идёт только прямо - вперёд по заданной программе, и видит только то, что находится прямо перед ним, в ограниченном сферой его зрения трёхмерном пространстве! - торжествуя, подводит итог хрипловатый голос приятеля.
И тут же, не оставляя мне времени на раздумье, озадачивает риторическим вопросом:
- А что из этого следует?
- Что следует? - переспрашиваю, предвкушая очередной непредсказуемый ход мысли.
- Не знаю пока, надо поразбираться.
Длинный гудок.
Проходит 30 минут.
Звонок. Все тот же голос, но уже изрядно повеселевший, явно не без помощи пива, радостно вопрошает:
- Скажи, что находится у человека по сторонам?
- То же, что и перед глазами, только этого не видно.
- Не-е-е. Если человек движется всегда только в одном направлении - назад - вперёд, он и окружающий мир воспринимает тоже только в узком ограниченном пространстве, насколько хватает глазами увидеть. Возникает вопрос: а что же тогда находится по сторонам?
- И что же там находится?
- А ты попробуй почувствовать. Попробуй мысленно двинуться не вперёд, как обычно, а в стороны. Ощути, что находится у тебя справа и слева.
В трубке повисает молчание, изредка нарушаемое нетерпеливым посапыванием.
- Ну что? - не выдерживает ожидания голос.
- Подожди, дай сосредоточиться.
Закрываю глаза, делаю глубокий вдох и медленно выдыхаю, стараясь почувствовать, что же такое может находиться у меня по сторонам помимо привычного пространства моей однокомнатной квартиры.
От неожиданно повеявшей свежести по телу пробегают мурашки. Форточка в кухне распахнулась? Открыта балконная дверь? Кажется, что я нахожусь не в тесной бетонной коробке городской многоэтажки, а высоко в горах, среди безмятежного простора, безгранично протянувшегося от меня по сторонам, вправо и влево. Один шаг, один взмах руками - крыльями? - и шумный город с его суетой, эмоциями и амбициями останется далеко внизу, потеряв своё значение, как полустершийся рисунок на старых обоях.
- Во, пошло расширение пространства, - удовлетворённо констатирует голос в трубке.
Обалдевши от нахлынувших впечатлений, продолжаю молчать, не решаясь вымолвить ни слова.
- Ну, так что же находится у человека по сторонам?
И, не дожидаясь ответа, ликующий голос приятеля подтверждает счастливое открытие:
- Крылья!! Позволяющие двигаться не только вперед, по ходу зрения, но и в стороны, в ином, четвёртом измерении!!
Половина первого ночи.
На стареньком цветастом ковре моей тесной гостиной в нелепых позах друг против друга застыли две фигуры: мой зажмурившийся женский силуэт, вытянувшийся на цыпочках и старательно расслабивший руки, застывшие в лёгком взмахе сантиметрах в тридцати от уровня бёдер - вперёд и в стороны, и статная, с явно наметившимся "академическим" брюшком фигура моего приятеля, добродушно возложившего руки мне на плечи, на уровне лопаток.
Заполненная ещё дымящимися окурками пепельница, пара стаканов и живописный натюрморт из пустых бутылок лимонада, жестяных банок из-под пива и помятых, небрежно выдранных из тетради листков бумаги, вдоль и поперёк исчерченных сложными схемами из линий, окружностей и спиралей, дополняют интерьер, создавая законченный сюрреалистический сюжет.
В трепещущем пламени свечи несмело пытаюсь расправить свои вновь обретенные крылья - за гранью трёхмерной реальности серебристо-фиолетовый оттенок подрагивающих перьев осторожно сливается с нежно золотистым оперением моего приятеля. Спокойствие и тихая, уверенная радость заполняют сердце. Синхронный взмах - и обыденная трёхмерность окончательно перестает для нас существовать. Только сильные, свободолюбивые крылья уверенно рассекают пространство, унося всё выше и выше, навстречу торжествующему потоку сияющего света.
Послесловие
или
Что делать, когда опускаются руки
- Слева - любовь и всепрощение, справа - доверие Богу. Раз, два...Полетели!
(C)
МАРИНА ПУЛЭН 2013