Был у мамочки кот Рыжик, очень агрессивное животное. Мама постоянно жаловалась, что бросается на неё с разбега, царапает и кусает за ноги, а ещё ест всякую ветошь, а заодно и что-то нужное, но чаще всего посудные полотенца и кухонные тряпки.
После смерти мамы кот остался в её квартире один. Мы ходили его кормить.
Когда родилась Лерочка, мы решили переехать жить в бабушкину квартиру. Конечно, о присутствии там Рыжика не могло быть и речи. Я взяла кота на руки и понесла в подвал. Усадила его у внутренней двери, положила перед ним «Китикет» на первое время и ушла. Успокоила себя тем, что кот не даст себя в обиду, познакомится с другими своими сородичами и наконец-то облюбует какую-нибудь кошечку. Соседи видели, как я несла кота в подвал, некоторые тетки высказывали возмущение, что я выбросила животное. Я не сомневалась, что поступила правильно, но совесть иногда мучила.
Но однажды я натолкнулась в журнале «Москва» (8. 2008) на вопрос, обращенный к епископу Саратовскому и Вольскому Лонгину, касающийся моей темы. Вот вкратце его ответ:
-Для человека нормально и хорошо относиться к животным по-доброму. Но совершенно недопустимо и греховно – любить животных больше, чем людей.
…Если попытаться коротко сформулировать то, как следует человеку относиться к животным, то трудно сделать это лучше премудрого Соломона: Праведный печется и о жизни скота своего, сердце же нечестивых жестоко. Однако в двадцатом веке известный подвижник схиархимандрит Серафим (Романцов), зная изломанное состояние современного человека, так дополнил эту фразу: «Блажен, кто скоты милует, но скажен, кто скоты любит и этим сравнял их с человеком». Очень схожие представления об отношении к животным можно найти и у преподобного Силуана Афонского: «Некоторые привязываются к животным, но этим они оскорбляют Творца, ибо человек призван вечно жить с Господом, царствовать с Ним и любить Единого Бога. К животным недолжно иметь пристрастия, но должно только иметь сердце, милующее всякую тварь.
…такое отношение к животным, которое высказывают святые и подвижники Православной церкви, призвано восстановить правильную иерархию ценностей для человека во благо самого человека.
Да, люди сейчас действительно бывают жестоки к животным. Но не менее жестоки они бывают друг к другу, к детям. Всё это – следствие утраты духовных ориентиров, порождение той атмосферы, которая нас окружает, того отчуждения людей друг от друга, которое сегодня господствует в обществе. Это результат и такого (популярного ныне) отношения к собственной жизни, когда люди предпочитают не связывать себя серьёзными семейными отношениями, не рожать детей. И вот неправильное устройство человеческой жизни в самом её основании приводит к крайностям: либо к неоправданной жестокости, либо к неумеренной любви – животным, вещам, самому себе…
Если оглянуться вокруг, заметно, что очень многие, скажем так, чрезмерно активные любители животных сегодня – это люди, которые не имеют семьи. Человек расходует на это нерастраченные силы своей души. Ведь Господь вложил в нас много любви, с «запасом», благословив семейную жизнь, и поэтому семья должна быть большая. Животные в доме тоже могут быть, но им следует отвести определенное место. Если это собака, например, она должна караулить дом и жить в будке, а не спать в хозяйской постели, или занимать две трети городской квартиры.
Поэтому главное, о чем должен в своей жизни заботиться человек, - о своём спасении, о восстановлении разрушенных грехом взаимоотношений с Богом, молиться о даровании любви – к Богу, к людям. Надо постараться построить свою жизнь на этом фундаменте, и тогда все в ней встанет на свои места.