И хореография сложная. Перестановки, прыжки, шпагаты, даже стойка на руках... Серьёзный танец для больших девочек. От тринадцати до пятнадцати. Маленькие розочки впервые подставили свои лепестки солнцу и зажмурились от света..
На болтовню времени больше нет. Кончилась разминка и пошёл танец.
Сначала без музыки, на раз-два-три-четыре, маэстра отстукивает ритм большой палкой, видит всех насквозь. Пока первая группа пробует на паркете, остальные обозначают движения на полу, без зеркала. А зеркале каждая неточность отражается стократно, зеркало не публика, оно не прощает. И маэстра рядом с зеркалом как увеличительное стекло.
- Это танец, в нем есть ритм, вы не на ярмарке пляшете! - Где руки, где ваши руки, я спрашиваю?! - Шене, шене и потом переход! Пируэт, раз-два-три, пауза, раз-два-три...
В ней нет типичной грубости балерин, это редкость, она не цинична и не агрессивна, но не миндальничает. Хвалит редко. И ругает редко. Но похвалы хватает на крылышки за спиной и второе дыхание, а едкая реплика лишь подстегивает и не дает расслабляться.
Пошла вторая группа, потом соединение в пары, кульминация... Танец ещё не закончен, маэстра лепит его по кусочкам, он рождается на глазах у девчонок, в зале перед зеркалом, когда маэстра не останавливает музыку, а продолжает танец одна, несколько тактов, перед замершими ученицами, не сводящими с неё глаз и затаившими дыхание.
Они уже большие и все понимают. Понимают, что перед ними настоящая балерина, профессионал, мастер, Маэстра. Когда она танцует, нет больше музыки, только гармония движения и звучания. А ещё лёгкость, простота и отчетливая грация, уверенно-женская, природная, отполированная балетным станком.
Девочки все видят. Они большие и умеют отличить рабочий момент от момента творчества, божьей искры, сияющей мгновения и дающей свет и тепло надолго. А им надо немного, бутоны как радары улавливают даже самый дальний отблеск...
- Это разучим на следующем занятии. - Все на место.. Поклон... Спасибо.
Стайка уже не летит врассыпную, а чинно идёт в раздевалку. В голове ещё поёт Адель и маэстра отсчитывает такты, но через несколько минут на волю вырывается щебечущее и галдящее облачко, с рюкзачками и телефонами, все без шарфов и шапок, в такой холод!
Терпеливые родители ждут в холле своих принцесс. Кому-то рукой подать, кому-то ещё добираться по замерзшей вечерней дороге, а что делать, девочке нужны танцы, а это лучшая школа в зоне...
Может, уже завтра в школе на перемене, или через пару лет на дискотеке, или через десяток лет, дома, показывая дочке плие и батман, на вопрос: "Как ты этому научилась?" каждая сможет ответить: " Просто у меня была настоящая маэстра!"