Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 286
Авторов: 0
Гостей: 286
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Стихи формата А4: Теория небольшого взрыва (Эссе)

Не так давно на графах проводился конкурс стихов формата А4: http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/272059/
Во время приема заявок, в течение и после конкурса участниками были озвучены разные вопросы, которые возникли по поводу этого формата. Не сказать, что они были оригинальны или неожиданны (помнится, я эту тему уже освещала на стихире года два назад на подобном конкурсе – вопросы похожие), но актуальны и даже конъюнктурны.
Обсуждая сам конкурс и его результаты, мы с одним из участников решили сформулировать свои мысли по поводу А4 в отдельных очерках, которые писали параллельно, «не подглядывая». Техническую часть я почти не затрагиваю, ибо знаю, что у моего товарища и знаний поболе, и конкретикой он свои выводы обязательно снабдит.

Чего и следовало ожидать.))) Как он это сделал, нужно читать тут http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/287279/

Свою статью я назвала «А4: Теория небольшого взрыва» (возможно, мозга))) – в ней нет заново изобретенного велосипеда или колеса, просто я позволила себе мыслить некими категориями, которые большинству литературоведов сильно бы не понравились (при условии, что они вообще обратили бы внимание на мою писанину).

Итак: возвращаясь к собственным рассуждениям о стихах формата А4 http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/235861/, я хотела бы заранее оговорить, что частично опровергну ранее сделанные мной выводы, частично добавлю и обосную новые, постараюсь обобщить и изложить изученный мной материал в доступной форме (насколько это возможно). Теперь я уже не удовлетворилась собственными наблюдениями за вышеозначенной литературной формой, а постаралась опираться на общепризнанные факты, литературоведческие догмы и работы авторитетных критиков.

Для начала давайте попытаемся выяснить, чем А4 не является, и путем отсечения неподходящих определений, рассмотрим только то, что будем иметь в остатке.
Процитирую себя же: «В «чистых» стихах концентрация мыслей и образов очень плотная – в СФА4 более важны повествовательные мотивы, не зря я назвала их рифмованной прозой».
В общем так, друзья мои, при ближайшем рассмотрении оказалось, что А4 рифмованной прозой, с точки зрения формальной терминологии, не является, не смотря на все противоречия современных и досовременных исследователей в плане единой формулировки этого понятия.  
Смотрим: «РИФМО́ВАННАЯ ПРО́ЗА — худож. текст, лишенный внутр. ритма (т. е. упорядоченного чередования слогов ударных и безударных, кратких и долгих), но распадающийся на отрезки, завершаемые рифмами. Когда границы отрезков в основном совпадают с синтаксич. паузами, а рифмовка — парная, то Р. п. оказывается тождественной с раешным стихом. Когда границы отрезков и расположение рифм произвольны, то Р. п. звучит более своеобразно. Пример из «Поэмы поэтов» С. Кирсанова: «Проза становится в позу и говорит: „Я стихи!“ — „Хи-хи, — ухмыляются рифмы, Хи-хи! А мы совсем не стихи!“ Проза откидывает прядь, заворачивается в плащ, морщит бровь для серьеза, а рифмы хихикают: „Ты не стихи, ты проза!“» --- чувствуете, откуда ветер дует? Ритм есть, рифмы есть, но нет «структурных повторов», того, что в силлабо-тонике называется «группа слогов, их расположение по ударности и безударности», «стопы».
Наиболее известна и показательна, как пример рифмованной прозы, "Сказка о попе и о работнике его Балде" А. С. Пушкина. Возможно, я ошибаюсь, но туда же отнесла бы и «Сказ про Федота-стрельца» Леонида Филатова.

Следующий термин «МЕТРИЧЕСКАЯ ПРОЗА» - тоже зачеркиваем: А4 ею не является.
Метрическая проза очень плотно соприкасается с понятием рифмованной, и некоторые теоретики, особо не заморачиваясь, понятия эти вообще синонимизируют. «Рифмованная» она — потому что зачастую больше трети всех слов в ней оказываются рифмованными (иногда это в несколько раз больше, чем в масштабном стихотворном произведении). «Проза» — потому что эти рифмы не членят текст на стихотворные строчки, не подчеркивают в нём ни ритмических, ни синтаксических пауз, а возникают неожиданно и непредсказуемо — бессистемно, как украшение. Грубо говоря, это не стихи: здесь нет членения на сопоставимые и соизмеримые отрезки, наоборот - все ритмические, синтаксические и стилистические средства стараются представить текст сплошным и непрерывным. Схема рифмовки бывает такая, что отследить ее закономерности практически невозможно, и уж точно она неуловима при прочтении, без дополнительного анализа.
Самым известным мастером метрической прозы считается Андрей Белый («Чистая, словно мир, вся лучистая – золотая заря, мировая душа. За тобой бежишь, весь горя, как на пир, как на пир спеша. Травой шелестишь: «Я здесь, где цветы... Мир вам...» И бежишь, как на пир, но ты – там...»).

Распадение словесного искусства на поэтическую и прозаическую формы происходит по той причине, что в поэзии приводится в действие механизм « вертикальных соединений», тогда как в прозе - «горизонтальных». Сравните, насколько в стихах взаимосвязаны смысловые движения «сверху вниз»; как часто происходит вполне закономерный возврат к началу произведения, когда концовка эффектно венчает замысел первых строк. В художественной прозе чаще всего особое внимание уделяется соответствию формуле «завязка – кульминация - развязка», при таком раскладе любые немотивированные «комбеки» ломают структуру повествования, лишаю текст логической и смысловой цельности. У меня есть друг, который пишет замечательные стихи, но они у него никак не ложатся на «ноты» А4 (кстати, последние он снисходительно величает не иначе как «телегами»))). А происходит это потому, что в его стихах преобладают четкие «вертикальные» (параллельные) соединения, тогда как «горизонтальные» (последовательные) слабы и неочевидны.

Так, пока у нас стихи А4 с прозой объединяет только способ графического оформления. Идем дальше. Как в извечных спорах (в силу  разности мировосприятия и мироощущения) сходятся физики и лирики, так и «морские корабли» поэтов и прозаиков расходятся в признании «превосходства» одной из литературных форм над другой. И отделяются зерна от плевел веками, и нет конца этому противостоянию.))
Для наглядности я приведу вам несколько словарных статей:
«Поэзия» (греч. poiesis, от poiein — делать), — поэтическое искусство в целом, в узком смысле – стихи, (ритмически) связанная речь.
ПОЭЗИЯ — [по], поэзии, мн. нет, жен. (греч. poiesis). 1. Искусство образного выражения мысли в слове, словесное художественное творчество.
Поэзия — 1. Литературное произведение метрической формы, язык которого следует определенной схеме; 2. Искусство сочинения рифмованных текстов, письменных или устных, с целью вызвать удовольствие благодаря их красоте, приподнятому воображению или глубоким мыслям.
«Проза» (от лат. prorsa oratio = прямо направленная речь), не связанный метром и рифмой, свободный в ударениях способ речи разговорного языка в противоположность поэзии в узком смысле, однако также отчасти ритмически воплощенный (художественная проза, прозаический ритм, клаузула) и наделенный способностью к поэтическому благодаря стилю, выбору слов, мелодии, ритму и образности (стихотворение в прозе, рифмованная проза).
Проза — обычная речь или письмо, отличные от стихов или стихотворства. Традиционные образцы прозы — повествование, описание, комментарий и диалог. К этому должен быть добавлен внутренний монолог с его различными несинтаксическими конструкциями.
Проза — Обычная форма устной и письменной речи. Термин проза применим ко всем продуктам языковой деятельности, не имеющим устойчивой ритмической модели

Вроде бы ничего сложного, все понятно и логично, но это только на первый взгляд.
«Различие идет глубже и касается более существенного; поэзия обращается больше к фантазии слушателя как смысловая сила впечатления, проза более к разуму как абстрактная способность мышления; в поэзии господствует ощутимый элемент изображения посредством стилистических фигур, которые проза не допускает, в прозе преобладает мыслительное содержание, так что те самые произведения, значение которых покоится только на содержании»* (ср.: прозаично – сухо, не выразительно).
«В целом, как бы критики ни характеризовали сам процесс создания стихов и какое бы значение они ни вкладывали в слово « стихотворение» в противоположность прозе, начиная с движения романтиков стало общепризнано, что стихи неизбежно эмоциональнее. Выражение чувств сегодня считается сущностным признаком поэзии в плане ее воздействия на читателя. Но поразительное развитие современной теории поэтических смыслов привело к разграничению чисто познавательной направленности прозы и поэзии. В целом, поэзия не дает информацию или практические рекомендации, она являет смысл, ценность которого может состоять как раз в его неинформативности, в его отрешенности от практических нужд».*

О! Как специально для нашей темы написано – в яблочко.)) Теперь представьте себе, что Проза и Поэзия – Мужчина и Женщина и они… поженились. А потом у них родился Ребенок. Только четко представляйте: ни совместное хобби, ни горячо любимая собака, а их собственное дитя. Соответственно, у этого ребенка будет сколько-то там общих аллелей с обоими родителями, он унаследует часть их генетического багажа, но это будет уже совершенно другой Человек. Представили?
Внимание, сейчас я сделаю очень смелое заявление, с претензией на открытие.)))
Стихи формата А4 – не особый вид художественной прозы, не чистый продукт исключительно поэзии, не смешанный промежуточный вид – это отдельное направление в литературе. Я не собираюсь прогнозировать ему процветание и популярность или полное забвение и игнор со стороны официальной науки, я лишь констатирую тот факт, что это направление УЖЕ существует и имеет свои отличительные особенности, закономерности и характеристики.
Теперь будем разбираться с ними.
У нашего ребенка характер сложный: он полон внутренних противоречий, потому как старается «ужи'ть» внутри себя черты Папы, склонного к мышлению и изложению рассудочному;  и Мамы, культивирующей мышление и изложение образное, рассчитанное не столько на ум и логику, сколько на чувство и воображение. Мама любит символизм, абстрактность, всяческие лейтмотивы, различные виды тропов, а  Папе дорого, прежде всего, взаимодействие разных речевых планов: речи автора, рассказчика, персонажей и т.д.; соответствие конкретным задачам, векторная направленность идеи.

Вы замечали: даже не будучи поэтом, человек способен привнести серьезную долю поэтики в прозу, в то время как передача прозой разрушит стихотворение, ибо отпадет момент речевой динамизации: стиховой ряд потеряет свои границы – бесполезно «пересказывать» стихи (исключение: переводы с других языков). А вот рассказать историю стихами – совсем иной коленкор.
С другой стороны, история литературы знает немало примеров, где поэзия и проза великолепным образом соседствуют в одном произведении, дополняя и оттеняя друг друга. Вспомним «Доктора Живаго» Бориса Пастернака: в «низкие» моменты сюжета именно стихи вытягивают героя «наверх». Стихи сильные, сложные, словно призванные подчеркнуть кажущуюся простоту, где-то даже невнятность прозаического текста. Но на самом деле роман колоссален в таком стилистическом тандеме: поэтика передается всей прозе, а стихи не смотрятся инородными в теле повествовании (тут я несколько отвлеклась, извините – очень хотелось сказать о любимом романе и его особенностях в рамках затронутой темы).

На конкурсе многие задавали вопросы  по типу: а вот это у меня А4? Хм.. а почему не А4?
Еще раз цитирую себя (неизлечимое тщеславие))): «Чисто формально, А4 – это стихи, графически оформленные не традиционно «в столбик», а модерново – в строчку, сплошным текстом. Помимо нетрадиционного графического оформления, данная форма изложения, по моему мнению, имеет еще ряд отличительных особенностей, как то: композиционная цельность (четко прослеживаемая взаимосвязь фабулы и сюжета, то есть последовательности событий/действий/мыслей и способа их изложения)».
Этот кусочек из моей ранее опубликованной работы нуждается в распространении, в силу того, что лаконичной формулировки недостаточно самим авторам для идентификации своих стихов. Первое – фабула: А4 должно быть о чем-то (пусть даже минимально, но конкретизировано); каждое слово должно непосредственно и прямо выражать замысел поэта; никакой ощущаемой дистанции между поэтом и его словом не должно быть: пишешь про лошадь – значит про лошадь, а не про то, что лошадь могла бы быть птицей, а может и была в прошлой жизни, но теперь эта птица – ЛГ и она тоскует по осеннему Парижу. Нет, я не в коей мере не «запрещаю» в А4 метафоричность и иносказание, но типичные МГТ и различные «луковичные» («многослойные») произведения лучше «фстрочку» не запихивать.
А вот в обычном стихотворении мы можем воспринимать поэзию во всяком словесном воплощении, где определенность/неопределенность образа порождает  многозначность и разнообразные ассоциативные ряды - то есть читатель видит настроение за чертами образа, многое, в нем не заключенное, где даже без умысла автора или наперекор ему появляется иносказание. В общем, не должно у автора возникать вопроса, А у него или Б – он должен сам задумывать(!) формат стихотворения изначально, а не форматировать текст постфактум только по той причине, что это модно.

В продолжение сказанного еще одна цитата из прежней статьи (исключительно потому, что она была написана первой))): «Аллегория: Я вяжу крючком кружево: сложный, повторяющийся узор. Приходит дочь: «Ух ты! Салфетка». Племянница: «Прикольный воротничок». Сын: «Чё, чепчик?» --- традиционно оформленное, образное стихотворение, возможно, ассоциативное. Вяжу шарфик (тоже процесс довольно непростой). Дочь: «Вау! Кому шарфик?». Племянница: «Прикольный шарф». Сын: «Ненавижу шарфы…» --- стихотворение формата А4. Я твердо убеждена, что в данную форму можно и нужно облекать вещи сюжетно и фабульно однозначные - все остальное нуждается в «столбиковом» обрамлении». Хочу еще раз подчеркнуть, что А4 не должно быть перегружено образами, накрученными аллегориями и одному автору понятными подтекстами. Тяжеловесная философичность и аффективные эскапады, экзальтированность тоже противопоказаны данному формату.
Все вышесказанное касается скорее содержания, нежели формы.

Теперь про объем.  Поэзия и проза по-разному тяготеют к объему текста. Как заметил Ш. Бодлер, « всякое стихотворное произведение, превосходящее по размеру то, которому человек способен внимать, не отвлекаясь, стихотворением не является».
«Объем прозы задается сюжетом и жанром, но не системой художественной речи. В качестве системы проза стремится к неограниченности объема, тогда как поэзия — это постоянная борьба за ограничение речевого пространства. Отсюда любое стихотворное целое, превышающее средний размер лирического стихотворения, воспринимается как знак сдвига в сторону прозы, связанный с ожиданием повествовательного элемента. Напротив, сжатие прозаического текста до размеров миниатюры осознается как движение в сторону стихотворной речи».*

А4 — именно стихотворение, но не только с точки зрения соответствия законам стихосложения, а больше с точки зрения совпадения риторической функции. То есть, стихи авторов в 5-10 строк лично я в качестве А4 не воспринимаю, как раз на основании того, что мне не хватает некой эпичности, событийно повествовательной специфики. Концентрацию мысли на квадратный сантиметр текста в данном формате желательно соблюдать строго пропорционально – ориентиром может служить обычный рассказ или миниатюра. Как пишут водители маршруток: не впихивайте невпихуемое.))

«Поэзия и проза противоположным образом относятся к мифу. Прозаик под покровом художественного вымысла транслирует уже существующий миф, выдавая систему значимостей за систему факта. Поэт даже в случае обращения к традиционной мифологической схеме преодолевает имеющуюся конструкцию, превращает факт мифа в систему значимостей, образующих персональный миф данного поэта»* --- автор, пишущий в формате А4, должен совмещать в себе способности хорошего поэта и умелого прозаика, способного преподнести «миф», как свой собственный, но читателю при этом до боли близкий и знакомый.

В заключение все же хочу высказать несколько замечаний касаемо техники: внутренние рифмы, клаузулы, тропы и прочие «красивости» – это все так же замечательно в А4, как и в любом другом стихотворении (при оговоренной выше «концентрированности» и органичности); с палиндромическими рифмами, редифами, панторифмами, ассонансами и диссонансами - осторожней, так как в строчной записи они могут быть просто напросто нераспознаны, хуже того – приняты за ошибку или нелепость.
В той части стиха (традиционно – начало, если в структуре произведения нет иных текстообразующих фишек), которая задает схему рифмовки и стихоформулу, лучше избегать бедных и неточных рифм, составные выверять тщательнее, а богатые постараться подбирать не по принципу, что первое напрашивается. Именно первый катрен (пятистишие и т.д.) настраивает читателя на ритм, динамику чтения, интонацию.

Пожалуй, на данный момент, это все, что я хотела и могла сказать о стихах формата А4. Есть еще мысли обозначить какую-то классификацию, но это уже совсем другая история. Уверена, что в очерке Алекса Фо (он и есть мой «товарищ»))), вы найдете информацию о тех нюансах, которые я опустила или пропустила. По сути, любой сноб-литературовед, прочитав все наши выкладки, вправе ухмыльнуться и высокомерно пожать плечами: мол, буря в стакане воды. А попробуйте ввести в любую поисковую систему «стихи формата А4» - результат будет скудным, не в меру обобщенным и крайне неактуальным. Так что рациональное зерно из рассуждений двух авторов может выбрать каждый интересующийся данным форматом, а критика… Ох, злоупотребляю я своей любимой цитатой: "Критика была бы ужасным орудием для всякого, если бы она сама не подлежала критике". (В.Г.Белинский)

P.S. Материал для цитирования и компиляции взят мной всего из одного виртуального источника
* 6.2.2. Тамарченко Н.Д. Хрестоматия. Теоретическая поэтика. Тема 9 Поэзия и проза.
Для буквоедов: список литературы в полном объеме и в соответствии с правилами оформления делать не стала: честно – лень (к линчеванию готова, на авторские права не претендую). Подробнее со списком можно ознакомиться здесь http://www.infoliolib.info/philol/tamarchenko/hr9.html
С огромным интересом прочла следующее исследование http://philologos.narod.ru/mlgaspar/gasp_rverse.htm - рекомендую тем, кто желает углубиться в изучение вопроса.

© Ольга Симитина, 28.08.2012 в 07:00
Свидетельство о публикации № 28082012070013-00297800
Читателей произведения за все время — 960, полученных рецензий — 6.

Оценки

Оценка: 5,00 (голосов: 3)

Рецензии

Майк Зиновкин
Майк Зиновкин, 28.08.2012 в 11:38
рациональное зерно конешно же есть, Ольга! :)
спасибо вам за очерк!

для меня же главной здесь является фраза:

"В общем, не должно у автора возникать вопроса, А у него или Б – он должен сам задумывать(!) формат стихотворения изначально, а не форматировать текст постфактум только по той причине, что это модно."

пошёл читать статью Алекса... :)

Ольга Симитина
Ольга Симитина, 29.08.2012 в 08:31
Спасибо, Майк, что зерно все-таки нашли, хоть одно.)))
У нас с Алексом разные работы получились - изначально мы хотели объединить свои мысли в одно эссе, но писали параллельно и на выходе оказалось, что каждый рассуждал в своей плоскости (в хорошем смысле этого слова))). Хотя то, что по многим основным моментам мнения у нас сходятся, подтверждает наличие тенденции.
Алёна Мамина
Алёна Мамина, 29.08.2012 в 15:29
Оля, душа моя!
Спасибо за познавательную информацию, мне это будет полезно. Радуюсь, что моя задумка конкурса привлекла внимание таких серьёзных специалистов.:)

С благодарностью,

Ольга Симитина
Ольга Симитина, 30.08.2012 в 05:42
Алён, идея дополнить и развернуть ранее мной сформулированные мысли о СФА4 донимала меня давно, но лень родилась сильно раньше меня.))) Конкурс дал некий толчок - за это спасибо тебе, как организатору.
Как-то мне кинули ссылку на какой-то форум, где две девочки обсуждали мой предыдущий "труд", а так же диалог под ним с Алексом и Алексеем. Одна из них сетовала, что местами слишком "теоризированно"; вторая возражала, что, мол, Порошин и Фо как раз на практике отдельно хороши, а Симитину не знаю. Первая (за дословность не ручаюсь): "Вот как раз она больше всего и носится с теорией". Мне даже стыдно стало, что я не по праву умничаю.)) Так что "специалист" я оч сомнительный.))
Алёна Мамина
Алёна Мамина, 30.08.2012 в 14:16
А эти барышни - известные и авторитетные критики-спецы, да? Стыдиться тебе можно было бы за собственную лень, но ты же её победила! Так что, поздравляю и ещё раз спасибо. ;)
Кстати, Вы с Алексом, имхо, чудесно дополняете друг друга: у тебя - "мясо", у него - "гарнир", - самое то! И читается с аппетитом. :)

^_^

Ольга Симитина
Ольга Симитина, 31.08.2012 в 05:34
Ой, ну я пример привела не пожалиться.)))
Это к тому, что сама-то я в этом формате пишу очень мало, а у нас ведь любят контраргументы по типу: ежели ты не сапожник, то откель знаешь, чта ботинки неказистые?
Спасибо, Алёна, за поддержку. Вы на редкость позитивная девушка.))
Алексу, однако, тоже огромное спасибо за маленькие волшебные пендали, которые очень помогали мне в борьбе с ленью.))
Алёна Мамина
Алёна Мамина, 31.08.2012 в 05:55
Ээмм... (блондинисто тупит)  Оля, если надо "на Вы", то я сменю дистанцию. Мне казалось, мы "брудершафтились" уже...
На всякий случай приношу извинения и прошу уточнений. Можно в личку, если здесь не совсем удобно.
Заранее согласна с любым решением. :)

Тёпленького всего,

^_^

Ольга Симитина
Ольга Симитина, 31.08.2012 в 06:20
Алена, извини, у меня "по умолчанию" стоит со всеми на Вы - профессия обязывает. Просто зарапортовалась. Меня вообще можно, как в поговорке, хоть горшком, только в печку не ставить.)))
Исправляю: ты очень позитивная девушка!
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 31.08.2012 в 08:30
Она хорошая, Олькин. Я ее тоже) обожаю в смысле)
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 31.08.2012 в 08:34
Да ты тут полсайта обожаешь.))) Я уж привыкла.))
Алёна Мамина
Алёна Мамина, 31.08.2012 в 17:35
Вау! Какие люди! :) Тим появился :)

*Ушки* всем ^_^

Юлия Мигита
Юлия Мигита, 29.08.2012 в 21:41
Ольга, прочитала не зря: много интересных наблюдений и выводов.
А знаете, я полюбила А4 в тот момент, когда я увидела следующее:
http://www.stihi.ru/2009/07/03/695
На мой взгляд, в этом стихотворении всё как раз именно так структурировано, как описано в Вашей статье (ну, может, пара небольших отступлений найдется). Почти классический образец, как мне кажется)
Спасибо за труд, он, безусловно, не пропадёт даром: кто литературой всерьёз увлечен, тот мимо не пройдет)

ПС Завтра пойду читать статью Алекса)

Ольга Симитина
Ольга Симитина, 30.08.2012 в 06:10
У меня первым был, э… то есть первое стихотворение в этом формате я прочла у Сережи Косинова http://stihi.ru/2008/12/21/383
Несколько раз перечитывала, как завороженная… Сразу почувствовала, что в этом что-то есть, помимо оформления. Потом с удовольствием читала многие вещи у Алексея Порошина, у Дийны (это еще на стихире). Однажды Лариса Котовская пригласила пожюрить на конкурсе А4-ых стихов. Вот тут я и приплыла: как судить, по каким признакам/показателям? В общем рассуждаловки мои начались не из любви к искусству, а в виду крайней необходимости.))
Статью Алекса читать обязательно надо: он бесподобен в своем умении преподнести все обстоятельно, структурировано, с конкретными примерами – именно за это отдельно люблю его статьи, размышлинизмы, зарисовки.
Разница наших работ в данном случае в том, что Алекс берет за основу факт(?), что А4 – стихи априори (деле анализирует отличительные особенности этих стихов), а я пытаюсь понять саму природу явления (насколько мне это удалось, судить не берусь). В моем эссе много абстрактного, не имеющего отношения к практическому пособию. Безусловно, я очень рада, что у нас получились разные статьи – тем больше стало актуальной информации на интересующую многих тему.
Юлия Мигита
Юлия Мигита, 30.08.2012 в 22:18
Ольга, я не задавалась вопросом глубокого изучения этого формата, но, анализируя удачные произведения А4, сделала для себя несколько выводов об особенностях их написания. И мне приятно, что они (выводы) во многом совпали с Вашими (в частности, о том, что желательно стихи А4 делать сюжетными, без зауми и крутонавороченных абстракций, с хорошей звучной рифмой, которая будет улавиваться даже без графических выделений. Строчными перебросами не стоит злоупотреблять. Впрочем, не знаю, как правильно назвать в А4 то, что в обычных стихах называется перебросом))) Короче, это должны быть довольно простые по форме стихи. Но не любые простые стихи!

А до Алекса я пока не дошла: цейтнот... Но в планах держу, ага)

Ольга Симитина
Ольга Симитина, 31.08.2012 в 06:14
И в этом мы с Вами тоже сходимся!)))
Я люблю "луковичные стихи", многослойные, не дающиеся с наскока, узорчатые (как в детском калейдоскопе). Их в строчку никак нельзя: все равно, что стёклышки из этого самого калейдоскопа высыпать и ровными рядочками сложить.
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 31.08.2012 в 07:45
Канкретна ревную. Если этот ч(с) чел  не понял, что ...  Мы уже в прямом эфире?  
Уже не ревную. Сочувствую.  Ему. ОБОЖАЮ ТЕБЯ!!!!!!
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 31.08.2012 в 07:49
Если  чо Симитина не пишет мне уже месяц. Я скучаю. Очень. У нее офигенские стихи.
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 31.08.2012 в 08:19
Не ври - не месяц.)) И ежели вчё: сам виноват...
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 02.09.2012 в 05:11
Скучаю)
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 02.09.2012 в 06:37
Не верю.)
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 02.09.2012 в 10:14
Ну и дура)
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 02.09.2012 в 10:18
Ты неподражаем.)))
Тимур Раджабов
Тимур Раджабов, 02.09.2012 в 11:26
Это любя.
Андрей Бычков
Андрей Бычков, 08.09.2012 в 20:42
Много интересных наблюдений, спасибо Вам, Ольга! И всё же Вашей статье не хватает главного словосочетания и характеристики: "мода в оформлении". Дитё мамы-поэзии и папы-прозы, говорите? Скорее - непорочное зачатие. Папа, имхо, не при делах.
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 10.09.2012 в 06:41
Да вас, мужиков, послушать - папы всегда не при делах.))
Мое мнение - всего лишь мое мнение. Я вынесла на суд читателей свои мысли, совершенно не претендуя на лавры теоретика нового(?) масштабного(?) направления в литературе, чесслово.)) Я писала об А4 задолго до того, как желание оформлять "стехи фстрочку" стало носить массовый характер, а сейчас просто дополнила свои наблюдения.
Стоит ли говорить, что у меня есть своя аргументированная позиция и я с Вами в корне не согласна?
Алексей Абашин
Алексей Абашин, 10.09.2012 в 00:12
Ольга, могу сказать одно (что и Алексу сказал): этот формат предназначен для своеобразных баллад (нарратива). В остальном он смотрится достаточно смешно и неинтересно.
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 10.09.2012 в 06:33
В моем понимании, нарратив – термин довольно специфический, я не стала бы его применять ко всем СФА4. Совершенно очевидно, что такой узкий (практически специализированный) подход к изучаемому явлению применять не стоит. Мне нечего добавить к тому, что я уже сказала о СФА4 – форма уже существует, нравится это нам или нет. Другой вопрос, станет ли она каким-либо жанрово-ограниченным художественным приемом или останется всего лишь временной модной примочкой? Это время покажет.
hasdlkjhsdalkjfha
hasdlkjhsdalkjfha, 31.10.2012 в 20:45
Господа-коллеги! Раз уж я потерял время на чтение произведения, заглянув сюда по ссылке с главной, поясню для Алексея.

Формат А4 - это вовсе не модная примочка. Это очень полезное и практичное изобретение, на мой взгляд. Большинство "зарегистрированных авторов" на любом сайте подобного плана, текстов ВООБЩЕ НЕ ЧИТАЮТ. А заходят на страницы, чтобы позвездить в полемиках, выразить себя в рецензии...

И, согласитесь со мной, при царящей в мире демократии, толерантности и стремлению признать пороки всех и вся, ни в коем случае нельзя не учитывать их интересы.

Авторы, которые пишут для таких читателей, когда разбивают текст на строки, заставляют их перенапрягать руку, сматывая текст колесиком мышки вниз - это к тому же, плохо сказывается на зрении. А стих формата А4 компактен, его легко "сбросить" и перейти сразу к чтению полемик и участию в них.

То, что я сказал - не истина в последней инстанции, а всего лишь мое скромное имхо, скорее всего, никому не интересное.

С любовью,

Ольга Симитина
Ольга Симитина, 07.11.2012 в 09:11
Я правильно понимаю, что А4, по Вашему мнению, экономит читателям время и усилия, позволяя поскорее достичь формального конца шедевра?)))
Ольга Симитина
Ольга Симитина, 07.11.2012 в 12:40
Забавно.))) Но тоже мнение, причем вполне обоснованное, "со своей колокольни".
Не стану с Вами спорить, потому что Ваши рассуждения немножко не из той оперы, хотя я отношусь к ним с уважением, без какого-либо превосходства или занудной академичности. Я вообще людей с чувством юмора отдельно ценю.))
hasdlkjhsdalkjfha
hasdlkjhsdalkjfha, 07.11.2012 в 14:38
Уважаемая Ольга!

Вы поняли меня несколько превратно. Я совсем наоборот, хотел сказать, что такие тексты экономят мозговые усилия доморощенных гениев поэзии. И позволяют им проявить неуважение к читателю, хотя, на читателя-то таким авторам наплевать глубинно!

Что ж Вы, взрослая тетенька, ведете-то себя, как дите, устраивая вокруг какой-то глупой фигни такие бурные обсуждения? На самом деле все банально. Моя, далекая от литературы, да и лишенная художественного вкуса и наклонностей супруга, заглянув мне как-то через плечо и поинтересовавшись, о чем это я читаю, объяснила мне ВСЮ ПРАВДУ.

Она не поэтка, нет. Она из "Одноглазников" не вылезает. Там принято поздравлять друг друга разными пошлыми стишатами. Но форма ввода сообщения при нажатии ENTER сразу отправляет то, что ты ввел. И мало кто знает, что для перевода строки нужно нажимать Ctrl+ENTER. Поэтому одноглазничные диалоги и ленты пестрят "стихами формата А4" - типа, раз нельзя разбивать стих на строки, так хотя бы в таком виде "Родную тещу проздравляю, скорей подохнуть ей желаю, пусть водка хлещет через край давай, скорее помирай! Баю-бай!"

И, думается, что кое-кто решил, что это - "новая форма" поэзии. И стал активно графоманить в таком виде, ну что поделаешь с убогими, прославиться хоцца кажному, а талант Бог дал только тем, кому не дал машину. Поэтому и прикрывают свою бездарность и убожество воплями о том, что вы, тупые, ни фига не понимаете, это такая новая форма визуального восприятия. Ага, потом еще  употребляют разные матерные слова - "баллады", "нарратив"... примерно так.

Лично для меня подобная "поэзия" вообще не читабельна. Но поскольку компьютерно я не беспомощен, то делаю просто - выделил стих формата А4 (А3, Letter, 10x15 см с ярлыком ...) курсором, бздыкнул его в блокнот, разбил на строки. И как давай читать!

И так несколько десятков текстов довольно известных и надоевших всем своей навязчивостью на стихире и здесь (а разницы-то? все те же лица!). Пришел к тяжкому выводу, что все эти тексты - абсолютное словоблудие и графомания. Бездарность авторов видна в каждой букве.

Поэтому, в чем-то правы и Вы - такая форма - забота о читателе. Чтобы не оскорблять его религиозные чувства и не травмировать психику.

Ольга Симитина
Ольга Симитина, 07.11.2012 в 16:06
А вот тут Вы сглупили. ))
Мне фиолетово: друзья, недруги, "графо"маны, или -маны другие - я смею считать себя вне состава какой-либо группировки. А Вы? Куда Вы так загадочно клоните?
hasdlkjhsdalkjfha
hasdlkjhsdalkjfha, 07.11.2012 в 18:02
Ну хоть спасибо, что не устроили возмущенно-занудно-академической полемики по поводу моего "забавного" мнения. Для меня "забавны" бестолковые авторы, литературоведы и критики, толкущие воду в ступе. Но я и их право на существования признаю.

"отдельно ценю" - убойная формулировка! Членов СП - накормить, друзей-графоманов - приласкать, юмористов - на виселицу, остальные - пусть вкалывают и пишут нам рецки!


Это произведение рекомендуют