Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 105
Авторов: 0
Гостей: 105
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Херсонес Таврический - Корсунь - Севастополь ч. 12 (Очерк)


ч. 12

Киевский  князь Игорь  «Рюрикович» по прозвищу «Старый»

В этой части мы уважаемый читатель,  рассмотрим  положение дел  в недавно созданном   варяжским конунгом  Хельгом  (Олегом)    варяжско - славянском государстве, со столицей  в г. Киеве,  которое   у варягов  называлось  «Гардарьика», а у греков,  по имени  варяжского племени «россов», являвшихся господствующим слоем нового общества – «Русь». Такое описание необходимо нам  чтобы понять, кто и почему в 988 году захватил Херсонес Таврический.
Все, описанные  в этой части события произошли уже после  смерти  самого  Хельга, наступившей  примерно в 912 году, когда его сменил на княжеском троне Ингвар (Игорь).
  Сама же история  правления  нового киевского князя  Ингвара (Игоря)  еще более запутана, чем  история правления  его предшественника, поэтому мы попытаемся рассмотреть ее со всех сторон.
В российской истории, за  князем  Ингваром (Игорем) закрепилось прозвище «Старый», но его бы  надо справедливо   назвать  «Темным»,  насколько  историкам до сих пор не ясно ни его происхождение, ни  отдельные важные моменты  правления, да и сама  смерть тоже до сих пор  для историков  остается большой  загадкой…..

Но, чтобы, все таки,  придерживаться в нашем историческом расследовании хоть какой-то исторической канвы и ориентиров  во времени,  я вначале возьму  в качестве  путеводителя  статью  из  «Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Эфрона» о  князе  Ингваре (Игоре),  которая  написана, так  примерно сто лет тому назад и  посмотрим, что пропустила  цензура Российской империи для просвещения своих подданных.

«Игорь Рюрикович вел. кн. киевский, сын Рюрика. Умирая (879), Рюрик вручил правление и малолетнего И. Олегу.
И. начал княжить лишь по смерти Олега, в 912 г.
Брак И. с Ольгою  летопись относит к 904 г.
Едва смерть Олега стала известной, древляне и другие племена восстали, но И. заставил их смириться, а воевода его Свинельд покорил угличей и взял их город Пересечен, за что и получил их землю в управление.
В 914 г. близ пределов России явились впервые печенеги, которых И. встретил с многочисленным войском.
Печенеги, не решаясь вступить в бой, заключили с И. перемирие на пять лет.
И. — первый русский князь, о котором сообщают иноземные писатели (Симеон Логофет, Лев Грамматик, Георгий Мних, Кедрин, Зонара, продолжатели Феофана и Амартола, Лев Диакон, кремонский епископ Лиутпранд).

В 941 г. И. предпринял поход на Грецию. С флотом в несколько сот ладей И. пристал к берегам Вифинии, распространил свои опустошения до Воспора Фракийского и подступил к Константинополю.
Греческий флот был в то время в отсутствии, в походе против сарацин. Тем не менее суда И. не выдержали "греч. огня", и сам он спасся только с 10 судами.
В 944 г. И., при содействии варягов и печенегов, возобновил свое нападение на Грецию, но греч. послы встретили его еще по сю сторону Дуная и предложили выкуп, вследствие чего И. возвратился в Киев.
В 945 г. прибыли в Киев греч. послы для подтверждения этого мира; с ними И. отправил в Царьград собственных послов, которые и заключили договор, приводимый летописцем под 945 г.
Договор этот не известен визант. историкам, что послужило Шлецеру одним из главных оснований к сомнению в подлинности его, но позднейшие исследования устранили эти сомнения.
Кроме племен, обитавших по обе стороны верхнего и среднего Днепра, владения Руси при Игоре распространялись, по-видимому, на ЮВ до Кавказа и Таврических гор, на что указывает статья договора 945 г., обязывавшая И. не допускать нападений черных болгар (т. е. болгар, обитавших на нижней Кубани и в вост. части Крыма) на Корсунь (Херсонес Таврический –автор) и другие греч. города в Тавриде, а на С достигали до берегов Волхова, что можно вывести из указания Константина Багрянородного на то, что при жизни И. в Новгороде княжил сын его Святослав.
Смерть И. летопись относит к 945 г. Случилась она на полюдьи .
Не удовольствовавшись данью, уже полученной с древлян, И. с небольшой частью дружины вернулся к ним за новой данью, но древляне, и именно жители Коростена, с князем своим Малом во главе, возмутились и убили И.
По словам одного византийского историка (Льва Диакона) древляне привязали его к верхушкам двух нагнутых друг к другу деревьев, а потом пустили их, и И. был разорван».

Ну, а теперь,   зная  маршрут,  давайте,   уже самостоятельно, пройдем  по нему,  следуя  за  Игорем  в высоты  нашего времени и накопленных знаний….

                                                Рождение. Детство

И чтобы  разобраться с тайнами  рождением Ингвара (Игоря) (родившегося примерно около 877 года) разберемся с его родителями:

Отец: Рюрик I (? - 879) (кол. I) - князь Новгорода (862 - 879), основатель династии Рюриковичей.
Долгий спор о происхождении Рюрика пока не привел к единой версии. Больше всего склоняются к норманской версии.
По одной из версий родители - Годослав (? - 808), князь бодричей, а мать Умила. Есть летописные известия (В.Н.Татищев "О истории Иоакима"), позволяющие предположить, что Рюрик был внуком новгородского князя Гостомысла по линии матери.
   Одна из известных жен - Ефанда (Енвига), дочь князя урманского ("норманка"), из рода норвежских королей (слово "урманка" можно перевести иначе - "мурманка" - уроженка Мурманской земли, где также жили варяги).
    По-видимому, от нескольких жен у Рюрика были еще и другие  дети.
    Так известно, что еще один  сын Рюрика Полата в 873 году получил от отца Ростов, Белоозеро, и Муром (Н.И. Новиков "Подробнейшая история Государей Российских")

А согласно договору Игоря с византийцами, двое из присутствовавших при его подписании - Слуда и Акун - сказано, что они являются племянниками Ингвара (Игоря), то есть детьми его брата (братьев) или сестры (сестер)!
Участие в заключении договора свидетельствует о высоком и прочном месте племянников при великокняжеском дворе.
По некоторым данным  сам Рюрик не умер своей  смертью, а погиб "в войне в Кореле».

Теперь об Хельге ( Олеге).
Он у нас  выступает как дядя-опекун. О нем самом  известно, что  Олег - князь Новгорода (879 - 882), Киева (882 - 912).
Есть предположения о смерти Олега в 920 году. Ведь по русским летописям в 919 году князь Олег уступает Игорю киевский стол, оставаясь его соправителем, а сам отправляется на родину - "за море".
Предположительно: сам Олег - преемник Рюрика, брат его жены Ефанды, опекун малолетнего Игоря.
По сообщению Типографской летописи  будущая  княгиня Ольга (жена Игоря) была родной дочерью Олега.
Но, есть мнение историка В.Н.Татищева что Ольга была внучкой Гостомысла от его старшей дочери, следовательно - Олег был зятем Гостомысла!
Другие дети Олега - Геррауд и Асмунд упоминаются в саге об Одде.

                          Женитьба на Ольге

Жена: Ольга (Елена) Псковская (год рождения 892 или ок. 905 -  умерла 10.6.969 или 10.7.969) –
Великая княгиня, жена Игоря и мать Святослава. Правление на Руси (945 - 969).
В 902 году Олег выезжает в словенские земли и привозит Игорю Рюриковичу "из Плескова" (Псков) в жены 10 - летнюю Прекрасу, которую Олег "переименовал во свое имя" Ольгой
А В.Н. Татищев утверждал, что Ольга, уроженка с. Выбуты близ Пскова, по данным Иоакимовской летописи, Ольга - внучка Гостомысла и дочь Олега Вещего, который был опекуном малолетнего Игоря

Но,  когда же состоялась свадьба Ингвара и Хельги ( Прекрасы, Ольги)?

По летописи якобы в 903 году Игорю привели жену из Пскова, Ольгу которой  если она родилась в 892 году  было всего 11 лет. А вот Ингвару  если он родился  в 877 году  было 26 лет! Что могло быть между ними  общего?
Но и это еще не все!
Мы должны учитывая то, что если  единственный  сын Игоря и Ольги ,Святослав родился в 942 году как это записано в летописи, то  княгине Ольге,  уже  должно  было быть 50 лет! А отцу Ингвару ( Игорю) 65 лет если конечно он был  отцом!,
В связи с чем сама летописная  дата женитьбы Игоря выглядит крайне сомнительной уже  в силу физической неспособности подавляющего большинства  женщины к деторождения  в этом возрасте!


Сын:Святослав I Игоревич  (ок. 940 - 972) (кол. III), Великий князь Киевский (945 - 972). Дата его рождения от 930 до 942 года по разным версиям.
Убит печенегами.
Жены: 1. Предслава, дочь киевского боярина (?), сын от нее Ярополк,
2. Эсфирь, сын Олег,
3. Малуша, ещё возможное имя Малфред, ключница, мать Владимира.

Все эти данные также вызывают спор, особенно казалось бы недавно отрытые историками данные ( булгарская  летопись Гази-Барадж тарихы)  о  происхождении Малуши.
Но, тут не стоит спешить с выводами не изучив  подлинные отношения которые сложились между  княгиней Ольгой и Ингваром ( Игорем).
О них я тоже попытаюсь рассказать в нужном по хронологии  месте.

Так же считается, что в последствие у Игоря были и другие жёны, но Ольгу он якобы  чтил более прочих.
У Игоря, кроме Святослава, был ещё сын Глеб, которого Святослав казнил за христианские убеждения.
К выяснению тайны  свадьбы, появления  в окружении Ольги –Малуши, рождения Святослава мы еще  вернемся  в следующей  части, а пока продолжим разбирательство с  ключевыми точками  официальной биографии  Ингвара (Игоря).

             Правление. Официальная  версия.

После смерти Олега в 912,  Игорь  наконец в 35 лет  стал правителем Гардарики-Руси.
Но  и тут надо помнить, что даты смерти Олега и, соответственно, начала правления Игоря, и в летописях и в трудах историков, увы,  есть условными датами.

А начинал свое правление  Игнвар (Игорь)  почти так же как в свое время Владимир Путин!
С маленькой, но  победоносной войны над чеченскими террористами вдруг решившими выйти из состава Российской федерации!

Правда вот  в роли чеченцев тогда  выступили «ДРЕВЛЯНЕ» . Считается, что большая часть их потомков  проживает ныне в Житомирской области Украины.

Справка: Древля;не (др.-рус. деревляне) — восточнославянское племя, обитавшее в украинском Полесье (гл. образом в Житомирской и на западе Киевской области). С востока их земли ограничивал Днепр, а с севера Припять, за которой жили дреговичи. Окончательно вошли в состав Киевской Руси при Ольге в 946 году.

Ареал проживания древлян соответствует ареалу лука-райковецкой культуры.
Имя древляне, по объяснению летописца, дано им потому, что они жили в лесах. Некоторые историки, опираясь на летописи, говорят о связи древлян, наряду с дреговичами, полянами (днепровскими), и кривичами (полочанами), с племенами белых хорватов, сербов и хорутан, пришедших в VI—VII веках, поселившихся в приднепровье. Археолог Седов В. В., включает древлян в дулебскую группу племен.

Описывая нравы древлян, летописец выставляет их, в противоположность их современникам полянам, народом крайне грубым: «живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у них не бываще, но умыкиваху у воды девица».

Ни археологические раскопки, ни данные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такой характеристики.
Из археологических раскопок в стране древлян можно заключить, что они обладали известной культурой.
Установившийся погребальный обряд свидетельствует об определенных религиозных представлениях, о загробной жизни.
Отсутствие оружия в могилах свидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков и сосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают на существование у древлян хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного, ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпоры указывают на скотоводство и коневодство; множество иноземных изделий из серебра, бронзы, стекла и сердолика указывает на существование торговли, а отсутствие монет дает повод заключить, что торговля была меновой.

Политическим центром древлян в эпоху их самостоятельности являлся город Искоростень, позже центр этот, по-видимому, сместился в город Овруч.

По  летописи, в давние времена древляне обижали своих соседей-полян; но уже Олег (882—912) подчинил их Киеву и наложил на них дань.
В числе племен, подчинённых Олегу и участвовавших в походе его на греков, упоминаются и древляне; но они покорились, не без упорной борьбы.
По смерти Олега они сделали было попытку освободиться; князь Игорь победил их и наложил на них ещё большую дань.

В 915, проходя походом на Византию, на Руси впервые появились печенеги.

Справка: Печене;ги — союз кочевых племён, сложившийся предположительно в VIII—IX веках. Печенежский язык, по мнению ряда ученых (Н. А. Баскаков), относился к огузской подгруппе тюркской языковой группы.
Упоминаются в византийских, арабских, русских и западноевропейских источниках.
Согласно Константину Багрянородному, часть печенегов называла себя кангарами (греч. ;;;;;;). В конце IX века те из них, которые носили название «пацзынак» (печенеги), в результате климатических изменений (засухи) в степной зоне Евразии, а также под давлением соседних племен кимаков и огузов форсировали Волгу и оказались в восточноевропейских степях, где ранее кочевали венгры. При них эта земля звалась Леведия, а при печенегах она получила имя Падзинакия (греч. ;;;;;;;;;;).

Около 882 года печенеги достигли Крыма. Тогда же печенеги вступают в конфликт с русскими князьями Аскольдом (875 год — это столкновение описано в поздних летописях и оспаривается историками), Игорем (915, 920).

После краха Хазарского каганата (965 год) власть над степями к западу от Волги перешла к печенежским ордам. В этот период печенеги занимали территории между Киевской Русью, Венгрией, Дунайской Болгарией, Аланией, Мордовией и населявшими Западный Казахстан огузами.

Гегемония печенегов привела к упадку осёдлой культуры, поскольку земледельческие поселения приднестровских славян (тиверцы: Екимоуцкое городище) и донских алан (Маяцкое городище) были разорены и уничтожены.

          Игорь заключил с ними мир, оказавшийся непрочным и вот в  920 Игорь воевал с печенегами.

Теперь о поход на Царьград 941—944

Правильно  это называется  как «Русско-византийская война 941—944 годов» и считается, что это был  неудачный поход князя Игоря на Византию  941 года, перешедший потом, в  повторный поход  943 года, который якобы  закончившийся мирным договором в 944 года.

А события в кратком изложении  развивались так.
Флотилия  руссов собравшись  в близи с. Вытачев Обуховского района Киевской области (главной  базы  русского флота), скрытно двинулась вниз по реке Днепр.
Но уже 11 июня 941 флот Игоря был рассеян у входа в Босфор византийской эскадрой, применившей греческий огонь, после чего боевые действия продолжались ещё 3 месяца на черноморском побережье Малой Азии.
15 сентября 941 русский флот был окончательно разгромлен у берегов Фракии при попытке прорваться на Русь.
             В 943 князь Игорь собрал новое войско с участием печенегов и повёл в поход на Дунай к северным границам Византийской империи.
            До военных столкновений дело на этот раз не дошло, Византия заключила мирный договор с Игорем, выплатив дань.

А вот что о нападении 941 г. писали византийские хроники:

«Одиннадцатого июня четырнадцатого индикта (941 г.) на десяти тысячах судов приплыли к Константинополю росы, коих именуют также  дромитами, происходят же они из племени франков.
Против них со всеми дромонами и триерами, которые только оказались в городе, был отправлен патрикий Феофан. Он снарядил и привел в порядок флот, укрепил себя постом и слезами и приготовился сражаться с росами.»

Но сам набег не стал неожиданностью для Византии. Весть о нём заранее послали сначала болгары а  позднее  подтвердил и стратиг  города Херсонеса Таврического.

Однако  главный византийский флот сражался с арабами и защищал острова в Средиземном море, так что, по словам Лиутпранда, в столице оставалось всего 15 полуразрушенных хеландий (тип судна), оставленных из-за их ветхости.

Справка: Хеландия  тяжелый византийский боевой и транспортный корабль, вмещавший сотню гребцов и 200-300 человек. В византийский период этот термин заменил собой триеру (античное судно с тремя рядами весел). По мнению некоторых специалистов, хеландия, вероятно, была тождественна дромону и являлась его просторечным названием.
Количество кораблей Игоря византийцы исчислили  в невероятные 10 тысяч!Почти АРМАДА!

Хотя  Лиутпранд Кремонский, передавая рассказ очевидца, своего отчима, назвал тысячу кораблей во флоте Игоря.

По «Повести временных лет» и свидетельству Лиутпранда «русские» как обычно у руссов начиная с Олега бывало, они понимая что не могут  захватить сам Константинополь,  вначале бросились грабить малоазиатское побережье Чёрного моря, так что защитники Константинополя имели время, чтобы подготовить отпор и встретить флот Игоря в море у входа в Босфор, недалеко от города Иерон.

Наиболее  подробный  рассказ о первой морской битве оставил Лиутпранд:
«Роман [византийский император] велел прийти к нему кораблестроителям, и сказал им:
“Сейчас же отправляйтесь и немедленно оснастите те хеландии, что остались [дома].
Но разместите устройство для метания огня не только на носу, но также на корме и по обоим бортам”.

Итак, когда хеландии, были оснащены согласно его приказу, он посадил в них опытнейших мужей и велел им идти навстречу королю Игорю. Они отчалили; увидев их в море, король Игорь приказал своему войску взять их живьем и не убивать.

Но добрый и милосердный Господь, желая не только защитить тех, кто почитает Его, поклоняется Ему, молится Ему, но и почтить их победой, укротил ветры, успокоив тем самым море; ведь иначе грекам сложно было бы метать огонь.
Итак, заняв позицию в середине русского [войска], они [начали] бросать огонь во все стороны.

Руссы, увидев это, сразу стали бросаться с судов в море, предпочитая лучше утонуть в волнах, нежели сгореть в огне.
Одни, отягощённые кольчугами и шлемами, сразу пошли на дно морское, и их более не видели, а другие, поплыв, даже в воде продолжали гореть; никто не спасся в тот день, если не сумел бежать к берегу.
Ведь корабли руссов из-за своего малого размера плавают и на мелководье, чего не могут греческие хеландии из-за своей глубокой осадки.»

Амартол добавляет, что разгром Игоря после атаки огненосных хеландий довершила флотилия боевых византийских кораблей: дромонов и триер.

Считается, что русские 11 июня 941 года в первый раз столкнулись с греческим огнём, и память об этом надолго сохранилась среди русских воинов.

Древнерусский летописец начала XII века так передал их слова: «Будто молнию небесную имеют у себя греки и, пуская её, пожгли нас; оттого и не одолели их.»

Согласно ПВЛ и Лиутпранду на этом война закончилась: Игорь вернулся с уцелевшими воинами домой (по Льву Диакону у него осталось едва ли 10 кораблей). Император Роман повелел казнить всех пленных русов.

Но вот другие византийские источники (Хроника Амартола и житие Василия Нового) описывают продолжение похода 941 года в Малой Азии, куда отступила часть русского войска после разгрома под Иероном.

А вот  очень любопытное свидетельство древних хронистов,  показывающее нам, еще раз,  почему же тех «русских», считающих себя  «народом богоносцем» и  ведущих свое  происхождения  с Киевской Руси,  так не  любят ни в Европе, ни в Азии.

«Уцелевшие поплыли к восточному берегу, к Сгоре. И послан был тогда по суше им наперехват из стратигов патрикий Варда Фока с всадниками и отборными воинами. Росы отправили было в Вифинию изрядный отряд, чтобы запастись провиантом и всем необходимым, но Варда Фока этот отряд настиг, разбил наголову, обратил в бегство и убил его воинов.
Пришел туда во главе всего восточного войска и умнейший доместик схол Иоанн Куркуас, который, появляясь то там, то здесь, немало убил оторвавшихся от своих врагов, и отступили росы в страхе перед его натиском, не осмеливались больше покидать свои суда и совершать вылазки.

Много злодеяний совершили росы до подхода ромейского войска: предали огню побережье Стена (Босфора), а из пленных одних распинали на кресте, других вколачивали в землю, третьих ставили мишенями и расстреливали из луков.

Пленным же из священнического сословия они связали за спиной руки и вгоняли им в голову железные гвозди.

Немало они сожгли и святых храмов.

Однако надвигалась зима, у росов кончалось продовольствие, они боялись наступающего войска доместика схол Куркуаса, его разума и смекалки, не меньше опасались и морских сражений и искусных маневров патрикия Феофана и потому решили вернуться домой.
Стараясь пройти незаметно для флота, они в сентябре пятнадцатого индикта (941 г.) ночью пустились в плавание к фракийскому берегу, но были встречены упомянутым патрикием Феофаном и не сумели укрыться от его неусыпной и доблестной души.

Тотчас же завязывается второе сражение, и множество кораблей пустил на дно, и многих росов убил упомянутый муж.
Лишь немногим удалось спастись на своих судах, подойти к побережью Килы (Фракия) и бежать с наступлением ночи.»

Таким образом в течение всего лета 941 русские войска грабили малоазиатское побережье Чёрного моря, пока не подошли основные силы византийской армии.
ПВЛ сообщает о 40 тысячах воинов в восточной армии доместика Куркуаса помимо отрядов Варды Фоки (из Македонии) и стратилата Федора (из Фракии). Боевые действия велись русами набегами с ладей, которые были недоступны для византийских боевых кораблей на малоазиатском мелководье.
При попытке прорваться на Русь, предпринятой вечером 15 сентября 941, флот русов был обнаружен в море и уничтожен возле города Килы (;;;;;;) близ входа в Босфор.
Судьба русского войска после второго разгрома на море осталась неизвестной. Вряд ли многим удалось вернуться на Русь, так как русские летописи умалчивают о таком развитии событий.

Второй поход Игоря. 943 год

Все сведения о 2-м походе Игоря и последующем мирном договоре содержатся только в русских летописях.

ПВЛ относит поход к 944 году: «В год 6452. Игорь же собрал воинов многих: варягов, русь, и полян, и словен, и кривичей, и тиверцев, — и нанял печенегов, и заложников у них взял, — и пошел на греков в ладьях и на конях, стремясь отомстить за себя. »

Византийский император был предупреждён о нападении и направил навстречу русам и печенегам послов. Переговоры состоялись где-то на Дунае.

Игорь согласился взять богатую дань и вернулся в Киев, отправив своих союзников печенегов воевать против болгар.
На решение повлиял недавний разгром на море, дружинники на совете так высказались:
«Разве знает кто — кому одолеть: нам ли, им ли? Или с морем кто в союзе? Не по земле ведь ходим, но по глубине морской: всем общая смерть.»
Историки датируют поход 943 годом (Н.М. Карамзин, Б.А. Рыбаков, Н.Я. Половой).

Русско-византийский договор. 944 год

На следующий год после похода Игоря император Роман прислал послов к Игорю восстановить мир. ПВЛ датирует мирный договор 945 годом, но упоминание в договоре имени Романа указывает на 944 год.
В декабре 944 Роман был свергнут сыновьями, Стефаном и Константином, которых тут же от власти отстранил новый император Константин Багрянородный.
Текст русско-византийского договора, имеющего военно-торговый характер, полностью процитирован в ПВЛ.

Прежде всего, он регулирует условия пребывания и торговли русских купцов в Византии, определяет точные суммы денежных штрафов за различные проступки, устанавливает суммы выкупа за пленников.
Также там сформулировано положение о военной взаимопомощи между русским великим князем и византийскими царями.

             Смерть Ингвара. Официальная  версия.

Осенью 945 года  Ингвар (Игорь) по требованию дружины, недовольной своим содержанием, отправился за данью к древлянам. Древляне не числились в составе войска, потерпевшего разгром в Византии.
Возможно, поэтому Игорь решил поправить положение за их счёт. Игорь произвольно увеличил величину дани прежних лет, при её сборе дружинники творили насилие над жителями.

На пути домой Игорь принял неожиданное решение:

«Поразмыслив, сказал своей дружине: "Идите с данью домой, а я возвращусь и похожу еще".
И отпустил дружину свою домой, а сам с малой частью дружины вернулся, желая большего богатства.
Древляне же, услышав, что идет снова, держали совет с князем своим Малом:

"Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит" [...] и древляне, выйдя из города Искоростеня, убили Игоря и дружинников его, так как было их мало. И погребен был Игорь, и есть могила его у Искоростеня в Деревской земле и до сего времени.»

Спустя 25 лет в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе князя Игоря, именуя его Ингером. В изложении Льва Диакона император сообщал о том, что Игорь отправился в поход на неких германцев, был захвачен ими в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.]

По преданию, изложенному в летописи, вдова Игоря, княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам.
Она хитростью уничтожила их старейшин, перебила много простого народа, сожгла Искоростень и возложила на них тяжёлую дань.
Княгиня Ольга при поддержке дружины и бояр Игоря стала править Русью, пока подрастал маленький Святослав, сын Игоря.

Неофициальная версия  смерти.

Ее автором,  по моему  мнению, является российский  историк А. Трусов  написавший  работу «Terra incognita – Русь» где в 7 части названной «В повести о княгине Ольге, князьях Игоре и Мале, написанной Нестором-летописцем, не хватает многих страниц».

А  суть этой версии состоит в том, что за смертью Игоря  стоит княгиня  Ольга и ее  любовник  тот самый древлянский  князь МАЛ!

Полная  версия  изложена тут: http://h.ua/story/360164/, а я просто кратко изложу основные моменты.

«Княгиня Ольга, жестоко отомстила древлянам за смерть мужа своего. Она живьем закопала одно посольство древлян, другое сожгла в бане.
После этого Ольга убила несколько тысяч древлян, предварительно споив их на тризне по Игорю, а затем дотла сожгла их столицу Искоростень, обманув древлян с «птичьей данью».

Но, что сталось с князем Малом?

«Судьба князя Мала, согласно ПВЛ, не известна. Более подробная информация на этот счет содержится в «Гази-Барадж тарихы».
.
Согласно этой летописи, Мал не просто древлянский князь. Они с Игорем родственники.
Мал - двоюродный племянник Игоря по значительно ославянившейся булгарской династии Мардан-Дуло, берущей начало от предков гуннского вождя Булюмара (Баламбера из европейских источников).
История этой династии непосредственным образом связана с историей булгарского и русского народов.

В раннем средневековье два этих народа долгое время существовали в одном государстве. Дед Игоря Айдар Угыр (Светогор) последний раз смог объединить славян и булгар в одно большое государство в первой половине 9 века.

После его смерти в 855 году единство державы распалось на несколько частей. Киевскую - со столицей в Киеве (Башту в булгарской летописи), восточную – Булгар, со столицей в городе Булгар в Заволжье, Кара-Булгар (междуречье Дона и Днепра) - со столицами в Караджаре (Чернигов), Балтаваре (Полтаве), Хорысдане (Коростени, Путивле), а также Галидж и Джир (Новгород и Ростов) - в Северо-Восточной Руси.

До Игоря в Киеве правили князья других династий.
Первым, кому хакан Хазарии даровал право называться князем Киевским, был Вадим Храбрый (Будим в булгарской летописи), который присоединил к Киеву Новгород и Ростов, но его в 858-859 годах убил Аскольд (Ас-Халиб), ставший хазарским наместником при новом киевском князе, сыне Вадима Дире (Джире, Ростиславе).

Аскольд в 870 году, воспользовавшись гибелью хакана Хазарии Исхака, убивает и Дира, став новым киевским князем, не связанным с анчийской (украинской) династией Вадима. Но ненадолго.

В 882 году Киев захватывает Салахби (Вещий Олег), сын Эрика (Рюрика).

Он стал наместником при малолетнем князе Игоре, который был внуком Святогора и сыном Лачина (Сокола). Аскольда при этом убивает Джун (Дунай), сын Дира.

Лачин, сын Светогора, после смерти отца в 855 году, был посажен хазарами в Кара-Булгар. В волжском Булгаре в это время на трон сел Алмыш, внук Светогора, отец Мала.

Другими словами, в 882 году в Восточной Европе было три крупных, сильных государства.
Киевская Русь, включившая в себя усилиями Олега территории от Дуная до Дона и от Черного моря до Балтийского.
Все еще сильная Хазария, растянувшаяся от Кавказа до правого притока Волги Свияги и от Дона до Яика (Урала).
Волжская Булгария, которая во второй половине 9 века, благодаря усилиям кана Габдуллы Джилки смогла значительно расширить свои границы. Ее территория охватывала земли от современной Костромы до Урала и от степей юга Самарской области до Ледовитого океана.

………
Таким образом, когда Игорь, князь Киевский, Черниговский, Ростовский и Новгородский (князь Башту, Кара-Булгара и Джира с Галиджем) вырос, то не стал ждать, когда Олег добровольно отдаст ему всю власть в столь огромном государстве, созданном усилиями самого Олега.

Он, в 921 году при поддержке хазарского кагана Арслана, выбил соправителя из Киева и стал самостоятельным правителем, взяв себе в жены, попавшую в плен супругу Олега Ольгу.

Другой, оставшейся частью бывшей державы Светогора – Булгаром (Волжской Булгарией) до 925 года правил брат Лачына Алмыш, сменивший на троне Джилки. !

Его сын Мал в юности попал в плен к хазарам.
Приблизительно в 930 году правитель Хазарии Маджар помог Малу (возмужавшему при хазарском дворе вместе с сыновьями Маджара близнецами Аланом и Юсуфом), стать князем Кара-Булгара, отобрав левобережье Днепра у Игоря.

Мал, обосновался в Хорысдане (Коростени, Путивле), женившись на бывшей жене Игоря.

В 944 году новым хаканом Хазарии, вопреки наследственной традиции, был посажен Узбек, изгнавший с престола Юсуфа.

Его хитрый бек Кубар затеял интригу против Мала сразу после хазарского переворота, сменившего в своем уделе прохазарскую политику на пробулгарскую и, спрятавшего в Хорысдане Юсуфа.

Вот, что рассказывает далее «Гази-Барадж тарихы»:

«…ловкий Кубар решил расправиться с ними с помощью Угыра Лачыни.

Его послы передали Угыру, что хакан не будет противодействовать захвату Угыром Кара-Булгара, если урусский улубий надумает осуществить это.

А в Кара-Булгаре тогда было немало городов - Хорысдан, Хурса, Сэбэр, Харька, Салтау, Чаллы и другие, и Угыр весьма обрадовался представившейся возможности овладеть богатым краем.

Для того, чтобы спровоцировать войну с Хорысданом,  он потребовал от Мала уплаты им дани.
Тот согласился с этим и дал требуемое.

Тогда Угыр вновь потребовал с него дань - на этот раз для своей жены Ульджай.

Мал внес и ее. Но Угыр со своим балынским войском из шамлынцев явился в третий раз и потребовал дань уже для своего сына Барыса, посаженного им в Галидже.

На этот раз Мал отказал.

Началась война, в которой Угыр был взят в плен.

Жена Мала, бывшая раньше женой Угыра и бежавшая от него по причине происков Ульджай, велела разорвать улубия на куски и развесить их на дереве».

                       Здесь:
Угыр Лачин – это князь Игорь;
Барыс - маленький князь Святослав;
Ульджай – его мать Ольга;
Галидж – Новгород;
Шамлын – Смоленск.

Правдивость рассказа, изложенного булгарской летописью, подтверждают данные из других источников.

В ПВЛ не говорится о способе казни Игоря. Но спустя 25 лет, в письме Святославу византийский император Иоанн Цимисхий напомнил о судьбе его отца - князя Игоря, именуя его Ингером.
В изложении Льва Диакона, Игорь отправился в поход на некое племя, был захвачен им в плен, привязан к верхушкам деревьев и разорван надвое.
………..
Мы, наконец, подходим к моменту в истории, рассказанной Гази-Бараджем, непосредственно связанной с цингалами.

Дело в том, что, согласно булгарской летописи, Мал был захвачен Ольгой в плен и стал ее любовником:

«Ульджай, установив в Хорысдане (который велела называть только “Батавыл”) род Рыштау, вернулась с пленными беками и барынами в Башту. Юсуфа посадили в темницу, а Мала с барынами разместили во Дворе Алмыша и велели эмиру быть истопником в бане Ульджай.

Когда бика вошла в баню вместе со служанкой, эмир выгнал девушку вон и овладел Ульджай, словно дикий жеребец.
После этого Ульджай сделала Мала первым урусским беком и держала его вместе с его барынами возле себя и в величайшем почете.
Потом наши насмешливо говорили, что эмиру с самого начала надо было сражаться с Ульджай..., а не саблей...»  .

Здесь:
бика – уважаемая женщина;
Алмыш - внук Святогора, который до того как стать правителем Булгара, долгое время, будучи в изгнании, жил в Киеве у Олега и оставил после себя богатый двор.

Далее, как нам рассказывает «Гази-Барадж тарихы», Ольга стала тяготиться столь откровенной и предосудительной связью с Малом и только искала предлог, чтобы выпроводить его из Киева:

«Но неожиданный случай привел к падению власти Мала.

Улъджай, опасаясь, что ее связь с эмиром станет известной и вызовет возмущение, велела Малу убить свидетельницу ее греха - служанку.

Мал, однако, овладел девушкой и отпустил ее.

Между тем, она была дочерью одного ульчийского бия, которому все и рассказала. Бий поднял мятеж, требуя, чтобы Мал женился на его дочери.
Ульджай решила воспользоваться этим случаем и удалить эмира из Башту, ибо ее вскоре стала тяготить его и собственная страсть, а также поведение барынов и анчийцев Мала.

С одной стороны, она должна была часто прерывать даже советы бояров и приемы послов для совокупления с любовником прямо на тронном месте, с другой - барыны и анчийцы чуть ли не ежедневно затевали драки с балынцами и грабили галиджийских и шамлынских купцов.

Поэтому Ульджай велела Малу стать беком той области, и он, легко разбив бия, сел на его место.
Бий, однако, остался доволен, ибо Мал предпочел жениться на его дочери.
На месте ставки бия эмир построил город, который назвал Хорысданом и установил обычай, по которому его барыны и анчийцы могли взять в жены любую понравившуюся им ульчийскую девушку.

Тем не менее, Мал все же остался в чести. Сын Угыра Барыс женился на его дочери, а сын Мала - эмир Диу-Барын стал первым урусским бояром...».

Здесь:
Бий - это князь; Шамлын – Смоленск;
Балын – Суздаль; Галидж – Новгород;
ульчийцы – славяне;
Малуша, согласно ПВЛ – жена Святослава (Барыса), мать Владимира Красное Солнышко;
Диу-Барын (Добрыня) – знаменитый креститель Новгорода, воевода времен Святослава и Владимира, брат Малуши.

            Вот такая она, правда, дорогие читатели!

     По моему  мнению, ее  нужно как можно быстрее принять и соответственно внести правки,  если и не в учебники истории, что сразу  в силу консервативности нашего  общества быстро будет сделать не возможно, но вот в своем сознании это вам никто не мешает это сделать.

Другие  историки, изучающие жизнь и деяния  Игоря по древнерусским летописям, тоже отмечают нестыковки и натяжки в его биографии, что даёт им веский повод к различным реконструкциям его правления.
            И с одним таким историком А.Л. Никитины  и его  книгой «ОСНОВАНИЯ РУССКОЙ ИСТОРИИ» я и хочу вас познакомить в следующей части. Его работа еще больше приоткроет нам  тайны правления Игоря и Ольги….

                           (конец ч. 12)

Все рисунки и карты  к этой части находятся тут:
http://narodna.pravda.com.ua/history/503b8759c227f/

© Бровко Владимир, 27.08.2012 в 17:50
Свидетельство о публикации № 27082012175020-00297736
Читателей произведения за все время — 33, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют