Принято считать, что человек стремится к свободе, а зависимость - напротив, угнетает. Вместе с тем, сплошь и рядом индивидуумы предпочитают зависимые общественные роли в надежде обрести защищённость, избежать риска ответственности за собственную активность различного рода. Налицо связанный с той же тематикой конфликт опыта отцов (определяющих сил общества) и творческого поиска детей (и лиц с пролонгированным детство0м/развитием: интеллектуалов. А особенно - людей развитых не только умственно, но и духовно - интеллигентных).
Ощущение сободы естественно представить в парадигме непосрдственно реализуемого потенциала деятельностной активности субъекта в сфере относительно пассивного материально-субъектного поля контактов любого рода.
Получается в принципиальном отношении похоже на половые взаимоотношения. Последние представляется возможным охарактеризовать как половые только в отношении средства достижения видовых биологических смыслов. В психическом поле тут видно прежде всего антитезу активного и пассивного начал.
Хм... что-то это всё напоминает, однако. Развивая дальше эту мысль, чисто умозрительно вспоминаются как семейные гендерные роли (активная и пассивная), так и "так почему-то называемые" - нетрадиционные.
То есть, гендерное разнообразие не обязательно для удовлетворения поведенческих целей данного стереотипа. Гомогенная половая среда в состоянии предоставить тот же ролевой мотивационный набор поведения и, соответственно, ощущений: свободы, управления и творчества у одной из сторон взаимодействия против зависимости, облегчённой степени ответственности и стандартизации/ритуализации - с другой.
Таким образом, одна сторона индивидуального общения выигрывает свободу воли, а другая - защищённость. Надо сказать, что есть отчётливое ощущение (при смутном осознании сопряжённой деятельности), что жендерные роли в гетеросексуальном общении нередко могут быть (и бывают) обращены вспять. Активная женская особь уверенно занимает активную позицию, а мужская с удовольствием беззаботно исполняет указания первой.
Совпадение предпочтений свободы-ответственности у сторон редко ведёт к гармонии отношений. Чаще они чреваты нарастающим конфликтом интересов. Хотя в идеале представляются идеальной моделью, обогащённой потенциалом нестандартизированных вариантов мотивации и поведения.
В контексте слово "особь" означает, что каждый человеческий организм в, условно, крайнем морфогеническом потенциале гермафродит. Но в онтогенетическом развитии он приобретает доминирующий половой признак. Выраженый в любой степени - в масштабе как всего организма вцелом, так и в своих морфо-функциональных частностях. Так что разнообразие поведения, основанное у организмов на нейро-гормональной механике, может отражать варианты более или, напротив, менее стандартной компоновки у них различных витальных систем.
Идеологические поведенческие стимулы в предложенном поле активности чаще всего играют подчинённую роль. "Каждый выбирает для себя" (по Ю.Левитанскому). Но могут быть навязаны конкретной обстановкой среды обитания.
В полученной ретроспективе можно с известной осторожностью предположить, что наблюдаемый последние десятилетия внутренний диссонанс в среде жендерного движения (Фемен,..) может быть связан с недостаточно отрефлектированной мотивацией поведения у наиболее активной массы его носителей. Один из методов разрешения остроты внутреннего конфликта может быть связан с осознанием подспудной нежеланности "равенства" в жендерных моделях поведения, с изначально вызывающих неприятие, раздражение и отторжение вариантов отношений конкурентного типа. Результаом может стать отказ от традиционной уже практики поиска моделей борьбы за общественное освобождение нерелевантного типа в женской среде. Равновесие полового поведения - удел незаурядно организованных, интеллектуально высокоразвитых партнёров. Массовые предпочтения людей скорее всего будут взаимно удовлетворены давно известным путём: обменом ролевой активности партнёров. Таким образом, более плодотворное направление "женской политики" может состояться на поле созидания и расширения социальных лакун, дружественных ролевому гендерному реверсу.
И - после банального осознания, что "все люди разные", и поэтому должны искать свои собственные ниши социального обитания, а не насиловать всех под один жизненный стандарт. Если я прав, этот вариант более чем весьма привлекателен адресатам последнего абзаца.