1.Романика
Для большей устойчивости здания романский зодчий увеличивал толщину и крепость стены, на которой и сосредотачивал главное внимание©
Отношения, как и сооружения в романском стиле, выглядят прочными, основательно продуманными. Носят характер предельно чёткого распределения функций. Их фундаментом является расчёт, который (как ему и положено) не исключает «оборонительных позиций». Своеобразным «донжоном» - сторожевой башней - становятся механизмы психологической и документальной защиты сторон, в частности - брачные контракты. Отношения «романика» – это, в основном, браки по договорённости, преследующие определённые цели политического или финансового характера. «Единый, мощный, замкнутый объём» ©, придающий ещё большую стабильность сложившимся традициям и нерушимо связанный с благами. Подобно романской архитектуре, здесь основную нагрузку так же несут «стены и колонны» - средства и традиции, на которые опираются «своды» новых поколений, создавая «базилики» - кланы. Примером таких отношений может быть брак дочери медиамагната Дональда Трампа, Иванки Трамп, с наследником финансовой империи Чарльза Кушнера, Джаредом Кушнером. Этот союз позволил совершить успешное слияние капитала и усилить международное влияние клана.
2.Готика
Вертикаль легко и в то же время торжественно главенствует над горизонталью, (…) стена безоговорочно капитулирует перед грандиозным остовом тончайшей, филигранной архитектуры, которая устремляется ввысь стройно, ясно, без всякого напряжения©
Говоря об отношениях в стиле «готика», я вовсе не имею в виду овеянных мрачностью склепов членов одноимённой субкультуры. Для меня готика – это, прежде всего, безудержная одухотворённость. Или, как говорят знатоки искусства, «порыв – неотразимый и всепокоряющий» ©. Потому и «готические» отношения рассматриваю как преодоление незыблемости монолитных укладов романики. Иерархия ценностей, привитая поколениями, меняет свою «опорность»: она переносится на внешние «контрфорсы» - «за пределы основного объёма здания». Высвобождение, полёт. Вся чопорность, тяжеловесность вековых представлений о порядке осталась «внизу» – и вертикаль ажурности чувств взмывает над горизонталью веками устоявшихся условностей.
Пример: Брак английского короля Эдуарда VIII и американки Уоллис Симпсон, ради которой он отрёкся от престола. «Жениться по любви не может ни один король»? А вот и нет, как оказалось – может.
3.Барокко
Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии. Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки©
Как и в архитектурном стиле, ключевыми словами таких отношений становятся «склонность к излишествам, заострённым контрастам», «преувеличенная эмоциональность», «вычурность». «Барочные» отношения отвергают привычные нормы жизни, отождествляемые ими с невежеством, убогостью, серостью, скукой. Фривольное общение, непродолжительные связи, перманентные скандалы и их широкое освещение СМИ – отличительные черты таких отношений. Мир «людей барокко» – под светом софитов, в динамичности гастрольной жизни, насыщенности событиями – всегда на виду, всегда в объективе, даже в моменты неизбежных провалов. Зрелищность, постоянная эмоциональная и психическая неустойчивость, бытовой хаос, ирреальность восприятия, эйфория от карнавальности жизни и собственной звёздной неповторимости. «Многие признаются, что на пике славы ощущают образовавшийся вокруг вакуум, пустоту, одиночество, от которых спасаются опять же с помощью алкоголя или наркотиков» ©. Какие отношения могут такое выдержать?
Пример: большинство представителей шоу-бизнеса.
4.Рококо
Отличается грациозностью, лёгкостью, интимно-кокетливым характером. Само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" Для рококо характерен уход от жизни в мир фантазии, театрализованной игры, мифологических и пасторальных сюжетов, эротических ситуаций©
Что и следует из названия, в эту категорию попадают модели, «мисски» всех разновидностей и уровней – «юные нимфы и пастушки, которым никогда не будет больше двадцати. Румяна и пудра помогают выглядеть молодыми, хотя эти лица и превращаются в безжизненные маски» ©. Это – не цитата из модного журнала, а описание женщин эпохи рококо, а какие совпадения! Действительно, они молоды и прекрасны. Их шествие по подиуму подобно ритму орнамента – грациозно и выверено. Их жизнь, проходящая в таком же ореоле популярности, как и представителей «барокко», не оставляет места нормальным отношениям и семейному уюту. Если это и происходит, то между сессиями – мимолётно, ностальгически и все так же пиарно. И ещё одна параллель с архитектурным стилем - в ХVIII веке рококо называли «выкрученным», «вымученным» или «испорченным вкусом», показателем отсутствия разумного начала. Нy, что ж – и в наше время только ленивый не изгалялся над «вешалками» и над их IQ.
5.Ампир
Ампир утверждает абсолютное превосходство императора над странами и народами. Термин «ампир» происходит от французского empire – «империя»©
Н,В.Гоголь писал об этом стиле: «Домы похожи (…) на казармы, нежели на весёлые жилища людей» А в казармах - дедовщина, беспрекословное подчинение, иначе… Ну, понятно всем. Вот и в гражданских отношениях стиля «ампир» дисциплина практически армейская: доминирующий партнер не знает, что такое просить, он предпочитает отдавать приказы, ему присущ сверхконтроль, перепроверка, полный захват личной территории партнера, пренебрежение к его чувствам. «Ампир» – это стиль единовластия, опирающийся на домостроевские постулаты. Патриархат/матриархат в чистом виде. Главенствующий партнер умен, образован, с отличным социальным статусом. Всем своим видом он возвышается над миром, подчёркивая собственное величие. Что можно сказать о втором участнике этих отношений? А с ним всё глухо. Психологи считают, что с подобной зависимостью иногда просто невозможно бороться. Это - разновидность стокгольмского синдрома, когда человек под него формируется, адаптируется, то есть выживает как может - «бессловесной тварью», утратившей свою идентичность. Эмоциональная составная в отношениях предельно подавляема. Как и в архитектуре, «ампир» призывает воспитывать чувство долга, только в данном случае непонятно какого, если извращены понятия, а средства - недопустимы.
6.Модерн
Отличительными особенностями стиля является отказ от прямых линий и углов в пользу более естественных, «природных» линий ©
Для данного стиля отношений характерно стремление избегать конфликтных ситуаций, бережное отношение к личной территории другого, умение ценить, понимать партнёра. При таком стиле поведения негативные эмоции подконтрольны, ибо доминирует принцип: «Прежде, чем думать – думай» ©. Фундамент – любовь, подкреплённая взаимным уважением, заботой о благополучии партнёра. Эгоцентризм – в игноре. Как и в архитектурном стиле, такие отношения характеризует наличие одновременно эстетических и функциональных начал. Примером могут служить люди, разные по вкусам, но нашедшие ту золотую середину, когда продуманно или инстинктивно в общении устраняются острые моменты, нетактичные скоропалительные высказывания, способные вызвать обиду или ссору. Готовность идти навстречу партнёру настолько велика, что, несмотря на всю «асимметричность» предпочтений, мировосприятия и темперамента, преобладает комплементарность. Уравновешены, паритетны, и в целом – максимально гармоничны.
7.Эклектика
Эклектика — смешение, соединение разнородных стилей, идей, взглядов и т. п. Архитектура наделяется новыми качествами — иллюстративностью и повествовательностью, проявляющихся на уровне деталей ©
Отношения в этом стиле, как и в приведенном примере «готики», обычно называют мезальянсом. Однако между этими двумя стилями есть существенное отличие: в «эклектике» никто ничем не жертвует – ни положением в обществе, ни банковским счётом. Если в «готике» присутствует общий фундамент – схожесть мировоззрения, то в «эклектике» - на фоне повышенной эмоциональности – наблюдается соединение несоединимого, но как же выгодно обыгранное! Эта «фасадность», «несмотря на монотонную повторяемость деталей», придаёт повседневности бóльшую рельефность и живописность. Как и в архитектуре, в отношениях сохраняется «ордер» - привязанность одной из сторон к укладу, хотя он и теряет свою приоритетность. «Богатые украшения и другая декоративность, призванные максимально завуалировать подделку, имитацию, стремятся к показной парадности» ©. Выбор партнёра скорее привязан к его «функции» - предназначению отыграть определённую роль. Эклектика «многостильна» в том смысле, что «постройка» схожих отношений базируется на разном фундаменте и зависит от назначения «зданий» (адюльтер, брак, дружба), а также от средств «заказчика». Как показывает жизнь, такие отношения не отличаются долговечностью из-за разности базовых понятий.
Пример: Брак Натальи Водяновой, до карьеры супермодели торговавшей на нижегородском рынке овощами, с британским аристократом Джастином Тревором Беркли Портманом.
8.Хай-тек
Характеризуется появлением ощущения свободы пространства, обилия света, главное место отводится фактуре, форме и архитектурным деталям, но никак не цветовой гамме, рисунку или витиеватому декору©
Эти отношения возникают на фундаменте общей увлеченности, в частности - техникой. И поэтому все их элементы строятся именно в таком «стилевом оформлении и подчиняются функциональному назначению». Часто знакомство происходит в вирте и позже переносится в реал. Отношения «хай-тек» просты и прямолинейны. Минимум декоративных излишеств и украшательств – темы разговоров так или иначе касаются общей увлечённости. Это - активный обмен знаниями, разработками, проектами. Как и в архитектурном стиле, где предпочтителен децентризм освещения, в отношениях зачастую отсутствует лидерство, которое априори предполагает вмешательство или диктат. Отношениям присущ прагматизм, большое внимание уделяется профессионализму партнера, а не его социальному статусу, внешности, чувствам. «В целом, хай-тек можно определить как стиль молодых, напористых и уверенных в себе людей» ©. Иногда чёткие простые отношения складываются «в необыкновенно изящные конструкции» и получаются браки единомышленников.
9.Романтизм
Новыми критериями в искусстве стали свобода самовыражения, повышенное внимание к индивидуальным, неповторимым чертам человека, естественность, искренность и раскованность©
Конечно, писать о романтических отношениях – чистый бред: ну, кто не знает, что это такое? И всё же продолжу эту параллель с архитектурой. «Основой романтизма становится готика» ©. Следовательно, неудивительно, что и фундаментом романтических отношений является порыв, эмоциональная, чувственная составляющая. Это - «культ естественности, тяготение к идеализации и игре воображения», способного увести от монотонности жизни. В таких отношениях нет места рационализму и прагматизму. Вместо этого во главу угла ставятся сильные эмоции, часто доходящие до крайностей. На первых порах романтические отношения характеризуются патетикой, «розовыми очками» и эксплозивностью. Как и в архитектуре, романтизм отношений сохраняет богатство и сложность форм, свободу решений, в которых «симметрия и другие формальные композиционные принципы теряют господствующее значение» ©. Романтизм отрицает правила и каноны, он не имеет жёстких табу или строго обязательных элементов. Отношения, в основном, развиваются по параболе – стремительный рост чувств… и не менее быстрое их угасание.
10.Архаика
Ордерная система — порядок соотношения несущих и несомых частей здания. Одно из величайших изобретений греческих архитекторов©
Отношения «архаика» свойственны общинам, сформированным по идейному, национальному, политическому, религиозному или любому иному признаку. Ордер, как известно, состоит из трёх основных частей: опоры, несущей и несомой системы. Опорой, «фундаментом», стереобатом в общине является идея, на которой вырастает несущая часть (колонна) - правила, уставы, каноны, соблюдение которых неукоснительно. Что касается несомой части – антаблемента, то мне проще рассмотреть это на примере монастыря – мужского или женского. Как и в архитектуре, здесь «антаблемент» разделён на три части – постулат, новициат, принятие обета. Структура подобных организаций достаточно ясная, чёткая, продуманная и «конструктивно понятная». Конечно, социальное устройство вряд ли привлечет тех, кто не выносит ходить строем. К тому же назвать отношения в общине демократическими было бы крайне некорректно. Жизнь выстроена с математической точностью, с очень грамотным распределением функций. «Не придумаешь более органического соотношения частей, каждая из которых — как бы необходимое следствие, дополнение или гармонический корректив предыдущей» ©.
P.S. Сведения об архитектурных стилях - из инета.