Это сварка контейнеров ракетных шахт. Если по прошествии многих лет я вспоминаю Завод ,то прежде всего почему - то вспоминаются именно они.
Итак, коротко что это такое. Главное оружие лодки «Гранит» - 24 крылатых ракеты, предназначенных, прежде всего для поражения ударных авианосных соединений противника. Засунуты эти ракеты в шахты, которые расположены между прочным и легким корпусом по 12 штук с каждой стороны.
Приварены эти шахты к прочному корпусу намертво, под углом примерно 45 градусов при помощи контейнеров, про которые и пойдет речь.
Что такое контейнер? Это приблизительно 3,5 метра сплошного сварочного шва, с разделкой и усилением примерно 70х20мм.
Причем 1,5м – потолок, столько же в нижнем и короткие торцы и работа эта при всей кажущейся важности и ответственности такой абсолютно не являлась.
Попробую объяснить почему. Соединение было в общем то болтовое,шахту с половинками контейнеров, через металлические прокладки, совмещали с такими – же половинками на прочном корпусе и стягивали здоровенными болтами.
А мы все это соединение вкруговую обваривали. Вот эта была работа! Это была песня! Контроля швов вообще никакого,только визуальный. Можно было курить прямо на месте,в вентиляцию. Сверху было в общем – то открыто, дым стеной не стоял.
Зато стеной стоял мат. Веселый, с хохотом.
Варила всегда толпа не маленькая – человек 20. Все возраста, от зеленых пэтэушников, до седых ветеранов.
Сидишь, варишь, а вокруг коллеги. И с боков, и с низу и особенно сверху.
Сверху от коллег – огарки электродов, шлак и упавшие зубила,снизу наверх коллегам – куски железа, матюги и обещания сдернуть за кабель.
Контейнера – это всегда анекдоты, подколы, хохот и соревнование. Соревнование возникало всегда и как – то незаметно.
Все - таки 1,5 метра потолочного шва, калибром 75х20 – это очень непросто и интересно,надо было обязательно заварить красивее, чем коллеги.
Высшим шиком было подойти, посмотреть, как у соседа и сказать: «Ну, ты и насрал, давай перекрою».
Тот немедленно все бросал и бежал смотреть, как у меня заварено. Если у меня шов выглядел заметно красивее, коллегу следовало обязательно добить: «Это я пятёрой варил, а ты четверкой ковыряешься».
Я раз перекрыть дедам предложил,тем самым, что меня обучали. У старичков с юмором все в порядке, но все равно узнал о себе много нового
Еще бугор, зараза, бегает настроение портит. То за курево обещает наказать, то ему огарки у электродов больше 5см.
Дурак какой то. У нас в курилке от кого то предложение поступило.
Взять у рентгенологов аппаратик небольшой, которым они стыки светят и сзади бугру на яйца навести, так сказать, снимок сделать.
Еще пэтэушники эти. Им доверяют фаску заполнять, в нижнем положении.
Он берет пачку электродов пятерки и запускает с пятого яруса лесов на подошву дока. Обмазка вся отлетает напрочь.
Эти электроды без обмазки раскладывает аккуратно по разделке и бешеным током расплавляет.
Ну, на это так еще, сквозь пальцы смотрели,но если он, шельмец, полуавтомат начинает подтаскивать, тогда за шкирку и на место.
Вообще - то угроза этот полуавтомат на вечное пользование получить действовала безотказно.
Вообще авторитет ручной сварки действовал незыблемо. Толпа варила здоровая, работа была одинаковая, сидели кучей.
Просто давали каждому по контейнеру и все шпарили одновременно.
И какие – же все были разные. Один варил просто нереально быстро,за смену 8 пачек пятеры. Это 40кг. Я пытался за ним угнаться,фиг там, варил без перекуров и обед сократил наполовину. 6 пачек. Все.
И не думайте, что он их куда то девал, все по честному было, выданный метраж соответствовал.
И по качеству не скажу что меня хуже,классный был сварщик, я бы сказал супер.
Жалко спился и умер. Другой варил медленно, за смену не более 4 пачек, но красиво – просто не реально, как автоматом каким – то варено.
С других бригад смотреть бегали. Я за ним наблюдал, он во время сварки как в нирвану погружался, хоть каску к спине приколачивай, не заметит.
И это все на фоне дикого хохота и веселого соревнования.
День пролетал легко и незаметно,на часы даже не смотрели. Деды еще эти.
Обычно серьезные и какие – то недоступные то же размякали и поддавались общей веселухе. Подойдет старый дурак сзади незаметно и хлоп по спине «Ну че ты сгорбился? Молодой, а сгорбился» я обычно отвечал:»Поживи с мое, не так сгорбишся». Дальше хохот и добродушные матюги.
Вот такая работа. Искры, дым, хохот и сплошной позитив.