Мне бы сердцем в грязь не наступить...
Раз пишешь, значит у тебя что-то болит.
Аммон, демон стяжательства, первоначально был просто арамейским словом,обозначавшим богатство или прибыль.
А демоном он стал считаться из-за того, что Иисус сказал: "Не можете служить Богу и маммоне" (Матф. 6:24). Плутон и Прозерпина - родом из Древнего Рима, а Эвроним - из Древней Греции. Плутон был римским богом подземного мира мертвых, а Прозерпина(Персефона) - его супругой. Эвронима можно найти на знаменитой фреске из дельфийской сокровищницы книдян, где изображено нисхождение Одиссея в подземное царство. Это человекообразное чудовище, наполовино черное, наполовину синее, как навозная муха; он восседает на шкуре ястреба и, оскалив зубы в зловещей ухмылке, вгрызается в плоть умерших.
Не всякий словарь знает это слово - СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
Вот, что пишет Новый словарь Т. Ф. Ефремовой: любостяжание, рвачество, мамона, шкурничество, корыстность, сребролюбие, своекорыстие, торгашество, приобретение, накопительство, своекорыстность, меркантилизм, приобретательство, корысть, корыстолюбие.
АЛЧНОСТЬ (лат. avaritia) - в христианской этике один из семи смертных грехов, поскольку приводит к умножению забот и попечений, ко внутренней злобе и замкнутости, а также непрестанно провоцирует страх утраты и гнев на возможных конкурентов и завистников.
/Википедия/
Стремление к наживе, жажда приобретательства ничего общего не имеет со стремлением к зажиточной, богатой и достойной жизни. Удовлетворение постоянно растущих материальных и культурных потребностей человека также не имеет ничего общего со страстью приобретательства, жаждой наживы и стяжательства. Я имею в виду материальное, а не духовное стяжательство, не стяжание знаний или славы. Но не будем играть в слова.
Разве желание иметь хорошую благоустроенную квартиру, машину, иметь трудовые сбережения на сберегательной книжке, быть хорошо, добротно одетым и т.д. имеет что-либо общее с алчностью и жаждой наживы?
СТЯЖАТЕЛЬ - корыстолюбивый, стремящийся к наживе человек.
Стяжать - приобрести, достигнуть чего-нибудь.(Словарь Ожегова)
А помните классику, например "12 стульев" Ильфа и Петрова:
"... И обуял отца Федора дух стяжательства..."
Бациллы стяжательства не знают границ, а в них теперь яд разрушения всего, чем мы дышим и в чем живем. Общая ошибка, будто человек может и должен покорить природу, кратковременна и ныне изжита. Не меньшая ошибка - полагать, будто земли, воды, воздуха у нас сколько угодно, а природа, в случае чего, справится с любыми отбросами, - эта ошибка, к счастью, изживается тоже.
Но, оголтелый, социально хамелеонствующий эгоизм, стремление урвать для себя побольше, а там хоть трава не расти, -- вот это не кратковременно, многоформенно и живуче, всячески мимикрирует, прячется в тень там, где условия для него неблагоприятны, но его можно отыскать всюду, где природе нанесен урон. Так толкует понятие "стяжательство" природовед Дмитрий Биленкин.
О пользе стяжательства.
Запомнился разговор с одной моей знакомой /привожу почти дословно/: - Однажды мой друг сказал одну вещь, после которой я захотела за него замуж. Фраза звучала так: "Деньги жены - это ее деньги, мои деньги - это наши деньги". Трудно устоять перед мужчиной, который так думает.
« Стяжательство подобно змею! оно влачится по земле...
Где лидеры? Я их не зрею! Не важно: в Церкви ли, в Кремле...
тягчайший грех, он вполз когда-то в природы сладкое нутро
и вот уже пошли солдаты их бьет жестокое ядро
война страдания и крики во всем стяжательства оплот
с тех пор законы стали дики и исказился людской род.
Когда-то жили люди в мире со всем в согласии, с добром...
и волхв святой играл на лире не вожделяясь серебром.
Лишь Бог давал приют всем душам и был и есть его закон
но кто к нему закрыл все уши попал в невежества загон?
Социализм не даст опоры: у всех различный аппетит.
Опять появятся заборы и вновь стяжательство вредит...
/Леонард Снегов/
Духовный глава Церкви Англии, епископ Кентерберийский Роуэн Уильямс в пасхальном обращении к пастве призвал избегать стяжательства в повседневной жизни и осудил страны, настроенные на агрессивные завоевания, сообщает РИА "Новости" со сылкой на ВВС. "Люди живут, стремясь к приобретениям, накапливая все, что можно, чтобы обеспечить себе будущее, но все это все равно рано или поздно растворится, когда они умрут", - напомнил глава Церкви Англии.
"Общества и страны делают то же самое... Есть жадные страны, которые думают, что в мире всегда будут ресурсы для удовлетворения их желаний - достаточно нефти, достаточно энергии, достаточно территории", - добавил архиепископ.
"Люди не могут положить конец бесконечным приобретениям, а общество не может представить себе, что наша цивилизация может рухнуть, и поэтому мы не можем смириться с мыслью о том, что комфорту и роскоши может прийти конец", - сказал он.
Я привожу эти "скучные" примеры для того, чтобы вы поняли, как глубоко пустило корни в нашу жизнь СТЯЖАТЕЛЬСТВО.
В ироничной форме, но в то же время всесторонне и глубоко о мотивах, целях и способах стяжательства повествует роман-бестселлер "Преуспеть на Тверской" В. Лазаря. Приведу небольшой отрывок из романа: «... Человеком движут далеко не те мотивы, о которых он нам говорит. Послушаешь иного - бессребреник, икона. На самом деле - стяжатель, редкий жулик, тюрьма плачет по нему».
« Другой представится на службе, как образцовый семьянин. А в его причудах трудно разобраться с Фрейдом...»
"Стяжательство - стягивать куда-то, в какую-то точку.
Стяжательство - стягивание к себе всего, что попадает в орбиту внимания, в поле восприятия. Стяжательство состоит из захвата и последующего стягивания окружающих явлений Жизни.
Стяжательство может быть направлено :
1) -- к физическим объектам - деньги, вещи, еда...
2) -- к энергетическим -- энергия (вампиризм), внимание
3) -- к астральным - внимание, отношение других людей, переживаний, которые в системе Эго считаются "ценными"
4) -- к общению - общаться с как можно большим количеством людей, чтобы иметь на них влияние.
5) -- к области ума - стяжательство знаний, информация, которая потом не используется, а лежит "мертвым грузом" - "на всякий случай"
Цель стяжательства -- стянуть к себе, захватить как можно больше явлений жизни, что бы с их помощью потом получить власть над еще большим количеством явлений жизни. Стяжательство связано с программой властности, как бы входит в нее.
А вот как исследует "изнанку" человека, или второй план Полина, героиня романа "Оглянись на Лилит" В.Лазаря:
"... Вот важный обалдуй с портфелем. Голову можно дать на отсечение -- в обычной жизни грубиян, ханжа, филистер. И что же? Перед камерой из кожи лезет вон, чтобы сменить обличье. Если ему так нравится, пускай немного попыхтит. Едва забылся -- щелчок, и снимок получился. Мнимую значительность и напускное благородство снимет проявитель. А вот филер. "Подсадная утка", "хвост", "топтун" -- смотря за кем ведется наблюдение. Профессиональные привычки изуродовали внешность: уши ходят как локаторы, от бокового зрения развилось косоглазие, бедняга поминутно втягивает голову, приподнимает воротник. А как встает, подходит к стулу -- точь-в-точь крадется вдоль стены. Его сменяет пугливый старикашка. Яснее ясного -- фискал, наушник, соглядатай -- роется в чужом белье. Ещё субъект. Подбородок -- бампер "КрАЗа". Низкий лоб. Волосатые ручищи. От взгляда в жилах леденеет кровь. Казаться хочет иным -- выжимает из себя подобие улыбки. Наконец, абракадабра в юбке. Позвоночник свой, остальное -- накладное. Активный или пассивный *****, травести, гермафродит -- эти вещи тоже не ускользают от ее внимания. Она научилась разбираться в людях".
Стяжательство связано со страхом перед Жизнью. Соприкосновение с ней требует от человека расширения своих границ, областей своего восприятия. Стяжательство в этом случае - попытка защитить границы своей узкой личности с помощью захваченных явлений. Так же это попытка выстроить некое основание на захваченных явлениях - для человека, потерявшего свое основание.
Мне по электронной почте пришло письмо, по-моему, из России: «Вот у меня возник вопрос. А можно ли в открытой публикации назвать какого-нибудь человека стяжателем. Например, Елену Батурину (жену Юрия Лужкова). Всё, что я про нее читал в открытой прессе - самой разной - и белой, и жёлтой, и красной и белым по-черному, позволяет сделать вывод о том, что она больна - именно стяжательством. У нее налицо страсть к алчному накоплению денег. Которые ей самой вряд ли пригодятся. /Я все больше и больше убеждаюсь в разумном устройстве нашего мира, когда материальные ценности нельзя взять с собой на тот свет. Хотя, попытки такие были и довольно давно - начиная с вождей скифов, с фараонов Египта и предводителей племени майя/. Кстати, а кого Вы лично считаете стяжателем? Если можно, примеры».
- М-м-да, вопросик получила...
Стяжательство агрессивно. Оно как бы является активной формой Жадности.
Жадность - пассивна, она стремится к удержанию того, что уже захвачено, чтобы целостность эго не была разрушена, границы сохранены. А стяжательство направлено на захват новых областей, объектов жизни, энергии.
Жадность приводит к не протеканию энергий, к тромбам, потому что жадный - не отдает, а, значит, не пропускает энергии через себя, постоянно фиксируя их в своей точке, отрезая от Потока Жизни. Поэтому с ним тяжело общаться - не возникает протекания энергий, то есть жадному ее всегда жалко и не возникает взаимодействия.
В общих обстоятельствах жадный всегда жестко держит границу "моё - не моё" и нарушение ее переносит как разрушение своей целостности, с обидой или раздражением.
Жадность возникает из страха перед страданием, болью или просто неудобствами, которые могут возникнуть от недостатка пищи, энергии, времени, денег, вещей и т.д. То есть, в основе жадности -- недоверие к жизни по отношению к себе - стяжав много вещей, денег, еды и т.д. Это научный подход, попытка объяснить такое явление в нашей жизни как стяжательство.
Так хорошо это или плохо?
В российском "Политическом журнале" прочла статью, впрочем, я решила ее скопировать для наших читателей и обсудить. Надеюсь, что в этой дискуссии примут участие как писатели, издатели, а так же мои читатели.
Леонид КОСТЮКОВ
Писательство и стяжательство.
Москва привыкла к сезонным книжным ярмаркам на ВВЦ. Уже накоплена некоторая история. Если все впечатления от каждой такой выставки-ярмарки суммировать в один насыщенный кадр, то кадры в свою очередь уже складываются в короткий фильм. Типа увядания розы или прихода зимы.
Главное впечатление от этой ярмарки – книги есть, а литературы мало. Следующий кадр по логике вещей должен быть таким: книги есть, литературы нет. Далее титры.
А логика вещей предельно проста. Есть книжный бизнес – явление здоровое и коммерческое. Есть литература – явление глубоко нездоровое и маргинальное. Понятное и близкое далеко не многим. Как бизнес – рискованное.
Ярмарка отчетливо представляет книжный бизнес. Лучшие места достаются богатым и успешным издательствам, которые не рискуют заниматься современной литературой. При этом детективные или мелодраматические серии, а также откровения телеведущих литературой лучше не считать – просто чтобы избежать терминологической путаницы.
Литература, согласно твердой классификации Мандельштама, сначала пишется. Остальное – сначала заказывается и утверждается договором.
Пока (в этом сентябре) собственно литература оказалась всего лишь вытеснена на обочину – в неглавные павильоны, иногда – буквально на улицу.
В главном павильоне посетителя встречают портреты героев продаж издательства «Эксмо» с Дарьей Донцовой во главе и еще парой лиц, знакомых из телевизора. Среди толпы вдруг пробираются две полуодетые модели, похожие на особи другого биологического вида.
Внимание привлекают книги такого формата, что ими в принципе можно попытаться кого-нибудь и убить. Многочисленны издания прикладного или альбомного типа. Подобрать чисто конкретный подарок – не вопрос. Найти книгу для чтения – надо постараться. Автору этих строк посчастливилось посетить два «круглых стола» с собственно литературной начинкой. Ни там, ни там не мелькнуло ни одного незнакомого лица. Но на этом сходство, собственно, и заканчивалось.
На «круглом столе» «Знамени», посвященном проблеме поиска читателя, собрались в основном писатели старшего поколения, хорошо помнящие Советский Союз и особое положение в нем писателя. Каждый изложил наболевшее – неудивительно, что монологи довольно условно стыковались в целое. Заявленная тема довольно быстро модифицировалась в другую – брать ли деньги у властей, если они их будут давать. Наибольший успех имела такая точка зрения: деньги брать, но никакими постыдными действиями за них не расплачиваться. Ужинать, иначе говоря, не танцуя.
Оксана Робски - новая примадонна российской словесности Между тем читателя так и не нашлось.
На «круглом столе», посвященном проблемам современного поэтического книгоиздания, наоборот, понимали друг друга с полуслова. Любые двое, выхваченные из актива этого «стола», уже проговорили друг с другом добрую сотню человекочасов примерно о том же. Диалог неминуемо состоялся, хотя и немного добавил к уже наговоренному. И возник такой образ: вот комната, где люди превосходно делают свое дело. Например, издают поэтические книги. А рядом – другая комната, где другие люди должны эти книги подхватывать, пропагандировать и распространять. Не в порядке бизнеса, а в порядке культурного начинания. Но там дела идут довольно паршиво. И людям, хорошо делающим свое дело, надо либо смириться с такой ситуацией, либо освоить дело соседей и по привычке сделать его хорошо. Но где взять время и силы… Несмотря на дух усталости, эти люди – издатели малотиражных поэтических сборников, критики, кураторы серий – показались мне не только милее других, но и успешнее. Им действительно удается делать то, что они хотят. Представители же книжного бизнеса хотят только заработать деньги. Вряд ли им самим нравится то, с помощью чего они решают свою основную задачу, так же, как продюсеры группы «Фабрика» вряд ли ради эстетического наслаждения слушают группу «Фабрика». Денег книгоиздание приносит (на глаз) меньше, чем нефть или водка. Культурный вред очевиден. Успех относителен.
Поучительное зрелище представляла собой презентация книги про дизайн Оксаны Робски. С утомленным достоинством Ахматовой литературная звезда «строила» ведущего. Тот профессионально сдерживался. Вокруг собралась немалая толпа – любопытно увидеть в натуре то, что ты видел в телевизоре. Для полноты мизансцены – Оксана сидит в кресле, ведущий (крупный породистый мужчина) стоит.
О.Р.: – Вы говорите как представитель желтой прессы.
Вед. (сдерживаясь): – Ну, я такую роль сегодня играю.
О.Р.: – Плохо. Если бы я знала, что со мной будут так говорить, я бы сюда не пришла. А вы мои книги читали?
Вед. (сдерживаясь): – Одну.
О.Р.: – Плохо. Надо было лучше подготовиться к встрече со мной.
Девочки с книгами О.Р. в руках готовятся к получению автографов. Наверное, Оксана Робски достойна ныне считаться лицом современного книжного рынка. Впрочем, бизнес есть бизнес. Да, есть что-то неприятное в книге, возникшей не по прихоти автора, а просто из расчета заработать денег. Она похожа на ребенка, зачатого не по любви, а из каких-то посторонних соображений. Но то, на чем делают деньги, зачастую опасно и вредно. Алкоголь, например, или табак. И все же.
Представим себе убежденного, идейного фашиста, маниакально сочиняющего брошюрки об инородных телах. Лично мне этот персонаж не слишком симпатичен. Но он хотя бы реализует свою внутреннюю программу – независимо от того, получит за это деньги или тюремный срок.
Совсем другое дело – книгоиздатель, лишенный убеждений и принципов, просто реагирующий на конъюнктуру. Вот он улавливает тоску по национальной идее и сильной руке. Вот он с помощью наемных авторов производит фэнтези и боевики, начиненные позитивными мускулистыми, златокудрыми арийцами и негативными представителями неарийских рас и народов.
Прямых призывов к национальной розни нет.
Эти романы вы можете найти на любом лотке.
Какие последствия подобной издательской практики? Как то есть какие? Прибыль, естественно. А дальше? А дальше будем издавать следующие книги.
Я не хочу сказать, что мне идейный маньяк сильно милее конъюнктурщика. Но конъюнктурщики масштабнее. Угадывая смутные настроения толпы и поддерживая их, эти издатели-бизнесмены в целях наживы устраивают что-то вроде механизма с положительной обратной связью. Механизма раскачки, довольно опасного.
Впрочем, в свободной стране каждый делает, что хочет и считает нужным. Нелепо было бы воспитывать взрослых людей. Стоит ли только самим литераторам принимать правила чужой игры?
Ключевой вопрос: в какой степени бизнесом было для, например, Пастернака создание сборника «Сестра моя жизнь»? В какой степени товаром была для Венедикта Ерофеева рукопись только что написанных «Москвы–Петушков»?
Два возможных ответа: в очень слабой и в никакой. Они только на первый взгляд кажутся близкими. Попущение, сделанное в первом варианте, неуклонно растет. Это похоже на железнодорожную развилку – ответвляющийся путь по-перву ведет почти туда же, но это только кажется.
Среди пошлостей этой книжной ярмарки была и такая – встреча читателей со «сборной России по литературе». (А тренер кто?) Как-то обидно даже стало за неплохих писателей, позволивших использовать себя в таком фарсе. Нетрудно догадаться, как ответили бы Гоголь или Чехов, если бы их позвали в такую сборную на ярмарке»..
Остается ждать будущего – оно обманет любые наши ожидания. Интересно, как именно…
Какое отношение к писательству и стяжательству имеет вышеприведенная статья – решать вам, читателям! Мне она показалась интересной.
фото - "Сошествие в ад" - Н.Рерих 1933г