Часть первая.
«Маленький»
(Автору -17лет.1996г)
Действующие лица:
• Лирический герой (Л.Г.)- подросток лет19ти.
• Вася - молодой человек в странном костюме с сердцем в петлице.
• Гамлет.
• Маргарита.
• Беременная.
• Фонарь-парень за двадцать.
• Голос сверху.
• Восторженная толпа.
• Девушки - ромашки.
Улица. Сумерки. Поперёк сцены - трамвайные пути. Слева-огромный белый фонарный столб, на горизонте - город, зажигающий огни. Вдоль трамвайных путей бредёт ссутулившийся молодой человек в белой длинной ночной сорочке с большим карманом босой. (Лирический герой).
Л.Г.: Какое пьянящее ощущение свободы! Смотрите! Вот он я! Бреду в нижнем белье. НУ! Ешьте меня! Прямо так босого и ешьте! А я…
Слова начинает произносить с воодушевлением, но к концу переходит на шепот.
СВОБОден. Я …Я… Я почти СЧАСТлив. Я… Я… Мазохист. Что я
делаю?! Я… Я…Замёрз.
Бог знает откуда ,появляется Вася-молодой человек в странном костюме с сердцем в петлице.
Вася: А разве сегодня холодно?
Л.Г. нервно оглядывается по - сторонам, никого не замечает, но на всякий случай спешит укрыться за фонарным столбом.
Вася: Спрятался . Люблю скромных. Сменить бы пейзаж…
Город растворяется. Теперь вместо него линию горизонта подчёркивает белое зарево. На заднем плане откуда то сверху пробирается тень.
Тень: Есть кто живой?
Вася: Страху нагнал. Проще! Бодрей!
Тень: Иначе мне не положено. Я - Гамлет. Заблудился. Кто здесь?
Вася: Я и Этот… Фонарный столб.
Фонарь, висящий на столбе: И я.
Вася: А ты кто?
Фонарь: Я - старый уличный фонарь. Вот уже 26 лет вишу на этом столбе и не знаю ,как спуститься.
Гамлет пытаясь подойти к собеседникам, поскальзывается на чем-то , падает с грохотом.
Гамлет: Тьфу! Какая- то в державе Датской гниль!
Встаёт, уходит.
Вася: Теперь выходи!
Молчание.
Вася: Не выходишь. Правильно. Ну как я докажу, что я тебя не съем?! Все мы обманщики. Не верь никому из нас, как говорил этот… неврастеник, который плохо кончил.
Л.Г.: Я Тебе верю. А с кем я имею дело?
Вася: Не всё ли равно?! Со мной. Тебе не приходило в голову, что я- это ты, а ты – это я.
Л.Г: Будда-это шкаф, а шкаф-это Будда. Верить в это всерьёз… По - твоему я-идиот.
Вася: Идиот-это Лев Мышкин, а ты- дурак.
Л.Г. Яне знаком с тобой совсем. И за что ты меня так не любишь?!
Вася: И за что я тебя так люблю?!
Навстречу бредёт Гамлет со спущенными до колен штанами.
Гамлет: Порвалась.
Л.Г.: Что порвалось?
Гамлет: Времён связующая нить.
Уходит.
Л.Г.: На меня он производит впечатление совсем потерянного. Ищет ли его кто, бедняжку?
Вася: А на меня он вообще впечатления не производит.
Л.Г: Он на меня похож… В голове странное месиво. Говорю, говорю и сам себя не понимаю.
И еще мне кажется, что я запутался окончательно и навсегда. И вот я падаю глубоко-глубоко вниз. А там внизу…
Вася: Батут.
Л.Г.: Я никому и ничему не верю и никого не люблю.
Я думал, мы подружились. А ко мне ты как относишься?
Л.Г.: Косвенно.
Вася: А к цветочкам?
За спинами героев вырастает высокая бумажная стена с нарисованными на ней тремя рядами огромных ромашек. Л.Г. Неуклюже оборачивается, натыкаясь на стену.
Л.Г.: Как я должен относиться к этой бутафории?
Вася (с подчеркнутым недоумением) Красиво же! Цветы!
Бумажная стена разрывается на две половинки. Они разъезжаются в стороны, открывая поляну с живыми цветами точно такими же, как на рисунке.
Л.Г.: Лихо!
Вася: Прозрачность жизни.
В воздухе на бешеной скорости пролетает Маргарита на метле. Вася и Л.Г. отбегают в сторону.
Маргарита: А-А-А-А … Ой!
Внезапно тормозит. Звон битого стекла. Маргарита стекает вниз по невидимой преграде, падает в цветы. В этот момент возвращается Василий , вытаскивая за руку перепуганного Л.Г.
Вася(тоном невинного младенца с подчеркнутой веселостью): А мы ничего не делали.
Из-за цветов поднимается Маргарита.
Вася (С поражающей невозмутимостью): А! Маргарита. А мы тут о прозрачности жизни толкуем.
Маргарита: Я догадалась.
Порывается уйти.
Вася: Ну. Марго!
Маргарита: Марго-Марго… Что, Марго?!
Уходит.
Первый ряд ромашек скрывается в правой кулисе, открывая второй, который состоит из девушек, держащих в руках чашечки огромных цветов. Когда же и второй ряд плавно отходит в сторону, наблюдателю открывается третий и последний ряд женских фигурок с цветами высоко над головой. Иллюзия живой поляны тает с уходом последнего ряда.
Л.Г.: Рассудок, стой. Как говорится водной песне: « Я - змея. Я сохраняю покой».
В нервном возбуждении с рапирой по сцене быстро шагает Гамлет.
Гамлет: Змея говоришь. Повернись в профиль! А теперь анфас!
Ставит Л.Г. к себе лицом. Затем снова ставит в профиль, внимательно разглядывает, наконец, оставляет плечи Л.Г. в покое.
(С досадой. Разочарованно.): Нет, змея-убийца моего отца в его короне.
Л.Г.: Как он со мной! Принц! Можно Вас на два слова?
Гамлет ( из-за кулис) : Хоть на целую историю, сэр. Только после ужина. Есть хочу
Вася (Л.Г.): Ты бы по осторожнее с ним.
Л.Г.: Я его не боюсь!
Вася : Ты- то не боишься, а он расстроится и совсем заболеет.
Л.Г.: Но моё самолюбие…
Вася: У твоего самолюбия хронический насморк. Он тут ни при чем.
Л.Г.: Выходит, я обижен Богом.
Вася: И чем же ты его обидел, Господи!
Сверху протягивается большая человеческая рука ладонью к наблюдателю(жест недоумения).
Голос сверху: Да ничем я его не обидел. Я ему(показывает пальцами «козу» рожками к наблюдателям» Дю- дю- дю…
Л.Г. и Вася отступают.
А он мне
(Поднимает «козу» рожками вверх:
«Тяжелый рок. Жестокое животное!»
Кисть, сделав разочарованный взмах, исчезает.
Вася: Вам есть о чем поговорить.
Уходит.
Л.Г. остаётся один. Две человеческие ладони, изображая птицу, «слетают» вниз. Одна из них подхватывает Л,Г, за плечи, после чего птица стремительно взмывает вверх.
Л.Г.: Лечу! Лечу!
Свободная кисть, изображая клюв: Это я лечу, а ты- висишь.
Взмыв еще выше, «птица» пикирует, опускает Л.Г. на подмостки. По сцене в бешеном ритме носятся разноцветные блики. Перед глазами наблюдателя проходят разные объёмные картины. Всё перетекает, все меняется. Л.Г. мечется, как щепка в бурной реке. Звучит рваная мелодия, подчеркивающая ощущение хаоса и смятения. Когда же она затихает, сцена обретает прежний вид. Л.Г. с трудом нащупывает пол подбородком. Внезапно его окружает толпа ликующих людей в одеяниях начала нашей эры, размахивающих пальмовыми ветвями. Они толпятся вокруг него, о чем -то возбужденно переговариваются, с благоговейным трепетом глядя на Л.Г.
Отчетливый громкий голос из толпы: Нет, это не он.
Толпа расходится под разочарованное мычание. Совершенно выбитый из колеи Л.Г., не видя дороги, поворачивается лицом к зрительному залу, делает несколько шагов, смотрит на зрителей, пугается, отшатывается назад, натыкаясь на мирно гуляющую беременную.
Л.Г.: Здесь не безопасно гулять. Не переживайте. Не знаю как и от чего, но я вас спасу.
Беременная: Спаситель?
Л.Г.: Да за кого вы меня принимаете?!
Беременная: Никого не спас? И всё же здорово ты тут всё всколыхнул!
Кому то расшатывать мир - кому-то рожать спасителей.
Л.Г.: Где мне расшатать мир?! Я - маленький человек.
Беременная (гладя его по голове): «Маленький. Маленький».
Уходит.
Слова подхватывает голос сверху. Две большие ладони протягиваются сверху, трепетно держа в ладонях Земной шарик. Когда руки опускаются совсем низко, Л.Г. делает попытку дотронуться до шара, но большие кисти рук нервно вздрагивают и поднимают шарик на недосягаемую высоту.
Голос сверху: Маленький. Маленький. Маленький.
Руки ревностно сжимают шарик до тех пор, пока он не превращается в кубик. Ладони раскрываются, чтобы кто – то невидимый мог рассмотреть плоды своей заботы.
Голос сверху: Хм…
Кисти рук и кубик поднимаются вверх и скрываются из виду.
Конец первого действия.
Действие второе.
«Море?»
• Л.Г.- лирический герой парень в белой ночной сорочке с огромным карманом лет 19 ти.
• Вася.-молодой человек в странном костюме с сердцем в петлице.
• Нимродель - девушка-река ( напоминает персонаж Дж. Р. Толкиена « Сильмариллион»)
• Путники.
• Девочка лет пяти.
Стихи Н. Новикова, известные в исполнении А.Н. Вертинского.
Л.Г. снова дин. Над ним по воздуху проплывают рыбы. Кажется, что Л.Г. наблюдает со дна. На самой верхушке задника сидит Вася, держа на веревочке себя же. Висящий внизу Вася пытается руками ухватить проплывающую в воздухе рыбу. Без результата.
Вася, сидящий вверху: А. это ты. А я рыбу ловлю. Море нынче спокойное! Сказка!
Л.Г.: Море? Я домой хочу. Здесь начинается…
Из правой кулисы показался кончик ослепительно-белого пучка волос.
Вася: Здесь действительно что-то или кто-то начинается. Взялись! Тяни!
Вдвоём тянут кончик волос, пытаясь вытащить их таинственного обладателя. Струя волос протягивается через всю сцену так, что конец скрывается в противоположной кулисе, а головы еще невидно.
Вася: А где голова?
Л.Г.: Кто это?
Вася: Нимродель. Девушка-река. Одержимая, как все девушки и юркая, как река. Сам увидишь.
Нимродель: Где море? Я слышу его!
Л.Г.: Не могу сказать. Я потерялся в пространстве и времени.
Нимродель: Время-это просто.
Ещё не лето. Летом цветут ромашки.
Волосы Нимродели извиваются, по-змеиному, пускают волну. Над ней проплывает облако, усеянное ромашками на длинных стеблях.
Сейчас - лето.
А теперь – не лето.
На заднем плане сверкают звёзды.
Сейчас ночь.
Звёзды гаснут
А сейчас – не ночь.
Снегопад
Л.Г.: сейчас зима?
Нимродель: Не обязательно.
Снегопад прекращается.
Море!
Л.Г.: Где?! Не понимаю.
Нимродель: Многие понимают, когда начинают тонуть.
Л.Г.: Я хочу вникнуть в суть. Давайте вернёмся к истоку.
Нимродель: К истоку вернуться для меня невозможно. Помню давно, в самом начале свет. Вокруг земли и воды без имён и звери , птицы без имён . А еще дерево. Огромное такое…
Волосы Нимродель взмывают вверх и ветвятся, как крона дерева.
Оно соединяло небо и землю. Земля растекалась к облакам от кончиков моих ступней. И все к чему я прикасалась, обретало имя, плоть и смысл.
Волосы Нимородель опять извиваются, как волны.
Л.Г.: А почему вам так нужно к морю?
Нимродель: Спроси у реки, почему ей так нужно к морю. Что она тебе ответит?
Нимродель уходит. Вася уходит за ней.
Светящаяся белая даль создаёт ощущение свободы и , одновременно, покинутости и пустоты.
Мимо бредёт колонна изнеможенных путников. Прозрачные одежды, созданные для парения не гармонируют с усталыми лицами и грузной походкой проходящих .
Путники (Поравнявшись с Л.Г.): Мы к морю.
Л.Г.: Я не вижу здесь моря. Здесь нет никакого моря!
Путники: Этим нас не остановить.
Л.Г.: Бессмыслица.
Путники: Бессмысленна была бы и эта даль, и дорога... Бессмысленно было бы все, если бы не было впереди моря.
Уходят.
Шум моря.
В Эллипсе, даваемом пересечением двух пучков света, на огромной ракушке на корточках сидит девочка. Ребё нок глядит по - сторонам. Даль преобразилась, внезапно потемнев, она покрылась туманными звёздными скоплениями. Тьма окутывает ребёнка. ¼ звёздного неба закрывает лёгкое танцующее сиреневое полотно, как занавес, открывающий путь в бездну. По контуру эллипса ползут гигантские улитки ростом с саму девочку. Они тянутся к ней рожками, будто изучают.
Л.Г.: Что-то такое припоминаю.
Нашептывает:
Девочка тонкие ножки в море мочила,
Девочка тихо, тихонько что-то у моря просила...
Первую тайну вверяла простору свободной стихии.
Мягко волны катились, ласкаясь, живые.
Море звенело, играло, струилось, бурлило и пело.
Морю до девочки не было дела.
Но, улыбаясь, голые ножки ее целовало
И обещало, целуя, все обещало.
Когда Л.Г. замолкает. Эллипс пустеет. Нет ни девочки, ни улиток.
Часть третья.
«Гимн слабых»
Картина первая
• Л.Г.;
• Пьеро;
• Арлекин;
• Магда;
• Девушки в розовом.
Эту же песенку бубнит себе под нос другой голос – Пьеро.
Выходят Пьеро и Арлекин. Продолжают спор.
Пьеро: Если жизнь война, а война- война, я - дезертир! Вот моя гражданская позиция.
Арлекин: Это-не позиция, а поза. И куда ты сбежишь?!
Пьеро: А хоть бы и к морю. Это модно сейчас. К морю!
Арлекин: Беги и забирай с собой этих экзальтированных дур, а то не выдержу, дуну, и они растают.
Девушки в невесомых сверкающих длинных розовых платьях обступают героев со всех сторон. Они кружатся, виснут на плечах, смеются и напевают. Из толпы выделяется одна девушка в трико цирковой гимнастки. Магда садится рядом с Пьеро.
Арлекин: Вот уж кому не страшно жить. Эй! Вам не страшно жить?
Магда: Страшно.
Когда холод и нет трамваев.
Страшно, если на эшафоте.
Страшно если вас убивают,
А родители на работе.
Арлекин: Это невыносимо! Вот я сейчас дуну!
Пьеро: Не смей!
Арлекин: Это уже позиция!
Пьеро: Сентиментальный порыв.
Арлекин: Они живут исключительно твоими сентиментальными порывами. Ну! Скажите , кто он для вас и чем вы ему обязаны?!
Магда: Впервые вижу.
Пьеро: Неправда .
Магда: Правда-неправда.
Скептики пишут про правду в вине.
Глупые пишут про правду в шинели.
Лирики пишут про птицу в броне.
Циники пишут про смерть на панели.
Трагики пишут про смерть на войне.
Умные люди верят, что счастливы.
Глупые люди верят, что умные.
А я, если честно, об этом не думаю.
Моя голова разорвётся на части,
Если попробую. Только попробую…
Арлекин: Значит из робости?
Магда: Нет, не из робости.
Пьеро: Тут некто интересуется нашей гражданской позицией.
Магда: Все мы гуманисты. С штыком, рапирой и пулемётом . У всех нас твёрдая позиция. Все мы правы. И ты прав. Я - экзальтированная дура. Покатай меня на спине раз ты такой сильный!
Пьеро: Пойдём. Девочки, раз уж я за вас в ответе.
Арлекин: Куда же всё так и.
Пьеро: Куда угодно. Нет Родины - нет расстояний.
Арлекин (замечает, притаившегося, в уголочке Л.Г.):Попрощайся с поклонником.
Л.Г: (застеснялся. Замялся на месте.)
Пьеро: Вы меня боитесь или их?
Указывает на зрительный зал.
Ишь, изучают. Смешные!
Кланяется.
Притихли!
Л.Г.: А Вам никогда не хотелось стать перед залом и кинуть в них…
Пьеро: Боже, упаси! Не надо в них ничем кидать!
Л.Г.: Почему?
Пьеро: Хотя бы потому, что их больше.
Всех благ! Уходит. За ним – и девушки в розовом, и Арлекин, пожимая плечами.
Картина вторая.
• Л.Г.;
• Вася;
• Хоббиты;
• Мышкин;
• Пёстрая толпа;
• Дети.
Выходит Вася
Л.Г Васе: Я подслушал одну забавную беседу и у меня родился экспромт. Послушай первый в мир гимн человеческой слабости!
На сцене, принявший прежний вид, никого. Огромное фиолетовое полотно парит над сценой, опускается на подмостки . С центра конусом поднимается вверх, имитируя высокую крутую гору. Даль затягивается толстой сетью паутины.
Л.Г.: Сюжет классический. Хоббиты.
На сцене кромешный мрак, который, с первыми словами Л.Г. начинают подсвечивать две рампы с разных сторон. Гора меняет размер. Она становится совсем низенькой. Справа бредут два маленьких взъерошенных человечка в красном.
Л.Г.:
Не подсвеченную сцену
Видно только в памяти
Сквозь зыбучую рутину,
Занавес из паутин,
Черно-белою картиной
Сотою из двадцати.
Воду всю вчера допили
Жизни хватит на две мили
От вершины до земли
На минуточку застыли,
Помолчали и пошли.
Бледные невероятно,
Тихие, как никогда.
Ведь давно уже понятно
Нет возможности обратно
Хоббиты: И желания туда.
Хоббиты порываются уйти, но их выталкивают из-за кулис Л.Г. и Вася. Звучит весёлая детская пьеска для фортепиано. Это убивает ощущение трагичности и превращает происходящее в фарс.
Как только путники начинают восхождение, гора вырастает снова до невероятных размеров.
Её вершина скрывается из виду. Восхождение начинается.
Босой пяткой по пороше
Холодом по голому.
С мертвенно тяжелой ношей.
Хоббиты: Почему?
Вася: Вопрос хороший.
В самом деле, почему?
Восхождение продолжается. Пройдено больше половины пути.
Л.Г.:
Ладно, вредно для здоровья
И опасно для души…
Если мир пропитан кровью…
Раз уж некогда большим…
Показать себя на деле
холодно и хлопотно.
А хотели-не хотели
Вам теперь не всё равно?!
Эй вы, люди за горою,
Праведные изверги!
Ну какие мы герои?!
Ну какие мы враги?!
Воду всю вчера допили.
Май сменился ноябрём.
Жизни хватит на две мили…
Хоббиты: Если раньше не умрём.
Всё время гора то уменьшается, то подпрыгивает, когда вершина была почти достигнута. Это злит путников. Наконец, вершина покорена. Гора падает, открывая высокую зажженную свечу.
Хоббиты начинают ползти по свече. Патетически и зловеще звучит Реквием Моцарта.
Хоббиты(умоляюще): Не рано ли?!
Л.Г.: В самый раз.
Хоббиты: А какой финал?
Вася: Он сам не читал.
Л.Г.: Патетический.
Хоббиты: А это больно?
Л.Г.: Наоборот.
Хоббиты: Тогда валяй!
Л.Г.: принимается раскачивать свечу.
Хоббиты: Не свечу, а финал!!
Доползают до верхушки свечи.
Л.Г.: Солнцу удалось пробиться.
Где-то сзади расцвело!
Рыжей краскою по лицам.
Может быть, оно садится…
Вася: А может быть, не там взошло.
Л.Г.: Множьтесь персики на лаврах
Над краснеющею лавой,
Разбухающей в нарыв!
Испускайте сладкий запах!
Сильные, на задних лапах
Медленно, глаза закрыв,
Пойте песнь в защиту слабых
То ли от безумства храбрых,
То ль- от клятвенной жары!!!
Хоббиты: А что теперь?
Л.Г.: Народное ликование, возвещающее радость конца.
Вася: Конца чего?
Хоббиты: Конца чьего?
Звучат патетические аккорды, под которые на сцену выбегают уже знакомые люди с пальмовыми ветвями, вопя от радости.
Голос из толпы: Опять не туда попали.
Разбегаются.
Звучит Рио-Рита. Вокруг свечи водят хороводы. Разная нарядно одетая публика празднует Победу. Зловещая сеть на заднем плане исчезает. Небо расцвечивается радугами. Сочные яркие цвета чередой окрашивают небосклон. Сверху тянутся гирлянды флажков. На переднем плане появляется многоярусная круглая эстрадная площадка, На неё лихо впрыгивают танцующие пары.
Каждый ярус поднимается над нижестоящим. Люди танцуют, смеются, обнимаются на каждой из, висящих в воздухе платформ.
Эстрада со всеми платформами поднимается вверх и исчезает.
Вместо неё в центр сцены опускается нечто похоже на Буддистскую ступу. Конус из гирлянд на её вершине вращается, как карусель. Когда затихает песня, ступа взлетает. Толпа расходится. Смешавшись с толпой, уходит Вася. На сцене - одинокая гора. Нет ни хоббитов, ни свечи.
Л. Г. один.
Из левой кулисы бредёт человек с бородкой в длинном белом балахоне. Его гигантский галстук-бабочка путается под ногами. Он тащит за собой огромную широкополую шляпу. Размером с самого путника.
Путник: А! Горы. Я люблю горы. Я пять лет прожил в Швейцарских Гималаях.
Л.Г.:Но в Швейцарии же Альпы.
Путник: Странное дело! Пять лет прожил в Швейцарских Гималаях и не знал, что там водятся какие-то Альпы. Честное слово, ни единого Альпа не видел! Попадались, только эти…альпиносы , или альпинисты.
Л.Г.: Вы… Лев Мышкин?
Путник: Нет. Я - не Лев Мышкин. (пауза, рассмеялся) Шутка. Ну конечно же я-Лев Мышкин. Я люблю шутить. А еще я люблю детей.
Вытаскивает на сцену несколько шляп, в которых копошатся маленькие дети. Еще несколько карапузов выползают самостоятельно на четвереньках.
Исчезает гора.
Мышкин: а еще я люблю…
Л.Г.: Настасью Филиповну?
Мышкин :яэту истеричку?!!(пауза) Ну конечно люблю.и Ипполита люблю.
Ох, и хорош Ипполит… пока спит.
Укладывается на собственную шляпу, засыпает.Детей насценеже нет .Л.Г. бережно оттаскивает шляпу со спящимМышкиным закулисы.
Конец третьего действия.
Эпилог.
Вася: Как же там пелось?
Море звенело, бурлило и пело, лизало колени .
Морю до Фени…
Л.Г. Васе: А здорово вот так погулять в полоном одиночестве! Идти, думать сразу обо всём. Жонглировать временем и пространством. Под ногами и в голове путаются разные образы, виснет на плечах гражданская позиция, шуршат туда- сюда 76 человек массовки, и - никого!
Перед ним улица, трамвайные пути и фонарный столб.
По Трамвайным путям бредёт Гамлет, буцая череп.
Гамлет: Бедный Ёрик.
Фонарь: Опять обо мне забыли.
Л.Г.: Мне будет не хватать этого… неврастеника, который цитирует сам себя.
По сцене катаются разноцветные большие мячи. Выходит Гамлет.
Гамлет: О! мячики, Дайте мне один на проб. (буцает) Назовите меня каким угодно мячиком.
Вы можете меня потрогать, можете пошлепать, но бить меня мордой об пол нельзя!
Вася: Это знаменитое «Нельзя!» Он в своём репертуаре!
Л. Г: Все мы цитируем сами себя. но порой, это у нас забавно выходит.
Конец.