Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 464
Авторов: 0
Гостей: 464
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

                        Третьего не дано.
                
           Некоторые замечания по поводу психологии создания произведение

Литературное произведение это – производное. От чего? От Автора? От идей, проводником которых выступает автор? Так что же лежит в основе мышления и, реализуется в форме производного – литературного произведения?
Если бегло взглянуть на современные тексты, то поражает обилие восклицательных знаков. Может чуть меньше, но очень часто используются многоточия и вопросительные знаки. Однако суть многоточий и вопросительных знаков большей частью не означает сомнения или неуверенность. При замене их на те же восклицательные знаки, смысл редко меняется.
Это замечание нам понадобится в дальнейшем, а пока коротко глянем, что же именно происходит в области литературы.
Еще одно немаловажное замечание, вернее вопрос, на который мы постараемся дать ответ: не заблуждаемся ли мы, используя термин «литература»? Может быть, этот термин уже архаизм и применяется лишь с целью подмены понятий, для камуфляжа нынешних текстов? Так сказать, для придания статуса произведению? Не пора ли изменить термин? К примеру: «Текстовина» или Букватура»? Где–то прозвучало: «Сетература».
Пожалуй, вопросов уже много, очень много. Но, как должно, посмотрим, что же лежит в основе?
Первое, что легко заметить: автор ассоциирует себя с одним из героев. Второе, что автор судья своим героям. Как первое, так и второе в некоей степени согласуется с личностью автора, с выкладыванием и навязыванием собственной позиции, своих вкусов, интересов. Если сказать более точно, то это попытка уговорить: «делай, как я».
Но уговорить сложно, потому и идут в ход «эффекты», то есть то, что «я» вижу в себе. Самая простая иллюстрация сказанного – авторы детективных романов. Без труда можно узнать в следователе именно того, кем бы хотел видеть себя автор, но на самом деле его недооценили. Это как в Интернете – можно представляться тем, кем себя представляешь.
Однако, иначе выглядит все, если мы возьмем именно литературу. Не думаю, что читатель сможет найти Достоевского в романах Достоевского или Толстого в романах Толстого.
Все это происходит оттого, что настоящие писатели видят жизнь вокруг, а другие видят себя в центре жизни, которую они и формируют по своему вкусу.
И цели литературных произведений стали иными: не показать тот или иной аспект в жизни, а себя в этом аспекте или, на худой конец, доказать свое видение.
Не вдаваясь в психологический анализ глубже, чем требуется для восприятия усредненным читателем, отметим, что на наш взгляд (обратите внимание: на наш!), необходимость создания литературного произведения имеет три, отличных друг от друга истока. При этом, самое важное то, что каждый исток имеет свою, в корне отличную от других, движущую силу.
Первое: высказать свое мнение, свое видение и так самоутвердиться, независимо от результата.
Второе – добиться именно результата – получение вознаграждения в любой форме (деньги, лесть, да что угодно).
Третье – необходимость выложить квинтэссенцию творческого потенциала, иначе сказать – стремление к идеалу.
Как первое, так и второе – реально, достижимо, осязаемо. Тут дело лишь за техникой и удачей, что в первую очередь подразумевает способность попасть «в формат» сегодняшнего дня. А это сегодня означает – обман, наушничество, прямой подлог, что практикуется особенно часто. Иначе сказать – понимание конъюнктуры. Коротко: цель и апофеоз достижения ее – договор найма или, на худой конец, не дать сделать что–то другому человеку.
А вот с третьим истоком дело хуже.
Здесь не решает ничего, кроме одного: Талант.
И редко, ох как редко, талант может быть услышан при жизни. Исключение только подчеркивают правило. Спасает лишь то, что «рукописи не горят», да и «пропить талант невозможно».
И существует литература, подпитываемая третьим истоком, третьей составляющей.
Однако, беда в том, что слово «литература» портят первые две  психологические составляющие. Так было испорчено слово «товарищ», так испортили «пионер», такая участь постигла многие термины давнего и недавнего прошлого.
Однако, один термин остался. Талант. Его тоже пытаются приложить к глупости. Но этот термин оказался удивительно стойким. Почему? Да потому, что его невозможно разводнить, как термин «литература». Именно и только талант неподвластен времени. Талант есть или его нет. Третьего не дано.

© Павел Мацкевич, 19.05.2007 в 15:02
Свидетельство о публикации № 19052007150250-00028159
Читателей произведения за все время — 125, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют