Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"Шторм"
© Гуппи

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 179
Авторов: 1 (посмотреть всех)
Гостей: 178
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Читателям: это не полный вариант. Работа над рукописью продолжается.И уже найдены новые архивныен данные, которые могут подтвердить или опровергнуть сказанное здесь. Когда вариант будет полным -здесь об этом будет написано. И... Исключительное авторское право на опубликованное принадлежит автору.При использовании ссылок об этом указано, где и чьи работы. Ну, а архив Сибирского приказа, с которым я сейчас работаю, он уже будет со ссылками на конкретные документы.
(более подробный материал с картами, с рисунками  на моём сайте. Материалы 6 - идут сверху вниз в Дневниковых записях. http://kotelnikowa.ucoz.ru/blog/zimovjo_charinskoe_prioritet_istorii_chast_1_ja/2011-05-11-55

Предыстория темы

Исторические факты – упрямая вещь. Порой приходится перелопатить гору материала ради единственной даты, единственной строчки.  А какая радость, когда нападёшь на золотую жилку! Тут уж только успевай – отбирай самородочки. Так, наверное, случилось и с зимовьём Чаринским. Когда я бралась за тему, уже начатую другими, хотелось найти дополнительные сведения, и возгордиться древней историей села Чара. Но, увы... Поиски упрямо уводили с территории Каларского района, где зимовьё Чаринское считается одним из первых поселений, в Якутию. Смотрела на статью в Википедии – базу знаний в Интернете, диссертации по эвенкам, где это зимовьё фигурирует, как эвенкийское, краеведческие материалы и недоумевала... Нет, я не собиралась ни с кем спорить, и сейчас не собираюсь. Я просто буду приводить факты. Исторические.
Не знаю, началось ли всё с подачи наших местных краеведов и журналистов, заметок в Забайкальском рабочем, но чарцы всё чаще стали говорить о древности села Чара, упоминая зимовьё Чаринское, которое «где-то было на Чаре»... Точное место никто не называл. Каларский район с этим зимовьём попал и в Википедию. Дату основания зимовья Чаринского стали называть датой основания Забайкалья. И в 2002 году заявлялось о том, что 350-летие Забайкалья нужно было отмечать в 1998г., то есть вести точку отсчёта с основания зимовья Чаринского - в 1648г. Ну, а 355-летие, таким образом, уже через два года – в 2013г. В Википедии зимовьё Чаринское не называют прямо началом нынешней Чары, но всё же его относят к Каларскому району: «...Как известно, Россия в 16-17 веках стала активно расширяться на восток, присоединяя к себе земли от Урала до Тихого океана, а потом и Северной Америки. Основными путями продвижения в то время являлись водные, особенно речные, в сочетании с сухопутными (когда необходимо было так называемым «волоком» преодолевать водораздельные пространства между используемыми реками). От Якутского острога отправлялись отряды по Лене и её притокам. Первым из русских землепроходцев попал на север Забайкалья в 1639 году Максим Перфильев, отряд которого проплыл по рекам Лена, Витим и Ципа. В 1648 году было построено на реке Чара укрепление, получившее название «Чаринское зимовьё». Наиболее активное освоение верховьев Олёкмы началось в середине сороковых годов 17 века. В 1649 году вверх по Олёкме уходит из Якутска отряд Е.П.Хабарова, который первый завершил первый этап разведки «богатств даурской земли» с севера, начатый десятью годами (а, возможно, и больше) раньше. Чаринское зимовьё служило русским землепроходцам до тех пор, пока было приоритетным северное направление к Амуру. А потом оно исчезает из истории. Оно не является началом нынешней Чары. Чаринское зимовьё – лишь самое первое поселение русских на территории Каларского района и Забайкальского края в целом...». Используемая литература: В.С.Кулаков, В.С. Рыжий, А.Е.Снегур. География Каларского района. Чита. Поиск. 2002.-252с. Материалы Каларского историко-краеведческого музея.
Я не буду сейчас приводить в пример ссылку на академическую карту Забайкалья 1967г. 17 века, где зимовьё Чаринское якобы находится на территории Каларского района. Ибо за 17 век у меня есть подлинные чертежи из Чертёжной книги Ремезова. И ещё ряд   архивных документов. Вообще немыслимо перебросить зимовьё Чаринское от устья Олёкмы, с якутской местности Багадьылах, от устья реки Кэмэ (Кемы) через хребет Кодар на территорию Каларского района.  Река Чара, которая 300 км. петляет по территории Якутии до впадения в Олёкму объединяет две территории таким родным, таким близким названием. Но топонимика тоже упрямая вещь... Названия, прижившиеся в одной местности, редко приживаются в другой. Не говорят в Чаре – «чаринское», «чаринцы», «чаринский». В официальных документах, в надписях на печатях вы увидите слова «чарское», «чарский». А жителей Чары привычно нызывают чарцами. А река Чара на территории Якутии имеет свою древнейшую историю. Первые поселения на реке Чара датируются 2-м и 1-м тысячелетием до н.э.  На левом берегу   в местности Багадьылах на 15-метровой скальной гряде обнаружены рисунки, выполненные светло-красной охрой. Они отображают моменты ритуального танца, две фигуры мужская и женская расположены крестообразно. Рядом антропоморфные рисунки с шаманской атрибутикой, зооморфные изображения. Рисунки относятся к периоду ымыяхтанхской культуры Якутии. Оленеводческая тематика появляется позднее – в 1-м тысячелетии до нашей эры. Это изображение фантастического животного с рогами-ветвями, с прямоугольной мордой. Рисунки изучались археологическим отрядом Якутского государственного университета под руководством Н.Н.Кочмара в 1986году. В среднем течение Олёкмы открыто 6 неолитических стоянок. На стоянке Чыпчаал найдены изделия из керамики, наконечники стрел, различные ножи, скребки, пластины. Стоянка в нижнем течение Олёкмы в левом притоке р.Чара отнесена к эпохе камня. Ниже я расскажу ещё об одной экспедиции якутских школьников в эти места, пришедших сюда в поисках зимовья Чаринского. А пока совершим экскурс в более позднюю историю Якутии. Почему именно Якутии, а не Читинской области, не современной территории Каларского района, да потому, что как не крути, а знаменитое зимовьё Чаринское – это территория Якутии. Конкретно нас будет интересовать река Лена с её притоками Витимом и Олёкмой, а также сама р.Олёкма с её притоками справа – Тунгиром, слева –Чарой, а также указанное выше устье реки Кемы  (Кема – приток Чары)и вот эти самые найденные древние стоянки тоже. И конечно же город Олёкминск с его Олёкминским острогом, а так же и центр Якутии – Якутск с Якутско-Ленским острогом.

Первопроходцы.

Освоение Сибири невозможно представить без казачества. И началось оно не от Якутии, как упомянуто в статье Википедии... Именно казаки часто были первопроходцами на неизведанных землях. Поистине жалко, что здесь, в определённых рамках, я не смогу назвать много имён. А они сохранились! И по этим спискам, отпискам, скаскам, расспросным речам, челобитным  сейчас многие забайкальцы прослеживают историю своих родословных. В 1619 году в только что основанном Енисейском остроге от тунгусского князца Илтика узнают казаки о «великой реке». Сведения интригующие, во многом преувеличенные, возможно рассчитанные на то, чтобы запугать русских, стремящихся освоить и присоединить к России новые территории. Не мирным путём шло это присоединение, не добровольным. И не даром русских называли людьми с «ледяными глазами». По этой реке, рассказывал Илтик, «ходят суды большие и колоколы на них великие есть, звон их... слышат часто, и из пушек с тех больших судов стреляют». Почти в то же время до мангазейских казаков название этой реки доносят тунгусы-буляши – «Лин» - Лена. Начинается соревнование в первенстве освоения новых территорий – не знаю, можно ли назвать это так. Но и те, и другие ринулись в неизведанные края. Не всегда они будут единодушными. Стремление выслужиться и первыми донести до государя опись новых земель приводило к стычкам между отрядами. А так же к двойному сбору ясака с одних и тех же людей. Но, как бы там ни было, это не умаляет заслугу казаков. Многие из них так и остались лежать навечно в якутской мёрзлой земле.
В 1620 году мангазеец Демид Сафонов, по прозвищу Пянда (Пенда) (« пянда» - опушка подола малицы) с отрядом в 40 человек первым решил совершить поход на «великую реку» - Елюене. За время двух зимовок построены зимовья Нижнее Пяндино и Верхнее Пяндино. Только весной 1623г. Пянда, пройдя волоком вёрст с двадцать, увидел, наконец, Лену. Впервые проплывают его суда мимо устья левого притока-Витима и правого-Олёкмы. Совсем  рядом, по сегодняшним меркам, с будущим Чаринским зимовьём. В интересующий нас период в бассейне реки Чары проживают, как якутские, так и тунгусские роды. В ценральной части Якутии укрепляется власть кангаласского князца Тыгына. Кангаласские племена позднее расселятся и по р.Чаре.  Вдоль р.Чары расселяются также якутские - миитские племена. По сенокосным поймам по обе стороны реки живут роды Уорбун Уса, Жархан Уса, Быйыттах Уса, Амбаардах Уса, Куопру Уса, Молбо Уса. Тунгусское население, а нужно сказать, что к тунгусам в то время относили и эвенков - оленьих людей - в основном состоит из пяти тунгусских родов: Жеюганский, Лаготский, Киндигирский, Хакагирский, Брагатский. Не даром увидел Пянда по обеим сторонам реки и устья Олёкмы множество юрт. О том, что и сама Чара была заселена в низовьях густо по обе стороны реки, говорит и надпись на Чертеже земли Якутского города, составленном тобольским сыном боярским Семёном Емельяновичем Ремезовым (лист 17) – «А по всей речке живут тунгусы Чаринские». Вообще чертежи Ремезова – самый замечательный памятник истории, где мы найдём все остроги и зимовья земли Якутской и не только её. В книге И.И. Серебренникова «Иркутская губерния в изображении Чертёжной книг Сибири Семёна Ремезова, вышедшей в 1913 году говорится: «Чертёжными работами занимался Ремезов в течение многих лет; ещё в 1695 г. он представил в Сибирский приказ карту Сибири, за которую и получил одобрение. После этого, на него было возложено поручение свести в одно целое все присылаемые из Сибири карты. В ноябре 1698 года Ремезов уже выполнил возложенное на него поручения и представил свой новый труд думному дьяку Сибирского приказа Андрею Андреевичу Виниусу, и за работу был пожалован выходом Великого Гоударя и пятью рублями денег... Продолжая и затем, по приказанию Виниуса, свои картографические работы уже в Тобольске, Ремезов, при помощи трёх своих сыновей, начертил так называемую Чертёжную книгу Сибири, окончив свои работы к 1 января 1701 г.» К этим чертежам мы ещё вернёмся, а сейчас снова пойдём вслед за Пяндой. О том, что Пянда побывал не только на Лене с притоками Витимом и Олёкмой, но и в центре Якутии, говорится в якутских преданиях о Тагыне. Неведомые пришельцы пришли на Якутскую землю. Они поражали своим умением работать, своей мудростью. Но так же, как появились, так внезапно и исчезли.
Через пять лет после Пянды,  разведанным путём пошёл на Лену другой землепроходец Василий Бугор.
А летом 1629г. в Якутию приходит отряд атамана Ивана Галкина. И этот отряд тоже проплывает мимо устьев Витима и Олёкмы, и, как Пянда, видит на берегу множество якутских юрт. Галкин даёт и меткие, краткие характеристики рекам: Витим – «а поперёк ... с версту», Олёкма – «шириной версты с полторы и больше», Алдан – «поперёк версты с две». Казаки не просто проплывают по новым землям и описывают их, они ставят на пути зимовья остроги, собирают ясак с местного населения. Ясак с 1601 года был установлен в определённой норме для всех инородцев Сибири: 10 соболей с женатых, и 5 соболей с холостых. На деле же дело далеко не ограничивалось соболями.  Но именно ясачные книги являются своего рода переписными книгами, где значатся фамилии людей ясачных.
В 1632 году в Якутию попадает служилый человек Пётр Бекетов.
Перечисляю имена и не перестаю удивляться сведениям, попавшим в Википедию: «Первым из русских попал на север Забайкалья в 1639г. Максим Перфильев»... Вот так Забайкалье одним росчерком ограничили территорией Витима и Каларского района... Хотя все эти земли были территорией Якутии. Куда же девать предыдущие отряды казаков? Именно Пётр Бекетов ставит у устья Олёкмы в 1635 острог и из него ходит «для ясачного сбору» по Олёкме и её главному притоку Чаре, а также большому Патому и Витиму. И именно вблизи Олёкминского острожка появляются ясачные зимовья. Нет данных, что Чаринское зимовьё основал Бекетов, но такая версия вполне реальна. Как и то, что дата основания зимовья Чаринского могла быть и ранее 1648года...  
Ещё в 1633 году енисейский сын боярский Иван Козьмин ставит на Ленском берегу у устья Олёкмы ясачное зимовьё. Вообще устье Олёкмы, даже с делением в советские времена Якутии на куски не было территорией Забайкальского края. Слово «олёкминский» появляется по названию реки, но никак не по этой территории. Олёкминск  же с историей зимовья и острога – это история исконной территории Якутии. В сборнике «Крайний север к 1934г.» - приложение к журналу Советский Север на стр. 17 в таблице можно увидеть надпись под №5 – Восточно-Сибирский край. Витимо-Олёкминский (эвенкийский) национальный округ, который  отнюдь не возглавляется Олекминском. Административным центом вписан р.п.Калакан, район Каларский, нац., в том числе пос. Сов. 11 октября возглавляется административным центром с.Чара, и тут же вписан административный центр р.п. 11 октября (привожу данные так, как они записаны в таблице).Сама книга у меня отсканирована полностью, как и многие другие исторические документы и книги.  Почему этот момент важен? А представьте тогдашний путь в 10 дней от Олёкминского острога, и станет понятно, что зимовьё Чаринское находилось буквально под боком. О том, что ходу было именно 10 дней чуточку позднее. Немного о том, что же представляли из себя ясачные зимовья.  Это были простые избы с большой глиняной печью, со слюдой, а то и кусками льда вместо окон. Кстати, слюду на лёд заменяли зимой именно по причине бережливости, чтобы не лопнула от мороза. В отличие от языческих, охотничьих зимовьюшек, около ясачного зимовья ставился большой деревянный крест. Иногда зимовья объединяли несколько таких изб. И Чаринское зимовьё могло так же состоять не из одной избы. По спискам, которые я приведу ниже, видно, что число служилых людей было и десять, и больше. А остроги огораживались тыном с заострёнными вверху концами. В них было уже несколько изб. Иногда жильём служили землянки. Олёкминский острог мало в период своего основания отличался от зимовья. В нём были «изба ясачная с нагороднею, да против избы в острожке ж сенишка, да против сенишек в острожной стене два анбара ветхие, да против ясачной избы на... стороне анбар казённый о двужильях». В острогах ставились часовни или возводились церкви. Вообще заселение земель шло одновременно с распространением православной веры: «... А буде, кто из ясачных людей похочет креститься своею волею и тех людей вместе крестить, сыскав при них допреж, что своею ли волею они хотят креститься, а, крестя служилый пол, устраивать их в государеву службу и верстать их государевыми денежным и хлебным жалованием, смотря по людям, кто в какую статью пригодиться, в выбылыя русских служилых людей места; а будет кто их женскаго полу жёнки или девки похотят креститься и тех жёнок и девок по тому же велеть крестить и выдавать замуж за новокрещенов же и за русских служилых людей», - такой наказ давался одному из Якутских  воевод.  Переход в служилые люди крещаемых освобождал от ясака, но на деле известно немало жалоб новокрещёных якутов, что ясак с них по-прежнему берут.
В острогах же содержали и аманатов – заложников из местного населения, чтобы их сродники платили положенную часть ясака вовремя. Таким образом, ещё до прибытия Перфильева, за ясаком по Чаре ходит Бекетов...  Бекетов же ставит и Ленский (Якуцкий) острог. В 1639 году этот острог, переносимый из-за затопления на более удобное место, царским указом объявлен центром Якутского воеводства, объединившего огромную территории. Восточной Сибири.

Пути к Амуру

И только в 1638 году из Енисейска на службу в Якутию направляется казачий атаман Максим Перфильев «для прииску и проведывания новых землиц неясачных людей». Казаки отправлялись на службу погодно, но на деле их пребывание на вверенных землях затягивалось. У Максима Перфильева, как и у последующих за ним первопроходцев, было конкретное задание – найти путь к Амуру. С отрядом в 36 человек он зимует в Олёкминском острожке. Расспрашивает у местного населения о путях на Амур. Возможно, и чаринские тунгусы встречаются в это время с ним, принося ясак. Свидетельств об этом не осталось. И был ли он на притоках Олёкмы – тоже не известно. Перфильеву говорят, что на Амур можно попасть по Витиму, один из притоков которого близко подходит к Амуру. Весной 1639 года Перфильев достиг устья Витима. Для этого  ему совершенно не нужно было плыть по Чаре и попадать в Чаринское зимовьё или строить такое зимовьё на Чаре. Олёкма-Лена –Витим – устья рек, изведанные до него.  Путь Перфильева в сущности даже не затронул Каларский район. В своём походе он дойдёт до устья Цыпири (Цыпы), до порогов. У него закончатся хлебные припасы и он вынужден будет вернуться назад. В этом Витимском походе ценными окажутся сведения, полученные от тунгусского шамана Камбайки, который подтвердит сведения об Амуре, о том, что живёт в устье Витима «даурский князец Батога... в рубленных юртах... скота и соболя у него много... Есть у него серебро. Он покупает его на соболи на Шилке-реке у князца Лавкая. На Шилке реке живут пашенные люди. Хлеб у них всякий... А Шилка-река пала в Ламу. А Ламу де называют морем...». Кстати, о Шилке реке... И Шилку реку и Амур часто путали. И одно из названий Амура и есть Шилкар. В моей теме всплывёт имя другого богатого «иноземца» Балтуги. Но он будет ближе к Чаринскому зимовью. И этот Балтуга хорошо знал тайгу. И тоже был довольно состоятельным. Возможно, что путь с Амура через Тунгирский волок и Олёкму, который откроют позднее и попадут всё же к Лавкаю связывал и Батогу с Якутией. Созвучие имён смущает, как и то, что «моему» Балтуге служилые люди уделят «персональное» внимание.
А сведениями от Перфильева воспользовался первый воевода Якутии Пётр Петрович Головин. Сохранились так называемые «расспросные речи» Вижевцева, где Перфильев подтвердил, что на Амур только Витимом можно попасть, и только «де с Олёкмы реки».
Примерно в  это же время возвращается с похода Иван Москвитин, который тоже сообщил сведения об Амуре. Головин собирает несколько отрядов для подтверждения сведений об Амуре. И с Амура позднее всё же будут попадать служилые люди и на Шилку, и дальше в глубь Забайкалья.  По Витимскому пути Перфильева в 1641 году идёт письменный глава Еналей Бахтеяров. Но и он не завершает путешествие, но благодаря ему,  остаются подробные описания Витима с указанием мелей, порогов и речек. Захваченный тунгусский шаман Лавага рассказывает не только об Амуре, но и реке Зее.  Экспедиция Василия Пояркова доходит до Амура и даёт сведения о путях на Амур и с Амура - Витимском, Алданском и вдоль Охотского побережья. Все эти экспедиции, начиная с упомянутого в Википедии Перфильева, к Чаринскому зимовью отношения фактически не имеют. Точно так же, как и экспедиции по другому пути – Тунгирскому. И все Тунгирские зимовья в те времена будут иметь непосредственное отношение к Якутии. В 1646 году промышленный человек Григорий Вижевцев (о расспросных речах его я упоминала) с 6 человеками по Олёкме добрался до р.Тугирь (Тунгир). Кстати, вот ещё один претендент на постройку зимовья Чаринского, которое первоначально вполне могло быть и охотничьим. На Тунгире они поставили зимовьё и стали охотиться в его окрестностях. От тунгусов они узнали, что от Тугиря по волоку рукой подать до Амура. И Вижевцев через Тугирский (Тунгирский) волок через р.Урку действительно попадает на Амур! В 1648 году на Тунгирском волоке, скорее всего на Амазаре, ставит зимовьё Иван Квашнин. И он тоже добирается до Амура, но уже через р.Амазар. Следующими выходит на этот путь Василий Юрьев. В провожатых идёт сам Вижевцев. Они идут с тунгусским толмачом Ларионом Барабанщиком, казаками Ананием Воробьём, Иваном Осетром и Марком Васильевым. Юрьев остаётся обследовать Тунгир, а остальные по Тунгирскому волоку идут на Амур. После зимовке они идут «по чунице Ивашки Квашнина», то есть через Амазар.  Так был открыт Олёкминско-Тунгирский путь на Амур. Именно им пойдёт вскоре Ерофей Павлович Хабаров. И навряд ли в этих целенаправленных походах и Хабарова, и его предшественников интересовало, стоящее в стороне зимовьё Чаринское, где к 1649, когда он отправился в путь, с него уже собирался ясак. А вот на Тунгире Хабаров ставит новое зимовьё – уже третье по счёту в этой местности. Отряд его к тому времени насчитывал 70 человек. Так что зимовьё изначально имело несколько изб. Но острожная стена была построена гораздо позднее. И именно Тунгирское, а не Чаринское зимовьё, как говорится в Википедии, играло свою роль, пока нужны были пути на Амур, и завершает своё существование и зимовьё и острог гораздо раньше Чаринского зимовья, которое продолжает выполнять роль ясачного сборного пункта.

И снова Чаринское...

Чем дальше я углублялась в поиски, тем становилось яснее, что точную дату основания Чаринского зимовья выяснить до конца не удастся. Оно могло вполне иметь не только разные даты, но и несколько мест, преноситься, как переносились Олёкминский и Якутский остроги. В одной из «Хронологий сообщений о постройке зимовий, острогов, городов и крепостей на территории Сибири и Монголии» под датой 1640г. стоят, как города Кунгур и Томск, Анадырский острог, Косой острожек, Анадырское зимовьё, так и Чаринское зимовьё. Является ли эта дата средним арифметическим между всеми датами – не ясно. В истории Олёкминского улуса названа, привычная нам, дата – 1648год: «Кроме Олёкминского острожка были поставлены Чаринское (1648) и Патомское (около 1677г) зимовья». Вообще я склоняюсь к более ранней дате – к времени Бекетова. Смотрите -  в 1638 году основан Якутский уезд, подчинявшийся Сибирскому приказу. Воеводы Головин и Глебов получили наказную память: «… быть всем рекам, кои впали в Лену, под Ленским новым острожком». Ленский – это и есть в дальнейшем Якутский острог, и из документов видно, что ему действительно подчинялись все острога. Зимовьё Чаринское, в сущности, являлось   филиалом Олёкминского острога. В 1641 году в Ленском уезде появляется собственная Ленская (якутская) казачья команда. Казаки носят название Ленских  служилых людей. Из Якутска служилые люди направляются по зимовьям. И количества их не хватало. Но на просьбы увеличить казачье войско,  шли ответы из Сибирского приказа (Сибирский приказ располагался в Москве!): «...впредь бы есте, без нашего указу, на Лене в Якуцком остроге больши трёх сот пятидесять человек служилым людям быть не велели, а на выблые места гулящих людей в службу не верстали, а верстали в службу ссыльных людей, которых по нашему указу велено верстати в службу». Насчёт прежних – тобольских, березовских и енисейских казаков даётся другое указание (декабрь 1647г.): «Писать к воеводам к старым и новым, велеть быть на Лене в Якуцком остроге и с Верхоленским острошком всего 400-м человеком, а которые присланы на Лену в 4 годы по 50 человек в перемене ис тех, сместя, старых отпущать. А которые посланы были с Петром Головиным на Лену тобольские и Березовские, и енисейские сужилые люди, и из них хто побит или умер, и хто на их место поверстан, про то расписать именно и роспись ко государю послать, сколько тех прежних служилых людей в остатке и хто на их место поверстан. А которые поверстаны вновь на их места, и тех с Лены в городы не отпущать на жильё».
В списках 1650 года к Ленскому (Якутцкому) острогу уже приписано зимовьё Чаринское. Числится оно за ним и в 1676 году. В 1711 году вместо острога появляется надпись – г.Якутск. К этой дате зимовьё стоит уже 63 года!
Сохранились подлинные документы с именами казаков, служивших в зимовье Чаринском.  Нашла я их в книге «Сибирские города. Материалы для их истории 17 и 18 столетий. Нерчинск. Селенгинск. Якутск.» Москва 1886г.  Издана книга за счёт Иркутского купца 1 гильдии Александра Константиновича Трапезникова.  А  документы, попавшие в книгу,      хранились «подлинником в Московском архиве Министерства юстиции, напечатаны со списков, сделанных начальником 1-го и 2-го отделений архива И.Н.Николевым. Другух, относящихся до помянутых городов документов, кроме приводимых, в делах сказанного архива не оказалось».
Скажу, что этот раритет читала с волнением. Ведь именно сведениями,  почерпнутыми из него, удалось связать разрозненное и подтвердить правильность выбранного направления поисков.
Первое упоминание о Чаринском появляется в «Книге 1706 года» на стр. 93: «Карп Панкратьев в в нын. 706г. в Чаринском  зимовье умре, и авг. В 3 д. приверстан в казачью службу в его Карпово место и оклад казачий брат Семен Грезных». Выше есть список, который, вероятно относится тоже к Чаринскому зимовью и к этому году назначения на службу в зимовьё Чаринское, потому что Карп Панкратьев указан именно в этой десятке:
1. рядовой Фёдор Андреев с. Кривого (с. – сын)
2. Афанасий Володимиров
3. Яков Иванов с.Некрасов
4. Меркурий Гаврилов с.Вагищь
5. Семён Сысоев с.Куренга
6. Пётр Алексеев с. Дериглазов
7. Семён Березин
8. Тимофей Михайлов с.Коромыслов
9. Конон Гаврилов с.Брянский
10. Карп Панкратьев          
В «Переписной книге убылых после 1 переписи» в умерших есть под № 280 Семён Грозных, под №281 Козма Грозных. Скорее всего, Семён Грезных и Грозных одно и то же лицо. Почил ли Семён так же в Чаринском зимовье, как и его предшественник Карп Панкратьев – не ясно.
Следующая переписная книга объединяет 11 лет – это «Переписная книга служилых людей за 1670-81г». На одногодную службу в Чаринское зимовьё направляются:
1.Приказной Леонтий Трифонов
2.Толмач Ивашко Курмышев
Казаки:
3.Титко Кирилов
4.Федька Тимофеев
5.Оска Обросимов
6.Замятенко Иванов
7.Данилко Филиппов
8. Гришка Ларионов
9.Демка Гуляев
10.Петрушка Беляев
11.Ивашко Тимофеев
12.Стенька Лаврентьев
13. Савка Фомин
14. Ивашко Григорьев.
Как видим, роль Чаринского зимовья возрастает. И дальше в книге удалось найти сведения о некоторых людях из этого списка. В Вилюй в Среднее зимовьё направляется всё тот же Ивашко Григорьев (№14). И, видимо, сродник Савки Фомина(№13) –Ивашко Фомин. Упоминаю родственников, потому что в одном дальнейшем моменте будет очень важна именно родственная связь двух казаков.
По «Переписной книге 1682 года» прослеживается семейный состав некоторых «чаринцев». (Для удобства я буду указывать номера).
№3 Титко Кирилов: «У Титки Кирилова с.Васка 14л, да с.Ивашко 12л., с.Алёшка 6л.»
№5 Оска Обросимов: «У Оски Обросимова с.Ивашко 5л., с.Мишка 3л.»
№8 Гришка Ларионов: «У Гришки Ларионова с.Ивашко 5л.». Григорий Ларионов указывется и в «Переписной книге за 1693г: «Григория Ларионов, у него с.Тимошка 10л.».
№9Демка Гуляев: «У казака Демки Гуляева с.Костька 9л.,с Мишка 3л.»
№10Петрушка Беляев: «У казака Петрушки Беляева большева сына с.Данилко 8л, да с.Мишка 4л.».
А по «Переписной книге 1693 г.» узнаю и о том, кем был приказной Леонтий Трифонов. Не больше, не меньше –сын боярский! «У сына боярского Леонтия Трифонова племянник Васка 14л., да шурин Васка 14л.»
В 179 (1670-71г. – точнее можно установить, лишь, зная месяц, но вероятно, это уже 1671год) на одногодичную службу в Чаринское зимовьё направляются: «приказной сын боярский(!) Пётр Ярышкин, для письма Мишка Трифонов, для толмачества Ивашко Поломошкин и казаки 9 человек». В «Переписной книге 1693 года» есть запись о Ивашке Паламошкине, который к тому времени уже умер (где? ) «У ум-го Ивашка Паламонова дети: Федька 10л., Ганька 5л.».
В «Переписной книге 1699 года» снова встречаем Чаринское зимовьё: «Степан Микитин с.Бобровский; оклад ему ден.8руб. 1/6 алт. 4 ден, хлеба 4 чити с ; осм и пол-полу чет-ка и малой чет-къ ржи, он по выбору в Чаринское и Патомское зимовьё для сбору вел. Госуд. Ясачные казны, а с полковую службу его в воинские походы будет». (сохраняю орфографию подлинника).
Скупые строчки документов… А, сколько за ними человеческих судеб!
За 196 (1687)г. Сохранился ещё один документ, поступивший в Якутское воеводство от приказчиков  о недоборе ясака с зимовья Чаринского и зимовья Майского: «В 196 году осенью в соболиных промыслах выпали снеги великие, и на те снеги дождь, и им де промышлять соболей никоеми мерами было немочно…»
В то же время случилась и другая беда: «…в прошлом 195 и в нынешнем годех ясачные иноземцы волею божею многие померли и после их детей не осталось». Эпидемия оспы в Якутии действительно унесла очень много людей. (Материалы по истории Якутии17в.)
Вот так получилось, что Чаринское зимовьё оказалось достаточно жизнеспособным. Ещё при постройке Олёкминского острожка Пётр Бекетов писал: «…тунгусские люди… около тово нового острожку держатца впредь станут». А воеводы Пётр Головин и Матвей Глебов предписывали олёкминским служилым людям: «Иноземцам якутам и тунгусам, князцам и их улусным людем, которые живут блиско Олёкминского острожку держать ласку и привет и налоги и иных обид и тесноты никакой не чинить». В ясачной книге Олёкминского острожка за 1640г. Числятся уже 24 якута-кангаласса во главе с князем Оргузеем. (Вспомните кангаласскаго князца Тыгына и его встречу с Пяндинским отрядом.)

От Олёкмы до Чаринского зимовья

Настало время снова вернуться к чертежу Ремезова. Именно там указано, что «… от Олёкмы до Чаринского зимовья 10 дней ходу». А чуть повыше есть ещё одна надпись: «Платят тунгусы ясак на Чару». Вообще 4 надписи на чертеже о зимовье Чаринском попросту не вмещались. Поэтому и название зимовья, и эти две надписи, и о том, что по всей реке живут тунгусы Чаринские располагаются то справа, то слева. Впрочем, так же располагаются на карте надписи, относящиеся к другим местам. Более точно указываются только сами точки зимовий и острогов, а остальные надписи пишутся на «свободном» месте. Что означают эти 10 дней ходу по тем временам, когда передвигаться вверх по Олёкме и Чаре по свидетельствам самих первопроходцев можно было только в большую воду, а пороги обходить волоком? За те 10 дней до Каларского района, к которому приписали зимовьё Чаринское не добраться… А, если ещё и на пути хребет Кодар…  И сама Чара, как указывалось уже, бежит по территории Якутии почти 300 км…. Стоит посмотреть «Отчёт о работе в верхне-Чарской котловине в 1934-1935г.» экспедиции Ивана Ефремова, где о  местности входа в Чарскую долину, в Каларский район,    говорится слудующее: « Верне-Токкинская котловина смыкается с небольшой и узкой Верхнее-Тарынской в верхнем течение р.Тарын, между Тарыном и Курум-Уряхом высится отдельная группа гольца Хмурого, окаймлённая мысом 500м. плоской ступени Удакана, выдающемся  далеко на запад к долине р.Чара… По ту сторону этой Усть-Тарынской котловины высится хребет Кодар, пересекаемый р.Чарой ниже и выше устья р.Тарын. В этом пункте Кодар расчленён значительно сильнее и образует ряд острых пиков, несущих явные следы оледенения, но не имеющих альпийского характера… В 25км. Выше устья р.Тарын оканчивается порожистая часть Чары и начинается Верхнее-Чарская котловина, занимающая всё верхнее остальное течение р.Чары до самых истоков». Теперь представьте, как и каким образом можно было в 10 дней добраться от Олёкминского острожка хотя бы до указанного места, где основные пороги кончаются…  По некоторым данным, в Чаринском зимовье бывало служилых всего по 7 человек. С таким количеством людей волоком возвращаться после сдачи ясака из Олёкминска затруднительно. Вполне возможно, что путь указан в зимнее время, когда можно было преодолеть путь на оленях… Но… Вы видели торосы на Чарских порогах у р.Торы, когда и снегоходы встают вертикально и приходится буквально прорубаться? Не сравнить, конечно, походы от зимовья к зимовью с изыскательскими походами казаков, но всё же позволю себе привести в пример снаряжение экспедиции на Амур Василия Пояркова, когда из скудных якутских запасов выгребли всё самое лучшее: 6 дощаников положил на них оснащение,  4312 саженей парусины, 325 саженей, верёвок новых , 790 саженей верёвок, бывших в употреблении (старых). На случай, если бы суда пришлось тянуть против течения, было отпущено 380 саженей бечев. Для починки имеющихся и постройки новых судов Поярков получил судовые инструменты, в том числе 3 долота, 12 напарей, 23 сверла, 6 оборотней, 4 скобели, 700 судовых скоб, 200 гвоздей.
Много ли при таком вот снаряжении – одном из лучших, оставалось другим острогам и зимовьям для бытовых, обыденных походов?
А плательщиков ясака, прикреплённых к Чаринскому и Патомскому зимовьям в 1652 – 1712 г. числилось уже  94 человека. В Олёкминском же остроге она возросла с 145 до 395 человек (Шубин, 1973г.) По другим данным во второй половине 17в. к Олёкминскому острогу было причислено 100-1200 человек ясачных плательщиков. (Долгих, 1960г.)
Если раньше по Чаре обозначаются чаринские тунгусы, то в 1657-58г. в чаринских ясачных книгах пишутся уже конкретно  якуты.

Кюсть-Кемда

Совершенно неожиданно в работе над историей Чаринского зимовья появилось село в Каларском районе – Кюсть-Кемда. События, связанные с ним непосредственно коснулись якутского Чаринского зимовья и переселением якутов на Каларскую землю. Одно из первых упоминаний увидела в материале Парниковой А.С. в работе «О расселении якутов в 17-18вв.». В 70-х годах 17в. олёкминские якуты направились вверх по Чаре к оз. Куш-Канде, прослышав, что там рыбные и звериные богатства есть, «зимою снег падёт мал, и трава не блекнет во всю зиму и скотом де жить кормно». А на деле…  Думаю, что нынешние кюсть-кемдинцы улыбнутся, услышав про траву, которая и зимой зелёная стоит.
А вот далее попалось дело якута Балтуги Тимиреева. Я упоминала об этом имени, когда говорила о Батоге. Вообще, очень жаль, что нельзя привести полностью этот образец судебного дела 17 века. Но некоторые выдержки для установки полной картины, и места действия я всё же дам. Якут Балтуга Тимиреев по сути не выдержал ясачного гнёта, когда в недородный год к нему раз за разом приходят за ясаком. «... В  нынешнем во 184 году (1674-75гг.) им тунгусам и якутам всем пешие соболиные промыслы не удавались, а на лошади де и на олени был падеж, а иные иноземцы с ясаком не бывали и присылают ясак с холопьями, а сами в зимовьё не ходят… он Балтуга с родниками своими ясак с себя послали … семнадцать соболей, а достального де ясаку, сказали, добыть не могли, а иные де его родники ясаку не присылывали…». Как видим, снова недород, а ясак требуют в прежнем объёме. Несколько раз к нему упорно ездят за ясаком: «…из Вилюйского Вернего зимовья приказной человек Никита Савин осенью посылал ко мне казаков Леонтия Лаврентьева (вот это имя стоит запомнить, посмотрите в списках служилых людей зимовья Чаринского по «Переписной книге за 1670-81г.»  казака Стенку Лаврентьева №12 – с ним мы ещё тоже встретимся в этой истории, а пока это – указание на место событий), да Ивана Фомина (Савка Фомин – скорее всего брат, идёт в том списке под №13, а сам Ивашка Фомин по книге «Сибирские города» числится в Вилюйском зимовье), да в другой ряд посылал тогож Леонтия  Лаврентьева, да Омельяна Иванова, и взяли они у меня и у родников моих пять лошадей добрых, да третий ряд приезжал тот же Леонтей Лаврентьев с казаками с Федотом Колмаком (Федотко Колмак по книге «Сибирские города» послан в Кангаласкую волость «для письма»  – снова географическая точка. У Федотки Колмака по той же книге значатся в 1682г. – сын Ивашко 12л.) и просили у меня лисицы чёрные, да трёх лошадей добрых». В знак того, что от ясака Балтуга не отказывается он посылает в аманаты (заложники) племянника своего Окоя Байгина  и с ним посылает две лисицы «одна чернобурая, другая бурая», затем даёт в аманаты сына своего Тонока и объясняет, что «мне ныне в город ехать не с чем».  И  Балтуга попросту убивает казака Федьку Прохорова и пашенного Максимку Непряху. Об этом пишет десятнику казачьему Миките Савину из Олёкминского острога боярский сын Крыженовский в 1675г.: «И похвалялся он Балтуга с товарищи тебя Микитку с товарищи, будучи в улусе, убить, и ты, Микитка, слышал такую измену и злой умысел… и послал к нему, к Балтуге с товарищи двух казаков Федотка Колмака, да Лёвку Лаврентьева, да с ними же послал якутов лутчих людей Кангалаской волости Оргуя Делгеева, Дюбсюня Оттуева, да Бордонской волости Бартына Бойдонова, да Бакачю Тебикеева, да Ярканской волости Тюбяку Ивакова, да Таркая Барканова, и он Балтуга с детьми и с братьями с Байгою, да с Маврою и с родниками своими у Окоса Кукчанова в юрте казаков Лёвку Лаврентьева закололи до смерти, а Федотка Колмака кололи палмаю, а якута Дюпсюня Оттуева покололи палмою…». Не простой, видимо, был этот якут Балтуга, коли собирают на него людей с близлежащих волостей, и с острога Олёкминского, и с зимовья Чаринского, и с Верхоленского острога. И казак Лёвка Лаврентьев убит в этой борьбе за ясак. И далее в показаниях несколько раз фигурирует такой момент, что Балтуга  «побив их русских людей, бежать хотел в Чаринские вершины на Кушканду озеро». Это озеро Кушканда упоминается в тексте дела раз десять. И число Балтугиных родичей составляло не меньше 70 человек, а «вожем у него итти хотел Чикыр-шаман, да Болтана-шаман же». В этой развязавшейся войне во время захвата Балтуги убивают брата Балтуги Байгу и сына его Айгу. И убивает никто иной, как казак Стенка Лаврентьев. Вот оно имя служилого человека зимовья Чаринского…  Не выдержал казак, отомстил за сродника Лёвку Лаврентьева, за что воевода Андрей Афанасьевич Барншлеев приговорил бить кнутом на козле… Стенку Лаврентьева за то, что он «изменников Байгу, да Айгу, пойманных и связанных, без государева указу самовольством убил до смерти». Да и сам Балтуга пыткам и битью подвергался, о чём тоже есть в деле его. Почти три года тянулась тяжба. А исход дела решился таким образом: «186, июня в 6 день (1678г), по указу Великого Государя и по грамоте, учинить им наказанья, бить кнутом на козле, нещадно, Балтугу и брата, и сына его, и дать на поруки, и написать на них за убитых за братей, и за сына его Балтугина Великого государя ясак, и взять по них поручная запись, что им впредь не воровать и служилых и промышленных людей не побивать».
Такой исход дела не устраивал служилых людей, и они жаловались, что Балтуга и Мавра за убитых брата их Байгу и за трёх сыновей ясак платить не хотят.  На указанном им месте, на Кангаласском лугу,  не живут, «и ныне, государь, они Балтуга и Мавра, и Оенек, живучи на Вилюе, свою братию якутов бьют и грабят, и насильства им чинят всякое». Ну, а роспись имущества Балтуги говорит о том, что он вполне мог быть местным князьком: «Одна у него жена и та стара и увечна и покинута на смерть, да дети его Оенек и тот приведён с ним с Балтугою в город, сын Кеил двенадцати лет, сын тонок одиннадцати лет, дочь Налука десяти лет. Скота у него Балтуги: шесть жеребцов табунных, шестьдесят кобыл болших и малых, рогатого скота тридцать скотин коров и быков. Мягкой рухляди у него ж Балтуги: два соболя в козках, три бобра чёрных, две парки тунгусские бобровые, розомака летняя, да санаяк красный, рысей семь лап волчьих, два волка; и ту мягкую рухлядь он Балтуга взял с собой в город». Дальнейшая судьба Балтуги не известна. Но то, что по времени упоминания о Кюсть-Кемде в 70-х годах, когда сюда пришли якуты олёкминские, скрывавшиеся от ясака, и дело Балтуги Тимиреева, который тоже собирается на Кушканду совпадают. И есть вероятность, что речь и в том, и в другом случае идёт о Балтуге и его людях, который прослышал про рыбные и звериные богатства и про траву, зимой не блекнущую, и, что можно жить на Кушканде со скотом.  Всё же именно в те годы попали на Кюсть-Кемду первые якуты! И село возникло лет на сто раньше, чем принято считать. Именно его можно считать первым на территории района. С бассейна реки Чара якуты перебрались в дальнейшем и на Мую. Датой образования села считается 1863г. Эту дату указывает Пётр Кропоткин в своём отчёте об Олёкминско-Витимской экспедиции. А в ноябре – 1893, январе 1894г. Церковный притч Олёкминского округа Кылахского прихода посещает места на реки Витим до места «Нелядь». Указывается, что были церковные люди на р.Чара, Витим, Муя. Так что и к истории Нелят нужно присмотреться… Кропоткин в своём отчёте упоминает и о Кюсть-Кемде, как о состоявшемся селе: «Тунгусы рассказывали, что на оз. Кускенде (зовут также Гуткандэ) находящимся в вершинах Чары влизи оз. Лемберми… живут якуты, которые держат скот».  Озером Лемберми по некоторым данным называли Леприндо, что в принципе и созвучно… Кстати, не по примеру ли якутскому сеяли в Кюсть-Кемде рожь…
И ещё одно маленькое дополнение. Уже тогда в Якутии название Чаринское прочно утвердилось. В деле Балтуги вершины Чары названы «чаринскими»!

Где же ты, зимовьё Чаринское?

Чаще всего датой основания зимовья Чаринского называют 1648 год. Хотя, однажды я увидела дату 1675г., с чем уж совсем нельзя согласиться. Из архивные якутских источников и из уст в уста донеслось, что было оно в устье речке Кэмэ – Кемы. В «Якутцкого уезда росписи дальним и ближним острожкам и зимовьям есть запись о Чаринском зимовье, которая подтверждается надписью на чертеже Ремезова: «… от Якуцкого ходу до усть-Олёкмы ж две недели, да вверх по Олёкме реке ходу зимовья десять дней, а в то  зимовьё посылаеца служилых людей 11 человек, а аманатов 6 человек». Кстати, вот эта приписка об аманатах о многом говорит…Аманатов, заложников держали обычно в острогах. И, значит, была в зимовье Чаринском и укреплённая изба не только для служилых людей. В документах 18 века о месте, где стояло Чаринское зимовьё говорится: «… оные места, також и сенные покосы владеют и жительство давних лет Олёкминского острогу ясашные иноверцы. Но оные по довольности там в окольных местах на речке Чаре и по урочищу, называемом Тегеню, сенных покосов достаточно, пробыть без нужды могут, потому что оные иноверцы не весьма скотны, к тому же на тех местах никаких промыслов не имеют». Сторонняя река Чара привлекала всё больше внимания. Олёкминские ясачные сборщики жаловались, что приезжают многие якуты из Якутского острога, привозят товар, коней и выкупают у ясачных людей соболей, прежде чем те сдадут его для ясака: «Да в нынешнем же 156 году октября в 11 д., приехали из Якуцкого острогуНамские волости якуты Ника Мамыков с братьею, да Тяга, всех их 6 человек, а привезли с собою железа палем и инова железа пудов 5-6, и съехали к якутам торговать. И мы им говорили: поедте, Ника, в Якуцкой острог. И он сказал, как де река станет, так и поедем. И поехали ноября в 6 день. А того не ведам, купили оне что соболей, или нет. Проехали ночю». Целый месяц были торговцы у Олёкминского острога. И навряд ли они сидели с товаром только в остроге. Когда рядом было столько ясашных тунгусов и зимовьё Чаринское под боком. По данным якутян Чаринское зимовьё просуществовало  97 лет. За это время давно были открыты и пути к Амуру и другие Забайкальские земли освоены были.  Почти через 200 лет после основания Чаринского зимовья бассейн реки Чары порадовал ещё одним подарком.  В  1846г. В верховьях реки Хомолхо было обнаружено первое золото. Здесь на государственных землях, где до этого обитали рода тунгусов, застолбили два Ленских прииска «Спасский» и «Вознесенский». А уже в наше время на стыке Иркутской и Читинской области с Якутией на Муруне геологами Юрием и Верой Роговыми было открыто единственное в мире месторождение фиолетового минерала, которому по названию реки Чара дали имя чароит.
Краеведы Якутии не согласились с присвоением каларцами истории Чаринского зимовья. В феврале 2006г. Редакциями якутской газеты «Кэскил» и «Юность севера» было разработано положение о республиканской поисково-краеведческой экспедиции школьников, посвящённой 375-летию вхождения Якутии в состав России. Одной из задач было – найти следы Чаринского зимовья. Работой школьников руководил А.В.Митрофанов. Ребята обследовали район Усть-Токко, местность Тумуллур, ручей Степан, остров Кондратий. Названия этих мест связаны с именами служилых людей, собиравших здесь ясак, строящих зимовья…
Из дневника экспедиции:
«6 июля – начало школьной экспедиции. На двух тяжело груженых лодках отплыли навстречу неведомому и увлекательному путешествию. Наши друзья уже прибыли к месту назначения «Тосхол» в полной выкладке с огромными рюкзаками, доказав на деле, что они настоящие экстремалы. Пройдя пешком 30 км. за 3,5 часа, дошли до левого берега р.Чара. …
Начинается второй день экспедиции. После завтрака парни с топорами и пилой идут готовить материал для будущего плота…
Усть-Токко. Проехали местность Тумуллур, слева ручей Степан, дальше остров Кондратий. Эти названия местностей связаны с Чаринским зимовьём, предположили мы, и остановились на левом берегу р.Токко….
Приняли решение остаться ещё на день, заодно, если не прекратится дождь, посмотреть на наскальные рисунки… На двух моторках поехали к расписанным скалам. У их подножия провели импровизированный урок для новичков на тему: «Изобразительное искусство первобытны охотников»…
Вечером решили отплыть до местности Багадьылаах…. Местность Багадьылах, по нашему мнению, может быть Чаринским зимовьём… но хозяин этих мест не дал произвести раскопки.
12 июля. Усть-Чара (Усть-Чаринское – поселение скопцов. И.К.) В Усть –Чаре два жилых дома. В одной из изб жил старик с сыном .Мы рассказали о цели своего приезда… Познакомились. Габышев Николай Иннокентьевич родился в 1931году в Усть-Чаре в семье охотника. Тогда в Усть-Чаре был колхоз…»
Здесь необходимо сделать пояснение, почему я сделала поправку.  В «Памятной книге Якутской области за 1896 г.» значится с. Усть-Чаринское. Население душ – всего: 40. Муж.18. Жен.22. Надел десятин – всего десятин 2203, на душу муж.122. Поселение было скопческим. Общины скопцов считали, что единственный путь спасения – борьба с плотью, путём оскопления. До 1886г. в г.Олёкминске находились скопческие склады.  До «добровольной» выселки в Якутскую область скопцы жили в Туруханском крае. «Братцы» в скопческих домах занимались ремеслом, торговлей, а «сестрицы» стряпали, смотрели за домашним хозяйством. А августе 1861г. Олёкминский исправник Жуковский получил от скопцов взятку в 40 тыс. рублей и убедил якутов Мальжегарского наслега уступить 50 га.пахотной земли. Так появилость Усть-Чаринское поселение. Ещё одно слово «чаринское» и тоже рядом с Олёкминском!  К этому времени зимовьё Чаринское уже не существовало. Постепенно община скопцов вымерла. А на месте Усть-Чаринского селения был сталинский лагерь в 1938году. В лагере находились литовцы, немцы, финны, были и якуты, и русские. Работали они на лесозаготовках. Место это называлось Медвежьей падью. Вот сюда и пришли якутские школьники.
Из дневника экспедиции:
Рассказывает Николай Иннокентьевич Габышев:
В начале 1938года в устье речки Медвежья падь прибыла на баркасе большая группа людей и обосновалась в сосновом бору, стали строить жильё, конезавод, двухэтажный дом для персонала, бараки (мужско и женский) обтянули колючей проволокой, по периметру стояли вышки. Отец говорил, что это враги народа, и запретил нам, мальчишкам совать нос в эти места…
Так из рассказа старика открылась страшная тайна Медвежьей пади. Мы вышли на поиск колонии… Первый день ничего не дал, прочесали лес в радиусе 10км. Ближе к вечеру вышли к месту колонии. Первое, что увидели – это большая яма, буйно заросшая Иван-чаем, груда кирпичей. Затем пошли находки – железный штырь, подкова, самодельные гвозди. Едва заметная тропинка привела к месту, где, возможно, стояли бараки и другие хозяйственные постройки …
Совместная экспедиция двух школ завершилась…» (Материал с официального сайта газеты «Олёкма».

Завершается история о зимовье Чаринском. Жалко было откладывать в сторону горы материала, накопленные в ходе работы. Многие имена первопроходцев остались «за кадром». При всём желании не вместить было и всех документов, связанных с Олёкминским острогом, сотни имён казаков. Не стала я касаться и темы раздела Якутской территории в Советское время. Она слишком обширна. Одно можно утверждать точно – зимовьё Чаринское, не приоритет Каларского района. Это приоритет истории – Якутии. Как не обидно упускать столь богатые материалы, но они по праву принадлежат нашим соседям за хребтом Кодар – Якутии. Там и поныне в Олёкминском улусе сохранился Чаринский (!) наслег с центром  в Бясь-Кюель. Нет зимовья Чаринского, а слово «чаринский» всё так же продолжает жить… И совсем недавно эту исконную землю якутов потрясло известие, что по их территории пройдёт труба нефтепровода. На отрезке трассы 11о5-2202км., где находятся Алданский район с Анаминским, Беллетцким сельсоветами Олёкминским районом с Жарханским, Киндигирским, Тянским, Чаринским национальным сельсоветом будет нарушена экология. И, как знать… Не поднимет ли ковш экскаватора останки зимовья Чаринского, или прах умершего там казака… История закончилась. История продолжается…
В статье использованы материалы из архивов Якутии, Википедии, Отчёт о Витимо-Олёкминской экспедиции Кропоткина, отчёт И.Ефремова о работе в Чарской котловине, книга «Сибирские города», Следственное дело якута Балтуги Тимиреева – «1676-1679г. Акты, относящиеся до ясачного якута Балтуги Тимиреева и его действий против царских служилых людей», Чертёжные карты Ремезова – Чертёх Якуцкого города –лист 17, материалы Н.Яковлева, работа Парниковой А.С. «О расселение якутов в 17-18вв.» Благодарю участников сайта «Предыстория» за помощь в поисках нужных архивных материалов.
Ирина Котельникова –член Союза журналистов России.
На рисунке использован фрагмент чертежа Ремезова

10.05.2011

© Ирина Котельникова, 12.06.2012 в 09:42
Свидетельство о публикации № 12062012094211-00281136
Читателей произведения за все время — 41, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют