Это стихотворение находится ниже моего краткого очерка, предназначенного для молодёжи и освещающего тяжёлую историю этого стихотворения.
Божественное призвание
К сожалению, это стихотворение с тех пор, как было написано, повлияло не очень-то благотворно на мою дальнейшую творческую судьбу. Дело в том, что мои знакомые, как я понял значительно позже, слишком поверхностно разбирающиеся в теории литературы, сразу сказали мне, мол, это подражание Сергею Есенину. А другие, совсем мало знающие этого классика, вообще категорически заявляли, что оно принадлежит ему!..
Я приуныл, стараясь никому не показывать вида. Мне даже было стыдно. Сам не очень-то чётко ещё разбираясь в том, что есть что в литературе, я думал, что если это подражание, то, значит, это позорный плагиат!..
Я был молодым, гордым, неопытным, любил стихи Есенина, но подражать ему не хотел, считая это недостойным занятием для самостоятельного молодого человека, желающего быть интересным и независимым поэтом со своим собственным стилем.
Помнится, с досады я тогда уничтожил всё, что у меня было написано к тому времени. Потом долго ничего не сочинял про так называемую пейзажную, а также интимную лирику. А в дальнейшем, тайком от всех знакомых возобновляя это увлекательное для меня занятие, всячески избегал какие-либо схожести с Есенинским духом.
Прошло почти 37 лет. Это нигде не публикующееся раньше коротенькое произведеньице почему-то стало снова вертеться у меня на уме. Не скрою, это было неожиданным и довольно приятным возвращением в мою зрелую жизнь моей ранней и полу-забытой молодости. А вспомнив причину, из-за которой я обрёк это стихотворение на десятки лет забвения, я стал его тщательно анализировать теперь уже моим довольно искушённым и опытным умом. Очень скоро я пришёл к выводу, что тут нет никакого подражания, грозящего мне позором какого бы то ни было плагиата! Я даже стал напевать слова в стиле русского романса, как это, собственно, и было в первые дни после написания.
А затем я не выдержал, напечатал это произведеньице по памяти, несколько раз придирчиво прочитал и задался вопросом, а в чём вообще дело-то?
О семантических, стилистических и прочих языковых явлениях, у которых есть свои чёткие закономерности, не позволяющие всё это путать, можно очень многое писать. Только далеко не всех это интересует. Главное-то вот что. Несмотря на некую тематическую паралельность, которая по сути наблюдается вообще в мышлении влюблённых молодых людей всех российских поколений разных эпох, тут общее также лишь то, что связано, скорее, только с семантическим развитием русского языка, характерным для ХХ века, на который, кстати, наложила варварскую печать советская цензура. В конце-то концов, оба мы, я и Сергей Александрович, используем довольно простые и наиболее часто употребляемые, но лирические и доходчивые слова, источником коих является народность.
Правда, фамилия Сергея Александровича по звучанию образована от ясеня. Первоначально она вообще писалась с явным рязанским акцентом «Ясенин». Для благозвучия он переправил «я» на «е». Быть может, по этой малоудобной причине Сергей Александрович не употреблял ни ясеня, ни ольху, насколько я знаю, в сюжетах своих бессмертных произведений. С шаловливой осиной, как я, он тоже никогда не целовался, тоску и вино через край в стихах буквальным образом, а не подстрочным, разумеется, не расплёскивал, как я, и никогда не желал влюблённым, как я, венчаться в травах!..
Выходит, что я почти 37 лет топором собственной воли из-за моей молодецкой глупости по-варварски рубил на корню мою лирическую песенность. Как жаль убитого тогда очень надолго желания петь и, главное, моего неповторимого жизненного времени!..
Молодые, не делайте подобного преступления против своей свободы идейно-художественного и музыкального самовыражения при условии, конечно, что вы пишете в рамках нашей русской национальной культуры. Потому, что ударные и безударные слоги в стихотворных размерах ваших стихов это не только чередующиеся звуки, но и благородная музыка вашей души. Нам всем очень важно помнить, что поэзия это изящное искусство! Музыку слога только надо научиться слышать. Даже когда вам кажется, что вы подражаете своим кумирам. Окончательное самоопределение в литературе приходит не сразу и только через большие муки многочисленных творческих поисков, густо перемешанных болезненными сомнениями и шатаниями часто мяняющихся собственных мнений. Всё это естественно и другого пути для профессионального саморазвития нет в этом изящном ремесле. Многие не выдерживают этих трудностей и навсегда оставляют свою мечту стать поэтом. У каждого своё божественное призвание. А оно чувствуется лишь тогда, когда испытываешь счастье, работая не только самым серьёзным образом, а как говорится, наизнос.
Расплескалась тоска через край.
Даже ясень склонился в печали.
Расцветай же, весна, расцветай,
чтоб влюблённые в травах венчались!
Я весёлость мою не сберёг.
Обернулась надежда кручиной.
Не плести мне с любимой венок,
не смеяться мне в поле с любимой!
Видно, выпал мне жребий такой, -
ждать весну, как молоденький ясень,
а склонившись над милой ольхой,
вдруг узнать, что порыв мой напрасен!
Но тонуть не желаю тоске.
Небосвод не обрушился синий.
Я гуляю в весеннем леске,
с шаловливой целуясь осиной.
Расплескалось вино через край
за весёлость без капли печали.
Расцветай же весна, расцветай,
чтоб влюблённые в травах венчались!
Написано в благоуханный кубанский май 1975 года. Улица Айвазовского, родной Краснодар. Я там жил. Это в десяти минутах ходьбы от университета, где я с удовольствием целых четыре года получал моё высшее образование на факультете романо-германской филологии.
Однако судьба распорядилась так, что через год завершил моё высшее образование уже в Москве, в МОПИ Н.К. Крупской на английском факультете. Правда, далось это не легко. За первые шесть месяцев паралельно с посещением занятий мне пришлось сдать экстерном больше десятка предметов, которые не изучал в краснодарском университете.
Вот какие у меня в раннем возрасте были крутые повороты судьбы.