Амедео Модильяни – итальянский художник французской школы 1910-1920 годов. Один из величайших и оригинальных художников 20-го столетия, Модильяни получил известность за свои 25 скульптур из камня, 350 живописных работ и огромное количество набросков, которые он создал за свою короткую жизнь. Большинство его работ – изображение женщин, в основном обнаженных. Википедия.
Начало 20 века… Париж… богема… художники…
Наиболее яркой и трагичной личностью из всех художников этого беспокойного, наполненного большими жизненными переменами и потрясениями времени, несомненно, был итальянский художник еврейского происхождения Амедео Модильяни. Он прожил недолгую жизнь, но память о себе оставил бесконечную.
Ещё в подростковом возрасте я влюбилась в творчество Моди (так называли художника родные и друзья), прочитав о нём несколько книг и, впоследствии, не пропускала ни одной выставки его работ. Спустя годы, впервые приехав в Париж, моё знакомство с городом началось с поклонения могиле Модильяни на кладбище Пер Ла-Шез. Когда в позапрошлом году мне предложили написать либретто для балета о последних годах его жизни, то для меня это предложение оказалось не столько волнительным, сколько… естественным, будто всё так и должно было случиться в моей биографии – стать ближе к своему кумиру в мире искусства.
Работа захватила меня почти полностью – будучи безумно интересной, она была ещё и ответственной, ведь балет должен был ставиться на главной сцене Эстонии, в Государственном Театре Оперы и Балета «Эстония», где за долгие годы его существования пели и выступали самые знаменитые артисты со всего мира.
Когда основная часть моей работы завершилась, и балет был принят к постановке, совершенно неожиданно выяснилась ещё одна удивительная деталь: из 365 дней в году, по уникальному стечению обстоятельств, премьера была назначена… именно на мой день рождения, 11 мая! Каких только совпадений не бывает в Поднебесной!
Незадолго до этого предложения я написала мистическое стихотворение, отрывок из которого был выбран для программы балета, и тут мне опять повезло – на эстонский язык оно было переведено самым знаменитым поэтом Эстонии Яном Каплинским.
Вот отрывок из этого стихотоврения – http://stihi.ru/2010/07/03/40
… Я на Монмартре пела среди пьяни,
Канкан плясала в чреве Мулен Руж,
Меня влекла могила Модильяни,
Заброшенная среди зимних стуж.
За кругом круг, себя не узнавая,
Я опустилась у его плиты,
С ним вместе буду изгнанной из рая,
Совсем забыв, что есть на свете ты.
Скромна могила, лишь цветы и ветер
На кладбище старинном Pere Lachaise,
Над ним орган поёт, лучист и светел,
Но облик Модильяни вдруг исчез...
Я всё же слишком долго умирала,
Виденья скрылись, стало вновь темно,
Меня прикрыли лёгким одеялом,
И к жизни занавесилось окно...
Но было мне и весело и пьяно,
Там, в мире перевёрнутых проблем.
Не возвращусь! Скажи, какая рана –
Скончаться от любви или измен...
2 июля 2010 Таллинн
Работа над либретто была не из простых, ведь фактов биографии художника, прожившего всего 36 лет, осталось не так много, и все они документированы и широко известны – почти каждый его шаг, вздох, его скульптуры, графика или мазок на полотне сейчас скрупулёзно изучены и описаны почти на всех языках мира. А ведь о жизни Модильяни нам предстояло рассказать языком танца – и тут мне помогла моя давняя любовь к балету. Детали биографии Моди святы: как же помочь им обрести сценическое воплощение в жестах, взглядах, па, музыке? Спасение было только одно – мне нужно было на время, мысленно, превратиться в танцовщицу балета… позволив своему воображению развернуться в области снов и фантазий, опять же строго основанных на фотографиях и картинах Моди и его спутницы Жанны Эбютерн. Она была молодой художницей, матерью его дочери, постоянной моделью и любимой женщиной, с которой они прожили последние годы жизни, не став законными мужем и женой. Но их могильные плиты находятся рядом – умерли они в расстоянии суток друг от друга… Гадать о причинах самоубийства Жанны, выбросившейся из окна 6 этажа будучи на 8 месяце беременности их вторым ребёнком, наверное, не стоит… жизнь без Моди не имела для Жанны смысла.
На могиле Модильяни написано: «Амедео Модильяни, художник, погибший на пороге славы», на могиле Жанны – «Жанна Эбютерн, его преданная спутница, вплоть до полного самопожертвования».
Музыку к нашему балету написал талантливый эстонский композитор Тауно Айнтс, с которым у нас за время работы сложилось полное творческое понимание, так редко возникающее с первой встречи.
В хореографической части работы я не сомневалась ни минуты, ведь режиссером-поставновщиком был знаменитый на весь мир балетный танцовщик Тоомас Эдур, мой вдохновитель, соавтор, единомышленник, в настоящее время являющийся художественным руководителем эстонского балета. Потрясающее взаимопонимание и единство взглядов на наш новый балет стало огромным преимуществом в нелёгкой, но полностью захватившей наше воображение работе: мы понимали друг друга с полуслова, подхватывали вдохновение друг друга, развивали тему и художественное воображение друг друга.
Репетиции проводились одновременно на четырех языках, что является вполне естественным для многонационального театра «Эстония» – на эстонском, русском, английском и… балетном, который понимают все танцовщики мира!
За два года работы мы почти сроднились с героями балета, мысленно живя их жизнями и творчеством в начале прошлого столетия.
И вот, позавчера, наконец, событие состоялось, волнения и тревоги остались позади, и наш новый балет обрёл свою сценическую жизнь, надеюсь, что красивую и счастливую… такую, какой и была его успешная премьера.
Над балетом также с любовью трудились: музыкальный директор и дирижёр Ристо Юууст, художник Лиина Кеевалик, дизайнер световых эффектов Тиит Юрвик, балетные танцовщики и весь коллектив театра «Эстония».
На премьере лидирующие роли исполнили солисты театра "Эстония" – роль Амедео Модильяни исполнял Анатолий Архангельский, роль Жанны – Алена Шкатула.
Рабочим названием балета было «Моди», (моди в переводе с французского означает «прОклятый»). Официальным же названием стало: «Модильяни – прОклятый художник».
“Человек – вот что меня интересует. Человеческое лицо – наивысшее создание природы. Для меня это неисчерпаемый источник”. Модильяни
13 мая 2012 Таллинн
небольшой отрывок из балета – http://rus.err.ee/topnews/0855fb5d-53af-445f-bc8f-84fd623e8fc4
тут - подробнее о нашей работе – http://www.dzd.ee/838860/istorija-ljubvi-modiljani-na-baletnoj-scene/
на иллюстрации – Амедео Модильяни и Жанна Эбютерн