Мгновенно слово. Короток век.
Где ж умещается
человек?
……………….
Как умудряется он успеть
Свое промолчать
и свое пропеть?
По планете просеменить,
…………………….
Гнев на милость переменить?
И все ж умудряется он, чудак
На ярмарке
поцелуев и драк,
В сквернословии
и гульбе
Выбрать только любовь себе…
Булат Окуджава
Во мне, как и во всех остальных, живут двое. Один меня жалеет и утешает, другой – посмеивается надо мной и критикует.
Издалека вижу себя в зеркале. Ум говорит: «Пора в парикмахерскую». Подхожу ближе к зеркалу: «О! Сколько седых волос появилось…»
Одновременно просыпаются те, Оба!
- Ничего, сделаешь стрижку, и седину будет видно намного меньше, - это первый утешает.
- Особенно, если на лысо!!! – мигом съехидничал второй.
И мое настроение, мое внутреннее мироощущение, то есть ощущение страдания и отчаяния или спокойное уравновешенное восприятие реальной действительности, после такого внутреннего диалога будет зависеть только от меня. А вовсе даже не от самой реальности, ибо реальность – это мое к ней отношение. И не более того!
Я не перестаю повторять, что счастье – это состояние внутреннее. Счастлив я или нет – это зависит только от нашего отношения к себе и миру.
- Я не могу быть счастливым, потому что…
- Да нет же, ты не счастлив именно потому, что не осознал, что твой путь - таков!
Вот ты в бытовой, реальной жизни шел по хорошей дороге, но она окончилась и началась проселочная дорога, на которой после дождя твои ноги завязнут по колено в бездорожье.
Ты можешь:
1) остановиться и переждать, пока путь наладится;
2) повернуть назад;
3) ты решишь идти, так как не идти ты не можешь, тебе надо двигаться вперед – там твоя цель.
И станешь ты спокойно и осознанно продолжать этот путь, радуясь, что приближаешься к своей цели; или будешь идти, чертыхаясь и проклиная все на свете. Дорога не изменится! Так иди же радостно, потому, что это - твой выбор, это твой путь.
Не случайно в разных сборниках мудрых мыслей под одной и той же величайшей, на мой взгляд, из всех мудростей: «Хочешь быть счастливым – будь им» всякий раз следует иное имя ее автора, ибо невозможно выяснить, кто и когда первым озвучил эту истину, истину-секрет счастья.
Только мы сами для себя можем однозначно выбрать: жить в гармонии с самим собой, а значит, и со всем миром, или – в постоянном сомнении, в состоянии конфликта.
Жить в гармонии – значит воспринимать и принимать мир в целом, осваивая все жизненное пространство, памятуя о своем Божественном начале и творческом потенциале, заложенном в нас изначально свыше.
То, что доминирует в нас сейчас: мир благополучия, любви, покоя или мир неверия, опасений и сомнения – то мы и переносим на мир вне нас и воспринимаем, как истинную реальность.
Мы всякий раз подтверждаем собственные же наблюдения: то, как мы реагируем на конкретную ситуацию, зависит только от нашего состояния в конкретный момент, от нашего настроения. И сменить собственное настроение можем только мы сами! Преподобный старец Амвросий Оптинский все встречи с людьми и все свои многочисленные письма оканчивал одной заповедью: «Радуйся!».
Издревле известно, что если в твоей жизни нет радости и мистического переживания, то это не твой путь! Свой эволюционный путь в жизни – это тот, где хорошо, комфортно, где есть ощущение радости и счастья. Главное, найти в себе силы вытянуть себя из не того места и состояния, не оставлять это на завтра.
Я люблю напоминать себе, что люди востока, обращаясь к Всевышнему, жалуются на то, что у них все хорошо: «Ты забыл меня: Ты не даешь мне испытаний, Ты не учишь меня, Ты не готовишь меня к спасению…»
Очень хочется, чтобы, читая мои зарисовки, которые я старалась делать короче, дабы не терялась идея конкретного моего монолога, и каждый освобождался от чего-то такого, что мешает ему воспринимать жизненные ситуации, как радостную встречу с самим собой.
Сложнее всего мне было составить оглавление, потому что разбивка текста на части более чем условна. Так же, не возможно рассортировать осенние листья, собранные нами в аллее: по цвету ли, по размеру, по виду деревьев - нет однозначного признака.
Стихи, чаще части их, которые я помещаю в текстах без указания автора – мои: из сборника «Прочтешь – захочешь жить», а также, из не опубликованного там и из новых.
Все есть знаки. Надо только
научиться их замечать и читать.
ОСКОЛКИ ОПЫТА
Давно собираюсь начать печатать, но всегда это желание тормозится вопросом: для кого, для чего, надо ли?.. Когда у людей есть дети, внуки, правнуки, то в каком-то колене вдруг обнаруживается философствующий предок, начинает анализировать, обнаруживая логические линии. У меня же потомков не будет.
Свою родословную я знаю неплохо со слов моей бабушки Евфросинии Васильевны Пономаренко, урожденной Заболотной. Мне повезло чрезвычайно, на мне сошлись четыре достойных рода, один из них дворянский. Мои предки никогда не были крепостными. Это были государственные крестьяне: труженики, хозяева, потому и материально крепкие: стремились детям дать и образование и воспитание. Сильные умные люди. Особенно важным для моего становления, как я теперь уже понимаю, было, то, что с пяти-шести лет бабушка мне постоянно напоминала:
- Помьятай, якого ти роду!
То есть: помни, и не опозорь род.
Дневники не могла вести, опасаясь «чужого глаза». Потом, прочитав совет Е.И.Рерих записывать результаты собственного опыта, начала особо яркие впечатления кусочно выплескивать на бумагу.
Воспроизвожу не по порядку, но почти сохраняя стиль записей.
Перепечатываю из ранее отрывочно записанного. Некоторые из моих наблюдений, которые, может быть, будут интересны, а вдруг и полезны, другим.
ДОБРО И ЗЛО
История 1. Зимним очень поздним вечером провожаем гостей, возвращаемся. Лифт не работает, поднимаемся по лестнице. Лестница расположена отдельно. В те дни стоял непривычно страшный для Украины мороз, и в не отапливаемом отсеке между лестничным пролетом и общественной лоджией сидит и спит алкоголик. Не обнаружь его мы, он бы до утра замерз.
Жена и сын его очень опекают, живут в таком же доме, как наш, в ста метрах, он же «зарабатывает» на свои сто грамм у самогонщиц в нашем доме.
- Вот семья и отмучилась бы, хоть и грешно такое говорить, - заметили мы.
Но сидеть спокойно, когда у тебя под дверью насмерть замерзает пусть и потерянный, но человек.… Звоню женщине, которая все и всех знает по дому, Та, разбуженная мною, дает мне телефон его соседей. 23 час. 30 мин. Звоню соседям, долго извиняюсь, объясняю ситуацию, там внутренне возмущаются, но идут сообщить жене…
Уже в конце весны утром встречаю его в очередной раз у нашего подъезда, оказавшегося трезвым.
- Вы помните, как замерзали не лестнице, спящий?
Молча, согласно кивает.
- Так вот, это я тогда подняла среди ночи всех, разыскивая Вашу жену. А теперь всякий раз вижу Вас пьяного и ругаю себя. Так бы Ваши домашние один раз поплакали, похоронили и забыли бы Вас. У Вас жена, я наслышана, очень хорошая женщина. Устроила бы жизнь с порядочным человеком и жила бы счастливо. А так она страдает с Вами. Так что же я сделала: добро или зло?!
- Добро! Вы не сомневайтесь!
- Так если Вас спасли за полчаса до верной смерти, так начните же новую жизнь!.. Иначе, получается, что я взяла грех на душу, мучаю Вашу семью!
- Нет, нет! Вы не сомневайтесь, я брошу пить…
И бросил, и работал…
История 2, хронологически произошедшая гораздо раньше.
Воспользовавшись редкой возможностью вырваться из дома, встречаюсь с приятельницей в оперном театре. Злая шутка: всякий раз, так вот стихийно оказавшись в театре, мы в кассе обнаруживали, что сегодня идет «Щелкунчик». Даже, звоня ей, я сообщала, что сегодня мы можем еще раз посмотреть «Щелкунчик» - пароль такой!
Но в тот раз мы возликовали (рано обрадовались!): премьера! Опера «Тихий Дон». Более маразматически-парадоксального подбора слов и понятий и придумать-то не возможно.
Полный зал зрителей, как и подобает на премьере. Где они только набрали столько народа для массовых сцен, бедная сцена театра трещала и прогибалась.…
В антракте мы остались, как я обычно это делаю, на своих местах, беседуя, и когда начался второй акт, мы поняли, что из буфета и фойе народ в зал не вернется… Мы вдвоем и еще несколько столь же малочисленных группок сзади. Актеры, начавшие было петь, поджидая остальных зрителей, тоже поняли, что больше ждать некого. Но спектакль продолжают, поют и перемещаются, переговариваясь тревожно, и совсем даже не по сценарию. Мы, незаметно озираясь, обнаруживаем, что остальные зрители, соблюдая приличествующие случаю интервалы, оставляют зал. Нам же встать совсем непривычно, мы у противоположной стены от выхода, в 5 или 7 ряду партера…
И вот, в зале: человек сто пятьдесят совершенно стушевавшихся актеров на сцене, полная оркестровая яма музыкантов, не видящих, что в зрительном зале только два зрителя в партере и два – в амфитеатре, потому честно исполняющих свои партии. Те двое, по всему, остались из солидарности с нами или с режиссером… Музыканты уже через несколько минут тоже засуетились, обнаружив сбивчивое и исполняемое вовсе без энтузиазма, пение исполнителей…
Ситуация аховая: актеры должны продолжать спектакль, ибо зрители в зале как бы есть; нам четверым уже неприлично и уйти. Второй акт оказался коротким, или так организовались актеры. Антракт. Что было дальше, мы с подругой уже не видели…
Только в афишах нашего оперного театра этой оперы больше никогда не было.
Но не знаем: мы явились благодарными зрителями или же садистами для людей, которые затратили столько сил и времени для подготовки этой оперы. Особенно жаль костюмеров…
История 3, ежедневная...Начинается ужасно сильный ливень. Г. прячется от него в мясном ряду. Все спешно собираются – день пропал, еще масса товара осталась непроданной, многие только начали выкладывать… Проходит мимо мужика, у которого мы несколько раз покупали сало, но сегодня эта покупка не входила в наши планы. Хозяин, обрадорвавшись появившемуся рядом человеку, продолжая спешно собирать все с прилавка, уже заливаемого дождем, называет цену, при этом предлагает со скадкой буквально в 35%.
Дилемма: купить, вроде как выручить продавца, хоть что-то бы заработал, не зря в такую погоду вышел на заработки… С другой стороны – нажиться на беде человека…
Да, да, извечное: «и ты прав, и ты прав».
ВОЗВРАЩАЮ ДОЛГИ
Жизнь ведь тоже – только миг,
Только растворенье
Нас самих во всех других,
Как бы им в даренье.
Через полгода после своего внезапного увольнения из школы я в своих дневниковых записях эмоционально и радостно опровергала мнение о том, что учительский труд - самый не благодарный.
На тот период времени у меня были только положительные эмоции, поскольку меня постоянно посещали бывшие ученики и их родители, многие звонили, радостно общались со мной при встречах на улице…
Но произошел случай, который меня просто вышвырнул из состояния равновесия на некоторое время!
Я случайно зашла в незнакомый мне магазин, со мной очень приветливо поздоровалась молодая продавщица:
- Ой, Л.В.! Вы совсем не изменились! Вы так и работаете в школе? Вы меня не узнаете? Я училась на год старше, чем Ваш класс. Вы у нас на заменах бывали.
- А кто был твоим классным руководителем?
- О!!! Да я уже и не помню, как ее звали.
По описанию я поняла, чье имя она не помнит. И ужаснулась.
Эта коллега, почти единственная в коллективе, никогда не повышала на учеников голос, никогда не оскорбляла их. И к этому призывала остальных! Сколько времени она уделяла ученикам, постоянно совершенствуя новые методы преподавания, сколько внеклассных мероприятий проводила. Мы искренне ею восхищались и стыдились, что сами не такие героические учителя.
И вот теперь ее бывшая ученица, в очень скором времени напрочь забыла даже имя учителя и классного руководителя, который пять лет честно вкладывал в нее душу!!!
Как часто мы оказываемся не благодарными, и по отношению к нам проявляют то же самое…
Безусловно, «нам не дано предугадать, как наше слово отзовется», да и не ради чужой благодарности мы бываем добросовестны, внимательны и отзывчивы по отношению к тем, кто волею судьбы оказался рядом.
Через несколько дней после таких тяжелых раздумий о бесполезности нашего пребывания на своем рабочем месте, я вдруг в один миг прозрела! Я же вкладывала всю душу в учеников не ради них!
Все, что я делаю как будто для кого-то – на самом деле я делаю для себя и только для себя! И великое спасибо тем, кто принял мое к нему участие!
Я выполняю свой долг – плачу, таким образом, всем, кто был добр и милосерден по отношению ко мне.
ПРОЧУВСТВОВАТЬ ГАРМОНИЮ
ЭНЕРГЕТИЧЕСКИХ ВОЛН И ПОЛЕЙ
ВСТРЕЧИ КАК ПОДАРОК
Вообще-то перечисление встреч с яркими и уникальными людьми могло быть бесконечным, в моей памяти их бесконечное множество. Порою мне кажется, что все, с кем меня сводит жизнь – поистине бриллианты, но не все сверкают, ибо мой внутренний свет для них не достаточен.
Какое счастье и какая удача – встречать на своем жизненном бегу удивительных и ярких людей! Не помню, кем это сказано, что «встречи только тогда будут настоящими встречами, когда видишь в человеке не его личные качества, а его Свет и Мир».
Мне на людей везло и везет чрезвычайно.
Когда-то, еще в молодости я восхитилась восточному мудрому изречению о том, что никто тебе ни враг, никто тебе – ни друг; а всякий тебе - великий учитель. И дальше - расшифровка, суть которой в том, что, видя недостатки других, надо старайся не превзойти их; а, встретив то, что достойно подражания - взять себе в добрый урок.
Встреча 1 . Рассказать я хотела бы о встрече, какие бывают один раз в жизни.
1991 год решением ЮНЕСКО был объявлен годом Е.П. Блаватской. В череде других ярких мероприятий была проведена трехдневная конференция памяти Е.П.Б. в г. Днепропетровске (место ее рождения).
Я туда попала только в последний день ее работы.
Зал был полон: народ из всех мыслимых и немыслимых мест бывшего Советского Союза, были делегации и иностранные. Съехались «апологеты» многих эзотерических и религиозных направлений. Такого хаоса в закрытом пространстве, какой был перед выходом президиума и началом выступлений, я больше никогда и нигде не видела. Буквально физические страдания пришлось мне испытать.
Но вот на сцене расположились президент международного Теософского Общества г-жа Радхи Бернье, председатель Европейской Федерации Теософского общества г-н Курт Андерс Берг, делегация Совета Российского Теософского общества и др., всего примерно до двадцати человек. Началась конференция, и буквально минут через десять мы все ощутили, насколько очистилась и гармонизировалась аура всего зала!
Окончились выступления, все вышли во двор, но многие долго еще не расходились. Погода была изумительно теплой даже для начала сентября.
Образовалась масса групп, где люди бурно и активно общались. Я, на первый взгляд, случайно, оказалась в группе, окружившей Радхи Бернье. Ей задавали массу вопросов, она отвечала, переводчик переводил. Но совершенно удивительным было то, что переводчика как будто и не было, так она владела аудиторией. Маленькая немолодая женщина в индийском наряде, с национальными украшениями.…
Всегда говорящий перед большой аудиторией как бы образует круг тех, с кем он начинает общаться лично. Я чуть меньше ее ростом, с такими же, как у нее большими круглыми карими глазами, на мне было темно-фиолетовое платье, удлиненное, без каких либо нагромождений и украшений, что тоже как бы располагало к духовной беседе. И она, как только я приблизилась, улыбнулась мне, как старой знакомой, и стала говорить, глядя на меня и улыбаясь, кивая мне, даже о чем-то меня спросила. Потом другие собеседники даже спрашивали меня о том, каким образом мы с ней знакомы.
Но буквально после пяти минут такого прямого взгляда на коротком расстоянии, я ощутила перенасыщение энергией. Огонь начал меня переполнять. Щеки мои просто пылали. Такого внутреннего Огня, как в ней, я никогда больше ни в ком не встречала. Это даже не огненная, это плазменная энергетика. Она перевела глаза на переводчика, я тихонько выбралась из толпы. Вдохнула воздуха, но тут как из-под земли вырос и радостно, обнаружив в чужом городе знакомое лицо, схватил меня, приветствуя, за руки, С.Ключников:
- О, и Вы здесь?
И пошла беседа. Я весной прослушала пятидневный курс его лекций, с которыми он приезжал в Днепропетровск. Оказывается, он меня запомнил. Я и не думала, что, сидя на сцене, он видел слушателей в большом актовом зале.
То есть, желая остыть от мощи одного энергетического потока, я окунулась в другой мощнейший поток! К тому же к нам тут же примкнул, услышав, что я начала рассказывать о нашем духовном обществе, иностранец, говорящий на русском языке. Благообразный человек лет шестидесяти со светящимися глазами. Он без предисловий вступил в нашу беседу, продолжая ее, как старинный знакомый! Мигом вокруг нас образовывалась своя группа.
- Здесь мадам Бернье! - указала я на ту группу людей, от которой я только что оторвалась; и мы в нее внедрились вместе.
Мадам Бернье тут же обнаружила мое возвращение и улыбнулась мне детской хулиганской улыбкой. Дескать, она поняла причину моего побега!
Но мне пришлось еще раз выскакивать «на воздух»! Под конец общения она, уж не помню точно, в каких словах, но пожелала мне дальнейшего роста, высоко оценив мой энергетический уровень.
Встреча 2, повлекшая за собой массу других, за которые я благодарна жизни.
Некий Г.П. Орленко из Запорожья, человек без особого образования, работая на заводе у станка, однажды с женой возил в Москву дочку на медицинские консультации. Они «случайно» попали на выставку работ Н.К. Рериха (наверное, первую после долгого перерыва, выставку его картин).
Для них это оказалось таким потрясением, что ранее вообще не рисующий человек взял краски, гораздо позднее он узнал, что это надо было делать темперой, стандартные листы ватмана, и начал делать копии с работ Николая Константиновича. Тогда было практически невозможно найти репродукции с его работ. Было кое-что в черно-белом варианте или цветные фотографии, но совершенно искажающие истинные цвета и краски. Передать истинные краски и оттенки на картинах Рерихов, и отца и сына, в цветной фотографии вообще невозможно.
Орленко разбивал на квадратики репродукцию и лист ватмана, и переводил линии, как это многие делали в детстве…
Но чудо начиналось, когда надо было воплощать мир Рериха в цвете! Его очень слабо видящая жена в очках со сложными толстыми линзами, глядя буквально на газетную фотографию картины Н.К. Рериха, уверенно указывала мужу на нужную краску в каждом конкретном месте. Ему ничего не оставалось, как доверяться ее интуиции. Тем более что ни он, ни она не бывали, ни в Индии, ни в Тибете, ни в других местах, где небо окрашивается совсем в незнакомые нам сияния и всполохи. К тому же и телевизор у них тогда был только черно-белый, то есть даже с его помощью они эти пейзажи не могли видеть!
И каково же было удивление всех, когда появилась масса хорошо изданных репродукций с тех картин, копии с которых они по наитию сделали – все краски совпали до мельчайших подробностей!
Выставку этих копий с картин Рериха организовали в фойе театра им. Т.Г. Шевченко в Г. Днепропетровске. И так удачно: на период весенних школьных каникул. И мне выпало счастье проводить во все те дни экскурсии!!!
Я лет с десяти начала собирать репродукции из журналов «Огонек», «Работница» и, вообще, отовсюду. В дальнейшем я сделала более 150-ти самодельных альбомов с репродукциями картин и сопроводительными текстами по каждому художнику или целым школам.
В том числе, у меня были и репродукции с картин Н.К.Р.! Тем более что к тому времени я уже прочла больше пятидесяти лекций в нашем духовном обществе по эзотерике, по иконописи и по живописи Н.К.Р.; уже вела беседы-лекции по истории мировой живописи. И вот, по эзотерике картин Н. К. Рериха у меня был собран и, главное, додуман, огромный на тот период материал.
Встретившись с Г.Орленко на только что открывшейся выставке его копий, мы начали обмениваться своим видением тех или иных деталей на картинах Н.К.Р.
Уже почти все разошлись, меня ему представили со словами о том, что я буду на этой выставке «дежурным экскурсоводом». Сначала он меня, дамочку в шляпке, принял буквально в штыки, но очень скоро я, обладающая большим опытом общения, выступлений и учительствования, чем он, своим терпением и тактом его победила.
Мы так поняли друг друга и так радостно начали обмениваться своими выводами и открытиями, обогащаясь взаимно, что не заметили, переходя от одной его работы к другой, как за нами вырос довольно длинный шлейф слушателей!
И вот, на протяжении дней десяти я с трепетом приходила в театр, поднималась наверх, туда, где были развешены картины. Подходили первые посетители, мы начинали обходить зал. Работы были вывешены по кругу. К нам подходили все новые люди, и я в течение дня, рассказывая, преодолевала несколько кругов.
У нас появились постоянные посетители, кроме того, меня поддерживали, тоже слушая и обсуждая со всеми, мои товарищи из нашего духовного общества.
Сколько интересных людей живет рядом с нами, а мы об этом и не догадываемся!
В первый же день пришла молодая женщина с мальчиком 5-6-ти лет. Он, только войдя в зал, ничего не стал рассматривать, подошел к стене, сел на пол, вытянув ноги, сложил ручки и словно приготовился ждать. Мама тут же принялась его поднимать, оглядываясь, шепча ребенку, что так не прилично. Я ее тихонько молча отвела в сторону, она меня послушалась, как будто и ей 6 лет.… Когда я начала «водить» первых подошедших несколько человек, мальчик встал рядом со мной, взявшись крепко за подол моего платья. Так он со мною и ходил больше часа. Он меня слушал, беседуя со мной, как будто это он прочел все, что прочла я, и прослушал все курсы лекций, которые прослушала я. Скоро подошли наши люди, тоже с ним переговаривались.
- Там ты правильно видела. А здесь ты ошибаешься. Это же… - так говорил мальчик мне, совершенно не обращая внимания на всех остальных.
Он вел себя, как мудрый старец, обращаясь ко мне на «ты», если кто-то меня перебивал, обрывал их, буквально отмахиваясь от них:
- Вы слушайте.… Не перебивайте.… Еще раз посмотрите…
Вообще он вел себя так, словно мы с ним там были только вдвоем, и так, будто мы с ним вообще старинные знакомые.
Встреча 3. Стараюсь не привязываться к снам, меня выматывает ожидание каких-то неприятностей. Пока они придут, пройдет определенный промежуток времени, я изменюсь, жизнь изменится. Я переживу их, уж после того-то, что мне уже пришлось преодолеть! Но ожидать и готовиться к встрече с предсказанным мне во снах…
Но многие сны повторяются.
Когда я в Одесской области оказалась в одном чудном маленьком старинном городке, то радостно узнала его, впервые и однажды в реальности в нем оказавшись! Я по нему ходила так, словно в нем выросла, знала все закоулки. А бывала я в нем много раз во сне, еще в юности летала по улицам и по развалинам древней крепости.
Летом 1990 года в одном из пионерских лагерей я работала старшим воспитателем. Торопясь, выхожу из кабинета, сталкиваюсь с мужчиной, мы здороваемся с ним, как старые знакомые. Потом мы оба пытаемся вспомнить, каким образом мы пересекались по жизни раньше, и оба не смогли вспомнить. Вернувшись, от начальника лагеря узнаю, что этот человек, П., – профессиональный музыкант, здесь он каждое лето проводит отпуск, подрабатывая музруком.
Ночью уложили лагерь спать, и за лагерем, на поляне, у костра отмечали 60-летие одной из наших воспитателей. О ней, кстати, должна была бы быть отдельная глава! П. играет на баяне. Я пела и танцевала, все с изумленным восторгом смотрели.
Во мне происходило что-то невероятное, впервые в жизни я была талантлива в этой области. Вообще деревянная от природы и с детства чрезвычайно серьезная барышня, я почти никогда не танцевала до того дня.
А в ту ночь - поразительная пластика! Хорошо танцевала танцы разных народов, в то время как не знаю их, и прежде никогда вообще их не танцевала. Откуда эти, так внезапно пробудившиеся способности, знания и умения? (Естественно, не пила). Все разошлись, работа все-таки ждала.
Прощаясь со всеми, мы с П. пообщались еще несколько минут, задав, друг другу вопрос о том, где мы раньше встречались. Не вспомнив, обсудили рабочие моменты завтрашнего, уже наступившего, впрочем, рабочего дня. Безо всяких эмоций и предчувствий.
Наутро, встретившись на территории лагеря, мы оба, вместо приветствия начали общение с одной фразы, в один голос ее, произнося, что потом для нас стало нормой. Даже, если нам для очередного воспитательного мероприятия, когда я заходила во время репетиций в зал, приходилось перерифмовывать к конкретному случаю известные песни, мы с ним, стоя рядом, не советуясь, записывали что-то на листочках, потом сверяли и обнаруживали один и тот же текст, или говорили «хором».
Так вот эта первая общая фраза:
- Я знаю, каким образом мы с Вами знакомы! Из снов. Я вас уже несколько лет часто вижу во сне, мы давно там общаемся.
Парадокс в том, что день его рождения, пусть это не прозвучит кощунственно, приходится на день, когда почитается моя любимая икона Божьей Матери.
Встреча 4 (как продолжение предыдущей фразы). Моя, как сказано ранее, икона, потому что она пришла ко мне особым образом, сначала тоже явившись во сне. Потом меня остановила монахиня одной крупной российской Лавры, предложив православную литературу, и первым, что она мне дала, был акафист к этой иконе.
В тот период отделения от Союза икон в церковных лавках не было, появлялось несколько их разновидностей, изредка. Эту же я сама вынула, попросив разрешения посмотреть, из упаковки совсем с другой иконой (одна – на упаковку, третья снизу) на глазах у изумленной матушки. Она, впрочем, помнила, что я ищу именно эту икону, потому, удивившись лишь на долю секунды, тут же приняла и сама прокомментировала это чудо как неизбежное, ибо таково было мое устремление.
МУЗЫКА И ЖИВОПИСЬ
Молодой художник, Саша Х., творчески ищущий, приносит мне для показа свои новые работы.
- А теперь посмотрите, я тут попробовал себя в новом жанре.… Что Вы видите с точки зрения энергии?
Несколько работ в современно непонятном грубом мазке… Я, взглянув, сжалась. Поток - грязный до мерзости. Саша вставляет в магнитофон кассету с той музыкой, под которую это «вытворил», есть такое однокоренное слово с «творчеством»… NN (посомневавшись, решила не называть имени этого нашего современника).
Следует добавить, что автор картин лет с 18 до 20 серьезно влип в Сахаджи-йогу, у нас здесь промышляли такие «учителя», их усердные ученики потом прошли лечение в психодиспансерах, Саша, естественно, тоже. И такой тандем с NN! Я резко подскакиваю к магнитофону, выкидываю его кассету и ставлю записи с саксофоном, KENNY G.
И вдруг! Эта плоская абстракция под действием музыки очищающей и вертикальной, стала вдруг объемной. Мы, остолбенев, наблюдали ее оживление. Изображение стало вибрировать! От картин пошло совсем другое излучение.
Теперь под звуки этой же музыки мы просмотрели по второму разу все принесенные работы – тот же феномен: совсем другое изображение. Одно – благороднее, другое – лиричнее, но выиграли все!
СМЕНИ УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ
В начале нашего общения с моим нынешним мужем, мы с радостью обнаруживали общие взгляды и интерес к одним и те же жанрам и направлениям в литературе, музыке и искусстве, к эзотерике и тому подобное.
Знакомство с достопримечательностями города, в котором он совсем недавно оказался, я повела его в свое любимое место – в художественный музей. Он с неподдельным интересом и восторгом знакомился там с богатой экспозицией. Но! Его любопытство вызывали некоторые картины, в которых я видела лишь руку мастера. И каково было мое разочарование, когда я не встретила особенного восхищения у тех картин, ради которых я его, собственно, и заманила туда…
Вышли мы из музея в некоторой неловкости из-за такой нашей «негармонии».
Вечером я, заметив комаху на потолке, встала ногами на раскрытый уже диван, и тут мой взгляд упал на одну из картин, висящих на стене. То есть я вдруг увидела картину, давно находящихся у меня в доме, совсем под другим углом, то есть в новом ракурсе. Совершенно новый пейзаж меня восхитил настолько, что не спускаясь на пол, я позвала мужа:
- Вот точка, с которой надо это видеть!!! Залазь на диван, смотри.
- Но я же именно с этой точки и смотрел всегда на нее!
Мы с облегчением рассмеялись, поняв, причину несовпадения наших вкусов в музее! Дело в том, что он выше меня на тридцать пять сантиметров, как раз на высоту дивана, на который мне пришлось взгромоздиться, чтобы, когда он оставался стоять на полу, линия наших с ним глаз совпала!!!
- Завтра же снова идем в музей! – хором произнесли мы.
- И около тех картин, что восхитили меня, я тебя приподниму.
- А возле моих любимых работ…
- …Мне придется присесть!
То есть, надо ли расстраиваться из-за не согласия других с нашим мнением и с нашими взглядами, если оно порождено только тем, что мы все видим как физическими, так и духовными глазами, с разного уровня?! Или скажу, может быть точнее, смотрим мы на жизненные проявления и видим все в соответствии со своим физическим или духовным ростом, с разной точки зрения, с разного уровня, то есть под совершенно иным освещением. Потому одни видят что-то ярко, отстаивая именно его важность, другие то же самое – в бледном свете или вообще не замечают, потому не придают значения.
Так мы определили первопричину очень многих недоразумений, обид, ссор или скандалов.
Вот и рецепт: хочешь взаимопонимания, постарайся встаь на один уровень с оппонентом: поднимись, или вспомни себя, еще недавно «менее зрячего», то есть опустись немного.
НЕ СРАЗУ ПОНЯТЫЙ
Встреча, произошедшая в реальности давно и не со мной. Встреча, которой одни оказались не достойны, иные же к ней еще не были готовы…
Репродукция с картины Брейгеля Старшего «Несение креста». Рассматриваю мельчайшие детали с помощью лупы, особенно изображения людей.
И вдруг впервые, пожалуй, осознала и прозрела, представив себя «там» и «тогда»!!!
Народ пришел на зрелище.
У них издавна разбойников, то есть осужденных, распинали на кресте. В назидание другим. Обычное дело.
Обыватели маленького местечка нарядились и пошли – развеяться, отвлечься от быта. Какие они себе еще могли позволить развлечения?
Шли на место коллективного сборища семьями, с детьми; в лучших одеждах – себя показать, других посмотреть, о новостях поболтать.… Разузнать, кого и за что на сей раз распнут. Скольких?
О, издалека видно на возвышении три заготовленных креста.… А среди приговоренных к казни еще и чудак из Назарея! Пришел, заявив, что принес Истину и назвал себя Царем Иудейским. И как он собрался их грехи забрать? Диво и только. Есть у нас, дескать, царь! Ишь ты, самозванец выискался, поделом тебе.…
И что за Истину он принес, кто просил?! Сами не дураки, без него додумаемся! И что есть эта Истина? Может, с нею и того хуже будет…
Да, было о чем народу поболтать. Но о Нем-то как раз меньше всего и говорили, другие два – куда более колоритные натуры, сколько за ними водится грешков, разбойники известные. К тому же свои, земляки, не то, что тот – чужак.
Как понять? Да и кто хотел понять такое?
И не обнаружили бы его пропажу на третий день из грота, куда похоронили его по-человечески, то никто бы и не вспомнил о казни, сведя ее к очередной площадной забаве.
Люди остаются частью толпы, не более. Увы…
Толпа взволнованных людей
К Голгофе дружно потянулась.
Царем назвался иудей.
Толпа невнятно ужаснулась.
Как - царь? Зачем и для чего?
Чем кончится замена власти?
Прекрасно жили без него…
Да и к чему такие страсти?
Он - самозванец!.. Посягнул!..
Он Истину явить явился.
Ну, это, скажем, он загнул,
Но люд при том насторожился.
Привыкли век свой бедовать.
Втянулись в быт, заботы, будни.
Толпы был ропот бредоват,
Но к небесам взметнулись руки!
КАРМА - НЕ КАРМА…
В начале лета мне позвонила приятельница. Она когда-то подрабатывала в одном техникуме на подготовительных курсах. Сейчас там срочно открывают две группы дополнительно – месячные курсы: одна – на базе 9 классов, вторая – на базе 11 классов. Просят ее почитать там математику, она не может, просит меня, я не хочу (материальной нужды нет, тем более что там две копейки – учительская зарплата, минус налоги).
Отказалась и забыла.
В начале июля - звонок от другой приятельницы:
- Выручай! Я работаю на курсах в техникуме (тот самый техникум, и те же группы)… Пришел вызов мужу на операцию в другой город. Нельзя пропустить очередь. Мне надо ехать с ним! Подхвати последнюю неделю. Обзвонила всех, если не ты…
Подхватила. Она к тому же не рассчитала время. Мне за ту неделю пришлось вычитать основную часть материала.
Новый опыт и новые встречи и впечатления.
Вот тебе и присказка «От судьбы не уйдешь».
Ни до, ни после того мне таких предложений не поступало.
Почему нас приводят именно «туда» и «тогда», сводят нас именно с «теми» людьми, вбрасывают в «те» условия и ситуации?
СВЯЗЬ С РОДИНОЙ
Когда-то мне в руки попала одна из первых брошюр по хиромантии. Я открываю ее наугад, читаю, сличаю с линиями на своей руке, и со смехом бросаю книжечку на стол:
- Ну, полная ерунда! У меня на руке четко отпечатан знак, который расшифровывают, как смерть вдали от родины. Я не собираюсь уезжать с Украины!
- Украина – родина твоих предков, ты, позволь тебе напомнить, родилась во Владивостоке. Это и есть твоя родина, несмотря на то, что тебя еще грудным ребенком навсегда оттуда вывезли. Естественно, умирать ты туда не поедешь. Выходит, ты научно доказала точность и справедливость хиромантии, как науки, а ну-ка, дай, я ознакомлюсь…
Прошло несколько лет. Однажды, несмотря на то, что в те годы еще очень крепко спала, среди ночи я подскочила в жуткой панике. Посмотрела на часы. Состояние было просто ужасным, неясное отчаяние и страх. Кто-то умирает, умирает…
Сон вспомнить не могла, я их вообще редко помню. До утра не могла спать.
Часов в одиннадцать утра мне надо было участвовать в большом собрании людей. Наше общество открывало частную школу, была первая встреча с будущими учениками и их родителями. Мы заранее подготовили целую программу, где я была плотно задействована.
Преодолевая слабость, я едва собралась выйти из дома. Было такое состояние, что я – полая оболочка. Такое состояние я, однажды, но в гораздо меньшей степени, испытала, когда мысленно обрубила энергетическую привязку к одному очень близкому мне тогда человеку.
Надо было перед выходом одеться, я открыла шифоньер и смогла из одежды взять только черный костюм, который вообще надевала в своей жизни до пяти раз - практически не ношу черное.
Не помню, как добралась до места встречи. Мои коллеги ужаснулись при виде меня. Я объяснила им, что сегодня ничего не могу делать, мы перераспределили мою роль между другими. Наши ребята, что-то видящие, в несколько голосов обсудили то, что им открылось, придя к общему выводу: я была резко отрезана от какого-то мощного энергетического поля.
Все прошло неплохо, я кое в чем все-таки принимала посильное участие.
В самом конце ко мне подошла женщина, которая проходила курс лекций у нас, была и на моих нескольких:
- Вы мне сегодня приснились. Жуткая картина: не то маленький городок, не то поселок... Много одноэтажных зданий, но это не село. Какие-то казенные дома, ровные улицы. Всё это дымится, как будто только что было накрыто взрывной волной. Вдалеке какие-то редкие взрывы. И Вы ходите по этим дымящимся руинам…
Вечером в программе новостей коротко (тогда еще не началась жуткая тенденция превращать выпуски новостей в сплошные некрологи) сообщили, что в именно в тот период суток, когда я проснулась (разница во времени с Владивостоком – 7 часов) в военном гарнизоне (именно в том гарнизоне я и родилась!!!) произошел взрыв на военном складе оружия. Некоторые снаряды улетали и разорвались в радиусе до десяти километров. Поселка, естественно, не осталось…
То есть, с местом своего рождения мы связаны пожизненно, можно сказать, пуповиной.
О МОЕМ ПАЦИФИЗМЕ
Нет, я не против борьбы вообще. Тем более что девизом пионерского отряда, в коем я торжественно состояла, являлось такое наставление: «Где нет борьбы – там нет победы».
Просто я – за борьбу «за» и против борьбы «против». Месть – это вид самоубийства, как я глубоко убеждена. Если мы боремся «против», мы разрушаем. И, прежде всего, разрушаем себя: злобой, агрессией, вынашиванием планов «поставить их на место», «заставить с собой считаться»…
А вам что, на самом деле важно, считаются они с вами или нет, вам что же, действительно важно, как к вам относится некий Сидоров, до которого вам, по большому счету вовсе нет дела? Важно, что о вас говорят тетушки на лавочке? Порадуйтесь за людей: вы обеспечили их досуг.
Безусловно, как человек гордый и само достаточный, я и веду себя с достоинством. Потому умею ценить других, «ибо в каждом есть искра божья», и если я этой самой искры в ком-то не вижу, то это – моя слепота, а вовсе не отсутствие искры благородства и достоинства в человеке, встречу с которым мне для чего-то подстроила жизнь.
Точно так же, если кто-то не доволен мною, тогда я, как человек мыслящий, безусловно, проанализирую ситуацию с той точки зрения, что я, действительно, могла невольно причинить вред этому человеку. Но если я такого греха за собой не имею, то я очень легко позволю ему мною не восхищаться. Но страдать и злиться из-за этого – стоит ли?
В 17 лет я была, как учил комсомол, самокритичной до занудства. Одна старая женщина мне мудро сказала:
- Никогда не говори о себе дурно, это сделают твои друзья!
И по сей день, я глубоко признательна ей за науку, и забавляюсь, доставляя другим удовольствие посплетничать обо мне. Умный этого делать не станет, а дураку – потеха!
Если мы хотим мира с другими людьми, внутреннего равновесия, необходимо чтобы наше поведение и наши высказывания помогали единению, но не разрушению.
Когда мы общаемся с кем-то, даже если просто обмениваемся парой фраз с незнакомым человеком, то между нами сразу же образовывается энергетический мост. Я посылаю взгляд, слово, эмоцию, они по образовавшейся связке попадают моему адресанту. Он, отвечая мне в любой форме, отправляет все мне по брошенному мною к нему мостику. И так далее идет все наше общение.
Брошу я грязный мостик, с колдобинами, которые были пробиты моей же злобой, моим хамством, гневом, неприятием его – обратно получу то, что пришло ко мне по моему же мостику. «Как аукнется – так и откликнется».
Серьезно изучив методы и способы общения вербального и невербального, я, как нормально ранимый человек, уже машинально сразу бросаю гладенькую солнечную дорожку.
Все мы наблюдали, когда в мутную, только что кем-то, чаще всего, проехавшей машиной, переколоченную лужу вливается чистый, пусть даже слабый, но постоянно текущий ручеек. В мутной массе появляется дорожка чистой воды, она все больше расширяется, пака не осадит грязь или, по крайней мере, не разбавит мутное болото!
Именно то же происходит, когда в уже разгоревшийся коллективный скандал вплетается голос человека, говорящего спокойно и вежливо, ровно и, главное, миротворяще.
Например, забегаю как-то в учительскую взять журнал, на перемене. Там полно народа и общий скандал, доведенный уже до криков и оскорблений. Меня и не заметили в этой суматохе.
- Хорошо хоть у меня характер хороший, - ровным громким голосом перекрываю общий крик.
Резко наступившая тишина. Все инстинктивно обернулись на голос, увидели меня; я с улыбкой выхожу. Слышу дружный общий хохот, разрядивший обстановку.
Давно замечено, что ведет беседу тот, кто первым захватил инициативу или грамотно перехватил ее.
Более того, сталкиваясь с человеком, который известен своей грубостью или любовью портить другим настроение (об энергетических вампирах написано предостаточно), или встретившись с человеком, несущим вам неудачу, очень важно первым вступить в контакт: поздороваться, миролюбиво или нейтрально улыбнувшись. Главное, необходимо успеть первым установить уровень взаимоотношений, и вести, в случае необходимости дальнейшего общения.
В бытность работы в школе, мне приходилось чаще других, ввиду соседства классных кабинетов, сталкиваться со старой учительницей, которая умудрялась за несколько минут ничего не значащей беседы «выпить» любого. Я, перестрадав несколько раз, выработала тактику, искренне, впрочем, почитая ее, как старшую опытную знающую коллегу. То есть сначала я установила для себя то, что меня сразу настроит на искреннюю доброжелательность, ибо никакое лукавство и лицемерие, во-первых, мне просто не доступно по складу моего характера, во-вторых, же, попросту не поможет.
Зная ее человеческие слабости и привязанности, едва завидев ее, первою с нею здоровалась, добавляя приятное для нее что-нибудь. Она любила дешевую бижутерию, косметику, одежки с рюшечками, воланчиками и проч., и очень умилялась, слыша комплименты в свой адрес в этой связи. Один знак того, что ее старания выглядеть нарядно не остались незамеченными, я ей любезно отвешивала.
От меня не убудет, а ей доброе слово было приятно, она получала порцию энергии, я же успевала проскочить мимо нее, не будучи ею выпитой или покусанной.
И такое мое поведение было очень правильным: когда перед нами появляется голодная собака или кошка, то мы очень легко отламываем ей кусочек того съедобного, что оказалось у нас в сумке, и с радостью, даже с любовью, отдаем ей. И искренне жалеем, если нам нечего дать изголодавшемуся существу.
Все годы жизни я учусь тому, чтобы уметь в любых взаимоотношениях строить, сохранять и беречь мир, доброжелательность, человечность.
- Это, собственно, так просто, - шутя, говорю я себе, - научись, разговаривая с человеком, слышать его, а не себя; думать о нем, а не примерять все, о чем он говорит, на себя.
Говорить-то я себе говорю, но вот слушаюсь себя не всегда, пока.
ПУТЕШЕСТВУЮ ПО КОСМИЧЕСКИМ
ПЛАНАМ
Человек легко ранимый, впечатлительный, я почерпнула из мудрых источников или придумала сама, отработала и отлично использую то, что пытаюсь передать другим, в том числе, когда-то, и в лекции на тему: «Энергоинформационные планы космоса и человека».
Например, мне предстоит какая-то встреча, беседа, сложная ситуация в общении с человеком или группой людей. Я совершенно четко продумываю мельчайшие детали, пытаясь предусмотреть определенные «подводные камни».
Заранее модулирую предстоящую беседу, где мне говорят (представляю себе конкретные фразы), как мне пытаются навязать не приемлемую для меня линию поведения. Или же я знаю об агрессивном и склочном характере конкретного лица. Воображаю себе, что мне неминуемо придется услышать, как меня изначально колюче встретят в мелком госучреждении, типа ЖЭКа. Мысленно услышав или увидев конкретное нечто, мысленно же парирую. Точнее, проигрываю новую и новую фразу, улыбку, жест…
Потому, когда я туда прихожу, то меня встречают радостно и премило, все проходит гладко и пристойно. Мы расстаемся в прекрасном настроении.
Что же произошло? Очень простое объяснение: я проиграла весь неминуемо должный быть негатив. Проиграла на ментальном плане.
А поскольку все ситуации и случаи нам даются исключительно для того, чтобы мы обрели определенный опыт, то, если мы отработали ситуацию на более высоком, ментальном плане космоса, то на примитивном физическом плане нам ее уже не дают!
Ибо Земля – это полигон для наших душ, куда нас командируют для отработки навыков и душевного роста: «Вы есть Боги. Станьте подобными Богам», - слова Иисуса Христа.
ПРОСИЛ – ПОЛУЧИ!
В маршрутном такси на том месте, где обычно означают стоимость проезда – табличка: 1 Г 50 К. Слово гривна, следует заметить, сокращается как грн.
Водитель же здесь ждет, как результат своего труда, именно «Г».
«Г.» он и будет иметь.
Он изначально сам обрек себя на «Г», ибо «подобное притягивает подобное».