Не могу сказать, что предложение расставить 13 стих-й по ранжиру от лучшего к худшему меня не озадачило. Озадачило. И ещё как! Представляете расстановку по местам любимых стихов? Вот это из Бродского ставим на третье место, а вот это из Есенина на четвёртое... Как это возможно, они же такие разные?! Допустим, я сделал-таки эту таблицу. Но даже мой брат-близнец с ней будет не согласен и переставит всё по своему. Что уж говорить про расстановщиков другого возраста, мировозрения и т.п. Стихи - вещи интимные, для индивидуального пользования, то что созвучно одному читателю, может совсем не вызвать отклика во втором. Отсюда вывод: любой список дьявольски субъективен, спорен и попахивает вкусовщиной.
В данном случае, ни одно из стих-й, к сожалению, не вызвало у меня восторга, не взволновало до глубины души, не заинтересовало до такой степени, что бы хотелось к нему вернуться со временем. Лучшие - максимум на четвёрку по пятибальной шкале. Но будь я главным редактором литературного журнала (что, к счастью, нереально), я бы мог их напечатать (если бы не было в портфеле более интересных вариантов). Это стихи с 1 по 5 место. Они без явных промахов, на мой взгляд.
1 место - 13 очков
№ 6. "дождило"
Дождило как обычно. Нарочит
был вид домов, взлетевших на пуанты.
Двускатных крыш понурые грачи
о чём-то говорили безвозвратном.
На перекрёстке стыла канитель
привычной смеси матов и авосек.
В отделе рыбном раскупали сельдь,
свои жиры набравшую под осень.
Вокзал с не закрывающимся ртом
таращился на всех своим барокко,
как бы моля о помощи при том,
что ничего не падало из окон.
В билетной кассе лет под пятьдесят
кассирша с видом победившей тёщи
мне продала билет, исколеся
при этом взглядом и меня, и площадь.
Каким-то чувством выспренним влеком,
высматривал я поезд как мессию.
Вот он пришел, и я зашёл в вагон
и почему-то сразу обессилел.
И почему-то виделась мне сельдь,
идущая сплошной стеной по рекам,
когда вокзал во всей своей красе
вдруг дёрнулся и медленно поехал...
***
Хорошо, иронично, остроумно. Зарисовка с натуры. Без чёткой цели, без идеи, на одном вдохновении, куда кривая вывезет. Вывезла, слава богу, на крепкую концовку. В целом, скорее нравится, чем нет. Вдохновение чувствуется, я уже говорил. Спасибо за улыбку. "Пуанты" в стихах, правда, поднадоели.
***
2 место - 12 очков
№ 7. "Под тихий плеск вечернего прибоя..."
Под тихий плеск вечернего прибоя,
под сонный свет загадочной луны,
струила можжевеловая хвоя
разлив благоухающей волны.
Цикады захмелевшие шумели,
их песни долетали до небес,
и ты на самом краешке постели
сидела в ожидании чудес.
Окно раскрыто, штора недвижима,
негромко кто-то пел на берегу,
а время, пролетающее мимо,
чуть медлило у плеч твоих и губ,
и мягко можжевеловые лапы
касались подоконника слегка,
где в свете серебристом очень слабо
твоя светилась лёгкая рука…
***
Зарисовка довольно симпатичная. Простенько, но со вкусом. Ничего нового, кроме "захмелевших цикад" и "времени медлившего у плеч твоих и губ" я не обнаружил. Хотя и это уже хорошо. Местами немного банально. Долетали докуда? Конечно, до небес. В ожидании чего? Конечно, чудес. "И мягко можжевеловые лапы касались подоконника слегка" - тут "мягко" и "слегка" имеют практически одно значение, хотя, возможно, я излишне придираюсь.
***
3 место - 11 очков
№ 4. "На кладбище"
Здесь тишина такая, что слышишь, как
бьются мгновенья о мраморный холод плит,
шепчут деревья, вросшие в облака,
в уши небес обрывки земных молитв.
Здесь пламенеет память... а жизнь тиха –
хрупкая бабочка, божья коровка, шмель...
Небо – всего лишь облачная стреха,
мира, в котором как свет, неизбежна смерть.
Здесь, расправляя крылья, летит тоска.
Чёрные птицы стаей рванутся ввысь.
И, сквозь воронье протяжное "краа-а...",
чётко услышишь: "родная, живи, держись."
***
Просто, достойно, внятно. Вроде бы неплохо. Но чего-то не хватает. Не слишком поразило, слабовато тронуло, почти не заинтересовало. Наверно, не хватает какого-то удивляющего момента. "Здесь, расправляя крылья, летит тоска. Чёрные птицы стаей рванутся ввысь." - тут, мне показалось, небольшое временное несоответствие действий (глаголов) ощущается, "тоска летит, птицы рванутся". М.б. лучше "тоска взлетит, птицы рванутся"?
***
4 место - 10 очков
№ 9. "После... "
За сотню километров после ссоры.
Летит авто. Дорога – бесов дразнит.
Ненужный риск, как продолженье спора,
И возбужденья эфемерный праздник.
Крутой вираж. Тревога вспыхнет встречным.
Педали в пол. Истошный визг резины.
Короткий тормозной, а дальше Млечный.
Призывный плач вселенских муэдзинов
Прервут врачи. Палата – куб картона.
Борьба за жизнь под карканье латынью.
В костер заката опадают стоны.
И отдает прохладный бриз полынью.
***
Хорошо. Кратко и понятно. Что-то есть цепляющее, м.б. "призывный плач вселенских муэдзинов". Стих-е холодное и спокойное, но м.б. так и надо. Тема смерти, такой близкой и случайной, всегда находит отклик в сердцах читателей. Засомневали фразы: "Дорога – бесов дразнит", "И возбужденья эфемерный праздник", "Палата – куб картона". Не кажется мне, что они за собой имеют что-то реальное. И возбужденье после ссоры - далеко от праздника, и больничную палату из картона не представляю. Эти мелочи мешают поверить во всю историю.
***
5 место - 9 очков
№ 8. "лихо"
не буди лихо, пока оно в обмороке,
в чёрном/красном море/кагоре распластанное валяется.
в каждом услышанном шёпоте [не говори – шорохе]
улавливается одно слово из десяти-двенадцати.
запоминай их, сколько сможешь, выстраивай
в случайную цепочку, вроде: "ничего пока не напрасно"
"папа бросил маму", "мама пишет стихи... прям Цветаева",
надувайся от негодования, становись надувным матрасом,
выплывай сразу, как стукнет любовь первая,
к пятой-шестой обязательно будешь рядом с нами.
косяк надувных матрасов [резервация]. вспененное
море/неволя цепляет нас волнистыми коготками.
в глубинах моря омуты тихие, черти равнодушные,
наверху – бездонная пустота надувного мира,
иногда появляется ветер, небом укушенный,
от него тянет конопляной свободой, а иногда – медицинским спиртом.
только не поддавайся, малыш, на его прерывистые стенания,
поелозит пространство и свинтит отсюда к долбаной матери,
в душе у него – рак одиночества, в промёрзлой гортани – яд
несоответствия штормовым помыслам, он, как и мы, несостоятелен
в выборе цели пути, в добыче средств для завоевания мира.
надувные матрасы сдуваются, но очень-очень медленно.
должно быть, это и есть для нас самая высшая милость.
слышишь, лихо очнулось и тянет к нам запах свой мертвенный.
***
Написано в современном модном стиле. Похоже на Егора Мирного. Интересное стих-е и вроде бы торкает, но что-зачем-почему хотел сказать автор - так сразу и не разберёшь.
***
6 место - 8 очков
№ 13. "Вслепую"
ненужному – не верить, затереть,
свести на нет в графических программах...
мы были и ранимей, и острей,
и не казалось страшным или странным
играть вслепую, без поводыря,
ходить на красный, танцы на перилах,
и блефовать, по правде говоря
/но руки только правду говорили/.
и не было важнее дела, чем
поймать новорождённую минуту,
спасая от непрошеных врачей –
от времени, от стрелок, что бегут, но...
но смерти нет – пусть даже вытек газ,
пусть корчится в полураспаде атом,
а если есть – то точно не для нас,
представивших, как на восьмом и пятом
спешат тела соединиться встык,
покуривают, свесившись с балконов,
мужья блаженны, сладостно-пусты,
а жены обрывают телефоны,
заранее продумывая месть -
с подругой в бар, покраситься в блондинку.
да будет каждый встреченный самец
ремейком пресловутого Эдипа,
который полагает, что прозрел,
глаза заливший розовостью стёкол.
при свете роковая дама треф -
вульгарная стареющая тётка.
кривлянье масок, тонкокожесть ширм...
участвовать нельзя уйти, увы мне.
но отвернись, себя развороши,
и выпорхнут – цветные, как живые,
слепцы-слова, шагнувшие за грань,
в паденье потянувшие за платье,
и я, переведённая на брайль,
и ты – мой проницательный читатель.
***
Тоже в современном стиле. Мейнстримовое. Чувствуется, что автор свой в элитарном потоке. Читал ныне модных поэтов. Ощущает вектор движения поэзии 21-го века. Это замечательно. Но я, например, в этом калейдоскопе случайных образов не знаю за что ухватиться, чтобы принять это за единое целое. Есть очень удачные моменты: "и не было важнее дела, чем поймать новорождённую минуту", "но отвернись, себя развороши, и выпорхнут – цветные, как живые, слепцы-слова, шагнувшие за грань, в паденье потянувшие за платье"... Есть не очень удачные: "ходить на красный, танцы на перилах" (невообразимая для речи стыковка фраз), "и блефовать, по правде говоря /но руки только правду говорили/ (пустым словоблудием отдаёт), "но смерти нет... а если есть – то точно не для нас, представивших, как на восьмом и пятом спешат тела соединиться встык, покуривают, свесившись с балконов (непонятная история с этими телами, одно на другое упасть собирается, с восьмого этажа на пятый? и как это связать со "смерти нет"?).
***
7 место - 7 очков
№ 1. "Явление"
Две женщины зашли в панельный дом.
Подъезд был по-домашнему изгажен,
Лифт раскурочен, но не в этом даже
Особенность явления, а в том,
Что женщины зашли. Сквозь бездну лет,
Сквозь двери с вечно сломанной пружиной.
Их вынесло из тьмы, подобно джинну,
От трения влекомому на свет.
Протёрлись иль притёрлись жернова
Небесных мельниц. Остроту момента
Я сознавал с бесстрастьем монумента,
К подножию которого слова
С венками возлагают в процедуре
Ненужной и бессмысленной тоски.
И боль скреблась в зудящие виски...
Так что ей всё же нужно, этой дуре?
А также той? Зачем пришли за мной?
Ведь столько лет – ни окрика, ни взгляда.
Я не хотел командовать парадом,
Я просто обручился с тишиной.
Открылась дверь.
– Не заперто. Прошу.
Не надо разуваться, ради бога.
Устали? Да, тяжёлая дорога.
Конечно, помню. В памяти ношу
Ваш светлый лик... Какой, простите, стёб?
Мне так же грустно, так же больно, право.
Я помню наши юные забавы.
И взрослые. И времени сугроб
Давно растоплен и вскипел, чтоб слиться.
И видеть вас мне радостно. Почти...
Что мемуары? Вот лежат. Прочти.
Пардон, прочтите. Думал, мне двоится...
Две женщины, два омута, два срока.
Два взгляда. Я, сутулясь, леденею…
Одна была Надеждою моею,
Другую звали Верой. До того, как
Всех совратило сумрачное время.
И надругалось, просто и со вкусом.
Я рядом был. При этом не был трусом.
Нас развели. Как водится. На племя...
Две женщины. Вой рвётся сквозь завязку,
Что я скреплял вином, тоской и страхом...
У них в руках простая урна с прахом.
Моя Любовь.
Два слова чёрной краской...
Но даты нет рождения и смерти!..
Жду наставленья. Свыше. Или сбоку...
– Вот кисточка. Вот место. Вышли сроки...
Дописывай. Мы, собственно, за этим...
***
Автор хорошо (легко и свободно) владеет поэтической речью. Это замечательно, но, возможно, поэтому избежать в этом стихотворении некоего словоблудия не удалось (что поэтам, конечно, простительно). Сюжет такой: к лиргерою (далее ЛГ) пришли две женщины (долгая интрига, на протяжении почти всего стих-я непонятно, кто такие, зачем пришли) Вера и Надежда, принесли урну с прахом Любви для того, чтобы ЛГ написал даты рождения и смерти своей Любви. Сюжет забавный, меня, правда, не сильно порадовал. Но повествование льётся ловко, есть довольно вкусные ("времени сугроб давно растоплен и вскипел, чтоб слиться") и остроумные ("Нас развели. Как водится. На племя...") кусочки.
Не понравилось:
1. "Так что ей всё же нужно, этой дуре? А также той?" (зашли две женщины, пусть дуры, но о двух "дурах" так и надо было сказать: "Так что им всё же нужно, этим дурам?")
2. мы же помним, что две зашли... и вдруг : "В памяти ношу Ваш светлый лик..." "Лики" в размер не влезли? Далее, через 7 строк разъяснение от ЛГ: "Что мемуары? Вот лежат. Прочти. Пардон, прочтите. Думал, мне двоится..." Что-то мне этот ход с "двоится" показался сомнительным. Ведь ЛГ уже говорил, что их двое ("Так что ей всё же нужно, этой дуре? А также той? Зачем пришли за мной?").
***
8 место - 6 очков
№ 2. "Тени"
Мамочка, будь со мною,
Мне этой ночью страшно:
Кто-то за дверью воет,
Горлышку больно кашлять,
Тени кружат хороводы,
Тянут кривые лапы…
Мамочка, пусть уходят
И не качают лампу!
И прогони с подушки
Мёртвого пса с глазами...
Мамочка, душно, душно!
Что им тут нужно, мама?!
***
Коротко и ясно. Детские кошмары. Вероятно, осложнённые ангиной. Как говорится, цельное произведение. Ни шага в сторону. Трогает. Но не до слёз, так, чуть-чуть. Тема эта, видимо, слабо заинтересовала. Не показалось "горлышко" ("горлышку трудно кашлять"), слишком уж умильно. Если уж ребёнок говорит про "пса", а не про "собачку", то пусть говорит "горло".
***
9 место - 5 очков
№ 11. "амок"
Мне приснилась картина военного времени:
по дорогам бродили человечьи детеныши,
рядом с ними собаки дворового племени,
а командовал всеми товарищ Найденышев.
Мне запомнились детские мятые курточки,
кожа в цыпках, как будто бумага наждачная,
и внушал что-то главный, с лицом проституточьим,
словно допинг в спортивные вены накачивал.
Попадались палатки, белье на веревочках,
комиссары ООН и ковры азиатские,
безразличная мать прижимала ребеночка
к некормящему телу, одетому в штатское.
И звенело тревожное боя собачьего,
где чужие по виду, по цвету, по запаху
разрываются в клочья, и кровью запачканы
рукава и манжеты. Казалось – что завтра.
***
Теперь взрослый кошмарный сон. Довольно невразумительный, тревожная мозаика картинок без сюжета и мысли. Имеет право быть. Но мне-то (читателю) это зачем? М.б. проникшись, я (читатель) очередной раз должен убедиться, что война - это не есть хорошо? Что ж идея достойная. Воплощение не очень. "И звенело тревожное боя собачьего" - это не на русском языке.
***
10 место - 4 очка
№ 5. "И выпал снег... "
И выпал снег, и все переменилось:
река застыла в белых берегах.
Чего еще, скажи-ка мне на милость,
ты ждешь? Уже ль, чтоб бабушка-яга
к твоей постели в тихом закоулке
прошла неслышно в стареньких носках?
Чтоб память, вздрогнув в тесной караулке,
сыскала длинный матушкин рассказ
про время двухведерных самоваров,
в котором так любили рождество?!
Свеча дрожит, причудливый огарок
меняет свет, и белоснежный строй
забытых блюд степенно облетает
твой чуткий сон, где оттиски стихов
видны на небе: точка, запятая…
И прячет ель таинственных волхвов
под сень дождя, живого серпантина.
Твой хрупкий мир хранимым будь, пока
седой кудесник в шубе на ватине
идет дарить подарки из мешка.
***
Есть симпатичные моменты. Но есть и вызывающие отторжение. "Чего еще, скажи-ка мне на милость" - тут просвечивают ритмические затычки. Для обычной речи, вполне достаточно было: "Чего еще, скажи на милость". "Уже ль, чтоб бабушка-яга к твоей постели в тихом закоулке" - тут дореволюционное "ужель" (пишется слитно, кстати) смущает и "постель в тихом закоулке" - это ж какой домина должен быть, чтоб в нём были тихие закоулки, не иначе дворец. Ещё показалось, что виден крой, швы торчат, возможно, из-за деления на строфы, возможно, сплошным текстом смотрелось бы лучше. А то в конце каждого катрена начинается новый зигзаг мысли, потом обрыв, продолжение ждите в следующем катрене.
***
11 место - 3 очка
№ 10. "Наваждение"
Улыбнётся милый плут,
а меня опять сожгут
на костре.
За желание одно,
за чужое колдовство –
приговор.
Выдох ветра на свечу,
жёлтой птицей улечу –
на заре.
Только взглядом проводи,
только сам не пропади,
милый вор!
Изношу я два крыла
и вернусь юна, бела –
в дом рабынь.
Ты придешь ко мне, к другой,
разомкнёшь разрыв-травой
сень дверей.
В ночь любви истратим жизнь,
утром старой скажут: "Сгинь,
ведьма, сгинь!"
Улыбнётся милый плут,
а меня опять сожгут...
пожалей!
***
Рифмовка интересная, сложная, а вот содержание показалось пустоватым и банальным.
На попсовую песенку похоже.
***
12 место - 2 очка
№ 12. "С кровью по нежной коже"
С кровью по нежной, нетронутой временем, коже
Жизнь вытекает и гаснет на левом предплечье.
Да, я любил тебя так, как влюбиться не может
Ни популярный артист, ни мажорик беспечный.
Вдохи и выдохи, чуткие сны и ангина,-
Беды делили, а радость на два умножали.
Я без тебя – пустота, я – твоя половина,
Острая грань на изящном холодном кинжале.
Слов было мало, и губ, и объятий, и ласки.
Небо к ногам. Мы по звёздам гуляли ночами.
Дура-луна от смущения жмурила глазки
И вековые дубы головами качали.
Но зашуршала засохшими листьями осень.
Ветер колючий, скитаясь по сумрачной чаще,
Сотни снежинок в шершавых ладонях приносит...
Редко со мной, а с иными ты ласкова чаще...
И не моя... Но другим ты достаться не можешь!
Слёз покаянья и скорби не примешь. Навечно
С кровью по нежной, нетронутой временем, коже
Жизнь вытекает и гаснет на левом предплечье.
***
"Но другим ты достаться не можешь!.. Жизнь вытекает и гаснет на левом предплечье."
ЛГ своей возлюбленной порезал вены на руке? Не нравится мне эта история. Воплощение тоже не ахти.
***
13 место - 1 очко
№ 3. "И стынет день"
И стынет день.
И дерево – не ты –
худеет с каждым осторожным вздохом.
У корневища, в слое бересты –
ползущий шмель.
И было бы неплохо
продлить его желание листвы.
Что может быть разумнее природы?
За стенками шмелиной головы –
пластичный шар синеет первородный.
И тянется, и силится бежать,
минуя свет – за запахи, за звуки.
Упорней перочинного ножа,
он кажется и мягким, и упругим.
И стынет день. И дерево скрипит.
Цепляется за вытертую крошку.
Ссутулившись от пыли и обид,
труху как мелочь сыплет на ладошку
твою. И в этом мнится суть,
положенного Богом мирозданья:
вот, вьется шмель, снуя куда-нибудь,
а вот – шмелиный разум отрастает;
вот, ненасытным видится песок,
желтеющий за наши корневища.
______________________________
Худеет дерево. Худеет каждый вздох.
Худеет обедневший водосток.
А ты живешь, ----------------------------
но кажешься остывшим.
***
Совсем не моё. Местами совершенно невразумительная для меня речь. "И дерево – не ты – худеет с каждым осторожным вздохом." Дерево осторожно вздыхает и от этого худеет? Что, правда? А я (читатель или ЛГ?) от вздохов толстею, надо полагать? "ползущий шмель. И было бы неплохо продлить его желание листвы." Хорошо бы продлить шмелю желание листвы? Это на каком языке? А рыбе было бы неплохо продлить желание воды, так что ли? А это что за вскрытие черепа в шмелиной нейрохирургии:
"За стенками шмелиной головы –
пластичный шар синеет первородный.
И тянется, и силится бежать,
минуя свет – за запахи, за звуки.
Упорней перочинного ножа,
он кажется и мягким, и упругим"?
По-моему, бред какой-то. Возможно, гениальный. И дальше в том же духе: "шмелиный разум отрастает", "песок желтеет за наши корневища", "худеет водосток"...