Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 465
Авторов: 0
Гостей: 465
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

ЧУДЕСА И ТАЙНЫ АЗЕРБАЙДЖАНА ИЛИ ПОКОЙНИКИ В КУВШИНАХ (Очерк)

Автор: maximilian
Оригинальная версия, иллюстрации: https://sites.google.com/site/dataraufcom/home/cudesa-i-tajny-azerbajdzana-ili-pokojniki-v-kuvsinah-1

Некоторые особенности обряда захоронения в кувшинных погребениях Азербайджана

Погребение покойников в кувшинах уходит своими корнями в глубокую древность и  охватывает ряд интересных периодов истории Азербайджана, начиная с Ахеменидского периода и заканчиваясь ранним средневековьем. В этот период в связи с дальнейшим развитием классового общества появляется и усиливается первое государственное образование на территории Северного Азербайджана – Албанское государство. Обряд кувшинного захоронения в те или иные периоды истории существовал у разных народов мира. Самые древние кувшинные погребения зафиксированы в Египте и Месопотамии в IV–III тысячелетиях до н.э.. Этот обряд был широко распространен в Малой Азии среди протохеттов в III-II тысячелетиях до н.э. Но в связи с открытием на территории Азербайджана памятников Лейлатепинской культуры (период позднего энеолита), где наряду с другими типами археологических памятников были выявлены также погребения в керамических сосудах, хронологические рамки этого погребального обряда были отодвинуты к IV тысячелетию до н.э. В дальнейшем новые археологические открытия на территории Азербайджана, в том числе открытия последних лет увеличили число подобных памятников.

Обряд погребения в кувшине заключается в том, что покойника размешали внутрь большого хозяйственного кувшина, а затем сам кувшин укладывали в могильную камеру четырехугольной или овальной формы. В это время обычно на поверхности могил наземных признаков не остается. Погребальные кувшины, как правило, укладывались в камерах в горизонтальном положении. Но иногда, правда очень редко, встречаются и вертикально стоящие кувшины. Погребальные кувшины имеют различные формы и размеры. Венчики у них обычно широкие, тулово вздутое и ссужается ко дну. Дно плоское, но иногда встречаются кувшины с кольцевым поддоном. Цвет у них в основном красный.

Несмотря на ряд локальных особенностей погребального обряда в кувшинах в разных регионах страны, в его исполнении прослеживается наличие некоторой закономерности. Это указывает на то, что население, хоронившее своих покойников в кувшинах, было носителем общей культуры.

Особенности обряда захоронения в кувшинах:

1. Все погребальные кувшины были уложены на боку в разных направлениях, в могильных ямах квадратного, прямоугольного, овального или круглого плана. Однако встречаются также глиняные погребальные кувшины стоящие вертикально. Наряду с кувшинами, уложенными в могильные камеры, встречаются кувшины, размещенные в катакомбные могилы, а также впускные кувшинные погребения. Кувшинные погребения встречаются также иногда в могильниках, относящихся к более ранним периодам. Встречаются также и смешанные погребения -  кувшинные погребения расположены в одном некрополе с другими типами погребений.

2. Покойников, как правило, хоронили в кувшинах, использованных в хозяйстве и пришедших в негодность. Часто встречались кувшины, покрытые белой известью или сероватой цементоподобной массой, что вероятно использовались для хранения пищи. Однако имеются и случаи погребения в кувшинах, специально изготовленных для погребального обряда. Погребальные кувшины обычно обладали широким и большим венчиком, шарообразным или грушевидным корпусом, относительно узким и плоским поддоном. Они, как правило, имели качественный красный обжиг, на их поверхность наносились разнообразные орнаменты из начерченных или лепных украшений. Детей хоронили кроме относительно малых кувшинов, также в сосудах других типов, и даже в черепках керамической посуды.

3. Покойников, как правило, размещали в погребальные кувшины в скорченном положении, на правом или левом боку, головой к устью, а иногда и к поддону. Были случаи погребения на спине. Покойников хоронили в одежде, с предметами украшения, иногда под голову клали камень. Если венчик кувшина не позволял размешать труп в кувшине, то разламывали венчик или поддон кувшина, а после размещения трупа эти места прикрывались частью другого сосуда. В некоторых случаях сосуд заменялся каменной плитой, кирпичом, большим булыжником и др. материалами. Иногда для полного размещения трупа в кувшин пользовались бревнами. В большинстве случаев выше поддонов погребальных кувшинов открывались маленькие дырки, говоря образно  для выхода души или в каких-то других ритуальных целях.

4. Можно сказать, что во всех погребениях в погребальные кувшины и вокруг них ставился инвентарь. В отличие от кувшинных погребений Грузии и Армении укладка больших камней вокруг погребений встречается в Азербайджане только в одном случае (в Нахичевани). Внутри погребальных кувшинов обнаруживались также орудия труда, оружие, разные предметы украшения, монеты, образцы глиптики, глиняные фигуры и множество других предметов. Со времен самых ранних кувшинных погребений со скудным инвентарем, с развитием этого обряда количество и разнообразие инвентаря повышается, тогда как в кувшинных погребениях позднего периода вновь наблюдается ее уменьшение.

5. В кувшинных погребениях обнаружены керамические сосуды разных размеров и форм, изготовленные вручную, а иногда и на гончарном кругу. Большинство из этих сосудов были изящно изготовлены и хорошо обожжены, но имеются и сосуды грубого изготовления и нестабильного обжига. У этих керамических сосудов разного назначения, красной, розовой, бурой, черной и др. окраски поверхность украшена прочерченными и лепными украшениями. В кувшинных погребениях встречались также сосуды, поверхность которых была полностью крашена, или же на их поверхность краской были нанесены разные геометрические, растительные узоры, изображения птиц. Во многих случаях, очажные следы, обнаруженные в могильных камерах, также относились предположительно к кострам, разожженным в ритуальных целях.

Памятники кувшинных погребений, несомненно, играют важную роль в изучении истории Кавказской Албании. Можно надеяться, что будущие археологические раскопки в этой области приведут к ряду продвижений в разрешении многих проблем в изучении кувшинных погребений, а это в свою очередь послужит умножению базы данных в исследовании истории Кавказской Албании.

Эти погребения могут считаться важным источником по изучению материальной и духовной культуры племен и народностей, заселявших Кавказскую Албанию. Кувшинные погребения зафиксированы почти, что во всех регионах Азербайджана. Они обнаружены даже на территориях не входящих в состав Кавказской Албании, или же на границах этого государства, в том числе в Нахичевани. Всего территории Азербайджана имеются более ста некрополей с кувшинными погребениями.

Подготовил Максимилиан
По материалам журнала Археолог

© maximilian, 11.02.2012 в 16:18
Свидетельство о публикации № 11022012161825-00254019
Читателей произведения за все время — 26, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют