«А не подарить ли ему велосипед? - предложила Таня, работавшая у них старшим лаборантом и слывшая очень мудрой женщиной. - Я гляжу, он всегда приезжает на работу на автобусе, в то время как многие в хорошую погоду ездят на великах: и для здоровья полезнее, и приятнее, чем толкаться в душном общественном транспорте.»
Действительно, многие научные сотрудники Академгородка пользовались велосипедами. Возле Институтов были даже оборудованы для них стоянки.
«А, может, у него уже есть велосипед, просто он на нём не ездит, - предположил кто-то из дискутирующих, - как бы это поделикатней у него узнать? Попробуем прозондировать этот вопрос за вечерним чаем.»
За чаем, как и ожидалось, основной темой беседы была прошедшая Женина защита, затем переключились на предстоящие отпуска. Кто-то поделился своими планами поехать в путешествие на Алтай на велосипедах. И тут Таня, как бы невзначай, спросила: «Женя, а у тебя есть велосипед?»
«Нет, - ответил ничего не подозревающий Женя, - но я о нём всю жизнь мечтал.»
И это было правдой. В Новосибирск, а точнее в Академгородок, Женя приехал относительно недавно. До этого он жил в Средней Азии, в Таджикистане, в маленьком зелёном городке Чкаловске. Кудрявый очкарик, которого за буйные кудри в школе дразнили Пушкиным, был неисправивым отличником: учиться ему нравилось. Однако, корпение над учебниками не мешало юному вундеркинду, как и многим мальчишкам их города, мечтать о настоящем велосипеде. Но он понимал, что для их семьи, состоящей ещё из мамы — бухгалтера со скромной зарплатой и бабушки, велосипед был непозволительной роскошью. А вот у Жениного лучшего друга Лёши это транспортное средство водилось, и товарищ иногда давал ему покататься.
Когда Женя впервые взгромоздился на велосипед и попытался крутить педали, то тот, словно ретивый конь, почувствовавший неумелого седока, просто-напросто скинул его, и мальчик плюхнулся на землю, больно разбив коленку. Позже ему всё-таки удалось кое-как укротить этого железного «коня», но руль всё равно слушался плохо и вилял из стороны в сторону.
«Ничего, - успокаивал себя Женя, когда я вырасту, я куплю себе свой собственный велосипед и тогда уже смогу ездить на нём хорошо.»
Когда мальчик учился в восьмом классе, к ним в Чкаловск приехал представитель из далёкой Сибири, чтобы провести среди школьников олимпиаду по химии. Победителям предлагалось поехать на учёбу в физико-математическую школу Новосибирского Академгородка. Отличнику Жене Медведеву стать победителем этой олимпиады не составило труда. Так он попал в Академгородок и остался там навсегда, став настоящим сибиряком.
...В субботу Женя с Любочкой, накрыв праздничный стол, с нетерпением ждали появления гостей. Когда позвонили в дверь, Женя со словами: «Наконец-то» кинулся её открывать. На пороге, улыбаясь во весь рот, стояли его коллеги — сотрудники лаборатории. Перед собой они держали сверкающий никелированными деталями новенький велосипед. Замерев от восторга, Женя не мог вымолвить ни слова. На помощь пришла Любочка: «Ну, что же вы встали у порога, гости дорогие? Заходите, закатывайте велосипед.»
«Неужели, это мне?» - наконец, вымолвил виновник торжества, оправившись от первого шока. «Тебе, тебе, - засмеялись его друзья, - будешь теперь поправлять своё здоровье и ездить на работу на велосипеде.»
Банкет прошёл на высоте: пили за новоиспечённого кандидата наук, в ответ звучали благодарственные тосты, много шутили, смеялись и танцевали. Любочка суетилась, то и дело бегая на кухню и меняя блюда. Вообщем, вечер удался.
На другое утро, пока жена, утомлённая вчерашними хлопотами, ещё спала, Женя решил испытать свой новый подарок. Он вынес велосипед на улицу и откатил его подальше от домов. Там начиналась петляющая по полю тропинка, ведущая к Обскому водохранилищу, которое все сибиряки любовно величали Обским морем.
Выйдя на тропинку, Женя развернул велосипед и, немного волнуясь, занёс над ним ногу. Первая неудачная попытка в далёком детстве ещё была жива в его памяти. Он осторожно присел на седло и, нащупав ногой педаль, крутанул её. Но сейчас, на удивление, велосипед оказался более послушным: он тронулся с места, руль вильнул несколько раз то вправо, то влево, но потом, почуяв крепкие руки седока, выпрямился. Велосипед, сначала медленно, но потом всё быстрее и быстрее понёсся по тропинке туда, где далеко впереди голубым зеркалом сверкало на солнце Обское море.
«Я еду, я еду, - в порыве радости закричал Женя, - как здорово, что у меня есть велосипед, он слушается меня!» Хорошо, что в этот ранний час ещё никого не было вокруг: постороннему наблюдателю было бы странным видеть взрослого мужчину, кричащего, как ребёнок. Кто бы понял, что он кричал от счастья?
...Очень жаль, что этим счастьем он пользовался недолго. Через год велосипед украли прямо с институтской стоянки.