Время летит и не за горами второе десятилетие ХХI века. Будучи еще школьником, я, заглядывая в будущее, представлял себе год 2000-й как некую, почти магическую, грань перехода в феерическое, яркое будущее, которое только могло нарисовать юношеское воображение. Сердце трепетало и дыхание захватывало при мысли о том, что может готовить нам век грядущий. Лекарство от старения, полеты в космос, освоение новых планет и о многое, многое другое, что было трудно даже и вообразить. Помню было неимоверно обидно от того, что могу и не дожить до этих прекрасных времен, а люди будут продолжать жить и радоваться всему этому. И, засыпая, я частенько плакал от обиды.
Так что же принес нам век XXI и что мы видим вокруг себя сегодня? А видим мы, что всё происходящее вокруг будто слилось в одну серую, монотонную массу посредственности. Малые, локальные войны, конфликты и соревнование в потребительстве смешались с вялотекущим техническим прогрессом. Ни тебе феерических открытий или прорывов в науке и технике, ни тебе кардинальных, эпохальных изобретений, ни тебе великих политиков, писателей, композиторов, а о поэтах, думается можно уже и вообще забыть и, кажется, навсегда. Где шедевры Голливуда, где всеобщий ажиотаж вокруг постановок Большого Театра? Всё уровнялось, приравнялось, слилось и смешалось в одну серую кашу. И если XX век можно условно назвать веком бурлящим, плотно вместившим в себя такое количество событий, которое едва ли произошло за всю предыдущую историю человечества, то начало нынешнего века вызывает ассоциацию с непрекращающимся монотонным гулом как в камере пыток, сводящим с ума своей рутинной однообразностью и заурядностью, отсутствием свежего воздуха, посредственностью, предсказуемостью и вялостью. Люди словно заснули в отсутствии явного врага, нависшей угрозы возможной глобальной войны, жёсткой руки, тоталитаризма и, окунувшись в иной тоталитаризм, – повальный тоталитаризм вещизма и потребительства, более не стремятся быть «впереди планеты всей».
Политики улыбаются друг другу, жмут руки, клянутся в вечной дружбе и одновременно пытаются оттяпать друг у друга куски трубопроводов и пяди территорий. Улыбки, гимны, саммиты, круглые и квадратные столы и опять улыбки...
А ведь были совсем другие времена, были времена великих открытий, времена великих прорывов, времена героизма и выдающихся личностей. Был Юрий Гагарин, был Валерий Чкалов, был Джон Кеннеди, был Нельсон Мандела, были, наконец, Владимир Высоцкий, Муслим Магомаев и многие другие... Список данный можно продолжать без конца. Да и особой надобности в этом нет. И дышать было легче, несмотря на гонку вооружений, железный занавес и прочие страшилки. Так неужели напряжение душ повышает содержание озона в воздухе?
Так что же это и почему это так? Интернет, который сблизил людей как никогда раннее и они находят всё, что им нужно в паутине социальных сетей? Нынче люди и дружат и враждуют по интернету, даже любят и оформляют браки! Детей пока разве что не рожают, но думается и это не за горами. Возможно, пройдут годы и вопрос этот ещё будет исследоваться и анализироваться пытливыми ученными, но сравнивая век предыдущий с веком нынешним, невольно задаешься вопросом – является ли эта разительная разница между ними всего лишь веянием времени или же феерический и яркий XX век был результатом противостояния двух систем, наличия конкретного врага, хотя и раздутого политиками, и постоянно нависшей угрозы войны? А витающее в воздухе ощущение врага порождало великие личности? Хотя связь здесь проследить довольно-таки сложно, но не зря говорят, что войны являются двигателем прогресса и дают толчок развитию общества в целом. Так почему же нынешний воздух «мирного» сосуществования так удушлив? Задаваясь этими вопросами, я перебираю ответы в голове и ясно осознаю, что одной из причин сегодняшнего вязкого, ленивого, но одновременно быстро-летящего времени, конечно же, является всепоглощающая страсть к потребительству, ещё не прошедшая эйфория от «вседозволенности» и бесконтрольности, плюс отсутствие требовательности к себе и к тем, за кого мы в ответе, гражданской сознательности, желания быть лучше всех и какой-либо определённой общественной идеи. Несомненно, есть и другие слагающие данного уравнения, но и субъективно перечисленные выше очевидно бросаются в глаза.
Кто-то может сказать, что век нынешний принес нам всё, а кто-то скажет – ничего, кроме страданий, ностальгии по ушедшим временам и всеобщего произвола. При этом и те и другие будут правы и, одновременно, не правы. Кто-то может возразить, сказав, что «несоветские» страны жили же в достатке и до того как началась вся эта заварушка на просторах СНГ и не испытывали особых затруднений в поиске иного, особого, пути. Но почему сегодня и они тоже вяло плетутся, не являя миру особых всплесков ни в чём? Успокоились за отсутствием общего врага? Обленились? Так то оно так, но, думается, что и такая вещь, как цепная реакция, существует не только в физике, но и в умах и душах человеческих тоже. Субъективно говоря, дал же в своё время Нагорно-Карабахский конфликт толчок началу всем остальным кровавым, межнациональным и регионально-этническим конфликтам на пространстве бывшего СССР и не только. Так же и процессы, происходящие в умах и настроениях людей в одной точке мира, особенно, в такой большой точке как та, где мы с вами живем, так или иначе, прямо или косвенно, отражались и продолжают отражаться на каждом из нас.
Так что же мы видим сегодня? А видим мы многое. Видим мы и то как бандитская группировка, «стоящая во главе» исполнительной власти на Кубани (по другому это и не назовешь) вырезает целую семью фермера вместе с гостями во время застолья. Наверное, фермер был сам виновен в том, что во время не уплатил в «казну» налог на прибыль, за что и был подвергнут столь жестокому «административному» наказанию. Видим мы и то, как средь бела дня избивают до полусмерти журналистов, а тем временем подписываются протоколы о сотрудничестве с ведущими компаниями об инвестировании средств в развитие инновационной зоны. Видим мы и то, как стремительно мчится жизнь в мегаполисах, тогда как в нескольких часах езды от них, люди нищенствуют, пьют безпробудно и не ведают вообще, что происходит в мире. И весь этот провал во времени имеет место быть и происходить в границах одной и той же страны! Видим мы и то, как ряженые шоумены и шоувумены развлекают публику дешевой попсой, а попроси кого-то из рукоплещущих вспомнить или напеть хоть один куплет песенки из тех, что они только слышали, вряд ли вспомнят. Юмористы отпускают плоские шуточки и пародии, всё больше на тему тещ, а чиновники монотонно глаголют с экранов телевизоров и в печати исключительно в рамках служебных инструкций, словно роботы, автоматом выдающие номера инструкций и положений, защищаясь таким образом от лишних, нежелательных вопросов. И не дай бог кому-то из них высказать своё, личное мнение. А есть ли оно вообще у них? Большой вопрос. Всё это можно смело отнести и к другим государствам СНГ и мира. В мире есть, конечно, картины и похуже, но мы-то с вами за это боролись, глотки драли и кровь проливали!
Контрасты... В Пекине, к примеру, в двух шагах от роскошных отелей ютятся полуразрушенные, нищенские хибары. То же самое можно увидеть и в Атлантик Сити – городе-казино и во многих других местах. Все это контрасты, да. Контрастом можно назвать и бездомных, спящих в коробках в Нью-Йорке, прямо на Манхеттене, - месте, где ворочают миллионами, - освещенные неоновым светом реклам или же парочку, занимающуюся любовью на матрасе едва прикрывшись легким одеяльцем, прямо на тротуаре на Трафальгарской площади в центре Лондона. Прохожие – ноль внимания, а с непривычки можно и наступить чего доброго. У нас же и контрасты получились по нашему – «хотели как лучше, а получилось как всегда».
Обо всем, происходящим сегодня, можно судить с различных точек зрения. Если судить с точки зрения фатализма, то все происходящее можно назвать неизбежностью, судьбой, мол, на роду человечьем написано. Если судить с точки зрения оптимизма, будет уместно утверждать, что человек сам кузнец своего счастья, мы всё преодолеем и, в конце концов, не мы, так наши дети и внуки заживут спокойной, благополучной жизнью. Но ни одна из этих точек зрения не будет являться абсолютно правильной и истинной. Любая будет отчасти субъективной, просто напросто потому, что нет истины в словах (во всяком случае до сих пор ее там не нашли), не кроется она и в молчании и только лишь Его Величество Время знает ответы на все вопросы.
Мои размышления за монитором не являются ностальгированием по временам ушедшим, попыткой дать ответы на затронутые вопросы. Это всего лишь небольшая толика гражданской позиции и впечатления человека, который остро ощущает, что если сегодня на левую чашу весов положить принцип – я ем, что бы жить, а на правую – я живу, что бы есть, то весы явно дадут уклон в правую сторону.
Возвращаясь к временам и нравам, хочется добавить, что сегодня все ещё помнят Листьева и Талькова, хоть век их и был недолог. Помнят все и Пеле, и Яшина... Все помнят, как бы их не критиковали и не насмехались над ними, Хрущёва и Брежнева. А вспомнят ли лет, этак, через 30-50 наши потомки кого-то из тех, творящих сегодня и претендующих на право вершить судьбы людские или на право быть названными звездами? Вопрос риторический, ведь сегодня люди сами выбирают и называют. А есть ли у них выбор?
Maximilian