1. Внимание к «именам» - тем образам, которые доминируют у каждого отдельного автора. Тщательный подбор названий произведений, стихотворных циклов, книг, сборников.
2. Равноценность формы, содержания и названия.
3. Внимание к языку. Мы есть то, что мы говорим. До октябрьского бунта в России было три стиля речи: высокий стиль, средний и «подлая речь». На языке «подлой речи» говорили люди дна, отребье, преступники. Уважающий себя мещанин языком «подлой речи» не пользовался. Научный язык был одним из вариантов среднего стиля. Высокий стиль состоял из церковнославянизмов, литературного языка и пафосной речи. После большевицкого переворота высокая речь была уничтожена (во многом как следствие реформы русского языка), высоким стилем стал язык науки, средний стиль приблизился к подлой речи почти вплотную. Номиналист пытается очистить язык на маленьком пространстве своего творчества. Нецензурная лексика ущербна. Одно нецензурное слово заменяет сотни слов с оттенками смыслов.
4. Содержательность. Смысловая наполненность произведений первична, эпатаж, красивость … вторичны.
5. Притяжательность. Творчество самоценно, это всегда – опыт о человеке. Если автор пишет о своём, то читатель о своём читает, а если автор пишет что-то глобальное, читатель видит – чужое. Поэзия – это всегда – своё или о своём.
6. Номинализм – литературное течение не вопреки, а во имя. Нет отрицания или, точнее, утверждение – первично.
7. Для номиналистов есть значимые ориентиры в русской культуре, своеобразные якоря, проявляющиеся аллюзиями в творчестве.
8. Инструментарий номиналиста ограничен печатным словом во всём многообразии: структурированный стих, академический стих, верлибр, графическая поэзия, малая проза, очерки, публицистика, художественная критика и многое другое. Материал – печатное слово. Этого достаточно.
9. Произведение не должно быть линейным, необходимы скрытые подводные течения, камни. Произведение должно содержать несколько смыслов и быть понятным. Разумное сочетание доступности и мысли.
10. Акцент на красоте вопреки моде на уродливое.
11. Изучение русского языка посредством личного творчества.
12. Мужество невозможного как противоядие от истерики возможности идеального.
13. Попытка к обратной реформе русского языка.
14. Запрет на псевдонимы, как декларация ответственности за написанное.
15. Стилизация как полновесное произведение.
16. Эпиграф как часть произведения.
17. Диалог поэзии как фрагмента и поэзии как целого (законченность и незаконченность).
Кратко о происхождении термина. Истоки номинализма – в античности. В раннем средневековье появляются и сами термины – «номинализм» и «номиналисты». Средневековые схоласты продолжают эту традицию (Беренгар Турский, Иоанн Росцеллин, У. Оккам, Ж. Буридан, Иоанн Дунс Скот). Понятие номинализма существует в философии, социологии, математике. Номинализм - в социологии - теоретико-методологическая ориентация, согласно которой реально существуют лишь отдельные индивиды и их социальные действия. Номинализм отрицает самостоятельное бытие общества и социальных систем, которые рассматриваются лишь как совокупность индивидуальных действий. Идея исключения абстракций стала одной из центральных идей современного математического номинализма - особой точки зрения на основания математики, возникшей в начала 20 в. в Польше (С. Лешневский, Л. Хвистек, Т. Котарбиньский, А. Тарский и др.), США (Н. Гудмен, У. Куайн, Л. Генкин, Р. Мартин) и в др. странах.
Современная доктрина номинализма: значение абстракции не является контекстно свободным; на абстракции следует смотреть как на "символические фикции" - термины, смысл которых определяется контекстом, а употребление служит своего рода сокращающим приёмом для формулировки вполне осмысленных утверждений о реальных объектах, особенно в тех случаях, когда этих объектов бесконечно много.
Номиналист – это человек, соблюдающий определённые правила и потому входящий в объединение единомышленников. Но не наоборот: человек вступает в объединение, а потом мучительно пытается исполнять правила.
Цели и задачи номинализма:
- обращение к языку, «современный традиционализм»;
- акцент на прекрасном;
- собирание живого творчества;
- возвращение поэзии в рамки поэзии;
- открытый диалог читателя с автором;
- приоритет личности автора, примат личного над общественным;
- незаконченность произведения как право на возвращение, как незакрываемость авторской темы.