http://www.grafomanam.net/poems/author/shuhrat/
marko: Традиционный вопрос. Какими путями-дорогами забрели на «Решето»?
— Случайными. Виновница моего появления на Решете – ola, собственно, это долго было ее инициативой, я не собирался возвращаться в сеть. Переупрямить меня почти никому не удается, редко меняю свои решения, но тут меня переупрямили по полной программе, в чем честно и признаюсь
Ириха: Шухрат — псевдоним. Почему именно это имя? :)
— Тоже отчасти виновата ola
Шухрат – любимый автор нашей компании из шумного прошлого бардовских фестивалей. Друзья однажды устроили шуточный обмен, записали его песни под моим именем, а мои стихи – под его, и дали в широкие массы. Шухрат был в то время уже очень популярен, и ответная реакция оказалась предсказуемой – его песни (в моем лице) приняли прохладно, а на стихи было множество отзывов. Конечно, потом замена была обнародована, но творческий псевдоним у меня так и остался.
Кошь: Расскажешь что-нибудь о своей работе?
— Особо рассказывать нечего, в разное время пробовал разные профессии. Горы всегда были на первом месте, и работа нужна была денежная, но привязанная к свободным сезонам. Много лет занимался фасадной реставрацией, до сих пор иногда возвращаюсь. Неудобство только одно: основной сезон работы приходится на летние выезды, всегда приходилось выбирать одно из двух. Благодаря первой жене увлекся журналистикой, иногда писал аналитические обзоры. Сейчас основное занятие – преподавание. У меня мастерский разряд по горному туризму, все свободное время уделяю подготовке команд, подготовке младших инструкторов. Походы (с точки зрения работы) вторичны, это больше жизнь, чем работа.
Ириха: И вообще, расскажи о себе, а то ты для нас такая тайна :)
— /озадаченно/ а что я, по-твоему, сейчас делаю?
Биография подвигами не блещет. Родился, учился, женился. Теперь повторяю все, кроме первого пункта, довольно часто
Кошь: Это у тебя первое интервью будет или уже было что? ;)
— Много. В молодости был бурный роман с журналисткой крупного московского телеканала. Она очень мной гордилась, несколько лет старалась привлечь ко всей своей работе. Дошло до того, что возмутилось начальство. Нам поставили ультиматум: или мы женимся, или начинаем вести передачи вместе, или прекращаем этот балаган. О женитьбе девушка не хотела даже слышать, все мысли били только о карьере, а вести передачу у меня не хватало опыта. Поэтому балаган прекратили
Кошь: Есть ли в твоей жизни препятствия, которые ты не преодолеваешь, а обходишь?
— Есть. Некоторые спортивные маршруты, бестолковых начальников, некоторых женщин.
Юношеский максимализм давно в прошлом, если я вижу, что маршрут сейчас непроходим, вернусь обратно. Мастерский разряд закрывал лет 6, в итоге получил его и остался жив. Считаю, что любое геройство должно быть оправданным, любой риск должен иметь под собой твердую почву, иначе это становится глупостью и теряет смысл. Мертвые герои никому не нужны, особенно себе.
С конфликтным начальством не работаю в принципе, ничего хорошего от шефа-самодура на фирме не произойдет.
Что касается женщин – не люблю продажность. Если женщина сама не в состоянии сохранить свою душу, не мне ее (женщину) учить. Можно быть последней шлюхой, но оставаться при этом человеком. Мужчин это, кстати, тоже касается.
Кошь: Ты сам-то глубоко внутри — не кот ли? ;)
— Вполне возможно Если вспомнить старую расхожую фразу – любой мужчина глубоко внутри или кот, или свинья. Из предложенного набора предпочитаю быть котом
Ириха: Говорят, что ты сам сочиняешь музыку — это правда?
— Музыку – это громко сказано. Одно время пробовал писать песни, но больше для себя. Я не аранжировщик, все попытки "на трех аккордах" оставались в кругу друзей. С удивлением недавно узнал, что некоторые диктофонные записи нашли пристанище на дисках, до сих пор не знаю, какие именно. Мне так и не переслали
Ириха: А расскажи о своей системе ценностей (жизненных, естественно).
— Сложный вопрос. Для меня очень важны честные отношения, хоть в работе, хоть в любви. Болезненно переношу ложь в любом виде. Иногда меня ставят перед фактом, что какая-то информация или событие разглашению не подлежат, если это затрагивает меня и противоречит моим взглядам – стараюсь до последнего выйти из игры. Были моменты, когда выйти не получалось, для меня это заканчивалось глобальным сплином, выбивало из жизни надолго.
Ириха: Есть ли у тебя заветная мечта? Желательно ее озвучить, но, если секрет, то не настаиваю :)
— Съездить в Гималаи. Я слишком оторван от современного мира, и слишком связан с горами. Возможно, это повлияло на отсутствие общепринятых норм комфорта, мне гораздо уютнее вечером на берегу очередной реки, чем дома в четырёх стенах. Если долго никуда не выезжаю – начинаю задыхаться.
Ириха: Что для тебя женщина?
— Всё. Всё, потому что женщину видишь с рождения. Сначала это мама, потом появляется подруга, потом жена, у некоторых жизнь продолжается в дочерях.
Это единственное создание, ради которого стОит жить и стОит оставаться человеком.
Ириха: Как пишешь стихи: с лёту или долго обдумываешь?
— По-разному. Если есть настроение и тема – спокойно пишу экспромты, которые можно сразу вывешивать без правки. Но я люблю жить в стихах, прочувствовать до последней буквы, поэтому даю им время появиться самостоятельно, когда они сами будут к этому готовы. Что касается времени - живу в них долго, потом быстро записываю. Если стихотворение уже сформировано в мыслях и образах, необходимые рифмы автоматически приходят сами.
Ириха: А прозу писать не пробовал?
— Прозу писал много, но это было давно. Некоторые рассказы тут же публиковались, почему-то у редакторов я шел нарасхват. Сам ничего особенно в рассказах не находил, обычные тексты, каких сейчас сотни на каждом сайте. Перечитывал через время – находил такую кучу ошибок, что до сих пор остается загадкой "печатное" прошлое.
Ириха: Какие у тебя литературные предпочтения (пристрастия)?
— Список может оказаться очень длинным. Из основных – Булгаков, Стругацкие, Катаев ("Алмазный мой венец" до сих пор считаю одной из величайшей книг прошлого века), некоторые романы Олди и Лукьяненко, Клюев, Фаулз, Веллер. И на этом же фоне - Домбровский, Ефремов.
Две книги, которые никогда не убирались со стола – орфографический словарь и справочник редактора
Из поэзии – однозначно Бродский. Тяжело видеть, как из него сейчас делают икону, никакой иконой он не был, но нынче это модно. По современникам - Кенжеев, Царёв, Кабанов, некоторые стихи Цветкова. Недавно коллекция любимых авторов пополнилась Жумагуловым, чему несказанно рад.
Никогда не буду читать Донцову, с моей точки зрения это не литература. Буквы в переплёте, для кого-то - интересные, для кого-то – жизнеутверждающие, но это не литература. В одном из интервью БГ сказал, что есть музыка, а есть эстрада; первая заставляет думать, вторая – размножаться. Вот это, как раз, второе.
Ириха: То же, про музыкальные :)
— Тут еще сложнее. Не разделяю музыку на жанровые пристрастия. Иногда рок, иногда блюз, иногда заносит в авторскую песню. От рока начал отходить, он становится слишком фальшивым, в качественной авторской песне искренности больше.
Из самых любимых - Григорий Данской. "Ивиковы журавли" и "Ангелы на шариках воздушных" прошли через много лет и не потеряли актуальности.
Ириха: Путешествовать любишь? Где бывал, что видел, куда хотел бы попасть?
— Путешествовать люблю очень. Это моя вторая жизнь, вырос около гор и всегда стараюсь к ним вернуться. Объездил много – Крым, Кавказ, Алтай, Урал, Тянь-Шань. Самая заветная мечта в этом плане – поездка в Гималаи. Скорее это даже мечта детства, переросшая детство, но так пока и оставшаяся мечтой.
Garrison88: Извините за немного заезженный вопрос. Что является для вас источником творческого вдохновения? Спасибо.
— Люди, мир, прочитанные стихи. Собственно, вдохновение мне не нужно. Если нахожу что-то интересное для себя, то пересказываю своими словами, своими ощущениями. Записываю редко, большинство подобных событий так и остается в виде размышлений.
Арунка: Времени нет… времени нет… ээ… о чем я? что надо сделать? Аааааааа. Я хочу знать всё и сразу! Ладно… Скажи хотя бы… ты веришь в судьбу? Как относишься к фразе «всё, что ни делается, все к лучшему»?
— В судьбу верю. Но верю в судьбу, которую каждый человек творит сам. Очень легко все списать на фатализм, это пахнет детскими играми "меня обидели, но так и должно было случиться". Я предпочитаю сам отвечать за свои поступки и сам планировать свою жизнь. Не скрою, удается далеко не все. Возможно, даже есть события, которые обязательно должны произойти в судьбе человека, что-то крупное и масштабное, или наоборот, какие-то очень важные мелочи. Но на всю судьбу "по готовому списку" я не согласен
К указанной фразе отношусь отлично. Всё, что ни делается, всё к лучшему. Это опыт.
Арунка: Твой Бог… какой он? Действительно пьянствует по соседству?
— Иногда веселый, иногда грустный. Иногда просто хочет подурачиться, и тогда случается что-то из ряда вон выходящее. Иногда очень хочет поговорить, просто так, с кем угодно. Единственное, что есть всегда – он всегда одинокий. Но уже давно перестал это замечать.
Арунка: Хотел бы что-нибудь в себе изменить? Часто совершаешь поступки, за которые потом стыдно? … и …и …эх …убегаю, пусть другие спрашивают:)
— Уже редко. В том смысле, что разрешил себе быть самим собой. Если какие-то поступки вызывают неудовольствие окружающих – в первую очередь, даю оценку своим действиям сам. Если оценка положительная, то мнение окружающих перестает интересовать; если отрицательная – стараюсь исправить положение. Толку от самого стыда не вижу никакого, можешь – делай, не можешь – не делай, но полностью зависеть от общества считаю для себя излишним.
Rosa: Ваше самое крупное жизненное фиаско?
— Когда понял, что стал писать лучше своей первой жены, у которой учился. Это очень спокойная и мудрая женщина, она вежливо ушла в тень, а я надолго вообще забросил литературу, не мог смириться с таким положением вещей. К стихам потихоньку возвращаюсь, а прозу с тех пор так и не пишу. Сейчас уговорили выйти на прозаическую номинацию в "Осенних тетрадях", сначала отказался наотрез, но потом понял, что если жизнь толкает на возвращение – противиться бесполезно.
Попробую вспомнить, что такое проза
Rosa: Самая большая удача?
— 1995 год. Он принес сразу три удачи: первая поездка на Тянь-Шань, знакомство со своей будущей женой и длительная командировка в Москву, благодаря которой первый раз попал на Патриаршие. До этого все московские поездки укладывались в жесткий график. Москвой был сыт по горло, но вот Патриарших не хватало.
Rosa: За что Вы особенно благодарны своим родителям? За что обижены на них?
— Очень благодарен отцу, что выбил мальчишескую дурь. До сих пор во многом остаюсь мальчишкой, но знаю, какие грани лучше не переходить. Часто спорим, только это уже другие споры, более спокойные. Стараюсь видеться пореже, в родительском доме мне тяжело, сразу начинаю вводить свои порядки, а это обижает маму.
Обиды нет никакой. Раньше считал, что родители больше любят младшую сестру, считал себя неудачником. Время все меняет, у нас с сестрой разные цели, каждый добивается именно своих. А делить нам нечего, мы с ней одной крови.
Rosa: Что предпочитаете: спокойную жизнь без строки или смятение, рождающее стихотворение?
— Спокойной жизни у меня быть не может, значит, и стихи будут
Rosa: Какая особенность притягивает к Вам людей? Что может от Вас оттолкнуть?
— Что притягивает сказать сложно. Женщины слишком сильно реагировали на внешность, вообще на внешний вид. Вал писем, приваты, потом звонки. После целого ряда истерик убрал из сети все фотографии и больше размещать не буду. Литература к внешности не привязана никак, делать акцент на обаятельной мордашке и писать при этом полнейшую чушь (что делают многие) мне не интересно. Стараюсь общаться с людьми только через слово, не визуализируя его.
Недавно мне сказали, что притягивает моя "таинственность". Увы, никакой тайны я из себя не делаю, у меня есть личное пространство, куда вхожи очень немногие, но каждый сам для себя определяет размеры этого пространства. Никакого позёрства нет, обычная необходимость.
Оттолкнуть могут замкнутость, резкость. Резкость суждений мало кому нравится.
Может оттолкнуть дух соперничества. Редко выхожу на соревнования и поединки, но если выхожу – соперник я сильный, а этого не прощают. Не люблю соревноваться с заведомо слабым, но и под танки бросаться - поводов нет. Всё должно быть в меру.
Rosa: Что такое «любовь»?
— Очень странное состояние, когда начинаешь сворачивать ни в чём не повинные горы и делать множество ненужных действий. Потом оказывается, что нужно было делать всё в точности до наоборот, гораздо тише и спокойней
Попробовать надо обязательно, даже не раз. Чтобы жить в любви постоянно – нужно или постоянно меняться самому, или постоянно менять партнерш. Изменения в таких масштабах рано или поздно надоедают, останавливаешься на каком-то среднем варианте. В частности, не вижу ничего плохого, что может существовать жена и любимая женщина. Первая не страдает от повышенного внимания, вторая – от угнетающего быта. Реакция женщин на такой взгляд, обычно, резко отрицательная, но я не боюсь открыто строить свою жизнь так, как многие другие строят втихаря.
Мужчина слишком хищник по природе, чтобы не попытаться завоевать Самую Лучшую. Потом понимаешь, что "завоевать" и "удержать" – разные вещи. А потом – что "удержать" и "чтобы осталась сама" – еще более разные. Через время задумываешься, зачем рядом с тобой этот человек, так ли хочешь ее присутствия.
Уходишь, остепеняешься, создаешь семью, продолжаешь род; опять находишь Самую Недостижимую, и завоевываешь с завидной периодичностью всю оставшуюся жизнь. Вот примерно так
Когда в очередной раз глобально ссорился с любимой, со мной сразу что-нибудь случалось: попадал в аварию, чп на работе, неприятности в жизни. Иногда шучу, что если захочу свести счеты с жизнью, мне будет достаточно просто расстаться с этой женщиной
Popoed: Очень удачное помещение вопросника для меня, поскольку вот именно сейчас я начал «по-серьезному» интересоваться вашим творчеством (совпало просто, совершенно случайно) :))) Я б узнал вот что: 1. Как давно вы пишете? Разделяете ли этапы своего творчества — не просто «детские-взрослые» (если и вовсе такое было), а, как говорят физики — некие фазовые переходы, изменение «состояния», повлекшее изменение тем и способов выражения?
— Пишу с детства.
Что касается этапов творчества, не стал бы выделять в литературе детские стихи, юношеские, взрослые. Сейчас взрослеют рано, детвора пишет глубокие и мудрые стихи, это хорошо для литературы, но плохо для таких ребят: характерный признак, что у многих не было детства.
Меня внешние изменения задевают, но не являются двигателями прогресса. Гораздо важнее оказывается очередная переоценка взглядов и поступков, вот это может сильно изменить темы стихов и стиль изложения.
Popoed: 2. Не пытались ли когда-либо писать что-то, (условно) похожее на другое произведение — т. е. вот прочли некое, скажем, стихотворение, и внутри что-то созвучное отозвалось, так, что не сесть и не излить что-то невозможно — было ли такое?
—Человек вообще редко создает что-то новое, а в литературе – так и подавно. За столько веков существования творчества сказано абсолютно всё, тысячи поэтов и писателей рассказали о своих чувствах и ощущениях. Масса современных авторов похожа друг на друга, выделяются буквально единицы, но зато выделяются ярко и с первых же строк. Чем? Сказать трудно. Образ мыслей, наверное. Совершенно нестандартный взгляд на вещи, умение это донести до окружающих, чтобы у читателя непроизвольно вырвался возглас удивления и восторга. От хороших стихов получаю невероятное удовольствие, разумеется, хочется ответить или поразмышлять на тему прочитанного. Большинство моих стихов – именно ответы, реакция на стихи, на чьи-то мысли, на людей. Не вижу в этом ничего плохого, ставлю эпиграф из строчек понравившегося автора и пишу свой взгляд. Некоторые критики называли такие работы "серьезными пародиями", в том смысле, что получаемое стихотворение пародирует оригинал уж очень отдаленно, даже авторы оригинала частенько не замечали "пародийности" и воспринимали как вполне самостоятельную работу. Даже если это новый жанр – не имею ничего против, для меня такое положение дел вполне естественно.
Popoed: 3. Различаете ли вы «женскую» и «мужскую» лирику? Даже если «нет» — не замечали ли чего-либо, что особенно хорошо удается передать именно женщинам, и что-то, подходящее для мужчин? Даже не только касательно тем, а возможно, и способов передачи — размер, ритмика и т. д.
— Пожалуй, различаю. Был период увлечения Кабановым и Цветковым, после которого женскую лирику читать не мог вообще. Все перевернули сначала ola "Старомосковским", потом Родионова. Ольга в этом плане гораздо мудрее и гораздо более выписана, если попробовать определить планку для качественной женской поэзии, то для меня будет именно Родионова, пусть и не все у нее воспринимаю одинаково.
После Ольги стало интересно попробовать самому написать от женского лица. Не скажу, что не получилось совсем, но это не стихи, скорее попытка знакомства с обратной стороной медали. Опыт был интересным, к примеру, "Колыбельная для КОШЬки" как раз более женские веяния. С другой стороны, в лирическом посвящении девушке по-другому и нельзя.
Предвидя ваш незаданный вопрос, отвечу – да, считаю, что многие мужчины пишут ближе к женской лирике, а некоторые женщины – ближе к мужской. Видел много мужчин, пишущих хорошо и "очень по-женски" из-под женских клонов, почти не видел женщин, которые в состоянии сделать наоборот. Очевидно, сказывается женская натура – сквозь жесткость и резкость проглядывает сочувствие, переживание, сопереживание.
Качественная женская поэзия – все равно отчасти плач, даже если там сплошная гордость и неприступность. Нет-нет – и проглянет горчинка. Мужчин сносит в сторону смеха, издёвки. Можно написать хорошую мужскую лирику, стерильную от сарказма, вот только некая властность там останется при любом раскладе. Мужчина – победитель по жизни, это в крови, воин умирал с улыбкой, а пленники шли на плаху со смехом. Против себя, против мира – но со смехом. Недаром один из самых интересных богов Скандинавии – не Один, а Локки. В поздние времена он стал богом предательства и лжи, а изначальные его предназначение – именно бог смеха. Конечно же, смех бывает разный, от улыбки до безумия, но викингам была очень важна эта составляющая жизни, недаром северянки плачут гораздо меньше южанок, - старались перенять у мужчин эту черту, тем самым как бы перенимая силу.
Sarah: какая Ваша бездна?
— Без Дна
Считаю одной из лучших трактовок образа Бездны – серию романов "Бездна голодных глаз" Олди. Это ранняя работа авторов, но по силе и по философской составляющей (под кажущейся простотой) имхо превзошла многие более поздние работы. Отличный соавторский дуэт, как по мне – удачно не всё, но очень многое.
Rosa: Представьте — происходит что-то неприятное: обругал прохожий почем зря, облила грязью машина, нахамил начальник или произошло что-то подобное… способны ли Вы все эти мелочи или НЕмелочи забыть, не обратить на них внимание или как вообще Вы отреагируете на все это?
— Реагирую спокойно, с улыбкой. Если это действительно мелочи, то повода для обид и злости нет по факту, если что-то серьезное, то все равно есть смысл спокойно обдумать происшедшее, а уж потом принимать решение. Чаще всего злятся люди, у которых что-то неладно в жизни.
ola: Хе-хе ) пару часов назад обсуждали с Кошь вопрос «успеем ли мы еще поставить пару отпечатков лапок, или все закроют без нас». Пользуясь тем, что знаю твои слабые стороны — порция каверзных вопросов:
ola: Что для тебя важнее в поэзии, форма или содержание? Можно ли пренебречь чем-то?
— И сразу пошла в бой артиллерия…
Отсутствие формы в поэзии – это проза. Даже в прозе нужно некое композиционное построение, но законы жанра позволяют гораздо больше вариантов. Если автор берется за поэзию, то имхо он обязан соблюдать рамки формы, их не так и мало, хватит на всех; от самого автора зависит, каким содержанием наполнится выбранная форма. Пренебречь здесь ничем нельзя, ни один "мерс" не тронется с места без движка, даже если у него протюнингованный кузов. И движок без всего остального далеко не уедет. В поэзии, в общем-то, так же…
В этом и заключается мастерство – при жесткости формы дать такое свободное повествование и такую качественную смысловую нагрузку, чтобы форма перестала быть заметной, перестала обращать на себя внимание.
ola: Отношение к глагольным рифмам. К себе ты категоричен, а к другим?
— Глагольные рифмы я не признаю. Всегда можно найти вариант, при котором такого приёма удастся избежать. Бывают очень удачные варианты использования редких глагольных рифм, можно закрыть глаза и согласиться с автором, если это одноразовое явление. В остальных случаях считаю глагольную рифму авторской халатностью, мастерство не нуждается в упрощении жизни такими путями. При достаточном словарном запасе сложностей с плавной поэтической речью не возникает.
ola: Основные критерии ПОЭЗИИ.
— Свобода повествования, "чистый" язык, честность, отсутствие штампов и смысловых ляпов. Как ни странно, время добавило еще один важный пункт – наличие смысла Раньше это подразумевалось, сейчас становится действительно серьезной проблемой. Ничего не имею против потока сознания, если при этом качественно передается состояние автора. Иногда пробовал и сам, было интересно поэкспериментировать, но дальше экспериментов дело не пошло.
Что касается поэзии вообще – главные критерии: интересность и "неизбитость". Понятия весьма субъективные, первые 200 раз и "берёзы-слёзы" выглядят относительно неплохо, здесь всё зависит от эрудиции автора и читателя. Чем выше уровень культуры и начитанности обоих, тем интереснее может быть взаимное знакомство.
ola: Какая она, современная поэзия? Да и сетература тоже. Нужны ли «бумажные» стихи?
— Для меня поэзия должна быть "в бумаге". Чтение с монитора ближе молодежи, я так и не смог привыкнуть и перестроиться. Половина жизни проходит в поездах, нет ничего приятнее хорошей книжки в дорогу. Думаю, что все старшее поколение относится к бумажным изданиям очень трепетно, ощущение хорошей книги в руках сродни глотку чистого воздуха или редкого вина.
Какая сейчас поэзия? Разная. Много амбиций и одинаковости, но попадаются стихи и авторы, от которых дух захватывает! Такого рода восторг был, к примеру, после "Коктебеля" Игоря Царёва. http://www.grafomanam.net/poems/view_poem/25418/
Нельзя говорить, что сейчас поэзия плохая, а раньше была хорошая. В любую эпоху были свои бездари, гении и непризнанные гении, и это нормально. Не каждый выдержит Камю и Сартра, некоторым нужны Донцова и тексты уровня "Руки вверх". Ничего не имею против творчества Дарьи, для кого-то пусть оно остается интересным и нужным, но такие шедевры категорически не для меня.
ola: Кто из авторов тебе ближе по духу?
— Да всё те же. Игорь Царёв, Михаил Левин и Ербол Жумагулов. У первого – невероятное чувство слова, остальные близки по взглядам, по образу мыслей.
ola: Любимая книга? И, соответственно, какая больше всего не понравилась?
— Булгаков, "Мастер и Маргарита". Кроме того, что книга мне нравится как произведение, она постоянно присутствует в моей жизни.
Все самые дорогие мне люди тоже выделяли именно это произведение, как одно из любимых, я даже шутил иногда, что если мне встречается человек, равнодушный к "МиМ" – вероятнее всего близко не сойдемся. Видимо, для любви к этой книге в человеке должны быть основополагающими какие-то определенные качества, которые и притягивают друг к другу людей того же склада.
Что не понравилось – сказать труднее, если мне не нравится книга, то я переключаюсь на что-нибудь другое, не ставлю себе за цель "обязательно дочитать до конца". Скорее, назову даже не книгу, а направление – очень не люблю бульварное чтиво.
ola: Удачна ли школьная программа по литературе? Почему?
— Зависит от того, что считать школьной программой. Общеобразовательная школа мало что дает, вместо желания познакомить учащегося с величайшим богатством, она сделала всё, чтобы целое поколение (и не одно!) этого богатства лишилось. Сейчас вводится фрагментарное чтение произведения – это вообще убийство литературы.
Преклоняюсь перед преподавателями, которые способны увлечь своим предметом на всю жизнь, подарить школьнику не учебник, а огромный мир.
Гораздо лучше обстоят дела с творческими программами частных школ, там и учебники написаны совершенно по-другому, и структура урока сильно отличается. Но и здесь на преподавательские плечи ложится основная нагрузка, отбить охоту от предмета очень легко.
ola: Редактор — это Диавол, портящий гениальные произведения, или санитар леса?
— Всё зависит от редактора. Если автор присылает работу "разришыте мине прачетать вам сваи стихи" – честь и хвала редактору, который данного пиита в люди не выпустит. Дальше может быть несколько вариантов: или приводить "шедевры" в читаемое состояние, или учить автора, или прощаться с ним сразу.
Сталкивался и с обратной стороной медали, когда редактор весьма невысокого уровня образования (либо прескверно пишет сам), и всеми силами пытается задавить любое проявление хорошего творчества.
Всё зависит от конкретного редактора и конкретной ситуации. Если говорить в общем, то считаю редакторскую деятельность полезной и нужной, она хоть как-то сдерживает поток самой низкопробной литературы и самых безграмотных авторов.
ola: Отношение к албанскому и инвективам?
— Всегда было отрицательное. В жизни можно делать все, что позволяет внутренняя цензура, в поэзии есть некоторые рамки. После экспериментов Плахова и Свириденко к ненормативу отношусь с улыбкой, для мастеров не проблема соорудить хороший домик из любого стройматериала. Пусть балуются
ola: Как считаешь, раннее признание портит молодежь или дает ей заслуженный старт?
— Портит. Человек привыкает к похвалам и, как правило, перестает работать и воспринимать любые замечания. Рано или поздно такой "гений" попадает в жернова серьезного жюри и может вообще бросить писать.
Литератор должен быть хоть немного борцом в душе, не бояться критики и не бояться любой реакции окружающих. Автор без постоянного поиска, творческого роста и внутреннего трагизма может смело получить лавровый венок настоящего графомана и на этом успокоиться.
ola: Твое отношение к критике. Какой она должна быть? Можно ли жалеть автора?
— Мне не нравится слово "жалеть" в данном контексте. Если автор состоялся как уравновешенный человек, то он в состоянии спокойно выслушать любое мнение. Люди разные, кому-то нравится творчество одного и не нравится творчество другого, но есть личные пристрастия, а есть литература. Кто-то из автором может не попасть в круг основных пристрастий, но при этом писать отличные стихи, и критик (если он критик!) способен рассматривать любой текст не только с точки зрения личных пристрастий, но и с точки зрения мастерства вообще.
Отношение к критике - вполне нормальное, если это критика. Если же это попытка сведения счетов или голословные утверждения, данное мнение меня не интересует.
ola: Почему вернулся в сетературу? Если не ошибаюсь, возвращаться ты не любишь.
— Не люблю
Жизнь диктует свои правила, глупо было бы превращаться в барана и биться лбом в свежепокрашенные ворота. Если у меня появился серьезный повод для возвращения, не вижу причин им не воспользоваться.
ola: Нужны ли поэтические конкурсы? Мужчины любят отстаивать свою территорию, есть ли у самого желание побороться?
— Конечно, желание побороться есть. Дело не в самой борьбе, а в постоянной проверке себя на прочность, проверке своих сил. Азартом "ради наград" не обладаю, это приятные дополнения и не более того. Конкурсы не дают расслабляться, очень полезный факт, и особенно полезный для среднего звена. Молодежь идет вперед за счет амбиций, состоявшийся автор постоянно контролирует себя сам, а промежуточная прослойка быстро заплывает жирком и перестает работать вообще.
Конкурсы нужны, но только в случае хорошей организации, иначе получается фарс.
ola: Что можешь назвать гениальным произведением, и что (как читатель) можешь простить автору?
— Гениальное произведение, на мой взгляд, это редкий зверь, при виде которого я реагирую именно так, как задумывал читательскую реакцию автор произведения. То есть, если автор стремился вызвать безудержный смех, и я смеюсь после прочтения - произведение гениально. Через трагизм проще синхронизировать задумку автора и читательские эмоции, этим многие пользуются с переменным успехом, но мастеров много не бывает, общая масса едва дотягивает до среднего уровня.
Что могу простить автору - в каком смысле? Как автору произведения, или как человеку? Если первое, то почти всё. Если речь идет о моральном аспекте, мол, всё ли прощается гению (именно как человеку), то вынужден огорчить: я не рассматриваю произведение и его создателя совместно. Есть литература, а есть люди. Человек может писать гениальные стихи, но быть при этом последней сволочью.
ola: Легко ли правишь стихи? Надо ли дать работе вылежаться перед публикацией, или шедевры готовятся сразу? Нужна ли вообще правка?
— Правлю. О лёгкости здесь говорить нельзя, есть необходимость. Когда дозреваю до осознания необходимости что-либо изменить, меняю спокойно и сразу.
Моё мнение - работа вылежаться должна. Ребенку отведено 9 месяцев для подготовки к рождению, чем отличаются от ребенка стихи? Речь идет не о годе лежания "в столе", и не о месяце каждодневного перечитывания, всё должно быть в свой срок. Одним стихам необходим год, другим - 10 минут. Мы никуда не спешим, пусть строчки проявятся, заиграют всеми красками, покажут собственные слабые места до публикации.
ola: Как оцениваешь собственное творчество? Что это для тебя, и чего бы хотелось достичь?
— Своё творчество не оцениваю. У меня есть постоянные читатели, которым важны стихи вне моей личности и вне моего мнения о творчестве читателя. Я не боюсь сказать человеку, что он пишет плохо, на качестве моих стихов это не отразится. Забавно, но на количестве постоянных читателей тоже не отражается
Не всё так плохо в сетературе
ola: И, кстати, твое отношение к Пушкину и прочим классикам.
— Уважение, но не любовь. Я не ставлю знак равенства между словами "классик" и "хорошее произведение". У любого классика достаточно ляпов и прочих досадных мелочей, классические произведения ценны для меня не своей непогрешимостью, а своей новизной для ТОГО времени. Если быть честным, то классику часто бывает трудно воспринимать в отрыве от эпохи, от автора, от времени и нравов. С колокольни 21 века не виден протест 18-го или трагизм 19-го. Как раз пример того, как произведения из литературы становятся историей, не теряя при этом литературности.
ola: Женщина, пишущая стихи — поэтесса или поэт?
— Вот думал, задашь ты этот вопрос, или нет…
Хорошо, сдаюсь
Я вообще не принимаю слово "поэтесса". Это что-то пренебрежительное и вызывающее, вроде высказывания "а, и эта тоже решила стишками побаловаться… ну-ну…".
Есть слабые и бездарные авторы (как женщины, так и мужчины), категорически не принимаю девичьи "розовые слюни" (имхо это не поэзия вообще), никак не отношусь к верлибрам и белым стихам (это как по мне – просто лень автора), - но какой смысл делить литературу по половому признаку? Это хроничесткое желание во всем сравняться с мужчинами, даже в названии профессий. Господа, профессии не имеют пола, это род занятий!!! Если есть женщина-врач, кому хуже от того, что она – отличный специалист?
Есть "общепринятые исторически сложившиеся" профессиональные различия (например, певец и певица), но даже эти слова уже позднего толка - гораздо более древнее, например, biard (сказатель), которое дало в одну сторону английское bird (птица), а в другую – название странствующих менестрелей – бард (bard). И современное направление бардовской песни уходит корнями не в протесты 20-го века, а именно сюда.
Давая профессии мужское название, древние оберегали любого человека, принадлежащего к профессии, как бы передавали мастера под защиту более сильного (по физическим параметрам) пола. Даже рукоделие на Руси попадало под эти правила, вполне расхожие фразы: "искусница, кружевных дел мастер", "мастер по золотому шитью". Это позже такие формулировки были заменены на "кружевницу" и "портниху", раннее значение этих слов – подмастерья. К примеру, назвать мастера "портнихой" было равносильно отказу от сделанной работы и полнейшему пренебрежению к опыту и умениям исполнителя.
Аналогично и с поэтессами. Есть авторы, которые хотят выделиться. Если для них такой статус - единственный шанс, – ничего не поделаешь. Но у настоящей поэзии нет пола и возраста, она либо есть – либо нет. У любого хорошего ПРОИЗВЕДЕНИЯ есть АВТОР. Никому в голову не придет официально называть девушку "авторицей", разве что в шутку или между собой. Так откуда тогда такая привязанность к "поэтессе"?
Предвижу сейчас количество летящих в меня помидоров, и объяснения, что "поэтесса" звучит нежно и лирично. Но еще раз повторюсь: мое мнение на этот счет – лирика должна быть в произведении, а не в статусе автора. Любителям слова "поэтесса", как правило, место в альбомчиках с кучей розовеньких сердечек и ангелочков, к литературе такое творчество имеет очень отдаленное отношение.
Это же относится и к ценителям "души" в произведениях: имхо душа должна быть в человеке, в авторе, а в произведении должна быть литература, понятная без оглядки на авторскую личность. Ничего не имею против некоторого количества стихов, написанных "для души" или для конкретного человека (такие произведения могут быть непонятны остальным), но только при условии, что количество подобных работ – "НЕКОТОРОЕ КОЛИЧЕСТВО", а не все творчество полностью.
ola: За гранью познаваемого — действительно зеркала?
— Считаю, что да. Человек может познавать мир только через себя, и если упирается во что-то совсем непонятное, опять вынужден возвращаться к себе. Искать в себе разгадку или зацепку - и только потом возвращаться к найденной непонятности.
Такой взгляд многим кажется странным, но для себя я ответил на вопрос: если что-то непонятно вовне – ищи разгадку в себе, она там есть на сто процентов, иначе мир бы не подкинул такую проблему. Аналогично происходит и с эмоциями, и с событиями в жизни. Если кому-то больно – пусть думает, зачем в его жизни нужна эта боль, если кому-то тяжело и множество проблем – пусть ищет, зачем ему все эти неприятности. Важно понять, какой урок преподносит жизнь, и какой вывод нужно извлечь из текущей ситуации.
ola: Что никогда не забываешь? И что всегда забываешь сделать?
— Никогда не забываю перекрыть воду перед отъездом надолго. Сказывается горький опыт множества друзей и повторных ремонтов.
Плохо запоминаю даты, поэтому почти всегда забываю поздравить с днями рождения, вообще с праздниками. Могу спокойно забыть про собственный день рождения, если никто не напомнит.
ola: Синдромом недоверия еще не заразили?
— Он и был всегда. С возрастом наоборот, становится менее заметным; доверия к людям не прибавляется, зато начинаешь понимать, что самое главное – знания, опыт, взгляды – украсть невозможно. Как следствие – более спокойная и уравновешенная реакция на любую подлость.
ola: Что не сможешь простить никогда?
— Вопрос сложный. По отношению к себе – простить, пожалуй, могу всё. Но это не влияет на мои дальнейшие действия и не оправдывает обидчика. Если, как человек, я отказываюсь от продолжения отношений - вероятнее всего, это решения, принятые спокойно и взвешенно. Конечно же, так бывает не всегда, "срок давности" целого ряда событий оказывается гораздо больше предполагаемого.
ola: Почему не хочешь выложить фото?
— Не привязан к визуальным образам.
Литература – не клуб знакомств, здесь правят буквы, а не видеоряд.
ola: Самый дорогой момент в жизни
— На Кавказе, когда выпускал орлицу. Подобрали на маршруте раненую, даже сопротивляться не могла. Выходили на спасах. Когда выпустил потом – долго не улетала, кружила над головой.
ola: Что для тебя горы — отдых или болезнь?
— Два в одном. Отдых от города, от мелочности людей, от повседневности и забот.
Болезнь – потому что не хочется уезжать. Хуже всего то, что не хочется лечиться
ola: Самые важные качества в человеке — это…
— Оставаться Человеком при любых обстоятельствах.
ola: Любимая строчка?
— Любимой строчки, в общем-то, нет. Есть любимые стихи или отрывки из них, а одну какую-то строчку не выделял.
Есть фраза, которая сильно задела:
"сотрудничество грифеля с бумагой
приводит к слову - мертвому, увы…"
Ербол Жумагулов
Всегда после нее очень хочется возразить, что написанное слово можно сделать живым. Пишу очередную попытку. Получаю мертвое. Читаю Жумагулова. И опять тянет возразить
ola: Поддерживать себя в форме — это привычка или потребность?
— Потребность, ставшая привычкой. В окологорных районах мало людей, не следящих за собой. Природа влияет. Хочется и за ягодами выбраться на выходные (а это пару десятков километров), и праздники на любимых полянах отметить (тоже километр-полтора по высоте).
Старшее поколение до сих пор с удовольствием ходит по горам, молодежи это передается.
Когда приехал первый раз в Харьков – ужаснулся. Здесь совсем другие ценности и привычки. Это, кстати, болезнь любого крупного города, именно поэтому мне тесно в городах.
Не могу себя представить растолстевшим и обрюзгшим, у мужчины есть все возможности выглядеть достойно в любом возрасте. С гордостью вспоминаю клубного тренера, который в свои 75 водил группы и поднимался на Эльбрус без подъемника. Для многих горожан 40 лет становится пределом, дальше только амёба, диван и телевизор. Такой образ жизни категорически ниже моего самоуважения.
ola: Спорт занимает много времени, как относятся к этому близкие? Кстати, кто для тебя близкий человек?
— Никак не относятся. Моя нынешняя жена и сама в прошлом спортсменка, мы много ездили вместе. Сейчас она выбрала более спокойную жизнь, и я не считаю себя вправе мешать, это её выбор. Моя жизнь от этого никак не изменилась, хоть и было множество разногласий. После того, как мои близкие осознали, что у меня такое же право строить свою жизнь по собственным понятиям – все стало на свои места.
Что касается близких людей, то у меня их очень немного. Это люди, которые идут со мной по жизни в самых разных качествах – как мои друзья, семья, как люди, которых я очень уважаю, не будучи даже знаком с ними. Кстати такие люди - вообще отдельная тема, нынешний мир все меньше существует в реале, и все больше уходит в виртуал. Там разгораются нешуточные страсти и обиды, но удивительно другое: виртуал до такой степени сдружил многих людей, что готовы глотку перегрызть друг за друга (хоть опять же – друг друга никогда не видели). В реальной жизни эти люди могут быть замкнутыми и подолгу не общаться ни с кем.
Мне очень интересно, что будет дальше. На сегодняшний день два компьютера в семье (для мужа и жены) – норма жизни. Доходит до того, что и между собой супруги начинают общаться по аське или приватам Смех – смехом, но такое положение дел меня очень настораживает. Самый сильный удар за последнее время был по поводу "Деки декабря", когда приезжал друг из Канады. Общение получилось натянутым, тяжелым, а потом еще появилась "Дека"… Пожалуй, одно из тех проявлений, которые нельзя отнести к хорошим или плохим стихам, но перевернуло в жизни многое. После этого сильно сбилось привычное ощущение мира, ценностей, взглядов. Резко ощутил, что многое стало привычкой, а близких людей действительно становится все меньше и меньше. Замечаешь их только тогда, когда рядом оказывается пустое место…
ola: Памир называют «Крышей мира». Она тоже летает? ;)
— Ещё как! Каков мир – такова и крыша
Летает, конечно. Но с неё тоже хорошо летается, горы ошибок не прощают.
ola: Как реагируешь на обыденность?
— Отвратительно. Обыденность и рутина – две вещи, которые гоню от себя при любом удобном и неудобном случае. Здесь все чётко: или я – или они. Даже если приходится жертвовать уютом, комфортом, общением и прочими общепринятыми ценностями.
ola: Что такое счастье? Ты счастлив?
— Да, я счастлив.
Счастье для меня – состояние, когда уже нет ни на что сил после сделанного. Значит, отдал все, что мог – все силы, энергию, страсть. Чувствовать, что бОльшего ты все равно сделать не смог бы, а на меньшее не согласился. От рода деятельности состояние счастливости тоже не зависит, можно дойти до вершины заветной горы – и получить то же ощущение, как после глобальной уборки. Вообще, считаю, что счастье не зависит от времени, это перманентно присутствующее чувство, которое от внешних событий становится чуть более видимым и чуть активнее напоминает о себе.
ola: И самый больной вопрос: с чего начинаются стихи, и как ты подхватил это неизлечимое (?) заболевание?
— Заболевание оказалось неизлечимым
Но форма вялотекущая, активных воспалительных процессов давно не наблюдается. Иногда чувствую возмущение от прочитанного или наоборот, восхищаюсь чьим-то мастерством, тогда отвечаю. В остальном, это не более чем любимое хобби, одно из. Я бы не стал разделять любимые занятия на отдельные проявления, для меня это все взаимосвязано. Сегодня будут стихи, завтра – возможно, музыка, послезавтра – что-нибудь еще.
Кошь: Что труднее — научиться жить в этом мире или таки переделать его «под себя»?
— Одно другому не мешает. Сначала учишься жить, потом начинаешь перестраивать. Потом опять учиться жить в этом, уже перестроенном мире. Замечаешь, что некоторые моменты бытия все равно выглядят не так, как хотелось бы, и надо бы их…
И так постоянно
marko: Какой вопрос из прозвучавших здесь показался самым интересным? И кого думаете отдать на растерзание творческой общественности в качестве героя следующего интервью?
— Лучший вопрос задала ola - про пишущих женщин (поэтессы они или поэты).
А на растерзание отдаю человека, чье творчество на Решете меня привлекло больше всего - Аруну Леофф
Оригинал вопросника здесь:
Спросить Шухрата