Я бы хотел провести курс лекций для всех, кто ходит по земле живой и не задумывается, какой пласт культуры под нами лежит. Я говорю о покойных классиках всех жанров науки и искусства.
Начнём с одного из величайших представителей цеха работников кисти, холста и эпатажа – Сальвадора Дали.
Скромный и очень любознательный испанский мальчик, который в детстве прятался от нянек под кроватью и там же придумывал свои первые полотна. Он также с детства боялся женщин и выписывал их на своих картинах мало похожими на реальных людей (настолько был силён страх наказания). Мальчик подрос и ушёл, как Ломоносов в мегаполис, в Мадрид, чтобы стать тореадором. Но поскольку в то время матадоров, тореадоров и быков в Мадриде было, как собак нерезаных, – стал учиться на великого художника, подрабатывая уборщиком на стадионе. Вид распоротых внутренностей и бычьих кишок навсегда приучил юного Сальвадора к аккуратности, бережливости и тщательности мазка.
После окончания академии Дали ведёт асоциальный образ жизни, скитаясь по помойкам и богемным кабакам с друзьями, такими же шебутными выпивохами, как и он. Имена друзей кому-то, возможно, и известны: Пикассо и Бретон. Они играют на мандолинах, нервах обывателей Севильи и Гранады, веселятся с цыганками и пёстро одетыми мавританками, рождая внутри себя новый продукт художественного стиля – сюрреализм. К ним, как к Христу бродяги, примыкают свободные от всего художники, потерянные для классицизма и прочей академической живописи.
Примыкают известные собачники, например, Бунюэль, который всегда знал, что лучше изучать сновидения и собак, чем людей, которых узнаёшь всё хуже и больше. Они плодотворно поработали в Андалусии, в Севилье, в Кадакесе, погружаясь в ассоциации, поп-арт, итальянское барокко и прочие излишества.
Про известнейшую всему грамотному миру Галу можно говорить долго и много. Сам Дали говорил, что при одном освещении ОНА напоминала ему рыбу, а при другом – лошадь. Он сильно её любил. И не только за то, что знал.
Сальвадор бесконечно экспериментировал со светом, пытаясь уловить ТОТ ракурс, свидетельством чему стало множество портретов GALA, оставленных полусумасшедшим гением потомкам. GALA была красива, как и многие русские бабы из народной богемы. Её свободные нравы (множество хахалей и тряпичный первый муж) зацепили Дали за живое, находившееся в тот момент в приподнятом настроении. Потом они сблизились, утром познакомились и далее жили очень долго, довольствуясь редкими походами налево. Гала всегда оставалась его первой Музой.
В своём творчестве Дали перепробовал всё, раздвинул границы живописи до запределов подсознания и сузил методы постижения Тайны до минимализма. Ни Хуану Миро, ни Пикассо, ни Джасперу Джонсу не удалось приблизиться к Дали по силе влияния на социум. Мы с вами повседневно сталкиваемся с последствиями его жизни, но перешагиваем их, вместо того чтобы поднять их и попробовать понять. Попробовать оценить. Его творчество ценно, как мозг, как электроток, не прекращающийся ни на секунду.
Откройте альбом, скачайте файлы с его картинами из любой Интернет-галереи и поглядите на них! Поглядите в печали, в радости, в запое, или после выгула собачки, когда запыхались...
Нет ли там чего-то смутно знакомого, зовущего?..