– Кэтрин, ты утверждаешь, что ученики Иисуса – его братья. Но в Евангелях рассказывается, что он пришел из Назарета, где жила семья, к Кинерету. И там среди рыбаков он нашел первых учеников.
-- Думаю, что ни он, ни его семья, никак не могли пребывать в Назарете по той простой причине, что такого города не существовало. Его придумали евангелисты.
– Что!? Ты смеешься!
– Если бы. Мне самой это название безумно нравится. Есть что-то в нем завораживающее. Но факт остается фактом: первое упоминание о Назарете имеется только в Новозаветной литературе, а археологические раскопки соотносят его появление ко 2-4 веку нашей эры.
– Подожди, он ведь он сам себя называл назаретянином!
– Нет, так его решили назвать евангелисты. Матфей пишет, что он «поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется».
-- Да, да, ты уже упоминала о его назорействе в связи чашей завета.
-- Я говорила о том, что как назорей он не имел право пить вина. Потому что «назирут» - это обет особой святости перед Богом, который заключает в себе некоторые условия, не имеющие, однако, никакого отношения к месту проживания. Большинство иудейских пророков были назореями, но никто из них не был родом или проживал в мифическом Назарете. По их предсказаниям и мессия должен был быть назореем. Мало того, Иоанн также был назореем, на что в самих новозаветных текстах есть прямое указание: ангел, оповестивший о зачатии Иоанна, предписал его отцу Захарии, что новорожденному «нельзя будет пить вина и сикера», то есть еще до рождения был решен вопрос о назорействе младенца. Такой обет был, видимо, одним из условий вступления в ессейскую общину. Отсюда, одно из самоназваний первой иудохристианской секты – назореи.
– Но, как же пещера в Назарете, где к Марии явился Ангел с известием, что она избрана для рождения сына от Святого Духа? Я был в Базилике, построенной над этим местом, и спускался смотреть...
-- Ага, там для наглядности даже доски лежат, подтверждающие, что это жилище плотника. Галилея -- местность гористая, таких пещер, куда можно положить плотницкие принадлежности, можно найти сколько угодно.
Видно было, как Максу тяжело дается расставание с привычным стереотипом, с тем, что всеми воспринимается как данность, как само собой разумеющееся. Однако, помолчав немного, он нашел в себе силы сказать:
-- Да, каждый верит в то, что хочет верить. И все же нелегко смириться с мыслью, что людям не дано знать, где был его родной дом?
-- Почему же? В Евангелиях написано все. Нужно просто складывать факты и анализировать.
-- И что же там можно прочитать по этому поводу?
-- Матфей повествует, что Иисус, «проходя близ моря Галилейского, увидел двух братьев: Симона, называемого Петром, и Андрея, брата его, закидывающих сети в море, ибо они были рыболовы». А евангелист Иоанн разъясняет, что один из первых приверженцев Иисуса, Филипп, «был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром».
-- Про Петра все ясно. Это прозвище Шимона. А кто такой Андрей? Среди братьев Иисуса не упоминается человек с таким греческим именем.
-- Зато евангелисты среди братьев называют Иосифа. Если предположить, что Андрей, то есть «храбрый», прозвище Иосифа, по аналогии с греческим прозвищем его брата Шимона, то получается, семья проживала в небольшом городке на берегу моря Галилейского, который на иврите называется Бейт-Цаида, что означает «дом или привал охотника». Евангелисты назвали его Вефсаида. Здесь, как и положено людям того времени, они жили в домах, а не в пещерах. Кстати, Вефсаида часто упоминается в текстах, как место приюта Иисуса после странствий.
-- Может быть, ты и права…
-- Обрати внимание, все события до прихода в Иерусалим происходят близ Галлилейского моря, от которого Назарет территориально далек и не вписывается в географию событий.
-- Но Назарет не может быть искусственно вставленной деталью. Именно там, в родном городе, Иисус сказал «нет пророка в своем отечестве», в то время как в других местах, в городах у Кинерета, он нашел последователей.
-- Последователей чего, какой идеи? Новой религии? Он их нигде не мог найти, потому что никакой новой веры не создавал. Его не поддержали здесь, в родных местах на берегах Кинерета, как руководителя восстания. Поэтому пришлось идти в Иерусалим с горсткой приверженцев, а не во главе восставшей людской массы в ореоле Мессии. Отсюда столько горечи в словах, обращенных к отеческим местам.
– Тогда объясни, как рядом с Иисусом оказался Иуда из крайот? – Спросил меня Макс, тем самым еще раз подтверждая свои знания Израиля, где «крайотами» до сих пор называются пригороды Хайфы, так же находящейся на удалении от Кинерета.
– В текстах присутствуют несколько Иуд. Вполне возможно, один из них был родом из крайот; отсюда сложилось прозвище Искариот. Но к Первосвященнику пошел не он, а младший брат Иисуса -- Иуда.
-- Но как же так?!
-- Ты помнишь фразу Иисуса, обращенную к Иуде? На ней выстроена концепция предвиденья предательства Иуды: «Что делаешь, делай быстрее!» А если предположить, что он сам отослал брата к первосвященнику с таким необычным поручением.
– Но зачем, Кэтрин?! И потом, Иуда раскаялся в своем предательстве и даже вернул тридцать серебряников.
– Предать Учителя за столь мизерную плату?! Иуда носил кассу и, наверняка, располагал куда большей суммой. Если бы Иисус осуществил свой план захвата власти и установления царства божьего на земле, то Иуда распоряжался бы в нем финансами. Поэтому никакого ни явного, ни тайного мотива предательства у него не было.
-- Тогда почему он пошел на это?
-- Потому что получил приказ старшего брата и Учителя, но с его исполнением явно мешкал. Отсюда обращенная к нему фраза, так и оставшаяся непонятной ни близкому окружению, ни далеким последователям: «Что делаешь, делай быстрее!»
-- Но почему?!!
-- Почему медлил? Наверное, потому что сам до конца не понимал смысла приказа. А с другой стороны, предвидел, что все обвинения братьев и остальных сподвижников в предательстве лягут на него.
-- Нет, объясни, почему Иисус сам послал его к Первосвященнику?
-- Потому что зелотов схватили римляне, и теперь шла охота на руководителя восстания. Иисус посчитал, что если он попадет в руки Первосвященника, у него есть шанс остаться в живых. Но он не учел многих нюансов…
-- Каких? Ведь Пилат не хотел его казнить!
– Неужели, ты думаешь, на Пилата, грубого, жестокого, циничного вояку, ненавидевшего иудеев с их верой в единого Бога, ради которой они готовы были дружно умереть, унижавшего их при любом случае, вдруг снизошло просветление, и он проникся чувством милосердия к какому-то бородатому варвару, как называли евреев римляне?
– В Евангелиях написано, этой идеей прониклась его жена. То ли сон вещий увидела, то ли он ее от чего-то вылечил.
– Макс, давай будем реалистами до конца. Тебе что-нибудь известно, о чем разговаривают по утрам Королева Великобритании и ее муж? Мне тоже. Что обсуждалось в то утро в семье прокуратора, знал только он сам и его жена.
--Тогда ради чего он разыграл спектакль с умыванием рук?
– С одной стороны, время тянул. С другой, пытался натянуть на себя овечью шкуру. В каждой ситуации есть свои подводные камни. Иисус о них ничего не знал. Евангелисты тоже. А Пилат был хорошо осведомлен, что в Риме на него накопилось слишком много жалоб: о неоправданной жестокости, о казнях без суда и следствия, о казнокрадстве. А последние две, он сам знал, не останутся без внимания кесаря – разграбление казны Храма под предлогом строительства водопровода и последующим беспрецедентным по цинизму избиением протестующих иудеев. Сюда можно добавить и жестокую резню при разгоне толпы в Самарии. По подсчетам историков, за время его правления было казнено более двухсот пятидесяти тысяч иудеев. Да и с водопроводом, наверное, не все было чисто, не все денежки на его строительство были потрачены. Тогда тоже умели деньги «отмывать». Что в этой ситуации могло оправдать его действия? Только иудейский заговор, раскрытие какового развязало бы ему руки. И тут, о удача, к нему попадают заговорщики!
– Он получил козырную карту?
– Еще какую! У него оказался такой компромат на самого Первосвященника, о каком даже мечтать не мог.
-- При чем здесь Первосвященник?
-- Сейчас объясню. Представь сложившуюся ситуацию. Каяфа в курсе, что зреет мятеж. Иисуса ищут, об этом и пишут евангелисты – Первосвященник и книжники тайно хотят его арестовать. В пасхальный вечер Каяфа узнает, мятежники совершили убийство, что должно было послужить сигналом к восстанию. Но их схватили римляне, и Пилат разыскивает организатора. Вот тут счет пошел на минуты.
– Ты хочешь сказать, что Иисус сознательно сдался Первосвященнику, послав к нему Иуду? Зачем?!
-- Потому что знал, что Первосвященник будет его судить строго в пределах Закона, что даст ему шанс защититься.
-- Но почему он так боялся римского суда?
-- Дело в том, что евангелисты пишут чистую правду о популярности Иисуса в народе. Косвенно они указывают и на его высокий духовный сан. Наверняка, он был хорошо знаком с духовной верхушкой. Иоанн упоминает некоего Никодима, «большого начальника между фарисеями», который ведет с Иисусом длительные беседы. Он неоднократно проповедовал в Храме, о чем сам говорит при аресте. Но истинная причина его популярности в том, что он – не просто авторитетный фарисей, а сын и внук известных бунтарей, и является продолжателем их оппозиционных взглядов. Для Рима он смутьян и разбойник. Ты понимаешь, под каким углом Пилат мог представить ситуацию Императору? Духовная иудейская знать во главе народного восстания против Рима! Это не дворцовый заговор!
– Зачем же Первосвященник искал свидетелей, если все было известно?
– Потому иудейское судопроизводство, строго регламентированное Торой, для признания вины требовало двух свидетелей с одинаковыми показаниями. А их не находилось. Поэтому Иисус ничего не оспаривал, отвечая на заданные ему вопросы утверждением: «Ты сказал». Или молчал. Ему-то законы известны не хуже остальных.
-- Он сдался Первосвященнику, потому что рассчитывал на презумпцию невиновности?
-- Это подтверждают подробно переданные Иоанном разговоры в ходе суда. В них все время муссируется тема -- Иисус часто выступал в синагогах и Храме, и ничего тайного не говорил. Но на его беду, такая позиция -- на руку Пилату, который без труда представит кесарю ситуацию в выгодном для себя свете. Каяфа был очень опытным царедворцем, продержавшимся более десяти лет на посту Первосвященника. Просчитывать шаги прокуратора для него было делом привычным. Но сейчас на карту было поставлено не только его положение. Возможно и жизнь, и не только его одного. Об этом знали и члены Синедриона, которые собрались в его доме в нарушение всех религиозных правил.
-- Что было бы, если Иисуса первым нашел Пилат?
-- Без сомнения, начался бы тотальный террор. А теперь представь, ночь на исходе, но лишить прокуратора главного козыря не удается. И вот тут Первосвященник, раздирая на себе одежды, призывая Господа, кричит: ты называешь себя Мессией?
– И он сделал роковое для него признание? В Евангелиях написано, что он признал себя сыном божьим…
-- Он признался в том, что выдавал себя за Мессию. Это равно тому, если бы в наши дни глава вооруженного переворота назвался законным президентом страны. Все разговоры о нем, как о «сыне божьем», поздние редакторские правки.
-- Но почему Пилат не хотел его казнить!
– Что ему было толку от казни смутьяна-одночки, которого к нему привел сам Первосвященник, если он мог уничтожить их всех? Он стал думать, как ему заполучить Иисуса живым, чтобы представить в Риме перед кесарем главным свидетелем и обвиняемым. Поэтому прикинулся белым и пушистым и предложил помиловать. Но ставки были слишком высоки…
– Кэтрин, почему для Пилата это было так важно? Разве он не нашел бы, как оправдаться в Риме?
– Время показало, что не нашел: очень скоро после описанных событий он был снят с должности, после чего его карьера закончилась. Но в тот момент на первое место вышли эмоции. Пойми, он их ненавидел, этих иудеев. Люто ненавидел. Он ненавидел их странную веру. Он – римлянин! Завоеватель и хозяин того, что завоевал! А эти варвары его презирают. Потому что, согласно их вере, они терпят его -- грязного язычника, посланного им Богом за их собственные прегрешения. Ох, он бы им показал, как строчить на него кляузы! Ох, как бы они у него поплясали перед тем, как их разопнут! Разве только эти? Будь его воля, всю Иудею заставил бы столбами с казненными.
– Они это понимали тоже? Поэтому стояли на своем? А Иисус догадывался, что происходит?
– Конечно. Но еще надеялся. Поэтому и отвечал прокуратору, что царство, о котором идет речь, «не от мира сего», и «что пришел он в этот мир свидетельствовать об истине».
– «Что есть истина?»
– Как правило, она конкретна, но до нее трудно докопаться.
– Но им действительно пожертвовали.
– Конечно. Отсюда и разговоры о нем, как о «безвинной» жертве. Но кто, на самом деле, в этом виноват? Иуда, на которого он сам взвалил роль предателя? Каяфа, который на тот момент предотвратил тысячи смертей? Пилат, исполнявший свой долг? Или он сам?
-- Кэтрин, а в чем его вина? Разве он не проповедовал добро и милосердие? Разве не просил у Бога о хлебе насущном и избавлении от долгов?
– Иными словами, мечтал о справедливости. Собственно, призывом к созданию справедливого общества, заветной теме пророков, пронизана ессейская молитва «Отче наш», которую ты пытаешься цитировать. Ее лаконичность при одновременной масштабности охвата всех еврейских проблем того времени оказалась близка Иисусу. Не просто так она звучит в Нагорной проповеди – программном его выступлении. Перво-наперво, в ней есть призыв к установлению царства божьего на земле, где народ под властью Закона будет сыт и освобожден от бремени налогов, тотально его разоряющих. А когда такое возможно? Когда страна будет очищена от иностранных завоевателей. Вторая проблема – власть жрецов, засевших в Храме, доме Божьем, где они формально служат Отцу небесному, требуя от других то, чего сами не исполняют, то есть являются теми самыми «лукавыми».
-- Но чем плохи его требования?! Разве за это Бог наказывает?
-- Справедливость сама по себе не случается, за нее надо бороться. Он это хорошо понимал, поэтому говорил: «От дней Иоанна Крестителя до ныне Царствие Небесное силою берется». И тут все зависит от количества негатива, вложенного в мысли и поступки, свершаемые во имя высокой цели.
-- Какого негатива? Христианство считает его безгрешным!..
-- Если бы он был безгрешен, то не закончил бы свою жизнь так трагически печально.
-- И в чем его грех?
-- Разве может «агнец божий» декларировать, что «не мир пришел принести, но меч»? Это слова бунтаря, революционера. Как в любой революции, которых до него и после было великое множество, положительная энергетика основной идеи перекрывается негативом исполнения. Именно поэтому «каждая революция пожирает своих детей».
– Ты хочешь сказать, что он был революционером в прямом смысле? Как правило, все революционеры заканчивают плохо. Именно поэтому его ждал такой финал?
-- Он не был мямлей, рохлей, человеком не от мира сего, всепрощенцем, подставляющим вторую щеку для битья, каким его пытаются изобразить. Он три года последовательно строил сильную, монолитную, преданную ему организацию, где жестко регламентировал отношения: «Кто любит отца или мать, нежели меня, не достоин меня». От сподвижников требовал отсечение всяких родственных чувств: «враги человеку - домашние его». Себе не давал поблажки, объявляя, что у него нет другой семьи, кроме общины. Именно о ней он говорил «Вот матерь моя!», отказываясь повидаться с родственниками, пришедшими навестить его. Такое отношение к себе оправдывало его поведение по отношению к другим: «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее».
-- Да уж хорошего в этом мало! Фанатизм какой-то…
-- У революционеров по-другому не бывает. С кармической точки зрения, карма революционеров настолько переполняется энергетикой, требующей быстрой отработки, что развязка наступает очень скоро. А он, к сожалению, свою карму значительно переполнил. Тебя никогда не смущало, сколько в Евангелиях звучит ругательств и бранных слов, произнесенных им? «Змеи», «порождения ехидны», «род неверный и прелюбодейный»?
-- Он обвинял фарисеев во лжи…
-- Какой лжи?! Они не признали его Мессией, потому что он не был из рода Давида. Но это было правдой. Иначе бы под его знамена встал весь народ и первыми фарисеи. Его, как претендента на роль Мессии, просят показать знамение, а он в ответ сыплет обвинениями в адрес оппонентов. А сколько угроз вроде того, что «всякое дерево, не приносящее доброго, срубают и бросают в огонь»? Ты представляешь, сколько в них вложено негативной энергии?!
– Ты имеешь в виду ненависть?! Но это относилось к недругам.
– А как же «возлюби врага своего»? Разве можно проповедовать одно, а творить другое?
-- Ты считаешь, что он правильно призывал к любви и благословлению врагов?
-- Конечно. Мы уже говорили о главной идее иудаизма: все в этом мире сотворено Богом, поэтому все, что дано человеку Богом нужно любить. Любой враг – это орудие в руках Бога для указания человеку на его недостатки, прегрешения. Поэтому врага нужно любить.
-- Все это очень сложно. С одной стороны, «не убивай». С другой, «око за око». С третьей, люби врага своего, как орудие Бога.
-- Иудаизм не зря называют религией для взрослых. Он сложен не только для исполнения, но и для понимания. Большинство его идей направлено на получения ответа на самый главный вопрос, почему с людьми случаются несчастья?
-- Да, я понял, враг дается Богом для осознания своих собственных проступков, поэтому Иисус все время говорит евреям об их грехах. Но нигде он внятно не называет римлян орудием наказания.
-- Говорить так – открыто выступать против власти. У него перед глазами пример Иоанна с его открытыми призывами к войне. Не случайно, вначале своей деятельности Иисус просит людей, с которыми контактирует, скрывать то, о чем они говорили. Но потом находит выход в притчах.
-- Точно. К концу жизни он ими так и сыплет.
-- Возьмем притчу о винограднике. Ее сюжет прост: арендаторы убили слуг хозяина и его сына, наследника. После чего делается вывод, что придет хозяин и предаст смерти виноградарей.
-- Мне всегда был непонятен ее смысл. С одной стороны, все ясно – так поступить требует справедливость. Но почему так советует поступить он, требовавший любить врагов?
– Лоза в иудейской традиции всегда ассоциируется с Торой, виноградник – конечно же, родина. И сегодня изображение лозы, наряду с «Щитом Давида», является отличительным знаком Израиля. Подлые арендаторы – римляне, которые захватили Иудею, и Ирод, которому римляне позволили уничтожить законных наследников трона - Хасмонеев.
-- А кто хозяин, который наведет порядок?
-- Мессия, предсказанный пророками помазанник на иудейский престол, наделенный Богом широкими полномочиями по уничтожению врагов: «после жатвы плевелы будут собраны и преданы огню...»
-- Страшновато… А может быть, ему приписали, не понимая того, что делают?
– А зачем? Скорее, оставили по недомыслию. Слишком уж много было подобного сказано. Обрати внимание, что ко времени последнего прихода в Иерусалим он полностью переходит на позиции зелотов, и все свои силы направляет на установление земного "царства небесного" насильственным путем: «Огонь пришел низвесть я на землю, и как желал бы, чтобы он уже возгорелся!»
– Огонь – это война?
– Восстание, после которого «первые станут последними, и последние первыми». Это квинтэссенция всех революций. Как видишь, все было – и призывы, и действия. Нагорная проповедь – это не только комментарий Торы, но программа реальных действий: «блаженны нищие, ибо ваше Царство Божие», «горе вам, богатые, ибо вы уже получили свое утешение», «блаженны кроткие, ибо они наследуют землю». Ну, и так далее. «Вы – соль земли. Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою?» Это он про свой многострадальный народ. Ради его свободы и объявляет себя Мессией, но до поры до времени запрещает ученикам об этом болтать лишнее.
-- Мне всегда казалось, что все свои поступки он осуществляет интуитивно, из милосердия, из человеколюбия, а ты говоришь о «программе действий»…
-- В отличие от тебя, мне уже на школьной скамье «вдалбливали» знания о революционном учении, взаимоотношениях революционеров с разными социальными группами, методах борьбы, важности лозунгов. Вот и в Евангелиях без труда можно выделить декларации Иисуса об отношении к различным категориям людей. От приверженцев он требует безусловного подчинения, а после победы обещает земные блага. Лозунг отношения к врагам – «кто не со мной, тот против меня». К союзникам – «кто не против нас, тот за нас». Когда решился на открытое выступление, то и рекомендации другие: «Что говорю в темноте, говорите при свете». А чего стоят его слова: «продавайте одежду, покупайте мечи»?!
-- Когда-то в юности меня поразили его слова, по-русски, кажется, так: «Пусть мертвые сами хоронят своих мертвецов». И это сказал человек, проповедующий любовь, милосердие и уважение, в ответ на просьбу своего ученика задержаться, чтобы похоронить отца!..
– Все, кто не участвовал в его движении, были для него мертвы.
-- Сурово! И все же, почему его ожидал такой печальный финал?
-- Если говорить с земных позиций, то он не учел самого главного: революционная ситуация еще не созрела, он слишком поспешил. С кармической точки зрения, по другому не могло произойти.
-- Почему?
-- Давай сравним Иисуса с другим человеком, жившим на пятьсот лет раньше, и которого последователи также сделали богом. Я говорю о Будде. Он прожил долгую и плодотворную жизнь, успев создать достаточно стройное учение, и умер в почете. В его взглядах не было никаких призывов к насилию, ненависти и уничтожению врагов. И буддизм в отличие от христианства получился очень миролюбивой религией.
-- Выходит, своей смертью он заплатил за свои собственные ошибки?
-- Его жизнь и смерть -- наглядный пример того, как работают законы кармы, исключений не бывает ни для кого. Более того, в одном из своих столкновений с фарисеями, он им обещает, что каждому воздастся в день божьего суда.
-- Кэтрин, ты считаешь, что ему воздалось вот таким трагическим образом?
-- В Библии есть рассказ об Иудейском царе Иезекии, который жил за семь веков до Иисуса, и которого без всяких натяжек можно считать Мессией, ибо являясь прямым потомком Давида, он выполнил все обязанности, возложенные пророками на Помазанника. С одной стороны, он принес мир своему народу и процветание, с другой, воевал за его интересы. Но самое главное деяние Мессии – соблюдение Торы. Иезекия не просто боролся с идолами, а провел грандиозную реформу, позволившую позже сделать иудаизм государственной религией . Так вот, когда он тяжело заболел, и даже пророк Исайя считал, что дни его сочтены, Иезекия обратился с молитвой к Богу, и тот даровал ему выздоровление и еще пятнадцать лет жизни.
-- Ты хочешь сказать, что дела Иезекии были Богу угодны, а Иисус за свои поплатился?! Бог не внял его молитвам?
-- Не нужно приписывать Богу желание или нежелание помочь. Бог – всего лишь гарант законов, согласно которым вершатся судьбы людей. Человек получает то, что заслужил.