Сознание…
Таинственное понятие.
Философская, можно сказать, категория. Даже и более высокая, нежели философская. Ибо человеческое сознание является отражением (весьма слабеньким, надо заметить, отражением) Сознания высшего – Божественного. Как Луна бледно отражает солнечный свет, так и человеческое сознание бледным светом «освещает» мраком незнания сокрытые, бездонные и безконечные глубины богосозданной Вселенной.
Сознание человеческое имеет свои границы. Причём, границы жёсткие и весьма узкие. Обусловленные тварной природой самого человека. То есть, той же его богосозданностью. Потомкам обезьян понять это настолько сложно, видимо, будет, что практически и невозможно.
Но даже и этот, невеликий, мягко говоря, потенциал используется подавляющим большинством бытийствующего человечества в самой мизерной, ничтожной мере. Дабы избавить себя от обвинений в снобизме со стороны недовольных ревнителей безбрежности человеческого познания, отмечу, что факт сей нехитрый объяснить сможет любой мало-мальски грамотный учёный-естествоиспытатель даже поименованным выше потомкам…
С другой стороны, правда, некоторая часть человечества потенциал этот реализовать и использовать пытается, если и не в полной мере, то, хотя бы, предельно продуктивно. А для этого безостановочно стремится именно к мере полной, развивая без устали сознание собственное. Само по себе стремление таковое вполне похвально. Ибо базируется на творческом мироощущении и мировосприятии.
Ну, да я не о том хотел.
А о возможностях сознания. То есть, о возможностях конкретного человеческого сознания.
О-о-о, тут взору моему открывается богатейший спектр явлений. Ибо сознание, оно, ведь, относительно. Точнее – соотносимо. С конкретной человеческой личностью. И обусловлена эта соотносимость тем, что в евангельской традиции Самим Спасителем наречено понятием «вместить» («…не все вмещают слово сие, но кому дано…» ‹ Мф 19:11 › ; «Кто может вместить, да вместит.» ‹ Мф 19:12 › ; «Ещё многое имею сказать вам, но вы теперь не можете вместить.» ‹ Ин 16:12 ›). «Вместимость» эту условно можно назвать «ёмкостью» человеческого сознания, предусмотренную и заложенную в него изначально Творцом.
Общую «вместимость» человеческого сознания обозначил я ранее словом «потенциал». А личностная, индивидуальная «вместимость» характеризуется чрезвычайной вариативностью. Или – разноуровневостью. То бишь варьирует она в широчайшем диапазоне.
От уровня, «поле» зрения которого сравнить можно с тончайшим лазерным лучом в чёрной безконечности Космоса. Естественно, вся эта безграничная чернота в «поле» сие никак не попадает, оставаясь безнадёжно за его пределами. Говоря более конкретно и образно, сознание таковой личности вместить способно только то, что вмещает в себя бренное её чрево.
И до того уровня, поле зрения которого способно вместить в себя всю окружающую и всеобъемлющую Вселенную, в бирюзово-изумрудном её восприятии (или каком-либо ином: тут вопрос уже не уровня, а творческого вкуса). А оттого – «поле» это объёмно. «Вместимость» личности такова. (Представляете? если там – узенький луч, то здесь, даже не сектор или сегмент – объём! Совершенно иное качество, и измерение.)
Правда, поле это хотя и объёмно, но тоже ограничено. Вместить способно оно только то, на что хватает остроты его зрения. То есть, ограничено оно тем пространством, доколе видит глаз. Далее же простирается чернота неведомого, запредельного, недоступного человеческому сознанию, «невместимого» в него…
Ну, и множество ещё уровней «вместимости» сознания существует. Сравнить некие из них можно было бы с лучиком фонарика. Иные – с лучом фары. Другие – с более «солидным» лучом прожектора. И так далее. Вплоть до упомянутого объёма.
Не удивительно, что высшим типом сознания (уровнем «вместимости») является именно объёмное. Не лучевое, не плоское (хотя бы и в нескольких плоскостях), а объёмное сознание. Ещё менее удивительно, что носителей такого сознания в общей человеческой массе крайне мало. Они – словно инопланетяне неприкаянные в жизнерадостно и деловито бурлящем человеческом море.
Для личностей с таким типом сознания характерны творческое начало и глубина (и тонкость!) мироощущения и мировосприятия. Причём творческое начало, в отличие от других типов, здесь обязательно. Но не определяюще. Поскольку обнаружить его можно в личностях любого типа сознания, даже – в лучевом. Разница состоит только в том, что чем ниже тип сознания, тем меньше вероятность обнаружения.
А вот глубина мировосприятия определяет собою объёмный тип. Ибо именно она определяет уровень «вместимости». Точнее – они коррелируют друг с другом. То есть, они взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно сказать, что чем глубже личность, тем больше вместить в себя она в состоянии. И наоборот.
Типы сознания – «сообщества», на мой взгляд, замкнутые. Как касты. Поскольку сами они характеризуются «потолком» «населяющих» их личностей. То есть, каждая личность может, конечно, расти и развиваться (потенциально, во всяком случае). Но только до уровня своего «потолка», определяемого не ею самой, а дарованного ей свыше. А оттого – и неизменимого.
Допрыгнуть-то до «потолка», конечно, можно. И даже удариться об него головой. Но вот пробить головою «потолок» своей «вместимости», предназначенной Самим Всевышним для каждого человека индивидуально, не дано ни одной личности на грешной нашей Земле. Это означает только одно: никто-никто, никогда не сможет выпрыгнуть из себя и подняться на другой, более высокий тип сознания. На мой взгляд, повторюсь.
Но исключение из правила этого, жёстко детерминированного, всё же существует.
Единственное.
Исключением этим являются люди, которым Сам Господь может поднимать «потолок» их «вместимости» до самых высоких небес. Туда, где звучат «неизреченные глаголы», и слов не нужно для того, чтобы охарактеризовывать то, что они там слышат, видят и понимают. Поскольку словеса человеческие, они не в состоянии хоть как-то обозначить и передать Софии Божественной, Мудрости Его. А люди эти – только святые христианские монашествующие подвижники, неуклонно возрастающие, здесь – на земле, только в процессе непрерывного духовного делания до уровня небожителей.
Впрочем, подавляющее большинство людей из этого мiра, и уж тем более – потомки обезьян, обретается коих на Земле этой не так уж и мало, даже и представить-то себе толком не смогут, о чём здесь идёт речь. Ибо, как сказано Апостолом, «Душевный человек не принимает того, что̀ от Духа Божия, потому что он почитает это безумием; и не может разуметь, потому что о сём надобно судить духовно. Но духовный судит о всём, а о нём судить никто не может» (1 Кор 2:14-15). А посему, вернёмся-ка мы поскорее к делам нашим грешным мiрским.
Чем ещё можно охарактеризовать личность с объёмным типом сознания, так это способностью к рефлексии. А сама рефлексия – это способность личности видеть себя саму, как со стороны, так и изнутри, отслеживать, то есть наблюдать, в целях самопознания, и осмысливать, а следовательно – понимать и оценивать самоё себя. А также и контролировать, в некоторых, возможных (природою положенных) пределах.
Да оценивать себя не как некую данность, горячо любимую и самоценную. Это-то, как раз, наиболее характерно для более низких типов сознания. А предельно – насколько возможно – объективно, и в соотнесении собственной личности с окружающим внешним мiром. Который, по природе своей, не настолько добр, как хотелось бы того людям нехищным.
Глубокое самопознание, к которому имеет предрасположенность и способность данный тип сознания, позволяет гораздо более глубоко видеть и постигать сущности и мира внешнего. Как суетного мiра людей, так и Мирозданья в целом. А это не всегда легко. Сказано, ведь: «От многия мудрости – многия печали». Поэтому объёмный тип сознания – это нелёгкая, в общем-то, ноша для личности, имеющей его…
Типов сознания – многое множество. Для того чтобы как-либо классифицировать их, нужны серьёзные исследования. У меня же здесь отнюдь не научный трактат. А так – лёгкая зарисовка, полёт мысли, так сказать. Поэтому в полёте этом я лишь только, более или менее, обозначил полюса. От низшего – к высшему. От луча – через плоскость – к объёму. От амёбы – к Человеку. Созданному по образу и подобию Божию!
Спросить могут: «А что такое плоскость-то?»
«Ну-у, это, скорее всего, потомки обезьян», – рискну предположить я…
А между полюсами этими, как и сказано уже – многое множество. Поэтому лично меня ковыряние в других типах сознания интересует мало. Увязнуть можно. А полёт этого не терпит. Вот потому-то рассматривать их здесь я и не буду.
Но вот, что действительно для меня интересно – это некая парадоксальная закономерность.
Все люди, в общем-то, похожи друг на друга (хотя в сущности своей все они абсолютно, в принципе неравноценны: одни могут подниматься до уровня небожителей, а другие – опускаться до уровня свиньи, змеи, обезьяны и прочего многочисленного животного племени, и существовать на этом уровне, безмятежно и вполне для себя комфортно). То есть, похожесть эта выражается в том, что видовые признаки у людей едины: у всех, исключая инвалидов, те же две руки, те же два уха. Даже и носы у всех имеются. Даже и у потомков обезьян.
И меня всегда не только удивляли, но и забавляли наблюдения за тем, как представители не самых высоких, в том числе даже и лучевого, типов сознания на полном серьёзе предъявляли претензии праведные на абсолютное своё равенство с личностями, обладавшими несопоставимо более высоким типом сознания. Считая, по-видимому, вполне достаточным основанием для этих претензий именно, и только, единство видовых признаков (руки, ноги, голова). Справедливо будет заметить к тому же, что иные головы, как, впрочем, и другие части тела, представителей низших типов сознания могут выглядеть, и выглядят нередко, куда более красивыми, и даже «приличными», нежели у представителей объёмного типа сознания.
Здесь отметить должно то, чего как-то не удосужился уточнить я ранее. Тип сознания не тождествен интеллекту. Интеллект – только лишь одна из составных частей, хотя, конечно же, и весьма существенная, типов сознания (тех, что выше среднего). В высших типах, прежде всего, на нём базируется процесс развития личности. Но это вовсе не означает, что каждая личность, обладающая даже и вполне развитым интеллектом, всенепременно должна принадлежать именно к высшим типам сознания. Отнюдь нет. Жизнь нередко демонстрирует обратного рода примеры.
И ещё об одном, достаточно существенном моменте, необходимо, думается мне, помянуть. Для не слишком высоких типов сознания не только свойственно, но и весьма характерно смешивать, то есть не ощущать и не видеть различия между такими совершенно разными понятиями, как «мнение» и «знание».
Понятно, что представители значительной части типов сознания, те самые – «претензиаты» горделивые, могут даже и не подозревать о существовании какого бы то ни было знания. Но и представители более высоких типов, которые знаниями некоторыми обладают-таки (в том числе и высшеобразовательного уровня), тоже очень нередко с лёгкостью необычайной путают указанные понятия. И полагают искренне, что мнение их, мало основанное, как правило, на каком-либо знании, совершенно равноценно мнениям всех остальных существующих в этом мiре личностей.
Прежде всего, заметить стоит, что и само-то мнение это, при ближайшем рассмотрении, отнюдь не является «своим». Поскольку основывается оно, в подавляющем большинстве случаев, на широко бытующих в обществе стереотипах. А стереотипы – это, ведь, не церковные догматы. И отношение их к истине весьма и весьма косвенно. Вот и оказывается на поверку, что во мнении сём «своего» и есть только-то, что, быть может, некоторая индивидуальная «окраска» (вроде интонации изложения).
С другой стороны, представители объёмного типа сознания оперируют в контактах коммуникативных, прежде всего, знанием своим, а не мнением. Чего оппонирующая сторона из более низких типов сознания очень нередко вполне может и вовсе не осознавать. И, разумеется, приравнивать амбициозно, со всею возможной серьёзностью, на правах равенства поголовного, к знанию этому твёрдому мнение «своё», стереотипно-иллюзорное…
Ну вот, как видно, в «полёте» своём не обошёл-таки я вниманием некоторых свойств и прочих – «промежуточных» – типов сознания.
Возвращаясь же к претензиям ревнителей всеобщего равенства, проиллюстрирую это такою вот картинкой. В социальном плане это напоминает мне чем-то претензии корявой и тучной кухарки, насквозь пропахшей топлёным смальцем, на полное своё равенство с грациозно-изящной и благоухающей тонкими ароматами графиней. Даже и в бальных танцах…
И в заключение замечу ещё, что претензии носорогов на совершенное равенство своё в творческом плане (да и во всех иных-прочих) с соловьями выглядят не только забавно, но, в некотором роде, даже и кощунственно…
Владимир Путник Март – апрель 2007 года от Р.Х.
Великий пост