Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер. Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего. Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться. С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём. И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8
"партитура" "Крысолов"
Новые избранные авторы
Новые избранные произведения
Реклама
Новые рецензированные произведения
Именинники
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Поиск по порталу
|
Автор: Первый Конкурсный Проект
Сколько раз бывает так, что напишет автор самый настоящий шедевр и памятник нерукотворный на века - а гадкие читатели не только наотрез отказываются это признавать, но даже пальцем у виска покручивают - вот это наваял, пыгмалион!)))
И рецензенты тупыыыые [тоном Задорнова] изображают филиал "Что? Где? Когда?" (а главное - "почему и как это??"), обвиняя сей памятник (и самого автора заодно) в безбожной лингвистической камасутре. Или вообще молчат, потому что мозг завис. Вроде пишем все на одном языке (обычно) - почему же так часто один творческий (в той или иной степени) человек никак не может (или не хочет?) понять другого? Как так получается, что гений и альтернативно одаренный простовася в равной степени уверенно считают друг друга идиотами? Почему стихи бывают непоняты читателем? Хочется услышать ваши соображения по этому поводу, за мнения заранее спасибо)
© Первый Конкурсный Проект, 17.06.2011 в 07:56
Свидетельство о публикации № 17062011075607-00220869
Читателей произведения за все время — 736, полученных рецензий — 23.
Оценки
Голосов еще нет
Рецензии
Алексей Абашин, 17.06.2011 в 10:16
В своё время достаточно много размышлял на эту тему.
Пришёл к такому выводу: виноват в таком непонимании только автор. Автор не смог дать, так называемую, «точку опоры» читателю. Читатель – далеко не дурак . И конечно же, дорисует картинку, если ему дадут от чего отталкиваться в своих «поисках смысла». Если нет какой-то подсказки в какую сторону двигаться, то читатель начнёт выискивать дорогу сам. Не угадав направление, читатель начинает «злиться и раздражаться». Есть, конечно же, стихи со множеством вариантов прочтения, в которых смысл найдётся обязательно, даже если не угадано направление движения, заложенное автором. Есть ещё такая погрешность у авторов: образы, которые применены автором, рассчитаны на наличие у читателя определённых специфических знаний. Это профессиональные тонкости, профессиональные жаргонизмы, диалектные слова, и т.д… Не давая пояснений, или наивно полагая, что читатели просто обязаны знать все эти тонкости, автор оказывает себе «медвежью услугу». Вот, где-то так…
Елена Соловьева., 17.06.2011 в 11:57
Людям трудно понять друг друга. Вот как писал об этом Тютчев:
"Нам не дано предугадать, Как слово наше отзовется, И нам сочувствие дается, Как нам дается благодать." Тот же Тютчев. "Silentium": "Как сердцу высказать себя? Другому как понять тебя? Поймет ли он, чем ты живешь? Мысль изреченная есть ложь. Взрывая, возмутишь ключи, Питайся ими - и молчи." Есть стихи, и не только стихи, для восприятия которых нужна определенная подготовка. Без такой подготовки читатель ничего не поймет. Я помню, как ругалась моя покойная бабушка, когда ей приходилось смотреть по телевидению экранизацию романа Бальзака "Блеск и нищета куртизанок". Ей хотелось смотреть "Тихий Дон", а его не показывали...
Анастасия Чебыкина, 17.06.2011 в 12:08
1. Самый распространённый случай, когда читатель начинает чесать в затылке, как всем известный Винни-Пух, - это заумь. Если автор начинает заворачивать своё творение в позу ноги-на-затылок-ямбом-на-хорей-метафору-в-зуб-ногой-читателю-по-почкам, то тут без переводчика не разберёшься)))
2. Как вариант: все образы оправданы, но свалены в кучу малу. Они могут быть хороши, но их так много, что у читателя начинается "несварение") 3. Изобилие в тексте различных аллюзий, когда читателю не понятно, по какому адресу его послали) Или эти "адреса" начинают путаться и перебивать друг друга. Как на конверте "в Москву, нет лучше в Африку, простите, на Луну"))) 4. Третья проблема: с толку сбивают ашипки, очепятки и прочие "недружбы" автора с русским языком. Будет возникать простейшая ситуация "моя твоя не понимай". Поумничала, бегу дальше))
А. Г., 17.06.2011 в 13:31
Если речь о глобальном непонимании, - автор пишет и пишет, а читатель всё не понимает и не понимает - то автору, наверно, надо заглянуть внутрь себя: куда, зачем и той ли дорогой топает. Но, по-моему, такие авторы твердолобо гнут свою линию, предпочитая считать себя жертвой всемирного литературного заговора)) А у периодически возникающего недопонимания между автором и читателем причин может быть легион, не взирая на то, что стихотворение автором прилежно прорабатано в силу текущего уровня ЗУН. Например, различный социальный, эмоциональный и прочий опыт. Разный багаж знаний и степень начитанности. Ведь те же аллюзии, призванные добавить восприятию некой дополнительной глубины, будучи несчитанными, имеют обратный эффект - делают текст более плоским, вызывают искреннее недоумение у неискушённого читателя, равно как у искушённого вызывают недоумение псевдоаллюзии, притянутые ради рифмы и т. п. Разные литературные предпочтения: читатель, для которого стихи и рифма понятия неразделимые, к белым стихам, к верлибрам и тем паче к экспериментальной поэзии изначально настроен негативно; скорее руку себе отрежет, чем оставит положительный отзыв) А сторонники свободы в стихах бегут за пакетиком, слыша силлабо-тонику, приправленную точной рифмой, попутно почёсываясь от наличия строфных рамок))) Авторская ревность: когда читатель по совместительству тоже автор, да ещё и жаждущий признания, которое не торопится его посещать, но исправно захаживает к соседям, то...))) В борьбе за место под солнцем все средства хороши) Иные "не понял о чём это", "не нравится" и др. как раз свидетельствуют, что стих удался) Тут главное сбить неопытных читателей с толку - сам Иванов-Петров-Сидоров сказал, что фигня, значит, она и есть. Для него (Иванова-Петрова-Сидорова) читатель всё, всёвей Сан Сергеича, ибо тот уже не оценит, не похвалит, рекомендаций не даст)) Долго можно на эту тему разглагольствовать)
Эд Сетера,
18.06.2011 в 11:06
Леди Настя, это у меня, у меня рифма и стих - понятия неразделимые...
Человеческая цивилизация так долго и трудно, набивая шишки, натирая мозоли, училась сочинять в рифму, что я искренне не понимаю - зачем разучиваться? Это как ежели бы в школе дитёв сначала доучивали до 10 класса, а потом постепенно разучивали обратно до 1.
А. Г.,
18.06.2011 в 11:33
Товарищ Сержант, а я разве ж ратую за "разучиваться"?) Я просто озвучиваю свои наблюденьица) As for me, одно другому не мешает. Кстати, небезызвестная "Тёмная ночь" написана белым стихом, а многие ли замечают отсутствие рифмы?) Хорошее оно и без рифмы хорошее, а плохое никакая суперпуперсоставная рифма не вытянет)
Эд Сетера,
18.06.2011 в 14:16
"Тёмная ночь" - это что ли где пулм свистят?
Там, кажись, рифмы разной степени точности таки присутствуют. Что благотворно сказывается на.
А. Г.,
18.06.2011 в 16:42
))))))))))
это я думаю одно, а пишу другое))) "Нежность" я хотела упомянуть))
.,
23.06.2011 в 01:17
Абсолютно согласен с Анастасией. Сам хотел написать практически то же самое. Но опередили))). Хочу только добавить, что в литературе максимально рейтинговые стихи - это как раз самые средние, доступные большинству по интеллектуальному развитию. Отсюда и "Золотое перо Руси" в большинстве случаев.
Андрей Дмитриевич, 17.06.2011 в 18:19
Если Автор надеется на понимание своего творения, ему придётся уж уважить своего предполагаемого Читателя и постараться яснее (и грамотнее) выразить некую мысль. На поток бредового подсознания отдельного индивида всем наплевать. Чтобы творение привлекло к себе внимание Читателя, оно должно воплотить идею, близкую Читателю, чтобы он воскликнул: «Ах, чёрт! – Это ж мои мысли, моё чувство! Это ж я – герой!»
Эта мысель зарифмована мою (правда, с безобразным обилием «глагольных») в стихотворении «Поэт»: Да, на литсайтах, конечно, другой Читатель – он же Писатель. Тут другие критерии – не «кто ясно мыслит – ясно излагает», а: богатство фантазий-ассоциаций (это плюс), выпендрёж, эпатаж, наличие команды поддержки... А вообще – есть чему поучиться и есть чему посмеяться. Интересно. И пообщаться приятно ;-)
Алёна Мамина, 17.06.2011 в 18:26
Анастасия, душа моя, как Вы правы! Полностью поддерживаю!
Тот, кто пишет по какой-то вычурной схеме, не умея или не желая её освежить, разнообразить, зачастую объявляет себя непризнанным "Гением" в позе: "Я - МАСТЕР верлибра!"( Певец белого стиха, Звезда твёрдых форм и т.д. Нужное - подчеркнуть)и объясняет отсутствие понимания массовой тупизной читателей. И есть "антиклакеры" с принципом:"Обосру как можно больше, чтоб не срали на меня" (прошу прощения за точность цитаты) Прислушивайтесь к себе и другим, взаимодействуйте и вспоминайте: А это - от меня: Кому-то нравится ЛЮБИТЬ, другому - чтоб ЕГО ЛЮБИЛИ. Всех душевно люблю!
Юлия Мигита,
17.06.2011 в 21:37
Тут все так хорошо высказались, что уже не знаешь, чем продолжить перечень причин непонимания. Поэтому выскажусь чуть в сторону от темы.
Понятность стиха не гарантирует того, что он читателю понравится. Аналогично и с непониманием, которое не всегда является "отягчающим фактором" для восприятия. Относительно же простоты и понятности - тоже не однозначно: зачастую они порождаются примитивностью творческого мышления автора, который, будучи не в силах создать ни одного мало-мальски интересного образа, штампует затёртости, употребляет слова исключительно в прямом значении. Стихо получается убогое, автологичное, но понятное донельзя - ибо собственно поэзии, требующей от читателя особого склада мышления (а значит, напряжения извилин) - там нет. Есть проза в столбик. Но для немалого круга читателей она и есть Поэзия, поскольку в ней присутствует единственно доступный многим критерий оценки её качества - понятность. А гурман (не Настя, а абстрактный гурман)) покривится: скучно, бледно, грубо, неново... Думаю, озвучу мысли многих и не буду оригинальной, если скажу: должна в стихах быть золотая середина - форма не должна подавлять содержание. Творение без мыслей, но изобилующее разнообразными средствами украшательства (в силу изощренного воображения автора) - скатывается в заумь, которая даже у подготовленных читателей вызывает недоуменное вскидывание бровей, а лично у меня - ощущение бури в стакане воды. Кажется, что человеку просто было нечего сказать - и он вышел из положения за счет словесных изощрений, за которыми - пустота. Взмутил воду в лужице, чтобы никто не увидел, насколько неглубоко её дно. Я не знаю, есть ли где-то подобная статистика, но мне кажется, что наибольшее приятие у наибольшего числа людей вызовут как раз те произведения, в которых автор сумеет гармонично сочетать мысль-чувство и форму их подачи. И тогда читатель скажет: "Я понял эти стихи. Это моё". Если ушла от темы - прошу простить. Так вышло)))
Юлия Мигита,
17.06.2011 в 21:39
Ой, Алёна, это нечаянно не туда реца прицепилась, извините((( Продублирую, чтоб осталась и у меня)
Юлия Мигита, 17.06.2011 в 21:38
Тут все так хорошо высказались, что уже не знаешь, чем продолжить перечень причин непонимания. Поэтому выскажусь чуть в сторону от темы.
Понятность стиха не гарантирует того, что он читателю понравится. Аналогично и с непониманием, которое не всегда является "отягчающим фактором" для восприятия. Относительно же простоты и понятности - тоже не однозначно: зачастую они порождаются примитивностью творческого мышления автора, который, будучи не в силах создать ни одного мало-мальски интересного образа, штампует затёртости, употребляет слова исключительно в прямом значении. Стихо получается убогое, автологичное, но понятное донельзя - ибо собственно поэзии, требующей от читателя особого склада мышления (а значит, напряжения извилин) - там нет. Есть проза в столбик. Но для немалого круга читателей она и есть Поэзия, поскольку в ней присутствует единственно доступный многим критерий оценки её качества - понятность. А гурман (не Настя, а абстрактный гурман)) покривится: скучно, бледно, грубо, неново... Думаю, озвучу мысли многих и не буду оригинальной, если скажу: должна в стихах быть золотая середина - форма не должна подавлять содержание. Творение без мыслей, но изобилующее разнообразными средствами украшательства (в силу изощренного воображения автора) - скатывается в заумь, которая даже у подготовленных читателей вызывает недоуменное вскидывание бровей, а лично у меня - ощущение бури в стакане воды. Кажется, что человеку просто было нечего сказать - и он вышел из положения за счет словесных изощрений, за которыми - пустота. Взмутил воду в лужице, чтобы никто не увидел, насколько неглубоко её дно. Я не знаю, есть ли где-то подобная статистика, но мне кажется, что наибольшее приятие у наибольшего числа людей вызовут как раз те произведения, в которых автор сумеет гармонично сочетать мысль-чувство и форму их подачи. И тогда читатель скажет: "Я понял эти стихи. Это моё". Если ушла от темы - прошу простить. Так вышло)))
Ирина Корнетова, 17.06.2011 в 21:51
Если стихи автора непонятны одному или нескольким читателям - это еще не беда. Уровень читателей тоже разный, не будем сбрасывать его со счетов. У любого хорошего автора можно найти изумительные рецензии, типа: "Чушь!", "Бред!", "Я не понял..." и прочее. Думаю, это несущественно.
Но если замечаний о непонятности текста много, и они вполне обоснованы - то проблема, думаю в авторе. И тут у нас просматривается, как минимум, два варианта: 1.автор не вполне владеет языком, невнятно выражает свои мысли и нагромождет образы, забыв увязать их в целостную композицию. Прогноз осторожный - изрядная доза грамматики вкупе с основами стихосложения смогут исправить ситуацию, но лишь при согласии автора с полученными замечаниями. 2.автор самозабвенно изливает свой "поток сознания", ни на йоту не позволяя себе усомниться в непогрешимости избранного пути. Прогноз неблагоприятный: для такого "паета" все критикующие - враги по определению, а сам он - непонятый гений. Как говорится, медицина тут бессильна. Ну, и хочется напомнить, что на вкус и цвет - все фломастеры разные)))
Алексей Ирреальный, 18.06.2011 в 01:04
Как можно понять или не понять стих? Это как люди смотрят на картину, каждый видит нечто своё. Это как люди слушают музыку, каждому приятны разные мелодии и сочетания, каждый понимает по-своему. Многозначность смыслов только к лучшему. Зачем ставить шаблон "таков" на произведение искусства?
Кудинов Виктор, 18.06.2011 в 06:30
Если отбросить влияние авторского эгоизма, зависти и пр., то есть при наличии искреннего желания автора донести до читателя образ и ли мысль, а у читателя - искреннего желания понять и прочувствовать предлагаемое откровение, то имеются и препятствия, объективного свойства, к взаимопониманию и сопереживанию. Так уж мозг устроен, что одна половина заведует образами, а другая - мыслью. И у разных людей эти половины развиты не всегда одинаково сильно /я не беру случай, когда - одинаково слабо))/.
Можно только позавидовать тем счастливчикам, у кого налажена бесперебойная связь между обоими полушариями.
Кудинов Виктор,
18.06.2011 в 06:56
*то есть,
*образ или мысль Если же доминирует одно из полушарий существенно, то "мыслителю" понять "образника" - проблема: стихотворение, в котором количество образов на погонный слог зашкаливает за "разумные" пределы, и не дает разглядеть мысль, тем более, если ее там и не было, а было "простое" созерцание. Где же выход? Развивать недоразвитые полушария, но многие ли способны на этот подвиг? Проще эксплуатировать свое - доминантное.)
Эд Сетера, 18.06.2011 в 10:53
Чуток про другой аспект проблемы.
По моему скромному разумению, при сочинении стихов чуйства преобразуются в мысли, кои затем таки превращаются а слова. Ежели на одной из стадий присутствуют дефекты соответствующёй дикции, вряд ли получится нечто, напоминающее худ.произведение. Об обуревающих автора чуйствах едва ли существует иной источник сведений, окромя текста целиком. А вот поведать об отдельных мыслях – запросто. В связи с вышеперечисленным довольно умилительно слышать сакраментальную фразу-отмазку "стихи объяснять низя".
Андрей Злой, 18.06.2011 в 12:14
Иии, милóй! Энтыть графомань всякая для читателя пишет, а гений – для Вечности!
А не просёк стиха – не читай. И, тем паче, не ругай! – в своёй же дури-непонимании расписываишьси. Ить ведь бывают же такие разумники – шо не по их уму, то хают! «Я знаю, шо нихера не знаю», как говорил мне Цезарь, Юрий, кажись... Во!!! Скромности, скромности учись! Стих, мил чел, эта тебе не эта… не дисиртация какá: его не «понимать» – ЧУВСТВОВАТЬ надобно! И вааще, – ты сам-то кто таков?! Пушкин Алексей Сергеич? Некрасов? Сам сперва писать намастырься. «Не понимают» тут всякие…
Ширанкова Светлана, 19.06.2011 в 13:03
Стих - это архивированный файл, который автор передает читателю. Так что вариантов два: либо файл битый, либо у принимающей стороны нет нужного архиватора :)
Андрей Злой,
19.06.2011 в 15:35
Есть ещё: файл заботливо запаролен или там вообще не то, на что читатель расчитывает. ))
Татьяна Смирновская, 19.06.2011 в 16:23
Можно, я воспользуюсь тем, что бесконечно любимый мной Александр Асманов =) здесь не высказался, и процитирую его:
"У ЛЮБОГО по качеству стихотворения ВСЕГДА найдутся поклонники" Наверное, в вопросе речь идет о тех, кто хочет нравится всем? Или конкретно кому-то - ан, нет... %))) И, в таком случае, проблема лично пишущего/читающего - по этому поводу переживать: что делать, любовь не всегда взаимна :))) Разные мы все... и пишем, наверное, на разных языках... и это есть, может быть, хорошо? :)))
Маргарита Шмерлинг, 20.06.2011 в 16:13
Есть стихи, объективно сложные для восприятия.
Один очень любимый мной автор (не спрашивала разрешения сослаться на него, поэтому не буду называть) следует принципу "многослойного" письма. Он - человек очень эрудированный, и в стихи "упаковывает" множество аллюзий и на Священное Писание, и на многих античных авторов, и на литературные источники... Поверьте, стихи от этого не проигрывают, но чтобы понять их во всей полноте, нужно быть достаточно образованным читателем. Мне, например, моей эрудиции явно не хватает. "Верхний" слой и литературные аллюзии я ещё как-то улавливаю, но вот полное незнание религиозных источников мне не даёт многое понять. Я знаю это, и я не в обиде. Это ведь моя беда, не автора, верно? С другой стороны, действительно, есть авторы, у которых ассоциации идут не от эрудиции, а от буйства образов. Это понять, в принципе, невозможно, - образы преехлёстывают все мыслимые пределы, теснят друг друга, - мне кажется, такие стихи может понять только сам автор. Ну, или тот, кто очень хорошо знаком с автором, знает, что у него может там, внутри твориться... Я очень всегда завидую авторам, которые умеют анализировать и истолковывать тексты, а уж если не смогли истолковать, то с уверенностью пишут: "Здесь непонятно у Вас написано." Что делать, я стихи предпочитаю ощущать, а не понимать.
Андрей Злой,
20.06.2011 в 18:17
Маргарита, вот тут и возникает вопрос, для кого пишет автор - для читателя или "для Вечности"?
Представьте автомобиль, для управления которым потребовалась бы степень доктора наук плюс 30-летний опыт лётчика-камикадзе. )) Что бы сказали о его конструкторе?
Маргарита Шмерлинг,
20.06.2011 в 19:09
Андрей, но я ведь так старательно подчёркивала, что моя недостаточная образованность и эрудированность - причина того, что я не понимаю стихи. Я знаю авторов, которые их понимают, обсуждают и наслаждаются ими на всю катушку, я эти обсуждения читала с удовольствием.
У меня стихи простецкие, но, тем не менее, я допускаю, что кому-то даже они покажутся заумными. Так что же, мне начать писать что-то вроде "Ванька Маньку полюбил,/На скамейку завалил"? Не для вечности, - но, я думаю, многие пишут, не считая нужным забывать то, что они знают и думают, и чувствуют, ради того, чтобы стать понятными совсем всем :)))
Андрей Злой,
20.06.2011 в 20:04
Маргарита, мне больше по вкусу высказывание Витгенштейна из предисловия к ЛФТ: "то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, о том же, что сказать невозможно, следует молчать". Может - это у меня профессиональное... )
Маргарита Шмерлинг,
20.06.2011 в 20:40
Насколько я поняла, смысл начатой беседушки в том, чтобы выяснить, почему стихи не понимают.
Я придерживаюсь точки зрения, что не все стихи, которые трудны для понимания - МГТ. А правы ли авторы, пишущие... ну, скажем, непростые стихи, я обсуждать не берусь. Просто допускаю, что автор имеет право выбирать, какой подход ему ближе. К тому же взгляды в процессе творчества меняются, а в каком ключе - это тоже для каждого автора своё. Я обычно оцениваю стихи с позиции "нравится - не нравится". Могу более-менее осмысленно объяснить, почему мне понравился или не понравился стих. Но при этом не умею и не люблю истолковывать стихи. Руководствуюсь ощущениями :))) Понимаю, что я, должно быть, не самый лучший читатель. Но вот если бы мне стали указывать, как я должна писать, я бы подумала, продолжать ли. (Я имею в виду не критику стихов, а ограничение моей свободы самовыражения, простите за трюизм.)
Андрей Злой,
20.06.2011 в 21:00
Маргарита, в большинстве искусств возможность понимания зрителем (читателем) является требованием базовым.
Не говорю о грубом обычае рифмоплётства! - даже утончённейшее искусство сеппуку имеет свои каноны, при нарушении которых действо будет понято вульгарно и не доставит эстетического удовлетворения знатокам.
Маргарита Шмерлинг,
20.06.2011 в 21:07
Андрей, сеппуку я делать не буду, хоть Вы дерись (аллюзия на "Приключения Буратино": "А я некту яблока не дам, хоть он дерись" - поясняю, чтобы меня поняли, хотя это и не стихи :)))))))))))))))))))))))))
Николай Агальцов, 03.07.2011 в 20:58
Попробуйте напеть... А еще лучше - выходите во двор, присаживайтесь на лавочку и прочтите что-нибудь отдыхающим... Вам быстренько объяснят, почему не понимают...)))
Светлана Алексеева (Братислава),
03.07.2011 в 21:05
Ты будешь смеяться, но сегодня девочки-соседки читала вслух мои стихи из сборника))) одобряли)))
Валерий Носуленко, 06.07.2011 в 21:29
читаю, читаю и даже захотелось высказаться) А не кажется Вам, что непонимание и отторжение происходит ещё по одной причине? Попробую пояснить - раньше поэты как бы всегда принадлежали какой-нибудь школе, акмеисты имажинисты символисты и т. д. и читатель(даже неподготовленный) прочитав пару стихотворений представителя школы, для себя как бы делал вывод куда ему плыть и с кем плыть, а подготовленный, уже мог отличить поделку от шедевра так скажем...то есть типа клуба по интересам и авторы творили в том стиле который был декларирован, порой поднимаясь над своей школой и становясь уже признанным - в принципе это и сейчас происходит, только сейчас весь этот процесс карикатурный - пишущее в одном стиле подавляют своим большинством пишущих в отличном от них. Вот посмотрите что происходит сейчас - несколько бытующих аксиом - Концовка у стихо должна быть убойной. Глагольная рифма - отстой. Любовь, счастье вообще слова которых надо запретить) Ну впрочем здесь люди куда умней меня и всё это знают)
Так о чём это я?) Ну да..о понимании. Не верю никому, кто говорит, что пишет не надеясь на признание, хотя бы у тех кого он считает как бы своего круга) Вот у Натана Хлебника, вокруг него уже целая школа - если спросите меня понимаю я его стихи или его сподвижников - честно скажу очень одиночные и очень редко) но знаю одно, у этой школы есть свои читатели, есть свои авторы и их будет всё больше, но конечно не так много) всё таки это немного сложная поэзия)и у них появятся стихи и появились наверное которые переросли школу и пошли в народ. Сейчас происходит одна, как я считаю досадная вещь, мы начинающим авторам сразу прививаем свой вкус, вот смотрите что зачастую пишут в рецках - нуу в прошлом веке это бы было воспринято на ура, а сейчас - не прокатит! Читайте современных авторов..." И читают и становятся как все техничными исполнителями с репризами внутри стиха..так называемыми находками и в коне стиха..ну а это обязательно. Наверное для всех лучше бы было если бы существовали школы направления из рамок которых хотелось бы выбраться...а в рамках совершенствоваться. Простите за сумбур....препинаки и опечатки)
Эд Сетера,
11.07.2011 в 01:30
Чуток подискутировать, что ли?..
Велер, а ежели переформулировать «аксиомы» - может быть, они будут смотреться несколько привлекательней? А именно. Чем «убойнее» концовка – тем лучше (кстати, сей принцип, кажись, можно распространить и на остальные строчки, не правда ли?). Тока надо сперва определиться, что такое «убойность» (хотя в общем и целом понятно, наверное). Глагольные (и вабще – грамматические) рихмы, ежели они превалируют – скорее всего, некамильфо. Ибо все дюже запылились от частого употребления. Людям же (свойство у них, кажись, такое) более интересно нечто новенькое. По крайней мере, кажущееся новеньким. Нет? Слова, конечно же, никакие не запрещаются. Тока ежели ту же «любоф» написать, к примеру, с большой буквы (а то и все слово целиком – аршинными буковками), да ещё в конце предложения поставить три очень восклицательных знака – чой-то тут не то получится. Ибо слишком громко и навязчиво – аж до оскомины. И вабще, всегда и везде (это, пожалуй, действительно аксиома, как мне кажется): можно всё – но в меру. Хоть в какую-нить, но меру… Насчёт вышеупомянутой «школы». На мой непросвящённый взгляд, у её представителей весьма оригинальная цель при сочинении – дабы никто ничего не понял. Ни разу не видел, чтоб кто-нить чётко и ясно сказал – чего, собственно, имеется в виду. Хотя, возможно, где-нить когда-нить сие и происходило – но есть определённые сомнения. Чаще всего идёт апелляция к вызываемым якобы чуйствам. Однако, мне кажется, чтоб возникло то или иное чуйство, должно быть как минимум понятно – об чём речь. Ну, хоть намёк какой. К примеру (утрирую, вестимо), прочтя словосочетание «горячий лёд» - мне должно стать холодно или жарко? Понятное дело – контекст может выручить. Иногда. А ежели в контексте наблюдается сплошь и рядом подобные же выкрутасы – вот тогда и впрямь хоть ты плачь, а хоть ты смейся. В результате опять имеем: фундаментальное из чуйств – чуйство меры. Вот как-то так. PS. Всё же не просёк, чего плохого в «находках» в конце стиха (а хоть бы даже и в евонной середине)?
Валерий Носуленко,
11.07.2011 в 22:21
Нет, конечно "переформулировать" можно) но ведь суть не измениться, просто как бы подтверждая мои слова сегодня на БЛК прочитал как судья отклоняя стихотворение сформулировал свой отказ тем, что в стихо нет запоминающей цитаты, не дословно конечно, но мне кажется в этом вся суть и в этом скрыто большинства бед, большинства нынешних стихотворцов, и меня конешно, если чё) мы меньше стали вникать в суть, в глубину, нам нужны репризы в стихе и чем их больше, тем стих для нас ярче - сороки ведь?)Не знаю смог ли пояснить свою мысль? Сейчас посмотрите смеются над человеком когда он говорит вдохновение у меня было вот и написал, а ему говорят какое такое вдохновение! работай над стихом и конечно убедительно убеждают) и вот что получается читаешь стих видишь ум автора, восхищаешься его техникой, смелостью, а вот вдохновения лёгкости нет почему то - пустота и цитатка умная изощрённая...ну всё исчерпался...это просто я так вслух думаю несформированные мысли так сказать хаос и сумбур... но вот где-то так
Эд Сетера,
11.07.2011 в 23:40
Прям не знаю.
Мне кажется, что каждая «находка» (сиречь – нечто запоминающееся, интересное) от вдохновения как раз и происходит. А как по-другому? Ну, не сидит же человек, некий план составляя – вот сюда надо в обязательном порядке «находку» присобачить, а здесь и так сойдёт. Как уж получается – так и получается. Иногда вообще посерёдке застреваешь – и не туды, и не сюды. И потом заготовки валяются неведомо скока в загашнике в ожидании второго пришествия – некоторые вабще по паре строчек всего. Одни такие огрызки по прошествии времени отправляются на свалку – ибо выясняется (с новой колокольни глядя), что фигня. А другие в один прекрасный день вдруг вновь привлекают к себе внимание – и понеслась… Тот же коленкор и про редактирование. Разонравилось вусмерть предложение – и что с ним делать? Опять остаётся ждать того самого пришествия. А пришествия чего? Не иначе, как оного вдохновения (называя вещи своими именами)… И ещё нюанс. Худ.произведение, где лёгкость, предположим, отсутствует – вполне может оказаться, что сочинялось именно «под вдохновением». Просто не получилось - бывает же и такое. Другое дело, что отсутствие в стишке афоризмов действительно, скорее всего, не является признаком его «плохости». Ибо всякое бывает, наверное.
Маргарита Шмерлинг,
12.07.2011 в 08:34
Валерий, мне кажется, что Вы несколько утрируете ситуацию.
Вдохновения никто не отменяет, вроде бы. Может быть, избегают самого слова, как нескромного по отношению к себе, а по сути - я как-то не встречала категорических возражений против оного. С другой стороны, работа над стихом - необходимый этап для любого мало-мальски требовательного к себе автора. А то видала я... "Я пишу, как Бог мне послал..." - ни больше, ни меньше. И, значит, трогать грязными руками не моги. А там сплошь грамматические рифмы, - т.е. самые легкодоступные, самые плоские и скучные, - и размер скачет, и с препинаками беда... А потом, естественно, разговоры о том, что назад оглядываться скучно, пошёл, мол, я (автор небрежный) дальше и выше... Не хочется перечитывать, это очень понятно, - по прошествии времени самому тошно от того, что в порыве навалял. А по поводу того, что начинающих авторов ломают, - отчасти Вы, возможно, правы, но! Начинающий автор сам выбирает, кого ему слушать и с кем соглашаться. Т.е., выбирает школу. А если он/она склонны слушать всех подряд, то таким начинающим, возможно, действительно, не стоит продолжать? Если у автора нет никакого мнения и вкуса, тут и говорить не о чем, мне кажется. Но к обсуждаемой теме это как бы особого отношения не имеет.
Валерий Носуленко,
12.07.2011 в 19:37
Ну да, утрирую, а точнее всё таки усредняю. Вот хотелось спросить у уважаемых Сергея? и Маргариты, а Вам иногда не становится тошно от стихов, как своих так и от чужих, играть словами, пытаться быть оригинальным, остроумным, подыскивать рифму и т.д. то есть работать? Я вот например помню, как года четыре назад когда написал первый стишок, вот это было удовольствие! и пусть он был корявый и пафосный, но он был выплеснут откуда то из меня) мой мозг в процессе практически не участвовал) А сейчас, нет этого чувства, накладываются ограничения невольно, так плохо потому что пафосно - нельзя, так плохо потому что рифмы не комильфо - нельзя, если вы понимаете меня правильно, то должны признать(или не должны)) что чем человек становится опытней, тем он теряет остроту восприятия, прибавляя в навыках - теряет свободу - и очень редко кому удаётся не смотря ни на что оставаться такими же наивными как были раньше и когда читаешь такие стишки радостные светлые становится легче в них видна душа человека, а не изысканная рифма, оригинальная форма и убойная концовка реприза.
Мне кажется, что когда читаешь новенького, его надо оценивать по уму, а читая мастера - по чувству. Потому что глупый стихоплёт это всё таки нонсенс, техники научится не сложно - было бы время) и в то же время когда начинающий становится спецом, вот тогда можно посмотреть, осталось ли у него то живое, что когда то его заставило написать первый стиш)
Эд Сетера,
12.07.2011 в 22:15
Леди Рита, теперь и Вас усреднили…
(вот наябедничал, и на душе полегчало) Дык, как же не бывает – ешё как бывает. От своих, естественно. Ежели бы от чужих – всё было бы просто. Не читать – и всех делов. Со своими – хужей дело обстоит. От них деться некуда. Приходится жить. Ну, не помирать же, в самом деле. А учитывая, что завтра будет тока хуже – эрго, сегодня следует улыбаться. Чаще всего помогает. Побочным эффектом сего процесса является повышение остроты восприятия. Впрочем, иногда полезно и помучиться. Тоже, как ни странно, помогает и повышает.
Андрей Злой,
14.07.2011 в 07:15
Нет, Валерий, – мне кажется, проблема, приходящая с практикой, не в отсутствии чувств, а в ощущении собственного неумения их выразить. Начинающий – оптимист, он от любой своей поделки счастлив и с человечеством алчет поделиться. Потом начинаешь хотеть выше головы прыгнуть – а задница вниз тянет.
Свободу старый рифмоплёт не теряет – просто натыкается, наконец, на свой «потолок». Теряется наивное ощущение свободы, теряется иллюзия.
Александр Коковихин,
20.07.2011 в 18:43
Согласен с Валерием, умных, интересных и качественных стих-й хватает, но "живое" почти не найти...
Андреев Чайк, 08.07.2011 в 13:37
не хотят думать - вот и не понимают.
и это не только в поэзии.
Первый Конкурсный Проект,
09.07.2011 в 07:50
Вообще-то одного хотения тут маловато. Вон вспомните на вашей таблице - очень хотели! Но ни понять самим, ни добиться от вас объяснения смысла так и не удалось)))
Так что есть вариант, что додуматься просто нельзя. Или слишком глубоко зарыто, или мозги тупые, или смысла просто нет. И это во всем так, ага)
Андреев Чайк,
10.07.2011 в 13:17
хорошо, перефразирую: не хотят думать или изначально не в состоянии понять в силу различных обстоятельств (от нехватки времени и пренебрежения до синдрома дауна))).
а смысл есть всегда. даже в самом глупом или самом графоманском.
Андрей Злой,
14.07.2011 в 06:59
Тёзка, скажем так: "смысл можно придать всему, даже самому глупому и графоманскому". Был бы читатель достаточно изощрён.
Да здравствуют гениальные читатели! - тогда и поэтов не надо... )))
Борис эN. Старче, 21.07.2011 в 04:11
Итак, "вроде пишем все на одном языке ... - почему же так часто один творческий ... человек никак не может (или не хочет?) понять другого? ... Почему стихи бывают непоняты читателем?"
1. Как уже замечательно здесь показано, из-за "личной разности". Для того, чтобы возник резонанс, необходимы вполне определённые со-ответствия, со-четания, со-осмысленности, которые таки могут постепенно со-возникать. Разве нет? И ничего нового, вроде бы. Но: 2. Позволим себе представить, что ЛЮБАЯ попытка амбициозного Автора лирически самовыразиться вызывает "широкий" резонанс повнимания у ВСЕХ прочитателей. Ну разве не ужас?? Надо полагать, всяк пишущий располагает каким-то минимальным (от единицы, ежели Автор грамотен /небезпамятлив) кругом читателей /фундаментом самоуверенности. А уж какой новинкой цепляет /обогащает /убогощает (и т.д.) прочитанное - дело тайное, интёмное, личное... Плюс к этому такая вот притча: 3. Покойный Л.Н. Гумилёв на защите своей географической докторской (по этногенезу) на просьбу одного из оппонентов разъяснить, какое из семи определений этноса, данных в диссертационной работе, следует считать окончательным, помнится, заметил, что как говаривала его матушка (Тут возник шум в зале: каждый шептал соседу, что он то знает, о ком речь!), следует писать так, чтобы у твоего читателя не возникало неясностей..., а затем ответил на вопрос в том смысле, что все определения верны, но, обращая большее внимание на то или иное качество (сторону) объекта, приводят в конце к краткому выражению его сущности, причём вряд-ли доступному пониманию без всей последовательной цепочки (диалога с читателем?!). С юньнаивлучшими,
Михаил Козловский, 27.07.2011 в 22:00
Мне кажется, что в эпоху коммерциализации искусства произошло смещение понятий и акцентов: восприятие художественного произведения (не только стиха - и картины, и симфонии, и монумента) из акта сотворчества превратилось в акт потребления. И за свои "внимательские деньги" читатель хочет иметь тот продукт, за который "плОчено". Причем производитель художественного продукта в подавляющем большинстве равняется именно на массового потребителя с неразвитым вкусом. Сравните число поедателей фаст-фуда с числом знатоков и ценителей французской кухни! А число смотрящих продукцию Голливуда - с количеством любителей арт-хауса.
И так - везде и повсюду: правило "20/80". Неисчислимы "школы писательского мастерства", но вот "школ читательского мастерства" почему-то не наблюдается в упор. И за утверждением "В том, что я автора не понимаю, виноват исключительно автор", скрывается собственная лень и нежелание пройти свою половину пути к истине (шедевру, катарсису, просветлению и т.п.) А дальше - выбор за автором: хотите повторить творческую судьбу Эдуарда Асадова или, допустим, Надсона? Ваше право. Арсения Тарковского? И это тоже ваше право на выбор. Будем оптимистами: всё равно, через 500-1000 лет забудут и тех, и других. P.S. Мне кажется, я знаю, какого автора имела в виду Маргарита Шмерлинг :)
Алексей Абашин,
28.07.2011 в 12:01
Насчёт лени я не согласен, Михаил.
Только автор знает о чём он писал. И только автор может дать нужное направление движения. Если автор этим не озаботился, то пусть будет готов к тому, что его стихи не поймут. Инструментов у автора очень много. Можно долго рассуждать об уровне подготовленности читателя, можно говорить о том, что востребована только "фаст-фудовское творчество"... Я, например, всегда при таких сравнениях вспоминаю поэзию Игоря Царёва, Александра Кабанова... Вот уж точно, их стихи не назовёшь ширпотребом, но они понятны практически всем. Кто-то видит только верхний слой, кто-то погружается глубже. Но в своих произведениях эти поэты всегда задают нужное направление движения.
Михаил Козловский,
28.07.2011 в 16:19
Дорогой Алексей, я немного не об этом. Авторы бывают разные, но ведь и читатели тоже разные. Не верю в стихи, "понятные практически всем". Практически всем из вашего личного окружения - да, пожалуйста. А как насчет зеков на зоне? Или наркоманов под кайфом? Они ведь тоже часть социума и входят в "практически всех".
Ну, это крайние примеры. Но я категорически не согласен с тем, что если я не понимаю Пушкина, то в этом виноват Пушкин (а если Нагорную проповедь - то, соответственно, Иисус Христос). Да, бывают бесталанные авторы, не задающие направления. Но бывают и нерадивые читатели, которые принипиально идут не в направлении, задаваемом автором, а "куда хочут". Еще раз: я полагаю процесс восприятия художественного произведения не актом потребления, а сотворчеством. И ответственность за понимание/непонимание несут оба. А вот в каком соотношении - тут можно и поговорить в каждом конкретном случае. P.S. Лично я не рассчитываю на то, что мои стихи будут понятны "практически всем", и не рассчитываю на это. Sapienti sat, а без тех читателей, которым лениво самим найти перевод этой латинской поговорки на русский, я как-нибудь переживу. Нисколько не огорчаюсь поэтому, что моим стихам никогда не выиграть ни одного конкурса. И, к вящему разочарованию Анны Хайль, отнюдь не считаю это признаком собственной творческой несостоятельности.
Алексей Абашин,
28.07.2011 в 18:17
Михаил, здесь получается подмена понятий: "не понимаю" на "не хочу понимать".
Я вот не люблю стихи Пушкина, но понимаю их. Я не являюсь сторонником христианства, но понимаю о чём говорится в той же Библии.
Михаил Козловский,
29.07.2011 в 00:13
Спасибо, Алексей, вы совершенно правы. К сожалению, многие читатели не хотят видеть различия между "не могу понять" и "не хочу понимать". Иногда не хотят сознательно, но гораздо чаще их подсознание выдает подсознательное "не хочу" за осознанное "не могу", это еще дедушка Фрейд сто лет назад подробно описал.
Михаил Козловский,
29.07.2011 в 00:31
Но к чести нашего портала должен "с чувством глубокого удовлетворения" заметить, что по среднему уровню подготовленности читателя он заметно превосходит другие литературные интернет-страницы. Зашел тут было на форум при издательстве ЭКСМО - это ужас! "Удручающее зрелище, - как сказал бы ослик Иа-Иа, - душераздирающее зрелище".
Борис эN. Старче,
05.08.2011 в 01:01
Здесь хорошо получилось навести увеличительное стекло на тот замечательный факт, что иногда "понять" - только первый шаг, чтобы "принять" (или "не принять"!), а вот иногда, интересное дело, резонанс строки, словно на концерте в зале с настоящей акустикой при звучании строя струнных, возникает вовсе вне "понимания", которое потом подстраивается (верно или фантастически неверно, можно сказать - незачем, но неизбежно: от страха пустоты...), чем-то цепляет, удивляет, перекашивает или выправляет взгляд, и т.д... Причем, это ведь не прямая физиология поп культуры (магия ритма, глушение громкостью, компьютерная предсказуемость текстовых "решений" и "проверенность" тронутых тем и иные подобные "фишки"): чтобы такое ощутить некий слой предпоннимания (надпонимания7), готовности к такому чуду в себе нарастить, таки, надобно, чтобы струна строки не пустоту пыталась расшевелить.
Предложение не обязано порождать спрос?!: Настырное - ещё как порождает!... Ну, это, уже меня заносит. Но на предложенном здесь повороте темы заносы - вещь обыденная, не правда ли?!
Михаил Козловский,
05.08.2011 в 17:53
Да-да, Борис. Рад, что подключились к обсуждению, потому что тема действительно наболевшая.
Борис эN. Старче,
06.08.2011 в 13:29
Взаимно, рад приветствовать!
В июле я тут уже пытался некие предварительные выводы по обсуждаемым проблемам оформить, типа ...из-за "личной разности" (есть такой термин у наблюдателей в астрономии и геодезии...), теперь, пожалуй, скажу: из-за "личностной разности". Но есть тут ещё один аспект. И в нынешнем обсуждении, и в полуторапрошлогоднем - о сущности графомании и отличии оной от поэзии, все как-то прошли мимо фундаментальнейшей, не мой вкус, вещи, а именно - физиологической основы стиховосприятия и стихописания (всех этих чистых в детстве радостных удивлений "от склада и лада" цепочек слов, порождаемых развивающимся сознанием). Об этом, разумеется, есть масса разновозрастных публикаций разной степени фантастичности, но, почему-то, в дискуссиях на ГРАФОМАНАХ никто за этот негуманитарный корень проблем не зацепился!? С наивавгустейшими,
Андрей Злой,
13.08.2011 в 16:34
Итак, снова тот же вопрос: стихи – это предмет для «со-творчества» с читателем или инструмент насильственного «промывания мозгов» этому читателю, «игры» на его нервах? Михаил – человек европейский – предполагает первое, я – пьяный варвар – склоняюсь ко второму… Что – идеал: стих – деликатная «информация к размышлению» или стих – самовластный аккорд на струнах семантической сети читателя? Каждому – своё.
Да, в «со-творчестве» есть интеллектуальная сладость, но кто сказал, что рояль не получает удовольствия, когда на нём играют умело? )))
Андрей Сочинялкин, 26.08.2011 в 13:10
Весёленькая тема! Почитал - все мысли дельные :)
Однако, сама постановка вопроса "Почему стихи бывают непоняты читателем?" предполагает только один верный ответ - НИПОЧЕМУ! ВСЕ стихи не могут быть непоняты гипотетическим читателем. И всё, что вы обсуждали, приводили выкладки и измышления , касается частностей - "Почему конкретное подмножество стихов (по стилю, тематике, эмоциональности, уровню исполнения, наличию инвектива ) бывает непонято определённым подмножеством читателей (по полу, образованности, профессии, чувству юмора, социальному положению, по настроению с утра)?"
Андрей Сочинялкин,
26.08.2011 в 13:15
точнее было бы так:
Если произведение не понято той целевой аудиторией, для которой оно было предназначено, значит автор, скажем так, не постарался.
Юлия Лавданская, 03.02.2012 в 09:09
А еще бывает. что люди не понимают чужое стихотворение в силу различного жизненного опыта.
Это произведение рекомендуют |