Россия, несмотря на долгие годы советской власти, была и остается страной патриархальной, где главой дома считается мужчина. Именно по нему, как правило, определяется национальная принадлежность семьи. В то же время, еврейская религиозная традиция и, в соответствии с ней, Государство Израиль, определяют еврейство по матери.
Таким образом, семья, приехавшая из бывшего СССР, и состоящая из отца-еврея, русской матери и двух детей, в глазах религиозного истеблишмента – семья не еврейская. В России же – наоборот: дети, а зачастую и их мать, носившая типичную еврейскую фамилию, страдали в советское время от антисемитизма, не могли попасть в престижные университеты или устроиться на хорошую работу. Некоторые из таких "полукровок" принимали активное участие в борьбе за выезд, и даже прошли через тюрьмы и лагеря. Многие ощущали себя евреями вплоть до того самого момента, когда они предстали перед чиновником израильского МВД. И вот тут-то выяснилось, что максимум, на что они могут претендовать – это прочерк в графе национальность в реестре регистрации населения. Наличие еврейского самосознания здесь никого не волнует. Бездушный аппарат определяет за тебя, к какой национальности ты принадлежишь. А ведь даже в СССР было право выбора, и 16-летний подросток, родившийся в смешанной семье, сам выбирал при получении паспорта свою национальность.
Если внимательно прочесть текст Торы, то можно убедиться, что в древний библейский период еврейство определялось именно по отцу. Тому можно найти массу свидетельств: в родословных Торы перечисляются только отцы, а имена матерей и их происхождение часто вовсе не указываются. По отцу определялась принадлежность человека к колену Израиля, и распределялись наследственные наделы. По отцу и сегодня определяется принадлежность к роду священников (коэнов). Соответственно, сыну египтянина от еврейки земельный участок не полагался. В то же время многие из праотцев и царей Израиля были женаты на нееврейках, но это не мешало их сыновьям наследовать после них.
Более того, в одном из эпизодов Торы сын матери-еврейки и отца-египтянина не называется евреем, а выделяется в отдельную категорию "сын израильтянки". Если бы еврейство определялось по матери, как это принято сегодня, то не было бы причин выделять особо его происхождение. Следовательно, в Торе еврейство определялось по отцу, и сын египтянина, даже от матери-еврейки, евреем не признавался. Великий комментатор Раши по поводу этого эпизода сообщает, что данный персонаж прошел гиюр. Но по современным меркам проходить гиюр ему не надо, ведь у него мать-еврейка!
Некоторые историки связывают введение признания еврейства по матери с периодом возвращения евреев в Землю Израиля после разрушения Первого Храма, другие – с периодом римского владычества. Даже в Талмуде вокруг этого вопроса по-прежнему ведутся споры, и ответ не однозначен.
Сегодня многие смешанные семьи переживают кризис самоопределения. Зачастую, особенно среди подростков, он выливается в проявления ненависти ко всему, что связано с иудаизмом. Даже креститься в Израиле гораздо легче, чем пройти гиюр. А ведь мы, как общество, должны быть заинтересованы в интеграции, а не в разъединении. И если бы нашлись смелые раввины, готовые дерзнуть и включить сыновей еврейских отцов в число народа Израиля на основании простого и искреннего процесса гиюра, не обремененного выставляемыми сегодня преднамеренными препятствиями, им было бы на что опереться в еврейской традиции, и наш народ от этого только бы выиграл!