Каждодневную профессиональную деятельность мою никак, к счастью, не могу назвать рутинной и обыденной. В интервью, статьях, творческих публикациях и презентационных материалах, на лекциях и в другом живом общении часто привожу высказывание из раннего творчества А.и Б. Стругацких: «Три радости дает человеку в жизни судьба: дружбу, любовь и работу».
С судьбой у нас партнерские отношения. При этом обязанности, возложенные на меня, я представляю себе достаточно туманно. Но, очевидно, с ними справляюсь, поскольку судьба, со своей стороны, также выполняет договорные обязательства: все три обещанных радости предоставлены мне в полном объеме.
Но повседневные занятия, даже радостные, тем не менее требуют временных затрат и создают цейтноты. За этими приятными по напряженности цейтнотами наконец-то нашел возможность начать этот весьма важный для меня разговор. Разговор обещает быть обстоятельным, поэтому дружески жму руку и прощаюсь с первых строк с любителями перекинуться парой фраз. Остальным – доброе время суток.
Доброе время резидентам этого поэтического портала. Доброе время суток и его гостям, для которых диалог, к сожалению, превращается в мой монолог из-за невозможности оставлять рецензии. Хочу говорить именно с Вами, раз уж Вы здесь. Именно с Вами (второе лицо, единственное число, форма уважительного обращения) вне зависимости от гендерной принадлежности, возрастных характеристик, места жительства, национальности, вероисповедания, политических взглядов, уровня поэтического мастерства, профессиональных интересов, сексуальной ориентации, круга чтения и так далее.
Не важно, какую роль занимает поэтическое творчество в Вашей жизни, не важно, в каком качестве вы прикасаетесь к нему – как автор или как читатель. Кстати, - думаю, Вы согласитесь со мной, - как правило, эти функции перекрещиваются. Не важно, с какой регулярностью вы это делаете: ежедневно или так, время от времени. Но факт непреложен: в какой-то момент вы ощущаете настоятельную необходимость вновь прикоснуться к этому яркому и необычному явлению, к феномену поэзии. Или поэзия изъявляет желание призвать Вас к себе.
Почему?
Почему большую или меньшую часть своей жизни мы согласуем с явлением поэтического творчества? Другими словами, почему и Вы, и я сейчас здесь и почему вообще ведем этот разговор? И каковы, собственно, последствия нашего здесь с Вами пребывания?
На правах инициатора разговора сформулирую стартовые позиции, ракурсы дискурса, а затем буду с нетерпением ждать Вашего значимого для меня голоса. Сразу хочу предупредить: эти материалы будут впоследствии использованы в печатных публикациях, поэтому заблаговременно прошу разрешения на возможное цитирование Ваших рецензий. Безусловно, с указанием авторства.
Статьи будут околопоэтические – вокруг поэзии, но с различной проблематикой. Общегуманитарной, социальной, философской, политической, литературной, педагогической, исторической и даже экономической. Поэтому границы обсуждения хочется очертить как можно более прозрачно.
И действительно, трудно говорить о роли поэзии в нашей жизни, оставаясь в границах собственно поэзии. Да и сами границы стихотворчества обозначить, скорее всего, не возможно или практически не возможно. Но попробовать стоит.
Поэзия многолика. Она сочетает в себе множество функций, бесконечное количество ролей. Поэзия может быть философом, воспитателем, учителем, психологом, шаловливым ребенком, рекламным кликушей, музыкантом, живописцем, просто собеседником…
Но чем бы ни являлись стихотворения – плодом вдохновения, результатом кропотливой работы или даром небес, на бумагу они попадают из-под пера автора. Стихотворения неразрывно связаны с человеком – с Вами, со мной. А человек, как известно, - животное социальное. А значит, поэзию, в первую очередь, необходимо рассматривать в социальном аспекте.
Во многих научных областях – точных, естественных, гуманитарных – есть такое понятие: корреляция. Взаимное влияние. Именно в таких отношениях находятся общество и поэзия.
С первых шагов по Земле человек постигал мир при помощи поэтического, метафорического, образного восприятия. Такое поэтическое мировосприятие сыграло огромную роль в формировании теологических взглядов, культурных ценностей, основ общественного устройства человечества. Другими словами, сегодня мы такие, какие мы есть, благодаря (в том числе) поэзии. Переворачиваем медаль: современная поэзия впитала в себя в полном объеме все характерные качества современного общества. Каково общество, такова и она, родимая.
Современный социопорядок – штука темная, запутанная, сложная. Его - современный общественный порядок - критикуют со всех сторон. Да и как не критиковать: войны, голод, дефолты, озоновые дыры, таяние полярных льдов, Гольфстрим шалит, демография не в норме, всемирные заговоры, тайные общества, секты, неравенство, похолодание-потепление, гмо, наркомания, алкоголизм, семьи рушатся… Да и вообще, конец света не за горами.
И тут поэт, растрепанный такой, помятый, глаза вдохновением горят, за одним ухом сигарета, за другим перо, протискивается, внимания просит у мирового сообщества: «Прошу прощения… Позвольте мне как представителю… Глаголом пожечь, так сказать… Свою лепту, по мере таланта и разумения… Сердце – людям, душу – Богу… Побыть светочем путеводным…»
И все мировое сообщество в один голос: «Реки, поэт! Внемлем!» И блокнотики-ноутбуки развернули, наушники-переводчики вставили. Аналитики трудятся – выводы компонуют. Президентам, канцлерам, королям и шейхам тут же сообщают. А те – указы пишут. И радостно, всем миром – за работу, и строем - в светлое будущее, в благодатную Утопию!..
Улыбнулись.
Помните, у Войновича в романе «Москва 2042» все писатели и поэты приходили на работу в закрытые учреждения и с раннего утра до позднего вечера творили, стуча по клавишам электронных устройств? И думали писатели-поэты, что сеют разумное, доброе, вечное. А провода их клавиатур уходили в стену и заканчивались обрубками. И жило общество, оградив себя таким находчивым способом от всякой литературной мошкары, - чтобы не суетилась под ногами, не лезла в глаза и уши и не мешала строить мировой порядок умным людям. Ничего не напоминает? Нет, конечно же, провода наших клавиатур уходят в системные блоки, а те, в свою очередь, шлют в Мировую Паутину сигналы, оптико-волоконные крылья несут наши творческие порывы, фиксируют плоды наших бессонных ночей страницы многочисленных литературных порталов, где сотни и тысячи таких же авторов могут оставить друг другу рецензии. Какая энергичная и плодотворная деятельность… И учреждения наши не закрыты – заходи любой! Да кто ж зайдет?
Еще раз улыбнулись.
Качели какие-то. Кто ж мы – твари дрожащие или право имеем? Какова ж наша роль в мировом социальном теле? Закончим колебания и зафиксируем позицию. Четко и по возможности просто опишем модель современного общества, после чего можно будет говорить о роли поэта и поэзии.
Модель эту должен ясно представлять себе любой человек, взявший в руки перо. Поскольку любое творческое волеизъявление, будь то школьное сочинение, шуточное четверостишие, страдания брошенной девушки, эпическая поэма и проч., уже является мемом – единицей культурной информации. И в качестве такой единицы начинает свой бесконечный путь по ноосфере, в большей или меньшей степени детерминируя дальнейшие культурные события в глобальном масштабе. Я говорю сейчас об авторской ответственности вне зависимости от возраста, пола, уровня профессионализма и других критериев (см. начало диалога). Ответственности за тот мир, в котором жить нам и нашим детям.
Недавно просматривал фрагменты телепередачи «Культурная революция». Вел ее Михаил Швыдкой – экс-министр культуры Российской Федерации, член команды Бориса Ельцина. Михаил Швыдкой - человек, достойный уважения за многие позитивные качества. Одно из них – панорамность мышления. Пусть он не все говорит – не положено, но знает и понимает достаточно много. Достаточно для того, чтобы из передачи в передачу мягко намекать тем, кто еще не уразумел одну простую истину – никуда нам не деться от процессов глобализации. Нам – это значит всему постсоветскому пространству. Что ж это за глобализация такая? И какое отношение она имеет к нашей теме?
Никто не будет спорить с тем, что неуправляемых процессов не бывает. Если, как говорил Маяковский, звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Речь, безусловно, идет о процессах социальных. Все, что происходит, происходило и будет происходить в обществе – системные, взаимосвязанные, спланированные действия. Элементы партии с большим количеством игроков. Отличие от шахмат в том, что никто никому не собирается ставить мат. Цель игры – выстроить на всех уровнях социальной пирамиды такой порядок, который максимально отвечал бы представлениям об идеале игроков самого высшего уровня.
Каждый игрок отвечает за свой этаж, за свой процессуальный аспект. Или за ряд взаимодетерминированных аспектов. Чем выше уровень игрока, тем масштабнее план, находящийся под его контролем. Упрощенно: Вы планируете жизнь семьи до получения следующей зарплаты, начальник цеха составляет годовой план, директор завода утверждает план пятилетки, руководитель государства планирует на десятилетия, надгосударственные структуры оперируют планами на века, но и это, естественно, не предел. В общеземном, общечеловеческом масштабе игрок должен видеть перспективу не на одно тысячелетие.
Чем больше масштаб, тем мельче, ничтожнее на нем просматриваются элементы ландшафта. Люди. Предмет Вашей заботы – жизнь, здоровье и благополучие Ваших близких. Вы переживаете за них, цените их достоинства, миритесь с их недостатками, знаете их привычки, помните цвет их глаз.
Директор завода может не вспомнить даже Вашу фамилию. Я, например, знаю не всех сотрудников моего предприятия. Возможности моей памяти, к сожалению, ограничены. Для руководителей этого уровня предмет заботы – благополучие всей организации. Корпоративные интересы на этом уровне доминируют над частными по определению.
Для лидера страны завод, на котором Вы работаете, - лишь символ в статистических отчетах. Его забота – благополучие государства. Ребенок, родившийся в Вашей семье, - огромная радость для Вас. И лишь приятная стотысячная доля процента в демографических показателях державы. Закрытие, банкротство, форс-мажор на заводе – существенная проблема для Вас и, опять-таки, росчерк на бумаге в масштабах государства. Причем закрытие завода – часть плана на данном уровне.
Война, голод, торговое эмбарго, эпидемия – трагедия для страны. В масштабах игроков высшего уровня – запланированные процессы, ведущие к успешному выполнению общих плановых задач. Сейчас никто не делает из этого секретов. Любая сводка новостей – многократное подтверждение факта такого глобального планирования. На этом уровне игровыми фигурами будут судьбы целых стран и народов – и не только какой-нибудь Ливии, Грузии, Югославии, но и СССР, России, США. И нет никакого противостояния в многополярном мире. Мир монополярен. Роль той или иной силы на данном этапе игры определяет глобальный план, составленный игроками верхнего этажа.
Каковы же интересы игроков высшего уровня? Каковы их представления об идеале мирового устройства? Каковы их планы на нас, наши семьи, наши рабочие места, наше творчество? (О поэзии помним и сейчас вернемся к этой теме).
В пирамидальных структурах действуют строгие законы распространения массивов информации. Каждый уровень владеет тем информативным объемом, который необходим для успешного выполнения плана. Причем информация может быть искажена так, как этого требуют общие, а не частные интересы.
Другими словами, мне и Вам знать положено не все. Специально никто вам не вручит брошюру с описанием дальнейшей судьбы Вашей семьи, малой родины, страны, планеты. Если будет необходимо, Вам расскажут, скажем, в новогоднем поздравлении, что будет со страной в дальнейшем. Но с вероятностью в 99 процентов можно быть уверенным, что к истинным этапам планового развития это не имеет никакого отношения. И не потому что там люди лживые, недобрые, нехорошие. Очень даже хорошие. Просто они владеют только той информацией, которой положено владеть на их игровом уровне. И Вам, и мне сообщают ровно столько, сколько необходимо на нашем уровне.
Итак, брошюру нам не дадут. Но какой поэт без аналитического ума, панорамного мышления, богатого воображения и развитой интуиции? А с такими талантами нам вовсе не нужно просить ответов на вопросы. Мы их сами сформулируем. Что может быть проще - ведь саму модель мы себе уже представляем?
Вновь воспользуемся приемом упрощения. Уровень завода нам вполне подойдет.
Вы освоили директорское кресло. К этой должности вы шли долгим, тернистым путем: инсценировали общественную активность, повышали профессиональный уровень, развивали стратегическое мышление, проявляли недюжинные управленческие способности, приобретали знания в области экономики, социологии, психологии масс и т.д. Вы лоббировали принятие нужных директив, правдами и неправдами шли по служебной лестнице и вот на последнем заседании правления сумели склонить мнение совета в свою сторону. Ведь именно таким путем игроки высшего уровня заняли свой этаж.
Каковы ваши задачи, цели? И каковы Ваши дальнейшие действия, обусловленные этими целями?
В первую очередь, Вы человек, и ничто человеческое Вам не чуждо. Будем исходить из предпосылки, что общечеловеческое руководство тоже принадлежит к людскому племени. Хотя, кто их знает? Но такое допущение было бы полным своеволием. А главное, наше дальнейшее моделирование потеряло бы всякий смысл. Кто может предугадать нечеловеческие цели, интересы?
Итак, Вы человек, а значит главная Ваша задача – сохранить директорское кресло на максимально длительный срок. Лучше – навсегда. Выше-то расти некуда. Тупик карьерного роста. Это задача-прим.
Вторая задача – обеспечить максимально эффективное функционирование завода любыми средствами при любых обстоятельствах. Какой же вы без этого завода директор?
Вот, собственно, и все. В рамках решения данных задач Вы будете предпринимать действия, логичные и разумные для Вас, но не всегда популярные и понятные для Ваших подчиненных. Закрытие цехов, строительство новых помещений, выпуск стенгазет, создание кружков, переквалификация рабочих, ротация начальников, сокращение или расширение штатов и т.д. Аналогия полностью прозрачна: уничтожение или создание государств, контроль над масс-медиа, создание сект и тайных обществ, коррекция образовательных программ всех уровней, смена президентов, контроль над смертностью и рождаемостью…
А представьте, что Вы можете привлечь к решению поставленных задач совсем необычные, фантастические средства: добавки к пище в столовой, отсекающие у рабочих лишние мысли, пусть и сокращающие срок жизни сотрудников; стенгазеты, которые, благодаря новым технологиям влияния на психику, заставляют рабочих не сомневаться в опубликованной информации; производственная зарядка, формирующая определенный физиологический тип и т.д. Да еще представьте, что продукция завода – реальные материальные активы, а зарплата сотрудников завода – бумажные деньги, напечатанные в Вашем дочернем предприятии. Причем, абсолютно не важно, сколько названий у этих фантиков – доллары, йены, евро, рубли, тугрики. Все они – только бумага, на которой Вы рисуете, что Вам заблагорассудится.
А ведь таких средств у игроков верхнего этажа огромное количество. О некоторых из этих средств мы можем только догадываться.
Например, в одном цехе начали греть воздух калориферами. Рабочим стало тепло и уютно. Другие цеха тоже скинулись и закупили калориферы. Вам очень выгодно – Вы продаете рабочим калориферы монопольно по удобной для Вас цене. Но вот все цеха обеспечены отопительными приборами. Осталось несколько помещений, но там у сотрудников просто нет средств. Да и пользоваться там калориферами не умеют – квалификация не та. Приток прибылей остановился. А у Вас на складе – альтернативные тепловентиляторы. Их нужно продать. Кроме того, есть еще одна проблема – в цеху претенциозных станков хромает дисциплина – зазнались. Слишком уж высокая у них квалификация – много знают, много вопросов задают…
Ваши действия? Только забудьте о гуманности – на Вашем уровне игры эта категория оценки действий просто отсутствует. Что подсказывает чистая логика и трезвый расчет? Правильно. «Незапланированный» взрыв калорифера в цеху претенциозных станков решает все проблемы. Закупка новых калориферов запрещена, эксплуатация старых под вопросом, в бунтарском цеху бунтовать некогда – все его рабочие спасают своих товарищей. Вы потираете руки и готовите к продаже альтернативные тепловентиляторы. Стенгазеты сообщают тревожные сводки из бедолашного цеха, да еще напоминают, что несколько лет назад в другом цеху произошел такой же «незапланированный» взрыв. Тогда он тоже помог решить много вопросов. Скажем, ускорил развал одного уже не нужного к тому времени общества с ограниченной ответственностью…
Картина ясна. Начнем обратный путь – к теме поэзии, ее и нашей роли на этом метафорическом заводе.
Какими на Ваш, директорский, взгляд должны быть заводские сотрудники? Конечно же, покорными, четко выполняющими свою функцию, не думающими ни о чем постороннем. Их жизненный цикл должен быть замкнут: родился, научился нужным наукам, стал к станку, произвел товар, получил бумагу в качестве зарплаты, вернул ее Вам же через торговую сеть, родил детей, умер. Ляпота.
А вдруг у них возникнет желание обособить цеха в отдельные предприятия? В каждом цехе работу свою знают. Начнут неконтролируемый выпуск продукции, устроят обмен товарами. Кому будут нужны Ваши фантики и Ваше мудрое руководство? Непорядок.
И вот беда: все сотрудники – тоже люди. Они живут, общаются, читают книги, ходят в театры , смотрят кинофильмы, учат детей по своему разумению, думают, пишут стихи, поют песни… И вот уже некоторые начинают робко задавать крамольные вопросы. Говорят: «А кто ж у нас директор? Покажите нам его. Пусть ознакомит нас со своим видением работы завода, с планами, целями, задачами. Мы хотим участвовать в обсуждении, влиять на выбор». А нельзя знакомить – у сотрудников разумения мало, они высоких целей не поймут, напортачат, столько лет подготовительной деятельности пойдет насмарку.
Каков выход?
Да все просто. Искусство – такой же инструмент в Ваших руках, как и все вышеперечисленные. При этом фантики-то печатаете Вы. И киностудии да издательства тоже Ваши. Вот и давайте эти фантики на съемку только тех фильмов, которые нужны Вам, на публикацию только тех литературных произведений, которые формируют нужное сознание. Пусть игроки уровнем пониже Вашего тратят фантики только на «правильные» картины, только на «правильные» книги, слушают только «правильные» песни. И тогда художники поймут, что нужно рисовать, чтобы стать известными. Писатели и поэты поймут, что нужно сочинять, чтобы издавать тома. Эстрадные артисты поймут, что нужно петь, чтобы собирать залы. «Правильных» художников, поэтов, писателей, эстрадных артистов и других «свободных» деятелей искусств станет большинство. Они будут формировать нужное Вам сознание у Ваших сотрудников. И со временем голос тех жалких единиц, которые не мнят себя свободными, а реально имеют хоть малейшую толику внутренней свободы, станет настолько тих, что с ним можно будет вовсе не считаться. А все их свободы будут превращаться в ничто, потому что им самим нечего станет читать, нечего станет слушать, не с кем будет поговорить.
Нужно, например, посеять хаос в сознании масс, разрушить целостное восприятие мира – пусть аристократы покупают картины сюрреалистов, а супрематические квадраты пусть кто-нибудь из Ваших приобретет за баснословные деньги. Художники осознают финансовую силу сюрреализма и он начнет свое деструктивное воздействие. Нужно подготовить массовое сознание к революции – финансируйте бородатых материалистов и призрак забродит по Европе. Нужно подготовить массовое сознание к войне – пусть заговорит Заратустра. Только не сам, а через переводчика. Нужно нивелировать массовое сознание, развить стадность – финансируйте китч. Пусть его читают, смотрят, слушают. И даже говорят Вам спасибо за полученное удовольствие. И не нужно ограничивать ничьих свобод. Все случится само собой, без видимого давления, бесструктурно.
У Вас для этого хватит возможностей. Были бы правильно сформулированы цели. И нижним уровням игровой пирамиды о Ваших целях знать совсем не обязательно. Правда, могут догадаться. Но еще пара сотен лет Вашего чуткого руководства – а время у Вас есть; у них нет, а у Вас есть - и догадываться будет некому.
Как все просто. Вот Вы и взглянули на мировой порядок глазами игрока высшего уровня. Напомню: я таковым не являюсь. Данная модель лежит на поверхности, ее нетрудно воссоздать аналитическим путем, включив интуицию, воображение и панорамное мышление. Ничего нового – все уже говорено-переговорено не мною. Здесь материал просто обобщен, упрощен, облачен в метафорическую форму. Много элементов опущено или не раскрыто в полной мере с целью экономии Вашего времени. Диалог только начался, будут вопросы – найдутся и ответы.
А вот теперь о главном – о поэзии.
Дело в том, что поэзия по отношению к культуре обладает виктимной функцией. Я говорю не о стихотворениях с данного сайта. О поэзии как явлении. О явлении древнем, первобытном. Это не просто вид искусства, форма изящной словесности. Это элемент мировосприятия. Сила поэзии огромна. Если правильно изучать стихотворчество, в наших руках окажется мощнейший источник неискаженной информации. Будет время – обязательно остановлюсь поподробнее именно на этом месте. Но сейчас уже почти час ночи. Это значит, что я с перерывами на обед и гулянье, работаю над материалом уже ровно сутки. Глаза слипаются.
Поэтому задам последний вопрос и отвечу на него пока сам. Что же делать человеку творческому? Не писать, что ли? А то думаешь, что пишешь от души, свободно, а потом узнаешь, что тебя просто использовали в глобальных целях. Помните же ситуацию с русским роком, движением протеста? С какой искренней радостью, как экспрессивно пели в восьмидесятых о том, что мы хотим перемен. Пели, радуясь свободе, приветствуя живое слово. Куда там! Свободу выдали порциями, строго по плану, под чутким руководством – Союз надо было разваливать. Как кстати пришлись ребята в шипованых браслетах. Они понесли такое нужное в тот исторический момент игрокам высшего уровня бунтарское настроение в массы. Причем делали это от души. Вот тебе и свобода воли.
Есть два варианта.
Первый. Сказать: «Я знаю, но мне по барабану». Или «Я знаю, ну и что?» Или: «Все это бред». И жить по-старому. Двигаясь в нужном русле в рамках отведенных свобод.
Второй. Попытаться разобраться, находить других осознающих эту модель игроков любого уровня, готовых к диалогу, общаться, думать, анализировать, искать и передавать найденную информацию друг другу, помогать друг другу советом и т.д. И конечно же читать. Сила – в знании. Чем выше игровой уровень, тем большей информацией владеет игрок. На наших уровнях доступа к такой информации нет. Ее нужно открывать заново, очищать от шелухи.
Только предупреждаю сразу: процесс обработки, «зашелушивания» начался не сегодня и не вчера. Мои исследования привели меня к отправной точке – к моменту возникновения монотеистических религий. А это ориентировочно ІІ тысячелетие до нашей эры. Хотя, процесс, может быть, инициировали и раньше. То есть все литературные источники, и в первую очередь – религиозные, более позднего времени уже содержат информацию, искаженную призмой описанной игровой пирамиды, – чем ближе к нашему времени, тем больше искажений. Начинать чтение лучше с мифологической литературы. Оригиналы не доступны, но хоть переводы. Только не пересказы! Выбирать крупицы истины, складывать их в мозаику, анализировать закономерности, составлять целостную картину мира. А потом уже взбираться по хронологической лестнице философских учений. Только так будут наработаны необходимые фильтры против оболванивания.
Ведь завод существовал не всегда. Когда-то простые, веселые, трудолюбивые, искренние люди, носители настоящей поэзии, честно работали на себя и свои семьи, жили, общались, ссорились, мирились, добывали хлеб свой в поте лица и пели НАСТОЯЩИЕ песни. Пока не появился кто-то, умный, активный, властолюбивый, энергичный и не подсказал построить завод.
Разве не хочется быть настоящим поэтом, слово которого свободно, истинно свободно от идеологической шелухи, в которой не одно тысячелетие вываливали поэзию игроки высших уровней?
Какое отношение все вышесказанное имеет к Вам лично? Непосредственное.
Допустим - я вновь утрирую - Вы сентиментальная девушка субтильного возраста. Вчера Вы расстались со своим молодым человеком. Бросил он Вас. Бывает. Депрессия, тоска, рюмка коньяку (почему-то в таких ситуациях коньяк рюмками пьют), полпачки ментола... Лист бумаги, ручка. Из под пера выходит что-то очень трогательное. Ну, например:
Ах, не люби меня вчера!
Ты полюби меня сегодня!
На сердце черная дыра,
А завтра праздник Новогодний!
Высказались, всплакнули, полегчало. Подругам почитали. Те похвалили, посочувствовали. Опубликовали на сайте. И псевдоним какой-нибудь выбрали глубокий. Ну, скажем, Утратившая Надежду или Странница Любви (если такие псевдонимы есть - приношу свои извинения; абсолютно спонтанно придумал). Получили рецензию: "В самое нутро! Зачот! Пиши исчо!" И даже в избранное Вас добавили. Вы, окрыленная, действительно начинаете писать еще и еще. И даже повышаете уровень мастерства, читаете "Помощник поэта". Теперь Вы знаете, что пишете четырехстопным ямбом, способ рифмовки перекрестный, рифма мужская в первой и третьей, женская в надстроенных второй и четвертой, силлабо-тоника и т.д. Создаете новые ямбы, хореи, потом посягаете на верлибры, белостишие и вольную тонику. Используете аллитерацию, нагружаете творения метафорами и архаикой. Где-то так:
О! Жимолостью
Не живи во мне!
Червем
Мерзким
Разорви
Нутро
Рыданий!
Развоплотись
В прелюдии преамбул!
Количество читателей, восторженных отзывов множится. Самооценка растет. И так вокруг Вас образуется поле дурновкусия, мемы такой культурной информации засоряют ноосферу, чистые голоса истинных Мастеров заштриховываются химическим карандашом низкосортного китча. Вам хорошо. А Вашим потомкам - зафиндибукаково.
Грустно.