Новые избранные произведения
Новые рецензированные произведения
Сейчас на сайте
Всего: 87
Авторов: 0
Гостей: 87
|
Харьков. Улица Сумская Всем, кому дорог Харьков А город уставший в сиреневой дымке скользит, Внимает разлукам и дарит случайные встречи: - Здорóво, дружище! Как жизнь? Сколько лет, сколько зим?.. Да тоже неплохо - как в сказке...Чудеснейший вечер!
Прекрасна Сумская в последних закатных лучах! Сумская нарядна как нищенка в новых обносках. Давай прогуляемся - помнишь, как встарь? - не спеша По улице нашей с тобой, по судьбы перекресткам. А площадь Поэзии, видимо, выдумал Хармс - И Пушкин и Гоголь навеки останутся в ссоре.** Уж впал светофор в свой вечерний тантрический транс И смотрит на мир безучастно мигающим взором. Давай посидим на скамье у Зеркальной струи***- Прохладой и свежестью весь этот мир зазеркален. А Оперный новый уже примеряет огни, А где-то во мраке ссутулился Оперный старый. В саду у Шевченко**** господствует праздная жизнь: Катают кареты осколки пурпурного неба, Каскадом стекают с "Каскада"***** цветные огни И медленно явь обращается в сонную небыль. А площадь Свободы******, конечно, придумал Ильич, Иль кто-то ещё, кто не мыслил свободу свободой, По центру великой пустóты вонзая как кич Уступ монумента в седые небесные своды. Да что там свобода, когда нам плевать на размер - Завидуй, Европа, славянского духа размаху! Бетоном Госпрома,*******смешением стилей и вер Мы страшно горды и нет ближе нам к телу рубахи. Парк Горького******** дышит своей сто четвертой весной - Здесь жизнь бьёт фонтаном, блистает, поёт, каруселит... Как к пирсу корабль подплывает троллейбус пустой, Но село движение в пробках на зыбкие мели. Сумская кутит и гуляет, и держит фасон, Сдаёт и блефует, и снова обманет, наверно, И если окажешься ты вдруг в раскладе с тузом, То джокер всегда у неё в рукаве непременно. Сумская пленит - мы уже растворяемся в ней - И манит рукой, и рекой утекает на север. Хмельная цыганка в неоновых бусах огней, Колдунья и лгунья - но мы ей безропотно верим. Здесь время течет не сквозь пальцы и жизнь не игра - В основу угла камень этой брусчатки положен. - Ну что ж...Совсем поздно. И мне уже, в общем, пора. Счастлúво. Бывай! Ещё как-то увидимся, может... Краткий путеводитель по Харькову: * Сумская - центральная улица Харькова; ** Расположенные в противоположных концах площади Поэзии и повёрнутые спинами друг к другу бюсты Пушкина и Гоголя отлично иллюстрируют миниатюру Д.Хармса "Пушкин и Гоголь"; *** Зеркальная струя - фонтан, один из символов города; **** Сад Шевченко - городской парк; ***** "Каскад" - фонтан в Саду Шевченко; ****** Площадь Свободы - крупнейшая площадь Европы (почти 12 га). Наличие в центре площади памятника Ленину является в настоящее время настолько спорным, что в ознакомительном ролике, снятом для Евро-2012, изображение монумента просто...стёрли; ******* Госпром - дом государственной промышленности,памятник архитектуры в стиле конструктивизма, здание-гигант объёмом в 347000 куб.м. из монолитного железобетона, ещё один символ города; ******** Парк Горького - ЦПКиО им. Горького, бывший Городской парк, заложен в конце 19 века по образу Булонского леса и открыт для посетителей в 1907г.
Свидетельство о публикации № 13042011003918-00212369
Читателей произведения за все время — 249, полученных рецензий — 3.
Оценки
Рецензии
Женя, голосовала сейчас на конкурсе "топография"... спасибо Вам за этот стих, мне понравилось. Но при всей любви к Харькову все же не включила его в шорт. Нет, в нем есть много хороших строк, и искренность чувствуется - но и неровностей тоже много... Если хотите, напишу подробнее.
Спасибо,Екатерина!Конечно же мне интересна консультативная критика от автора,которого я ценю и уважаю.Буду признательна!
Тогда попробую отдельно: что понравилось, что нет:) Понравившееся: «Сумская нарядна как нищенка в новых обносках», «впал светофор в свой вечерний тантрический транс», «А где-то во мраке ссутулился Оперный старый», «Как к пирсу корабль,подплывает троллейбус пустой», «жизнь бьёт фонтаном, блистает, поёт, каруселит», «И манит рукой и рекой утекает на север», «Хмельная цыганка в неоновых бусах огней, колдунья и лгунья».. и т.д. Может быть, не все эти сравнения и метафоры оригинальны, но все уместны и делают стих ярче и интереснее. Рифмы «скользит» - «зим», «обносках» - «перекресткам», «Хармс» - «транс» (тут не очень точная, но звучит интересно), «ссоре» - «взором», «положен» - «может», «каруселит» - «мели», «фасон» - «тузом» - в общем, большинство, - неожиданны, небанальны, не грамматичны. Вообще, есть настроение, и картинки узнаваемы:) да, это Харьков:) По неровностям: много слов-вставок… то есть необязательных в контексте и использованных только для ритма: «тоже неплохо» («тоже здесь явно лишнее, т.к. до этого ничего не было о том, что город живет неплохо, наоборот, усталость и разлуки там придают не самую позитивную окраску описанию…), «видимо, выдумал», «уж впал», «весь этот мир», «мы этим горды» («этим» по логике там явно лишнее слово…), «в общем, пора» (и здесь ошибка или опечатка - «в общем» пишется раздельно…) «струи» - «огни» - бедная, или недостаточная рифма (совпадает только ударный гласный) «размаху» - «маху» - однокоренная… (ну, как «ботинки» - «полуботинки»). «Катают кареты осколки пурпурного неба» - классный образ, нравится. Но кто кого катает? Кареты осколки или осколки – кареты? Понятно, что катать, скорее всего, могут кареты, но по построению предложения возможны оба варианта… «часы коротая в речах» - здесь смешение стилей, «речи» немного неуместны. «Прохладой и свежестью весь этот мир зазеркален» - как это? «зазеркален» здесь звучит не очень логично, имхо… «безучастным мигающим взором» - обычно говорят «безучастным немигающим»… может быть, чуть изменить окончание первого слова? «безучастно мигающим», тогда и по логике, как мне кажется, получится чуть лучше, и не очень удачный фонетический момент - повтор согласного на стыке слов, - уйдет. «В основу угла камень этой брусчатки положен» - в целом выражение понятно, то есть камень брусчатки стал краеугольным, но каким образом это согласуется со смыслом предыдущей строки? «остóв» монумента – тут неправильное ударение… все же «óстов». И здесь: «великой пустóты» - имхо, неудачен перенос ударения. «ýже поздно», «éщё как-то» - здесь не самые удачные сверсхемные… Вообще, многое было бы легко исправить, как мне кажется. Не знаю, может быть, еще чуть сократить отдельные моменты? В целом из-за растянутости при чтении немного теряется динамика, имхо… Вот, все это, конечно же, субъективно.
Спасибо,Екатерина,за качественный "разбор полётов"!Мне очень приятно встретить на бескрайних просторах Интернета человека,хорошо знакомого с Харьковом.Отдельное спасибо за отмеченные Вами положительные моменты.Что же касается неровностей,то замечу сразу,что стихотворение писалось для "Топографии",это был для меня своеобразный творческий эксперимент и поэтому довольно таки долго мучили сомнения:а будет ли понятно читателю,знакомому с Харьковом весьма отдалённо,то,что очевидно для меня и для любого харьковчанина?Сам факт,что я сейчас пишу какие-то пояснения,говорит о том,что моя авторская задача нарисовать всем понятную картинку выполнена не до конца.Но я всё же наберусь смелости и попытаюсь пролить свет на некоторые нюансы. Сразу же коснусь темы затянутости произведения.Дело в том,что центральная улица моего города это такая глобальная тема,здесь,что ни шаг - то история(и зачастую спорная),что ни сооружение - то памятник.Поэтому,поверьте,компромисс между всеобъемлемостью и сжатостью стихотворения до удобоваримых конкурсных размеров искался долго,и стиснуть его ещё больше просто нереально - мои ЛГ и так "не догуляли" где-то треть улицы,а там ещё ого-го сколько всего,о чем в двух словах не расскажешь. Слова,которые показались Вам вставками,в большинстве случаев таковыми не являются,а,напротив,несут глубокую смысловую нагрузку.Так в варианте "А площадь Поэзии,видимо,выдумал Хармс" слово "видимо" оправдывает якобы безграмотность или неосведомлённость автора - на самом деле я прекрасно понимаю,что родившийся в Питере в 1905г.человек,который,к тому же,отродясь не был в Харькове,никак не мог выдумать парк Поэзии,заложенный в 1904г.Просто всем,кто знаком с творчеством Д.Хармса или с более поздними,приписываемыми ему же,анекдотами о Пушкине и Гоголе,первое,что приходит на ум в этом месте:"Вот черт!Никак об Гоголя!"Такая же ситуация и там,где "площадь Свободы,конечно,придумал Ильич,Иль кто-то ещё,кто не мыслил свободу свободой"- между Лениным и площадью Дзержинского(историческое название площади)г.Харькова в период её основания -1925г. - в принципе не могло быть ничего общего,а вот удержаться от того,чтобы не провести логическую цепь между современным названием площади,общеизвестным высказыванием Ленина:"Свобода - это осознанная необходимость"и мучающим всех харьковчан вопросом:"Зачем нужно было разбивать самую большую площадь Европы и тут же визуально нивелировать её размер за счет монумента и насаженных за ним клумб и деревьев?" - я просто не смогла. Прямая речь в первой и последней строфе - это не монолог,обращенный непосредственно к городу,а диалог двух случайно встретившихся старых приятелей,просто речь второго собеседника опущена(так слышится со стороны телефонный разговор)и используется здесь стандартный набор фраз,который обычно употребляют люди в подобных ситуациях.Полный вариант звучал бы так:"Здорово,дружище!Как жизнь?Сколько лет,сколько зим?" - "О,привет!Жизнь? Да нормально!А ты как?"- "Да тоже неплохо..."Да и эмоционального негатива здесь,в общем-то,нет - обычная вечерняя усталость,обычные вечерние расставания.(По поводу "в общем" - действительно,не доглядела,спасибо,что подметили!) "Уж впал светофор в свой вечерний тантрический транс И смотрит на мир безучастным мигающим взором" - попросту говоря,светофор отключен, и именно в этом его состоянии мигающий желтый взор является абсолютно безучастным к проблемам автомобилистов,желающих переместиться в это время по Сумской из пункта А в пункт В,а "уж" здесь - временной аспект(светофоры на Сумской отключают практически каждый вечер приблизительно в 20-00).Благодарю Вас за подсказку с заменой "безучастным"на "безучастно"- действительно,так значительно лучше звучит,непременно исправлю! Зеркальная струя - это фонтан,где вода падает сплошным потоком,образуя зеркальную гладь,поэтому мир и "зазеркален",а "прохладой и свежестью" - потому,что это, всё-таки, вода.К тому же в недавнем прошлом это место в миру носило название "Булка"и облюбовали его для своих тусовок хиппи и другие "неформалы", и "весь этот мир" был тем ещё Зазеркальем)). В варианте с каретами мне казалось,что логика здесь исключает инверсию,но впрочем,Вы правы,в следующий раз буду поаккуратней. "Здесь время течет не сквозь пальцы и жизнь не игра - В основу угла камень этой брусчатки положен" - это попытка автора поведать миру о том,что для харьковчан Сумская - это такая же религия,как для москвичей,с лёгкой руки Б.Окуджавы,Арбат. С остальными Вашими замечаниями я согласна полностью.Спасибо за уделённое мне внимание. С уважением,
Прошу прощения - немного выпала сейчас в реал... постараюсь чуть позже ответить подробнее.
Да, Сумская довольно большая улица… но ведь можно было бы оставить только самые узнаваемые детали? По поводу еще более детального описания… мне кажется, в еще более развернутом виде повествование воспринималось бы труднее. Вообще, имхо, интереснее читаются не те стихи, где идет речь о событиях и предметах, а те, где описываются мысли и впечатления… Хотя понимаю, что здесь были определенные конкурсные рамки:) Ага, по поводу некоторых вставок, я, видимо, не права. Сейчас перечитала - действительно, в некоторых случаях было бы трудно заменить чем-то еще или вообще убрать… Да, то, что диалог двух собеседников, поняла. Но все же то, что некоторые слова второго собеседника опущены, не очень понятно, и отдельные фразы поэтому кажутся не очень логичными… Не знаю, все же не очень уместным кажется причастие "зазеркален" в отношении прохлады и свежести… и так же слишком трудно для восприятия получилось с краеугольным камнем… но это субъективно, конечно. Спасибо за интересный и подробный ответ:)
Абсолютно с Вами согласна,Екатерина,что "интереснее читаются не те стихи, где идет речь о событиях и предметах, а те, где описываются мысли и впечатления".Но,чтобы далеко не ходить за примером:я выкладывала на этот конкурс два стихотворения,так вот второе никто не воспринял как конкурсное,хотя,как по мне,оно не менее топографично,чем "Сумская",просто местность в нём описана на уровне ощущений.Но это моё мнение,читателям,конечно,видней)).Вообще я воспринимаю этот портал не как место хранения своих стихов,а,скорее, как серьёзную школу и возможность пообщаться с интересными людьми - от прочтения некоторых вещей просто дух захватывает,а концентрация талантов на "Графах",на мой взгляд,имеет превосходную степень. Ещё раз спасибо за уделённое мне внимание! Заходите,всегда буду рада узнать Ваше мнение о моих "творениях")) С уважением,
Женя, если можно, я добавлю одно словечко здесь. "встарь" нужно писать слитно, поправьте - кажется во второй строфе. А в целом - я присоединяюсь к мнению Екатерины: длинновато, к последней трети стиха, как ни напрягайся, восприятие притупляется, и жаль, что так, потому что стих яркий, колоритный.
Спасибо, Маргарита! "Встарь" поправила) Ну НЕ МОГУ я о Сумской короче!)) /*извините за запоздалый ответ - только что заметила рецку)
Конечно, это видение восторженного дилетанта (да простится моя самонадеянность) - меня фраза "Уж впал светофор в свой вечерний тантрический транс И смотрит на мир безучастно мигающим взором" настолько зацепила. Полная передача атмосферы этой ночной ирреальности происходящего. Здорово, спасибо.
Спасибо, Расстрига! Рада, что Вам понравилось! Правда, я не совсем поняла, к кому относится слово "дилетант"?Если Вы имели ввиду себя, то тут я солидарна с Сергеем Гулевичем - не скромничайте, зрелость Вашего стиля чувствуется, читателей со стажем не проведешь)).Выкладывайте,выкладывайте чего у Вас там ещё есть - не терпится почитать)) В этом раскладе дилетант, скорее, - я))
Очень понравилось! Даже нет слов... Всё сказано! Вы - умничка!!! Мне бесконечно дорог Харьков, у Вас получилось описать то, что не каждому под силу выразить.. хоть как-то... СПАСИБО Вам!
Спасибо большое, Бусинка! Рада, что Вам понравилось, и рада, что Вам дорог мой любимый город!)
Это произведение рекомендуют
|