Идея Эксперимента принадлежала одному из младших сотрудников Компетентного Органа, никому не известному тогда молодому человеку. Оформленная в виде рапорта, она долго блуждала по инстанциям, пока не попала на самый верх, и неожиданно не была одобрена. Проблема давно назрела, ее нужно было срочно решать: перенаселение Земли достигло угрожающих размеров. Вместе с официальным одобрением самой идеи, данному сотруднику передавались соответствующие права и полномочия по ее осуществлению.
Молодой человек оказался в высшей степени энергичным. В короткие сроки, умело привлекая к решению задачи объединенный научный и производственный потенциал Земного Шара, сделал расчеты, наметил и выполнил мероприятия по планированию и материально-техническому обеспечению экспедиции, произвел отбор кандидатов.
Итак, отряд первопроходцев, в составе двадцати двух человек - одиннадцать мужчин и одиннадцать женщин, включая молодого человека, руководителя Эксперимента, - был готов к полету. Далекая планета, с природно-климатическими условиями, очень похожими на земные, ждала первых поселенцев. По каким-то высшим, может быть, Божественным, и потому не поддающимся анализу, соображениям, она до сих пор оставалась необитаемой, за что и была выбрана в качестве объекта демографической разгрузки метрополии.
Полет и высадка прошли чрезвычайно успешно. Молодой человек командовал размещением и обустройством людей, помогал налаживать быт в новой космической колонии. После чего, согласно Программе, снял с себя начальственные обязанности, превратившись в простого Наблюдателя – передатчика информации. Эксперимент был расчитан на продолжительность в десять лет, и, в случае удачного завершения, послужил бы основой для массового переселения землян.
Что уж там, у них произошло? - никто на Земле не знал. По прошествии примерно четырех лет регулярных сообщений связь с колонией была утеряна. Ввиду чрезвычайных долговременных обстоятельств, приведших, в том числе, к устранению причин, порождавших проблему, аварийная экспедиция так и не была послана. Однако, материалы по этому делу хранились в строжайшем секрете. Дневник Наблюдателя, умершего много веков назад, попал в мои руки случайно, когда я в составе плановой экспедиции посещения оказался на этой планете. Я приведу здесь только некоторые, важные с моей точки зрения записи, составленные в хронологическом порядке.
... Все хорошо. Ношусь, как угорелый. Собираем домики, оказались очень удачной конструкции...
... Расселяемся. Как ни уговариваю, группы не смешиваются. Ничего страшного, позже...
... Серьезные подбивают клинья, уговаривают снова взять на себя руководство. Объясняю, что не могу, что только Наблюдатель...
... Кажется, началось. Глупые разбились на пары. Непарная женщина бродит в тоске. Серьезные переругались между собой, сидят, дуются. Очень примитивные резвятся, как дети.
... Как и предполагалось: серьезные разобрали очень примитивных, учат их жить и думать. Еще новость: в стане глупых, кажется, ожидается пополнение.
... Еще пять беременностей. Обсуждается вопрос об организации яслей. В перспективе - детсад.
... Две двойни, одна тройня, много одиночек. Воспитательница яслей – непарная глупая.
... Обучение примитивных идет полным ходом, благо литературы и учебных пособий - куча. Особым упорством отличается юный последователь древней философии Мао Цзэ-дуна. Детишки растут, женщины вновь брюхаты.
... Глупые конфликтуют и с серьезными, и с примитивными. Отделили детей, вынужден с ними заниматься.
... Подрастающее поколение очень серьезных примитивов пугает меня своей явной глупостью. Это отклонение от Программы.
... Не выдержал. Непарная глупая стала моей женой, и у нас будет ребенок. Глупые восприняли мой акт доброй воли со сдержанным одобрением.
... Пример оказался заразителен. С глупыми бабами спят по очереди и серьезные, и очень примитивные мужчины. Глупые мужики в бешенстве.
... Одна из целей Программы достигнута (не главная): полное перемешивание первичного контингента. Теперь основной упор на воспитание нашего пополнения. Мой маленький «наблюдатель» шустер и пронырлив. Правда, умственные реакции сильно замедлены.
... Никак не пойму, в чем дело, что происходит?.. Примитивные, раньше полные жизни и веселья, приуныли. Серьезные тупеют на глазах, болваны! Глупые важничают и доходят до пределов безобразия. Идет всеобщая деградация. Моя жена держит меня за полного идиота, орет, прилюдно обзывается. А я с собой ничего не могу поделать - я ее люблю. Сын - бестолочь! Бью его каждый день, умнее не становится. Куча ребятишек с дикими воплями бегает по окрестностям, пугая животных. Давно никто ничему не учится. Приемник сломался. Я, как выяснилось, уже прочно забыл, как пользоваться передатчиком...
... Ситуация выходит из под контроля... Аварийные действия... Ну, и черт с ними!..
... Повсюду содомский грех... Впрочем, бывает приятно...
... Все хорошо. Дома развалились. Живем на природе, многие на деревьях. Я с черненьким и рыженькой - в пещерке. Приходит косенький. Когда хочется выть - вою...
... И-и-их, вашу мать!.. (Это была последняя – оборванная - запись в дневнике).
Итак, Эксперимент с грохотом провалился. Вопрос: что послужило причиной?
Проанализировав выясненные благодаря моей находке события давно минувших лет, я понял, что главным просчетом молодого человека и тогдашних руководителей Органа был более чем странный принцип комплектации участников экспедиции. Важнейший для землян вопрос перенаселенности Земли пытались решать самым, с моей точки зрения, разгильдяйским образом. Ведь совершенно, вроде бы, ясно и очевидно, что ни один более или менее серьезный человек с глупым своим собратом дела иметь не будет. Глупый же, считая себя натурально умнее других, ни на грамм не доверится серьезныму, а уж примитивных-то просто презирает, искренне полагая за обезьян, и с хвостом. Далее. Извечное стремление серьезного гражданина образовывать несведущих и обиженных Богом неумолимо толкнет его в объятия благодарного за все примитива, с благородной целью повышения интеллектуального уровня последнего, что есть совершенно бесперспективная вещь! От такого рода союзов ничего, кроме глупости, родиться не может. Глупость, бодро пополняющая свои ряды, нарушив баланс, частично деградирует до примитивизма, который опять же станет объектом и полем деятельности для вырождающейся серьезности. И так далее, по кругу; пока в итоге, пройдя, несомненно, чрез все и всяческие безобразия, человек не сольется с животным миром.
Что и произошло. Я самолично видел, как по этой планете бегали некие живые существа, с чертами лица (или, скорее, морды) отдаленно напоминавшими человеческие. Боязливые, они держались на расстоянии, быстро передвигали конечностями, в контакт не вступали. Только тоскливо подвывали по ночам.
Большая война, счастливо разразившаяся вскоре после потери связи с экспедицией, разрешила проблему перенаселения старушки-Земли самым кардинальнейшим образом, и подобные дурацкие попытки больше не повторялись. Правда, прошло время, и сейчас вопрос опять стал ребром. Я (открою секрет своей осведомленности) побывал на этой планете отнюдь не только из любопытства. В Компетентном Органе работаю недавно, молод и целеустремлен. Есть идеи. Полагая способность к выживанию в любых условиях (по-другому, живучесть) за важнейшее человеческое качество, и учитывая неудачу
Эксперимента-1, при проведении Эксперимента-2 (с той же задачей: создание устойчивого генотипа планетянина-колониста), думаю подать наверх рапорт. Причем, со следующими предложениями по составу экспедиции (в равных долях): очень энергичные - трусливые – мудрые.
Логическая схема развития событий такова.
Очень энергичные мужчины мгновенно расхватают трусливых женщин. Основным качеством вновь народившихся детишек будет осторожность. Очень энергичным женщинам всегда нравились мудрые - обычно, слабые – мужчины. От этих браков родятся умные, напористые, целеустремленные. Мудрые женщины, так или иначе, женив на себе трусливых мужчин, заполучат затем в высшей степени предусмотрительных отпрысков.
Ни одно из главных врожденных качеств потомков первопоселенцев, таким образом, не будет антагонировать с остальными, а смешавшись в последующих поколениях, все вместе дадут нам нового счастливого человека Будущего на разгружающей Землю планете. Побочным, без сомнения чрезвычайно положительным, эффектом от планируемого мероприятия станет то, что с течением времени Земля избавится как от трусов, так и от чрезмерно активных наших сограждан. Некоторое понижение уровня мудрости в метрополии не представляется мне опасным, поскольку с избытком компенсируется повышением уровня конкуренции среди остающегося (пока!) населения.
Должен специально отметить, что, обладая набором качеств, требующихся для руководства Экспериментом, а затем и для Наблюдения, смогу, при необходимости, подменить любого из членов будущего космического десанта.