1. Арджуна сказал.
Что есть природа, а также, Кто есть Наслаждающийся? Что есть поле, а также, Кто есть знающий это поле? Все это я хочу знать, а также, что есть Знание и Кто есть Познаваемый, о, Кешава.
КОММЕНТАРИЙ.
Познать, что есть природа, – извечный вопрос и камень преткновения многих мудрецов, совершенных людей, ищущих истину, старейших духовных учителей, йогов, медитирующих с этой целью внутри себя на огонь, свет, тьму, пустоту, входя внутри себя в состояние транса, полного отрешения, ожидая изнутри необходимый поток информации, прилежно проходя через многие предварительные аскезы, запрашивая у высших живых существ разъяснения сути природы, ибо невозможно ей дать полное и однозначное определение, невозможно при здравомыслии ее отделить от себя, невозможно определить в ней и место такому живому существу высокого порядка, как человек. Некоторые склонны природу обожествлять и поклоняться ей, некоторые придают ей мистические свойства, некоторые считают ее низшим проявлением материи со всем существующим в ней животным миром. Ответ на этот вопрос не столь прост, как может показаться. Дать четкое объяснение природе материальной, указать на ее истинное место относительно человека, а также всех остальных живых существ, определить ее роль невозможно человеку нерелигиозному. Но и далеко не каждый верующий может однозначно пояснить, что есть природа, кем она создана, какова ее роль в жизни живых существ и являются ли сами живые существа частью природы, как она развивается и развивается ли, существуют ли законы развития материальной природы, можно ли ее разделить на живую и мертвую, движущуюся и неподвижную, проявленную и непроявленную, каков смысл и причина ее возникновения. Однако, без такого знания не возможно духовное развитие личности, не возможен подъем по ступеням духовного становления, невозможно понять и свое место в материальном мире. Самый лучший ответ может быть получен только непосредственно от Создателя, от Того, Кто знает, Кто совершенен, Чье Мнение окончательно и наиболее полно и считается абсолютно авторитетным, и может быть дано в ту меру, которая и приемлема человеческим умом, и, как знание, послужит только во благо его духовному развитию. Именно поэтому Бог, используя уникальную ситуацию, где можно задавать вопросы Ему Лично, дает Арджуне изнутри этот вопрос среди других, дабы и такое знание вошло Милостью Бога в мир материальный и в том виде, в котором человечество уже готово его принять и мыслить через эту призму более точно и духовно грамотно. Только Бог, Высочайшая Божественная Личность, Причина всех причин, Изначальный, может ответить на вопрос, так поставленный, и не единственный. Также вопрос Арджуны о том, Кто есть Наслаждающийся, далеко не прост. Вообще, что означает быть наслаждающимся? И чем? Многие однозначно полагают, что смысл вопроса сводится к удовлетворению чувств. Ибо с иным пониманием это слово как-то не ассоциируется в материальном мире. Но, тем не менее, речь идет для Бога о другом. И это другое должен принять и осознать человек. А потому и вопрос поднят. Наслаждение изначально есть то, что удовлетворяет чувства живого существа. Так понимает человек. Для человека речь идет о его материальных и духовных чувствах, т.е. не обязательно сводящихся к удовлетворению органов чувств, но и это не исключается. Однако, для Бога удовлетворение чувств никак не привязано к наслаждению Божественной Плоти. Речь идет только о Духовном удовлетворении Бога, а это привязывается к Божественному распоряжению плодами любой деятельности любого живого существа. Распоряжение обозначает направление результата деятельности живого существа на его духовное развитие, совершенство живых существ, на приобретение Божественных качеств, на исполнение Божественной Воли и Божественных Планов. Другого наслаждения Бог не принимает, не считает для Себя наслаждением. Поэтому ВЫСШИМ Наслаждающимся из всех других естественных наслаждающихся может быть только одно живое существо, Сам Бог, Который по своему усмотрению распоряжается любыми плодами деятельности любого, что, однако, не исключает наслаждение других живых существ Милостью Бога и через материальные органы чувств (на их уровне), как и в результате определенного внутреннего духовного (в разной степени) состояния, которое также может считываться живым существом, как наслаждение личное. Вопрос о наслаждении и Высшем Наслаждающемся также поднят Арджуной Волею Бога, ибо и здесь существует немало ошибок в толковании, которые имеют место и на уровне духовных учителей, готовых обругать любые наслаждения живых существ, как присваивающих себе то, что им изначально не причитается. Но на самом деле – причитается в свою меру. Наслаждения Бога и человека, любого живого существа не пересекаются. Бог наслаждается достижением Божественной цели через распоряжение плодами деятельности живых существ в виде кармических последствий, а живое существо получает наслаждение в соответствии с уровнем своей ступени развития, Планом Бога на живое существо, имеет смысл поощрения, необходимо для вовлечения в материальные игры, для отдыха, смысла и заинтересованности в материальном бытии. Однако, наслаждение Бога является Высшим, а Он Сам признан Высшим Наслаждающимся. Поэтому, когда преданный что-либо предлагает Богу, ему следует исходить не из того, что он предлагает Богу, как Высшему Наслаждающемуся, но как Тому, Кому все изначально принадлежит. Бог не может наслаждаться ни самой вкусной едой, ни украшениями, ни драгоценностями, ни цветами, ни прочими материальными атрибутами, но плодами аскез, жертвоприношений, благотворительности, направляя их на духовное развитие живого существа и в этом черпая духовное удовлетворение, которое можно назвать Наслаждением. Очень важным вопросом является вопрос о поле деятельности человека. На самом деле речь идет о поле деятельности духовной сущности, помещенной в тело. Человек, как разумное живое существо, просто обязано точно знать, что дано ему Богом конкретно, через что он может себя проявлять, на каком уровне, в каких рамках, чем вообще он может оперировать в сознании и через тело, что его, а на что он не может никак претендовать, каковы существуют в материальном мире Божественные рамки на каждого, можно ли их расширять, привносить в них, развивать, использовать все, что тебе отведено, что предпочитать и от чего лучше отказываться, даже если это твоя область деятельности, на сколько человек может управлять тем, что дано ему от Бога. О поле деятельности, реально существующей в материальном мире, имеющей прямое отношение к заключенному в тело живому существу, и задает свой вопрос Арджуна и желает знать, насколько живое существо, человек, хозяин в этом поле деятельности и кто же истинный хозяин. Конкретность – суть совершенных знаний, есть грамотность живого существа, которое уже не хочет вступать в противоречие с материальным миром, ищет некую для себя гармонию отношений, стремится задать себе область деяний законную, праведную, не противоречащую Воле Бога. Арджуна также чувствует, что не может этими вопросами исчерпать все возникающие вопросы, поскольку они могут касаться самых разных областей материального бытия. Как правильно с материальным миром, будучи слугой Бога, строить отношения, что брать за основу всегда, что должно быть незыблемым, ибо все не объять и на все ответы Бога не получить. Должны быть знания, но не материальные, не просто духовные постулаты, а знания практические, знания, все объединяющие, все учитывающие, всему дающие оценку, направляющие… Но, чтобы эти знания знать, развивать в себе, ими руководствоваться в своей практической деятельности, через них видеть, нужно дать им самим определение: или это свод законов, или это наставления практического характера, или они касаются только отношений между людьми, или они нацелены на развитие качеств человека? Что же Бог называет знанием? Надо это знать, чтобы иметь понимание, куда и во что их расширять, применять, где их брать, какими усилиями. Но Арджуна обращается к Богу, к Тому, из Кого все исходит, в Ком все сосредоточено. Появляется понимание, что постигая знания, человек берет у Бога часть Божественной мысли, Божественного опыта, Божественного труда… не означает ли это, что, постигая любые знания (материальные и духовные), на самом деле постигаешь Бога, приближаешься к Богу. Кого же на самом деле познает человек? Знания сами по себе? или Бога через них?... и так получает, постигает, накапливает то, через что Бог начинает вести, держа эти знания в человеке за основу управления им и направления пути…
2.Шри Бхагаван Сказал.
Это тело, о, сын Кунти, есть поле. Тот, Кто знает это поле, называется Знающим поле. Так говорят те, кто знает это.
КОММЕНТАРИЙ.
Основной сутью живого существа, конечно же, является не тело, но заключенная в нем духовная сущность, частица Бога, которая, будучи воплощенной в тело, называется душой. Все связи у Бога поддерживаются только непосредственно с душой, ибо с ней Бог соединен изначально, и она неотъемлема от Всевышнего, как бы не меняла тела от рождения к рождению, также извечна, имеет изначальную духовную природу и устремлена в своем развитии только к достижению Божественных качеств, но в свою меру, ибо качеств Бога, как и знаний Бога, как и Божественного могущества она не достигает никогда. Что же является полем деятельности для души? В материальном мире таким полем деятельности является тело человека, тело любого живого существа, как видимого, так и невидимого, как движущегося, так и неподвижного. Тело есть приспособленная к материальному миру оболочка для души, в которую душа входит с момента зачатия, когда искорка Богом помещается в семя отца и, оплодотворяясь, вводится в лоно матери, где созданы Богом все условия для развития тела и дальнейшего рождения души, постепенно воплощенной в это тело и принимающей условия пребывания в нем. Опредмеченный материальный мир призван через материальные игры развивать живое существо, которое может входить в эти игры и брать на себя отведенные роли только через тело, снабженное органами чувств. Таким образом, тело для души, духовной сущности, есть временная, тленная обитель в каждой данной жизни и постоянная, приходящая обитель в материальном мире. Без этой оболочки живое существо не может пользоваться возможностями материального мира, не может входить в связи, принять материальный образ жизни, быть уязвимой, а потому через него обязана извлекать уроки из опыта материальных отношений. Будучи полем пребывания живого существа, это поле Волею Бога неотъемлемо от того, кого называют в материальном мире живым существом и используется Богом для развития заключенной в нем духовной сущности. Животные более низкого порядка также есть воплощенные в материальные тела духовные сущности. Однако, поле, т.е. материальное тело, не исчерпывает собою все поле деятельности живых существ. Если говорить более строго, то полем деятельности также можно назвать саму суть духовной сущности, душу, воплощенную в это тело, душу, которая имеет свой багаж из предыдущих воплощений, имеет свой материальный опыт, материальные и духовные качества, свою ступень связи с Богом, свой интеллект… Это также есть то, где и в чем, и через что душа проявляет себя. Также, полем деятельности является окружающий живое существо материальный мир и взаимоотношения в нем, как и связи, как и материальная и духовная деятельность. Однако, для материального человека, не отличающего себя от тела, следует начинать распознавание его тела, как отличного от себя, и хотя бы с того, чтобы увидеть в нем (в теле) свое поле для ощущений, ориентации, взаимодействий, деятельности, дать этому полю определение и понять его временность, как и роль, как и необходимость, как и свой инструмент через чувства, которыми тело наделено через органы чувств и которые поддерживает только Сам Бог. Однако, знать это поле – не просто, отличить это поле от духовной сущности – не просто, увидеть роль этого поля для духовной сущности – не просто. Так Бог поднимает вопрос о действительно знающем это поле человеке.
3.Знающий поле, также знает и Меня, расположенного во всех полях, о, Бхарата. Знание о поле и Знающем поле есть Знание. Таково Мое Мнение.
КОММЕНТАРИЙ.
Данным стихом Бог признает знающим поле и человека, хотя на самом деле, истинным знающим Поле деятельности любого живого существа является только Бог. Однако, есть те допустимо высокие и возможные для человека уровни знания, в пределах которых можно сказать, что человек ориентируется в этом понимании и оперирует знаниями достаточно высокого порядка, которые Бог, однако, может дать только верующему, непременно служащему Самому Богу Кришне, изучающему Веды, идущему по пути духовного совершенства и утвердившемуся в совершенных духовных знаниях. Только в этом случае Бог изнутри подает все необходимые знания, ибо имеет на то основание, исходя из заслуг человека перед Богом. Как бы не прост казался предмет знания, он однако непременно сложен уже тем, что, зная поле деятельности человека, йог также должен знать не только то, что в поле деятельности входит Сам Бог, но и знать качества Бога, Мнения Бога, Деятельность Бога, непременно должен все посвящать Богу, быть непривязанным, аскетичным, изучать Веды, очищать свое существование, развивать в себе Божественные качества, видеть целью и смыслом жизни только Бога. Только в этом случае можно говорить о том, что человек знает Бога, как расположенного во всех телесных полях, как и в полях деятельности человека, выходящих за пределы тела материального. Именно это имеет ввиду Бог, давая краткое определение знания, как знания, включающего в себя по сути очень большой объем духовной и материальной информации – о теле человека и о Том, Кто, кроме духовной сущности в нем также расположен, т.е. о Личности Самого Бога. Поэтому любой, кто претендует на то, чтобы знать свое поле деятельности, не может никак ограничиться теми примитивными материальными знаниями о теле, которые известны даже ребенку, не может также говорить о своем знании, не идя по пути духовного развития, невозможно также претендовать на знание поля тому, кто не служит Богу и практикой преданного служения эти знания не получает, ибо одно изучение Вед считается недостаточным и лишь началом постижения этой ступени понимания о поле. Таким образом, из всех вопросов, заданных Арджуной, Бог находит необходимым начать ответ со знаний необходимых, первокирпичиков духовных знаний, знаний, не лежащих на поверхности, знаний, требующих их постоянное учитывание в материальном мире теми, кто хочет правильно духовно мыслить и развиваться. Нельзя духовно грамотно и шагу ступить, не имея представление о том, что такое тело человека и для чего оно дано, и Кто в нем присутствует, и Кто им управляет, и что это знание достаточно объемное, включающее в себя параметры, далеко выходящие за параметры, по которым тело функционирует, но непременно со знанием того, что это тело есть от Бога то средство, тот инструмент, через который, посредством которого Волею Всевышнего духовная сущность и должна реализоваться, развить в себе Божественные качества и достичь Совершенные знания, как и выйти за пределы материального мира. Необходимо также знать, Кто, воистину, этим телом постоянно управляет, посредством чего, и какую роль при этом играет само живое существо - оно сможет быть или пассивно, не имея представление о поле деятельности, о том, что в теле присутствуют две личности извечно, или сотрудничать с Богом в себе, выходить на связь с Богом, знать Высочайшее Мнение и следовать ему, предварительно пройдя с Богом опыт материальной жизни во многих телах и через возможности тела, как поля деятельности, извлекать опыт, знания материальные и духовные, качества и убеждения. И заканчивает Бог третий стих важнейшим замечанием о том, что же есть, что представляют собой ЗНАНИЯ, несомненно знания совершенные, знания лучшие, ведущие и направляющие, основа которых поле деятельности (начиная с личного тела человека) и включая знания о Боге, присутствующем в теле.
4. Что представляет собой это поле и из чего оно состоит, и как то, из чего оно состоит, влияет на владельца этого поля, душу, и Кто Он, от Кого происходят эти изменения? Об этом вкратце услышь от Меня.
КОММЕНТАРИЙ.
Таким образом, Бог обращает, останавливает внимание Арджуны на вещах достаточно значимых, необходимых для духовной реализации, устремляющих взгляд живого существа к своему телу, как полю деятельности, данному Богом, как к значимому составляющему всего поля деятельности, открывая перед ним новые врата знаний, на которые материальный человек никогда не смотрит, приписывая все усилия, все результаты своей деятельности неизменно себе, считая себя своим телом, своим умом, как и свои усилия своими. И тем не менее. Есть то, без чего не обойтись, что невозможно не учитывать, из чего надо извлекать и всегда иметь ввиду: прежде всего, поле деятельности человека, обуславливающее его материальное бытие, саму жизнь, развитие, связи и взаимодействия. Человек непременно должен знать его суть, составляющие, его также возможности и потребности, выходящие за пределы только материального понимания, следующего только из материального опыта жизни. Очень не просто осознать, что именно это поле (тело) оказывает на его владельца, живое существо, воплощенное в нем, очень большое влияние, ибо через органы чувств вступает во взаимодействие с окружающим миром и доносит результат этого взаимодействия до духовной сущности, воплощенной в этом теле, требуя от нее определенной реакции и поведения, как и качеств, как и мыслительного процесса. На самом деле это поле, включая само тело, постоянно находится на прямой связи с самой душой, вовлекает ее через органы чувств в материальные связи и отношения, как и игры, заставляя душу находиться в состоянии выбора, движения, претерпеваний, отдачи долгов, извлечения, тем постоянно пополняя ее материальный и духовный опыт, и так, как это необходимо в строгом соответствии с Планом Бога на человека. В результате духовная сущность, сам человек меняется, приобретая новые качества, новый опыт, новые понимания. Но Кто за всем стоит? Кто управляет этим полем? Отнюдь не случайные события. Кто Он, от Кого происходят изменения? Кто через поле деятельности развивает живое существо? Кто в этом более других заинтересован и имеет на это План? И об этом следует услышать из первых рук, ибо многие, даже преданные считают, что человеком изнутри управляют полубоги, христиане считают, что поле деятельности, тело может быть доступно и темным силам, также полагают, что сущности умерших имеют возможность вселяться в тело (поле деятельности человека) и изнутри оказывать влияние на физический, психический и любой другой внутренний процесс. Невежество, не располагая точными знаниями, вводит в заблуждение и других людей, руководствуется неистинным пониманием, как и выводами, что тормозит развитие человека, отбрасывая его сознание назад, делая мышление примитивным и зависимым, вызывая поклонение надуманным сущностям и тем отдаляя путь истинно религиозный, постижение совершенных знаний, существование без ошибок.
5. Это многими путями описано мудрецами, по разному в различных Ведических гимнах, также, несомненно, подтверждается в основных положениях Брахма-Сутры при описании причин.
КОММЕНТАРИЙ.
На самом деле, поле деятельности человека и Бог – это то, без чего ничто не возможно объяснить. Эти знания есть суть совершенных духовных знаний, знания отправные, знания нетленные, знания рекомендуемые Богом. Какой бы вопрос в Ведах не поднимался, что бы не объяснялось, все непременно будет видеть причиной Бога и духовную сущность, входящую через поле деятельности во взаимодействие с окружающим миром, управляемую Богом только через эти врата и только так имеющую возможность духовного развития. Ни одно следствие не может иметь места без этой основной извечной причины, где достаточно важным в мире людей является поле деятельности, выводящее на контакты, вовлекающее в события, которые обуславливает только Бог, управляя ими через все поля деятельности и посредством их изменяя и сами духовные сущности в направлении духовного совершенства. В следующем стихе Бог описывает суть поля деятельности, дабы человек увидел вкратце из чего, будучи в теле, он состоит, что ему доступно обозреть и выделить в своем сознании, не принимая за себя, но как данное себе сподручное средство для ориентации в мире материальном, чтобы сделал внутренний раздел между собой и тем, что дано ему на время, что есть лишь Божественный механизм, что в свое время будет устранено, что никак не отложится в личный багаж, но будет способствовать этому Волею Бога.
6-7.Великие элементы, ложное эго, разум, также, непременно, непроявленное, также одиннадцать чувств, направленные на пять видов объектов чувств, желания, ненависть, счастье, страдание, совокупность следующих отсюда направлений мышления, убеждений – все это вкратце представляет собой поле с приведенными здесь взаимодействиями.
КОММЕНТАРИЙ.
Великие элементы – есть химический состав тела живого существа (Веды). Это понятно. Ложное эго – есть чувство, результат действия иллюзорной энергии Бога, которым Бог наделяет живое существо, отправляя его в материальный мир. Только имея ложное эго, способствующее материальному телу не только обособлять, выделять, живое существо из других живых существ, но и дает состояние независимости и собственной значимости, как и непохожести и уникальности живого существа, живое существо и может идти по пути материального развития. Многие, даже преданные, полагают, что ложное эго есть неотъемлемое качество живого существа, ставят это чувство ему в вину, считая это приобретенным и усиливающимся качеством в материальном мире, хотя на самом деле это чувство дается, как и все, только Богом на определенной ступени развития живого существа, тянущегося еще из мира животного. Именно это качество позволяет выделять себя, сохранять, размножаться, поддерживать отношения с особями того же вида и пр. До определенного уровня развития живого существа в теле человека это чувство еще присутствует, вовлекает в материальные игры, обуславливает позицию в них живого существа, способствует его участию и развитию, но с некоторого периода, когда ступень развития позволяет, живое существо начинает постепенно освобождаться от этого чувства по мере роста непривязанности, отрешенности, по мере осознанного очищения своего существования. Таким образом, ложное эго есть энергия Бога, крайне необходимая в материальном мире, энергия ведущая, вовлекающая, требующая личностного проявления, соответствующая ступени развития человека, способствует его развитию и привязана не к телу, как таковому, а к духовной сущности, воплощенной в теле, и помогает ориентироваться живому существу в поле его деятельности на уровне его ступени и относится к этому полю деятельности, как его неотъемлемая составляющая, и рассматривается, как элемент багажа духовной сущности на ее ступени. У каждого живого существа этот элемент имеет свой уровень проявления. Разум – это то, что дается, опять же, Богом живому существу, что следует изначально из неотъемлемости духовной сущности от Бога, есть подсказка Бога, позволяющая через ум делать выбор, ориентироваться, делать заключение, так накопляя материальный опыт и знания. Разум – прежде всего энергия Бога, имеет свою ступень проявления и также не считается проявленной (разум – не видим), как и эго, всегда сопутствует живое существо, также помогает ему существовать и действовать в поле деятельности и также причислен к полю деятельности, как сфере проявления себя в материальном мире через мыслительный процесс. Непроявленное - здесь в полной мере можно назвать саму духовную сущность, душу, наделенную от Бога своим эго и разумом в соответствии со своей ступенью развития. Также одиннадцать органов чувств и деятельности – глаза, нос, язык, уши, кожа, голос, ноги, руки, половые органы, анус, ум. Из всех этих органов, обеспечивающих связь с материальным миром, имеющих материальную, проявленную природу, реагирующих на ее проявления, ум считается непроявленным чувством, также проявляющим себя только в материальной природе вследствие взаимодействия живого существа с материальными объектами, а потому считается тоже чувством, реакцией живого существа, хотя на самом деле есть также энергия от Бога, имеющая ту же природу, что и разум, и эго, как и память, как и другие чувства, которые в материальном мире испытывает живое существо, независимые от органов чувств. Сами органы чувств, принадлежащие телу имеют назначение отражать и доносить живому существу процессы, происходящие в материальном мире, а потому являются также полем деятельности живого существа, обуславливая его, таким образом, жизнедеятельность и адекватность, как и самозащиту и развитие. Благодаря органам чувств живое существо в своей жизнедеятельности отличает внешний материальный мир по пяти жизненно важным признакам – по виду, звуку, запаху, через ощущение, по вкусу, таким образом вступая через эти органы чувств во взаимодействие с внешним миром, отражая его в своем сознании, закрепляя в памяти, строя к нему личное отношение и давая оценку через ум и разум и утверждаясь в этом мире и его играх через эго. В результате такого взаимодействия на каждом шагу живое существо, человек участвует во многих материальных играх, принимает на себя те или иные роли, вступает во взаимоотношения с другими людьми, исполняет долг, участвует в общественной и личной трудовой деятельности, проявляет свою ступень развития и вступает в контакты и конфликты со ступенями других уровней развития и понимания. В результате чего внешний мир через поле деятельности человека, т.е. его тело, органы чувств, ум и разум, отражаясь в сознании человека, любого живого существа, требуют проявления его личностных качеств, мнений, пониманий, действий, отношений. Это в живом существе проявляется в синтезе Божественной природы внутренних энергий, которые живым существом в себе считываются, как гнев, зависть, желания, беспокойство, умиротворенность, терпение, ненависть, дружелюбие, счастье, страдание… Внутренние полученные состояния непременно возбуждают ум, требуют анализ, выводы, внутренние установки, решения, решительность, сомнения… Так происходит обработка умом любого внутреннего возникшего в результате взаимодействий с внешним миром состояния, ведущая в итоге к мотивации деятельности. И снова реакции, и снова внутренние энергии, и снова мыслительная обработка и раскладывание переживаний по уровню удовлетворения и достижения, где полюсами может быть чувства счастья и страдания. Страдание воспринимается, как негативный результат предпринятого деяния, как урок, как наказание, что вновь требует повторения ситуации и пересмотра выбора, что уже происходит по Воле Бога, как и по Плану Бога с целью развития живого существа, с целью утверждения в нем Божественных качеств, а потому требуют пути выбора нравственного направления из всех, предлагаемых ему в земных играх разного рода. Вот таковы в основном взаимодействия живого существа с внешним миром и следствия. Таким образом, из всего сказанного следует хорошо осознать, что материальный мир призван Богом развивать живые существа во всех телах. Для этого живое существо вовлекается в материальные игры и через них в отношения, которые позволяют ему проявить себя и свои качества, которые (игры) дают возможность выбора и осмысления, которые дают варианты решений и требуют действий. Деятельность живых существ отвечает их ступени развития и тем качествам, которые живое существо на этой ступени заработало. Любая греховная и праведная деятельность влечет за собой кармические последствия в виде многочисленных уроков и реакций, которые живое существо переживает в виде энергий как положительных, так и отрицательных, отражающих его состояние в материальном мире и считывающихся как счастье и страдание, как и другие промежуточные формы внутренних переживаний. Мыслью дается им оценка, разумом дается новый вариант деятельности и новые условия для проявления себя и выбора. И так происходит как в каждой жизни, так и от рождения к рождению, что в итоге поднимает живое существо по ступеням самоосознания, давая ему новые качества, новые убеждения, новые возможности, новые выводы, новое состояние ума и новое направление разума, как и новые оценки и новое понимание самого себя. Ядро всех этих событий – живое существо, духовная сущность, центр поля деятельности. Ради него это поле деятельности обрастает всеми сподручными инструментами, ради его развития, ради его духовного становления. Эта духовная сущность наделяется телом извне, дабы связать с материальным миром и принять его условия материальных игр, дабы видеть его, слышать, обонять, ощущать, из него поглощать, чтобы это тело и поддерживать, а также чтобы себя воспроизводить и выходить на контакт через голос, двигательный аппарат, руки само тело, представляющее собой живое существо, как обозримое, материальный объект, через который можно выходить на контакт с другими подобными живыми существами или существами материального мира этой планеты. Таким образом, Поле уже более сложное, где видны две главные составляющие – духовная сущность и тело со всеми его функциями. Но это не просто поле расположения живого существа, но поле деятельности. Необходимы взаимодействия с внешним миром. Это важнейшая часть поля, лучшая из его функций. Причем поле, выходящее и выводящее на связь с внешним миром, как бы расширяет этой связью себя, привносит в себя всей своей сутью ( химическими элементами, из которых состоит, ложным эго, разумом, органами чувств) результат внешних отношений в виде внутренних энергий, считываемых живым существом, как: желания, ненависть, счастье, страдание, совокупность следующего из этого видов выводов, акцентов, сомнений, других плодов деятельности ума, возвращающих все в материальный мир назад в виде деятельности и оставляющих себе опыт, знания, качества, убеждения, оценки, имеющие плавающий характер, имеющие тенденцию к дальнейшему выбору, развитию, применению, запоминанию… Из данного стиха человек должен понять, что поле – его душа, поле – его тело со всеми органами чувств, что поле – взаимодействие с внешним миром, что испытываемые им чувства, - также есть поле, как результат его деятельности. И весь процесс его жизнедеятельности происходит в поле, отводимом ему только Богом и имеющим цель на человека – его личное духовное развитие. Т.е. поле непременно должно рассматриваться в совокупности с взаимодействиями с внешним миром, что есть то, что неотъемлемо от человека, работает на человека, развивается и ограничено может быть только Богом.
8-12.Смирение, отсутствие гордости, отказ от насилия, терпение, простота, обращение к духовному учителю, чистота, стойкость, самоконтроль, отказ от объектов чувственного удовлетворения, также непременно отсутствие ложного эго, видение в рождении, смерти, старости, болезнях и страданиях последствий греховной деятельности, отсутствие привязанностей, неустремленность в большой степени управлять родными: сыном, дочерью и другими членами семьи, постоянная уравновешенность ума как при обретении желаемого, так и нежеланного, также неустанное преданное служение Мне без отклонений, устремленность в уединенные места, непривязанность к людям, постоянная устремленность к духовным знаниям, видение цели знания в постижении истины – все это, таким образом, Я называю знанием, а все другое – невежеством.
КОММЕНТАРИЙ.
И снова Бог дает определение знанию. Но обратимся к первому определению, ст.3: Знание о поле и Знающем поле есть знание. Здесь речь идет уже не о человеке, знающем поле, а о Личности Бога, знающем поле. Такое знание, знание о поле и Знающем это поле Бог назвал Знанием. Что это обозначает? Если человек знает свою природу изначальную, знает для чего он помещен в тело и знает, как этим телом распорядиться, если он не рассматривает тело как неотъемлемую часть своего я, если он понимает, что от жизни к жизни живое существо меняет тела и через тело обязан входить в материальные игры на условиях материального мира с тем, чтобы извлечь Божественные качества, если человек для этой цели желает использовать свое поле деятельности и сотрудничать так с Богом, если человек знает Личность Бога, присутствующего во всех телах, управляющего всеми полями, то такой человек также обладает знанием, его знание Есть Истинное. Если человек постиг такое знание, то можно утверждать, что он прошел непростой, достаточно долгий путь практики постижения Бога, этот путь непременно включает в себя преданное служение, этот путь включает в себя аскетизм и очищение своего существования, этот путь включает в себя добродетель, также отречение от плодов своей деятельности, также посвящение своей деятельности Личности Бога, также прошел через поклонение Всевышнему и стоит на этом, также видит везде Бога и Бога во всем, также развивает в себе Божественные качества, также равен к благоприятному и неблагоприятному… ибо иначе Бог не даст понимание о том, что есть поле, не даст знание о Себе, как о знающем поле и все поля, не даст и желание посмотреть в сторону этих знаний и применить их к себе. Т.е. знание истинное есть то, что имеет прямое отношение к полю деятельности человека и к личности Бога однозначно, где знание о Личности Бога должно быть основанным только на непрерывном преданном служении, а не понаслышке. Когда мы с этим согласились, мы можем рассмотреть и другое, приведенное здесь определение знания. Фактически здесь перечислены качества знающего. Это говорит о том, что человек уже прошел многие этапы преданного служения, прошел практику карма-йоги, прошел путь изучения Вед, прошел путь развития совершенных качеств, прошел совершенные знания в такой мере и через такую практику, что они проявились в нем его сутью, его неотъемной частью, его убеждением, его естественным состоянием, его внутренним миром, его гармонией с Личностью Бога. Т.е. духовное знание тогда считается утвердившимся, когда оно становится неотъемлемым в виде качеств человека, когда человек многими жизнями стал доказывать, что иначе вести себя, иначе мыслить, иначе желать, иначе чувствовать он уже не может, когда в любых вариантах, предлагаемых ему Богом, он говорит нет славе, богатству, почестям, деньгам, предпочтениям, когда равен к золоту и камню, другу и недругу, когда непривязан, не осуждает, приветлив, скромен, прост, отрешен. Но вначале человек должен начать путь с того, чтобы усвоить свое поле деятельности, отличить его от себя и понять, через что и как его развивает Бог, и далее должен устремить себя к постижению Бога в себе, должен уметь видеть, как и в чем Бог выходит к человеку на диалог, как проявляет Себя во многих других полях. Для этого непременно человек должен пройти и проходить непрерывную практику преданного служения и уже здесь достигать те качества, которые и выведут его далее, к тем знаниям, которых воплощением станет он сам, как носитель этих знаний своей сутью, своими качествами, своим мировидением. Теперь можно просмотреть и те качества, в которые знания трансформировались (и после чего их в человеке можно назвать знаниями, тем, что реально проявилось через качества и убеждения ), сделав человека чистым преданным, достойным общения с Богом, знающим в себе Бога. Смирение – это качество не означает безмолвие перед материальными людьми, но только перед Богом, перед Божественными Уроками, в период потрясений. Достигается это качество многие рождения, когда человек отчетливо начинает видеть в своем поле деятельности, во всех взаимосвязях, что за всем стоит Бог, что во всем проявляется Воля Бога, когда научится видеть Справедливость Бога на примере многих судеб, когда будет постоянно применять в жизни понимание о кармических последствиях, когда увидит, что закрывая одну дверь, Бог открывает другую, и потрясая человека находит те руки, которые и помогают. Когда преданный научится предаваться Богу, не молиться деньгам и достатку, когда увидит, что отдавая, отдает по Воле Бога, что помогая, помогает по Воле Бога, когда не станет приписывать результаты себе и требовать вознаграждения, тогда лучшее качество не посетит, а останется в нем навсегда, как Божественный дар- это смирение. А это означает, что он не закричит, когда другие кричат, не упрекнет, когда другие упрекают, не позавидует, когда и этому будет причина. И оказывается, обладая таким качество, можно снискать мир в себе, удовлетворение и наслаждение. Отсутствие гордости , самомнения… - только преданное служение, дающее все лучшие качества, покажет, много раз докажет через Святые Писания, что все в человеке делает Бог. От Бога милосердие, от Бога любовь, от Бога добродетель. Бог разными путями взращивает в каждом эти качества, и через страдания, и через сомнения, и через утрату, и через бедность и через успехи и поражения, и через унижения и гонения… Только Бог многими материальными и духовными путями взращивает эти качества, только Бог эти качества питает и дает им возможность проявиться, только Бог дает таланты, славу, деньги, материальное благополучие, от жизни к жизни меняя статус человека, меняя его опыт, давая новые направления мышления. Невозможно чем-то гордиться, невозможно что-то приписать своим личным усилиям, невозможно увидеть и причиной случайность или других людей. Только Большой материальный опыт, и практика преданного служения отбрасывают ступени самомнения, как не имеющие себе реальной основы. Отсюда и человек всех видит равными перед Богом, хоть на данный период каждый стоит на своей ступени. Каждому идти и через подъемы и через падения и через богатства и через бедность и через здоровье и через болезни и в теле мужчины, и в теле женщины, и в теле старика, и в теле ребенка, и в теле мудреца и в теле невежественного. Невозможно мнить себя за причину своего положения, невозможно приписать себе успех, невозможно упрекнуть другого за его путь. Все от Бога, и всем в итоге поровну. Нет почвы для самомнения. Отказ от насилия – тоже есть результат преданного служения, результат материального и духовного опыта, достигнутых в своем поле деятельности за многие воплощения. Религиозный человек, преданный, постигший Бога и качества Бога в хорошую меру, прекрасно знает, абсолютно чувствует присутствие Бога в любом живом существе. Он буквально выходит на контакт с Богом, который глядит на него из глаз любого человека или животного. Сильнейшее чувство присутствия Бога во всем, даже в преступнике таково, что преданный не может Богу сопротивляться ни в ком, не может физически ни беспокоить, ни противоречить, но внимает, но понимает, что над ним, любым другим живым существом, в каждый данный момент работает Сам Бог, а потому и не препятствует, вручает себя Богу всегда, кто бы перед ним не был. Никак не может проявить к другому агрессивность, насилие, гнев, зависть… Это пред Волею Бога противоестественно, невозможно… Бог полностью управляет таким человеком, ведет его речь, поступки, желания и никогда не дает чувства материальные ни в каком плане и ни против кого. Терпение – это скорее всего высочайшее чувство мира в себе в любой ситуации. Чувство, которое Бог дает уже тому, кто во всем видит только Волю Бога, а не случайности, ни человеческий фактор, ни стечение обстоятельств. Терпение – чувство к Богу естественное, требующее предание себя, чувство того, кто не зависим от людей и их качеств, кто бесстрашен, кто не привязан, не боится мнений, падения, потерь… Предавшись Богу, человек терпит легко, абсолютно уверенный, что все решается Богом во благо, все в Боге имеет свои сроки и любой исход – благоприятен в итоге. Простота – это качество следует также из практики преданного служения, из посвящения плодов своей деятельности Богу, из развитого чувства непривязанности, переходящего в отрешенность. В этом случае человек не зависит от мнений, от условностей материального мира, достаточно аскетичен, не усложняет и не загромождает свой быт материальными вещами, не стремится проявить себя хуже или лучше, не тяготеет к наслаждениям материального мира, не тщеславен, все направляет на преданное служение и в этих рамках в основном поддерживает свое тело, и средства направляет на все, что с преданным служением и связано. Такой человек немногословен, скромно одевается, неприхотлив в еде, исполняет все религиозные предписания и принципы, имеет целью только достижение Всевышнего и очищение своего существования, понимая Бога, как свою конечную цель, как смысл своей жизни. Обращение к духовному учителю – Это также проявление усвоенного совершенного знания. Невозможно сказать, что человек обладает совершенным знанием, утвердился в нем, если он никого не принял за своего духовного учителя. Однако, следует оговориться. Если преданный принял за духовного учителя самого Бога и следует только по Его стопам, исходит из Божественного Мнения в Святых Писаниях, то и такое направление имеет место, Бог готов стать Личным Учителем любому, хотя этот путь будет очень и очень не прост, но и плоды могут оказаться великолепными. Однако, такое разрешение даст изнутри Сам Бог, и преданный это хорошо почувствует, или Бог ситуацией подведет его к другому (земному) духовному учителю и прикрепит его Лично, и это будет видно. Следует напомнить, что все перечисляемые здесь качества есть воплощение совершенных знаний. Не могут быть знания сами по себе, а качества на духовном плане сами также по себе. Знания перерастают Волею Бога в качества, становятся неотъемлемыми от преданного, его сутью, его багажом, его достижением, его наслаждением. Чистота – это отнюдь не телесная чистота, это не чистота одежды и даже не аккуратность. На это Бог особенно не смотрит, ибо в такого рода отклонениях иногда бывает и необходимость, ибо это тоже путь понижения эго, непривязанности, аскетизма. Бог может не дать человеку желание приводить себя, свое тело в устойчивый и систематический порядок достаточно продолжительное время, хотя со стороны все будет казаться вполне приличным. Однако, к женской чистоте Бог строг, как и строг к загрязнению жилища, к неисполнению своих обязанностей по отношению к детям, старикам, больным, животным, к местам общественного пользования, к горам грязной посуды, к нестиранному белью, к незаштопанной одежде. Бог Может допустить или какой-то период не сохранять личную гигиену, создав такие условия, забирая желание, но в свою меру, но так, чтобы долг перед другими или семейные обязанности выполнялись. Однако, не о такой чистоте речь идет здесь. Но о чистоте духовной, об очищении своего существования, о жизни без греховных деяний, об исполнении обязанностей и долга. Только преданное служение очищает сознание и понимание человека на столько, что он может видеть, хорошо чувствовать, что можно делать, а что нельзя, что греховно, а что нет. Далеко не каждый, тем более материальный человек обладает таким даром. Не каждому Бог изнутри подсказывает сразу и однозначно. Многие постигают эту науку через отношения с другими людьми, через выяснения отношений, через страдания, ссоры, через Божественные уроки впитывают в себя Божественные законы, называя их законами человеческого общежития и нравственности. Глаза преданного, человека, который находится на связи с Богом, видят все и сразу, тотчас сверяют все с Мнением Бога в себе, и никогда так видящий человек не идет против Бога в себе, что бы ему это не стоило, иногда ради Бога претерпевая немалые страдания, отстаивая свое понимание и видения в среде материальных людей. Идущий по пути духовной чистоты всегда находится в пути приложения своих знаний совершенных к практическим деяниям и там переводит их в статус утвердившихся, как и в статус своих качеств незыблемых. Этот путь требует стойкости, ибо Бог посылает новые и новые испытания в новых вариантах, требуя так закрепление Божественных Уроков, заставляя человека вновь и вновь выбирать, жертвовать, отстаивать, держать в голове Мнение Бога всегда и отличать Его от мнения своего. Такая практика с преданными повторяется постоянно, ибо Бог использует все возможности материального мира для воспитания и развития каждого человека. Стойкость преданного – стойкость особого порядка. Она не может быть надуманной, она не может быть агрессивной, она не может быть временной. Она непременно имеет себе основание – саму практику преданного служения, в которой Бог буквально вселяет в сердце стойкость, которою (этой стойкостью) являются утверждающиеся день за днем совершенные знания, через призму которых преданный видит все. Сами Совершенные знания, входя в человека Милостью Бога, становятся его поведением и убежденностью, его непоколебимостью, тем, что невозможно опровергнуть. Стойкость зарабатывается не сразу, многими рождениями, многими в них путями преданного служения, практикой преданного служения, сомнениями и отходами, поисками и внутренними диалогами с Богом. Но когда это чувство достигается и становится необратимым, можно говорить о том, что преданный обладает Знаниями духовного порядка во всей полноте, ибо, пока он шел, он утверждался, он убеждался, он Волею Бога не находил другой им альтернативы, он через победы и поражения учился узнавать Волю Бога, учился предаваться Всевышнему, он также учился ни на что не претендовать и ни от чего не зависеть, он насладился в себе качествами отрешенности и добродетели. Отсюда знания переросли в качество, характер, позицию, однозначность, стали знаниями во плоти, знаниями действенными всегда. Обладающий стойкостью, такой преданный, однако, этим своим состоянием не бравирует, никого не упрекает в позиции более слабой, никого не пытается удержать в религии, никого не осуждает. Его стойкость – для него, она же и пример, она же и то качество, которое выведет за пределы материального мира. Самоконтроль. Как бы постоянная практика йоги не врастала в человека, свидетельствуя о наличии в нем совершенного знания, в качества неотъемлемые, но самоконтроль всегда должен иметь свое место для человека, идущего по пути преданного служения, его осознанной позицией, его причиной самореализации, его бдительностью в материальном мире, его опять же качеством устойчивым, ибо это основа очищения своего существования, это неизменность ума и решительность, это фактически и потребность йога, ибо, как бы он ни шел по пути духовного совершенства, в материальном мире Бог всегда найдет для него материальные ловушки, как и соблазны, как и искушения, ибо доподлинно знает, где человек ущербен. Поэтому путь самоконтроля есть по сути путь сотрудничества с Богом в себе, путь общения с Богом, путь вопросов ко Всевышнему, путь соизмерения своих качеств присутствующих и желаемых, качеств обретенных и качеств, которые еще следует достичь, возведя их в ранг неотъемлемых. Чаще всего самоконтроль направлен на ограничение, на отказ от объектов чувственного удовлетворения. Однако, когда человек не пребывает, а утвердился в совершенных знаниях, когда его Знания можно действительно назвать знаниями, тогда можно сказать что его ступень уже такова, что он потерял всякий вкус к удовлетворению чувств объектами мира материального. Такое знание входит в человека долго, многими путями и практиками, многими отказами и ограничениями, многими также и пресыщениями, многими Божественными приемами, ведущими к отрешенности от удовлетворения чувств тела. Независимость от внешних объектов дается далеко не сразу, непременно дается и через аскезы, как и Божественное насилие. Только преданное служение может устойчиво перевести человека с материальных рельсов на духовные, заменив материальные объекты чувственного наслаждения духовными. Поэтому отказ от объектов чувственного удовлетворения ни есть одноразовое действо, ни есть внутренняя установка, но есть путь обретения совершенных знаний и перевод их на практическое внутреннее состояние, но есть многоступенчатый путь, всеохватывающий, требующий усилий, сотрудничества с Богом, отказ. Что означает отсутствие ложного эго? Прежде всего, хорошо осознать, что все изначально принадлежит Богу, что все исходит от Бога, что нет ничего, на что бы могла претендовать душа. Эти знания должны перейти в устойчивое понимание, что духовная сущность без Бога не сможет и пальцем пошевелить, невозможно создать, невозможно распоряжаться, невозможно присвоить, невозможно требовать к себе и почтения. Ложное эго умирает в человеке, уходит на нет, сколько бы его материальный мир не возвеличивал или гнал, чтобы не происходило с человеком, он ничего не приписывает себе и своим достоинствам, как бы ни трудился, как бы ни участвовал, как бы ни проявлял усилия – все от Бога, по милости Бога, вследствие Планов Бога. Куда ни кинь. Человек видит только присутствие и деяние Бога, будь то своя судьба или других людей. В такой ситуации человек перестает видеть себя среди других, не может понимать себя отдельно от Бога, не знает другой своей роли, кроме сотрудничества с Богом, кроме преданного служения. Чтобы он ни делал, делает только как подношение Богу, делает это естественно, всем в себе чувствуя, что не он и не от него. Его невозможно удивить ни чьим талантом, ни чьим успехом или поражением, его невозможно вслепую вовлечь в материальные игры. Он тотчас знает, определяет в них свое место и тотчас отдает должное Богу. Для него уже не существует бедных и богатых, успешных и безуспешных, талантливых и бесталанных, мудрецов и невежд. Все труд бога, труд совершенный, труд во благо каждому, труд успешный, каким бы ни казался результат. Такой человек не сможет уже себя возвеличивать, отстаивать, требовать к себе особое отношение, никогда не восхвалит других, но материальных людей поддержать может, зная, что в ком и от кого. Это качество также приобретается долго, через многие страдания, через совершенные знания Вед, через преданное служение. Но ставший твердо на эту позицию уже пребывает, врос в знания, которые истинны, которые истинны потому, что стали основой его поведения, как и понимания, как и убеждения. Преданный Бога, чье знание можно назвать знанием в том смысле, который в него вкладывает Сам Бог, постоянно оперирует в жизни только совершенными знаниями, все объясняя через них, не умея иначе видеть, иначе понимать, иначе объяснять, иначе проявлять и свои качества. Чтобы не произошло в судьбе любого человека, будь то рождение, смерть, старость, болезни, все он видит, как последствия его благочестивой и греховной деятельности. Преданный уже не может не видеть этой причины, не может исходить из материальных рассуждений и ими объяснять, не может иначе утешать, как только имея это ввиду, не может молчать об этом, когда его спрашивают. Когда знания его становятся так действенными, так необходимыми, что без них никуда, то говорят, опять же, что такой человек действительно знает, не на словах, а в применении постоянном, что также становится качеством, отличительной чертой, поведением человека. Можно разделять мнение Вед, можно знать и Мнение Бога, можно много проповедовать, но если при этом человек проявляет привязанность к своим родным, тем более детям, если постоянно диктует, требует от них, насилует их волю, проявляя материальную привязанность и боясь довериться Богу там, где это можно сделать, то такой преданный еще не находится в тех знаниях, которые можно назвать знаниями в Божественном определении, ибо утвердившийся в духовных знаниях человек непременно следует им и никак не может действовать и мыслить иначе. Он никогда не диктует свою волю, не настаивает, не требует. Он только высказывает свое мнение и далее позволяет родным, включая детей, поступать по своему усмотрению, разрешая делать ошибки разного плана и доверяя Богу, зная, что Бог ведет через ошибки каждого, и каждый через них, как и следующие уроки может полноценно извлекать свой собственный опыт и здесь руки не подставишь, не уговоришь, своей жизнью и опытом не заменишь. Уравновешенность ума, такое качество, как при обретении желаемого, так и не желаемого, достигается не просто, есть результат долгого преданного служения, есть опять же преломление в сознании человека совершенных духовных знаний, которые остаются качеством такого высокого порядка. Чтобы достичь это качество, следует пройти долгий путь преданного служения, включая карма-йогу. Следует усвоить через эту практику изначально непривязанность к плодам любой своей деятельности, положив в основу знание, что все изначально принадлежит Всевышнему. Из этого качества развивается понимание, что все от Бога, все принадлежит Богу, во всем присутствует Бог, что все управляется Богом и человек не имеет непосредственного отношения ни к чему ни в своей, ни в любой другой жизни. Понимая и зная так постоянно через практику преданного служения, утверждаясь в этом знании, человек приобретает и невозмутимость ума, и мир в себе, и удовлетворенность, переставая видеть причиной во всем других людей, переставая с ними связывать все события в своей жизни, переставая упрекать, завидовать, требовать, настаивать, ибо все от Бога. Сама жизнь начинает выступать хорошим тренажером в усвоении этого качества, а знания человека начинают приобретать статус утвердившихся, истинных, давших устойчивое духовное мировоззрение и качества. Также неустанное преданное служение Богу без отклонений – может быть результатом только утвердившихся совершенных знаний, когда знания духовные перерастают в потребность фактическую , реальную служить Богу, когда видится в этом единственный свой путь, когда в этом направлении работают все желания, когда нет и не может быть другой альтернативы, когда все иное лишается смысла и любая другая цель отбрасывается тотчас. Высокий уровень преданного служения также говорит о том, что человек действительно обладает знаниями, что знания уже работают в нем конкретно и определенно, стали неотделимы практически ни от его поведения, ни от его качеств, ни от его желаний, ни от смысла жизни, когда в них комфортно, когда они стали сутью человека, неотделимы от его устоев и без них уже невозможно ни мыслить, ни жить ни поступать, ибо произошло взаимное проникновение их в живое существо, и они были приняты, как личная изначальная природа. Таким образом можно назвать духовные знания в человеке знаниями, если они в нем работают, если они ведут к Богу, если они развивают Божественные качества, если они становятся сутью человека, неотъемлемой от него, если эти знания о Боге, требуют уединения, требуют погружения в Бога в себе, если они не находят пересечение с знаниями чисто материальными, тем выводя человека за круг материального общения, если они рождают непривязанность к людям устойчивую, если они устремляют вновь и вновь к знаниям духовным, видя в этом неисчерпаемый нектар, если знания определяют фактическую цель человека и устремляют к постижению Бога, как Высшей Истины, то такие знания Бог называет знаниями, а все остальное – невежеством. Поэтому каждый по своим качествам, по своим желаниям, по своему поведению может определить для себя, пребывает ли он в знаниях совершенных или утвердился. Утвердиться, обладать знаниями духовными – значит по ним жить и не отличаться от знаний по качествам практически. Таково Мнение Бога.