У нас, у русских, короткая история. И отсутствие традиций. В этом отношении Франция, Германия, Италия, Испания, Англия находятся в куда более выгодном положении. Там с традициями и историей полный ажур.
И в Америке с традициями недурно: традиции пару-тройку веков назад с помощью переселенцев-авантюристов перекочевали туда из Европы. И хотя со временем «европейские» традиции на американской почве претерпели немало изменений и подчас изменений основательных и не всегда со знаком плюс, они все же сохранили благоуханный аромат Старого света.
У себя мы можем назвать немало выдающихся имен, но истинных титанов в области литературы за всю историю развития литературы в нашей стране, увы, не так уж и много - не более пяти-шести.
Там, на Западе, – многие десятки, а то и сотни великих имен. Эту диспропорцию надо учитывать, когда мы говорим о нашем вкладе в мировой литературный процесс.
И суть здесь не в отсутствии талантов, в запоздалом в сравнении с западными культурами развитием этносов на территории нашей страны. Когда созидали Данте, Рафаэль и Сервантес, опиравшиеся в своем творчестве на менее известных предшественников, на территории нынешней России никакой литературы еще не было и в помине.
Музыка. Чайковский, Мусоргский, Шостакович, Прокофьев. И, пожалуй, все.
В живописи та же картина. Кроме двадцатого века, который дал миру Малевича, Кандинского, Коровина, Шагала, нам похвастаться нечем.
При всем уважении к Шишкину, Айвазовскому, надо признать, что их полотна годятся лишь для того, чтобы ими украшали стены столовых в санаториях и домах отдыха.
Это не принижение достоинств «наших» и не расшаркиванье и не низкопоклонство перед «западом», это констатация факта.
Конечно, нельзя сказать, что нам уж совсем нечем гордиться. Разумеется, есть. Но речь не о том. Отсутствие мощных вековых традиций влияет на нацию, на ее мораль, на ее нравственное здоровье.
(Фрагмент романа «Олимпиец»)