Литературный портал Графоманам.НЕТ — настоящая находка для тех, кому нравятся современные стихи и проза. Если вы пишете стихи или рассказы, эта площадка — для вас. Если вы читатель-гурман, можете дальше не терзать поисковики запросами «хорошие стихи» или «современная проза». Потому что здесь опубликовано все разнообразие произведений — замечательные стихи и классная проза всех жанров. У нас проводятся литературные конкурсы на самые разные темы.

К авторам портала

Публикации на сайте о событиях на Украине и их обсуждения приобретают всё менее литературный характер.

Мы разделяем беспокойство наших авторов. В редколлегии тоже есть противоположные мнения относительно происходящего.

Но это не повод нам всем здесь рассориться и расплеваться.

С сегодняшнего дня (11-03-2022) на сайте вводится "военная цензура": будут удаляться все новые публикации (и анонсы старых) о происходящем конфликте и комментарии о нём.

И ещё. Если ПК не видит наш сайт - смените в настройках сети DNS на 8.8.8.8

 

Стихотворение дня

"партитура"
© Нора Никанорова

"Крысолов"
© Роман Н. Точилин

 
Реклама
Содержание
Поэзия
Проза
Песни
Другое
Сейчас на сайте
Всего: 118
Авторов: 0
Гостей: 118
Поиск по порталу
Проверка слова

http://gramota.ru/

Для печати Добавить в избранное

Икона Божией Матери Парамифия ч. 2 (Очерк)


ч.2

Подлинная история монастыря ВАТОПЕД

        В первой части мы  разобрались с предысторией явления на  горе Афоне Иконы  Божией Матери  Парамифия, а в этой части, займемся собственно  историей места ее хранения – афонского мужского монастыря Ватопед.
         Церковные историки  утверждают, что монастырь Ватопед  был основан (причем якобы вторично)  не раньше 691-692 годов, когда  согласно монастырскому преданию, на гору Афон прибыли 3 архонта (вельможи) из византийского города Адрианополя (ныне Эдирна в европейской части Турции) - Афанасий, Николай и Антоний.

        Справка: Эди;рне (тур. Edirne; болг. Одрин; греч.  Адриануполи) — город и район на северо-западе Турции, административный центр ила Эдирне. Расположен в европейской части страны, на реке Марица на границе с Грецией, в 20 км от границы с Болгарией. Население — 128 тыс. человек (2002), 138 тыс. по оценке на 2009.
        Но, для нас, сам город интересен тем, что он связан с именем  киевского князя Святослава, побывавшим там, в ходе  русско-византийской войны, 970-971),  когда  в вблизи него, в 970 г. произошла битва между русским войском под командованием киевского князя Святослава (до 30 тыс. чел.) и византийской армией под командованием полководца С. Барды (до 100 тыс. чел.).
        Святослав, совершавший поход на Константинополь, подошел к стенам Адрианополя, где его войско было атаковано превосходящими силами византийцев. Бой отличался большим упорством.
        Вначале византийцев атаковала конница печенегов (союзников Святослава), которая была отброшена на исходные позиции. После этого в бой вступила русская дружина.

        Жестокая битва не дала перевеса ни одной из сторон. Тогда Барда бросил в бой находившиеся в лесу засадные полки. Это внесло замешательство в ряды русских воинов. По преданию, в этот критический миг Святослав, именно тогда обратился к ним со знаменитыми словами:
         «Бегство не спасет нас. Не посрамим земли Русской, ляжем здесь костьми — мертвым срама нет!»
          Воины, воодушевленные мужеством князя, яростно атаковали византийские полки, доказав, что храбрость побеждает численность.
          
       Но, возвращаемся  к нити нашего повествования. И, следуя канве все того же церковного предания мы можем узнать,  что по настоянию прп. Афанасия Афонского они (Афанасий, Николай и Антоний)  восстановили древний разрушенный монастырь Ватопед. Впоследствии  основатели были похоронены в нартексе соборной церкви, их память празднуется 17 дек.

         Ну, и раз у нас упомянут Афанасий Афонский, то разрешите мне его вам представить:
         Справка: Афанасий Афонский (ок. 925 или 930, Трапезунд — 5 июля ок. 1000) — византийский монах, основал первый и главный монастырь на Святой горе Афон — Великую Лавру. Афанасий известен как основатель обще житийного обустройства жизни монахов в монастырях Афона.
         Родился в Трапезунде, Каппадокия (современный Трабзон), учился в Константинополе и стал известен там как искренний проповедник Авраам. Затем удалился на Киминскую обитель в Вифинии и стал учеником преподобного Михаила Малеина, от которого позднее принял монашеский постриг с именем Афанасий. В 958 году он отправился на Афон.

         Афанасий помогал отстаивать отшельников и их скиты от набегов пиратов-сарацинов, а также начал объединять скиты в то, что в конечном итоге стало известно как Великая Лавра, монастырь, который Афанасий построил на деньги императора Никифора. Монастырь был освящен в 963 году. Вскоре после этого было построено ещё три здания, причем все они стоят до настоящего времени. При строительстве монастырей на горе Афон Афанасий встретился со значительным противодействием со стороны отшельников. Они возмущались вторжению и его попыткам навести порядок и дисциплину в их жизни.
         Некоторое время враги Афанасия преобладали, и он вынужден был покинуть Афон; на Кипре он жил до 971 года. После божественного видения Афанасий сразу вернулся на Афон как игумен (аббат) и создал типикон (устав) для монахов монастыря на основе документов Феодора Студита и Василия Кесарийского.
         Афанасий всю свою жизнь занимался строительством и обустройством монастыря, и погиб при ремонте, под рухнувшим куполом церкви. После смерти Афанасий был прославлен как святой, память совершается 5 июля (по юлианскому календарю)

        И вот, исходя из  этой информации  мы видим, что церковные историки ошибаются, когда  привязывают  дату  возрождения (повторного основания) монастыря Ватопед  к периоду времени 691-692 годов.
       Потому как сами видите, Афанасий Афонский  жил  почти триста лет спустя  от отписываемых событий возрождения монастыря!

       В виду такого противоречия, долгое время  греческие историки, критически относились и к  личностям  трех основателей монастыря, считая  их  легендарными личностями, а само число 3 - символическим.
        Но,  тут справедливость восторжествовала  и  тот  факт, что основателей  монастыря  было трое,  нашел  свое подтверждение в 1992 г. когда греческими археологами при раскопках в Ватопеде, была найдена гробница, в которой  обнаружены останки 3 иноков, а также свинцовая табличка с запрещением от имени погребенного здесь игум. Афанасия хоронить в этой гробнице кого-либо еще.
           По мнению греческих историков двоих из них можно отождествить с первыми ватопедскими игуменами Николаем (ок. 985 - ок. 1012) и Афанасием (ок. 1020 - ок. 1048).  
           Из надписи на этой гробнице можно заключить, что Афанасий был сыном Николая, и т. о. В. возник как семейный монастырь.
          То есть мы  видим  подтверждение наших выводов, что  монастырь  Ватопед был основан не  ранее 980 года, когда туда могли прибыть с Адрианополя  три основателя Афанасий, Николай и Антоний.
           Но и эта дата  не является  точной, ведь среди греческих историков есть и другие версии. Вот, например    Д. Папахрисанфу считает, что не все лица, чьи имена сохранены  церковной традицией , жили в одно время и  3-го основателя монастыря следует отождествить с игум. Антонием, который упоминается в актах под 1142 г.
        
         Сохранившиеся же до настоящего времени  актовые материалы позволяют проследить существование монастыря,  начиная  только с конца Х в.

        Первое упоминание  о монастыре Ватопед в  исторических источниках – есть только  в акте прота Фомы 985 г., подписанный ватопедским  игум. Николаем.
          Его подпись стоит последней в ряду подписей др. игуменов, но уже с 996 г.
          Ватопед занимает одно из первых мест в иерархии афонских мон-рей.        Считается, что монастырь изначально являлся киновией (по преданию, сам прп. Афанасий Афонский дал ему общежительное правило).
          В кон. Х в. был сооружен собор, посвященный Благовещению Пресв. Богородицы, и часовня на кладбище (на ее основе впоследствии был построен параклис во имя св. Апостолов).
         Актовые материалы того времени фиксируют быстрый рост Ватопеда и расширение его земельных владений.
        Документы 998, 1001 и 1010 гг. свидетельствуют, что Ватопед наряду с Великой Лаврой и Иверским монастырем был способен ассимилировать малые монашеские учреждения, напр. владения монастыря Филадельфа
        Из документа, датируемого ок. 1040 г., следует, что ватопедский игумен занимал 3-е место после игуменов Великой Лавры и Иверского монастыря
        В Типиконе Константина IX Мономаха 1045 г. тоже было закреплено высокое место Ватопеда в иерархии афонских монастырей  (в этом документе он указан 2-м, сразу после Великой Лавры и перед Ивироном)
        По свидетельству источников, в сер. XI в. монастырь уже был «многолюдным»; его быстрый рост, по мнению Н. Икономидиса, был связан с богатством Адрианополя и его аристократии.

        Тут мы  прервем  изложение истории (хронологии)  монастыря  и обратим внимание читателей на одну очень важную особенность всех афонских монастырей, о которой  подавляющее  большинство историков,  не  хочет особенно распространяться.

         А речь идет о том, что  факт  экстерриториальности горы Афон в Византии, а затем в Османской империи, и особое экономическо-финансовое  положение  афонских монастырей,   привели к тому, что большинство афонских монастырей стали,  говоря  современным языком  такой  себе «средневековой  офшорной зоной» или « свободной  экономической зоной».
         Где каждый монастырь, входивший  в монашескую республику, был  так же и отдельной независимой  финансово-экономической корпорацией, в форме  Закрытого акционерного общества.
  
         Куда  богатые люди Византии не только ее, а и окружающих ее стран,  где православие стало государственной религией,  прятали  свое «богатство» как от национального налогообложения, да и вообще от расхищения  в ходе  тогдашних геополитических катаклизмов.
     Причем,  монахи выполняли роль  «хранителей» чужих капиталов, за особо оговоренную плату!
     А еще  монахи не только хранили деньги, а и пускали их  в «дело»:  покупали дома, земельные угодья, вели торговлю и даже имели  торговые корабли!
     А мы, надеюсь так же помним, что монастырь Ватопед  был во все основные периоды его истории, особножительским монастырем.
      А это  означало, что каждый желающий поступить в монастырь должен был внести  денежный  вклад,  поступавший  в монастырскую казну.
       Далее поступивший  продолжал  жить в монастыре, но обеспечивая  свои жизненные потребности засчет личных средств.  Одновременно ежегодно получая  к своим капиталам и проценты от прибыли монастыря по его экономическим операциям, соответственно своему  «вкладу  - депозиту в монастырскую казну!!
       Эти обстоятельства  тщательно замалчиваются церковными историками, но исторические документы    указывает   на них прямо и однозначно!
       А в случаях с нациями  болгар, сербов и  греков,  монастыри  вообще ставали «центрами фиксирования» всех  восстаний и революций в этих странах!
       Но в предмет нашего исследования не входит  обсуждения вопроса о том, как соотносятся, финансово-хозяйственная деятельность монастырей по получении прибыли  с монашескими заветами и отречением от сребролюбства  и прочих мирских соблазнов.

       Я только буду приводить примеры, в основном концентрируясь на  монастыре Ватопед. А  выводы  пусть для себя делает каждый из читателей сам.

           А мы пока снова возвращаемся в Ватопед под 1000 год от Рождества Христова. И далее пойдет чисто одна хронология и голые факты
          На 1000 год  число ватопедских монахов, приблизительно составляло 100 чел.
          В XI в. в Ватопеде  разворачивается активное строительство: были возведены притвор (сер. XI в.), сев. и юж. приделы кафоликона, освященные во имя вмч. Димитрия и свт. Николая (кон. XI в.).
         Константин IX Мономах пожаловал Ватопеду  солемний (годовое содержание за счет имп. казны).
         Император. Михаил VI увеличил сумму до 80 номисм (в то время как Великая Лавра и Ивирон получали от императора по 600 номисм).
         В 1086 г. император передал в ведение Ватопеда  монастырь св. Бессребреников близ Кормисты (недалеко от Драмы).
         Численность монахов увеличивалась, что следует из разрешения ватопедским инокам иметь в монастырском хозяйстве 2 пары волов.
          Из источников кон. XI в. известно, что избрание ватопедского игумена утверждалось непосредственно императором
          В 90-х гг. XII в. в Ватопеде   жили Симеон (в миру серб. вел. жупан Стефан Неманя) и его сын Савва (буд. серб. архиепископ).
         Они подвизались в Ватопеде, пока ими не был выкуплен принадлежавший Ватопеду   заброшенный монастырь Хиландар (хрисовул 1198 г. визант. имп. Алексея III Ангела.
         На средства Симеона и Саввы (по сути, вся государственная  казна  тогдашней Сербии)  в Ватопеде. был воздвигнут ряд построек: келлии, параклисы в честь Рождества Богородицы, Преображения Господня, во имя св. Бессребреников Космы и Дамиана, свт. Иоанна Златоуста и др.; возобновлена разрушенная пиратами ц. Симеона Богоприимца в местности Просфорион; приобретено неск. запустевших метохов (Живоjиновић. С. 17-19).

         Падение Константинополя в 1204 г. и распад Византийской империи отрицательно сказались на жизни афонских обителей.
         Кроме того, в XIII в.,  расположенный на побережье богатый монастырь Ватопед страдал от нападений морских разбойников. Вот их то и привлекали монастыри не бедностью и святостью монахов, а теми сокровищами, что монастыри хранили  у себя в тайных  подвалах и пещерах
          Трудные времена закончились с приходом к власти Андроника II (1282-1328), который оказывал Ватопеду особое покровительство. Не позднее 1287 г. Ватопед  получил статус «императорского монастыря».
        В нач. XIV в. Ватопед снова  серьезно пострадал от пиратских набегов и от нападения каталанцев .
         На протяжении XIV в. для защиты от нападений с моря сооружались укрепления в ватопедских подворьях Ормилия (пирг, 1330), Просфорион (пирг, 1344), Агиос-Мамас (пирг, 1329; крепость в 1357/58).
         В дальнейшем монастырь продолжал увеличивать свои земельные владения.
         В 1336 г. император освободил от налога монастырский  корабль.
         Монастырю также покровительствовала семья Кантакузинов византийского императора Иоанна VI Кантакузена.
         Феодора, мать имп. Иоанна VI Кантакузина, передала В. между 1337 и 1341 гг. обширные и богатые владения в г. Серры    
          Особый статус монастыря привел к тому, что В. постепенно оттеснил Иверский монастырь и занял 2-е место в иерархии афонских обителей.
         В сер. XIV в. прилегающие к Афону области Македонии перешли под власть сербов.
      Стефан IV Душан хрисовулами 1346 и 1348 гг. освободил от налогов все владения Ватопед, подтвердил прежние имения монастыря и подарил этой обители с. Агиос-Мамас близ Каламарии и земли, принадлежавшие прежде семье Музаки
       В 1394 г. племянник Стефана Душана, царь Фессалии Иоанн Урош (в мон. Иоасаф), сделал в Ватопед. пятикратный взнос для поступающих в к.-л. из афонских монастырей
       В 1417 г. серб. деспот Стефан Лазаревич назначил монастырю ежегодное жалованье в 60 литр серебра из рудников Ново-Брдо и предоставил ватопедским монахам для проживания с. Копривница
       В 1387 г. Фессалоника была взята султаном Мурадом I и до поражения османов в Ангорской битве (1402),Афон находился под их властью.
       По договору между султаном Сулейманом и Мануилом II (1403) Афон был возвращен под власть императора.

         В 1423 г. Афон окончательно попал под власть турок. Османские правители первоначально отнеслись к святогорцам благосклонно, были сохранены их самоуправление, привилегии и владения.
          Афонские монахи заблаговременно получили подтверждение своих привилегий у султанов еще до завоевания ими Македонии: напр., посольство в Прусу к султану Орхану, состоявшееся не ранее 1345 г.
          
          Фирман султана Мурада II (1426) подтвердил привилегии В., данные монастырю его отцом Мехмедом I (фирман Мехмеда I не сохр.). Впосл. эти права подтверждались Мехмедом II, Баязидом II и Селимом I.
          В турецком  налоговом реестре (1530) насчитывается 271 насельник.
          Несмотря на общую тенденцию к особножительству (идиоритмии), возобладавшую на Афоне с XIV в. и закрепившуюся в период тур. владычества, в янв. 1449 г. Ватопед по решению игум. Геннадия и братии впервые был преобразован из особножительного в общежительный (киновиальный) монастырь.
          НО, ТЕМ НЕ МЕНЕЕ, ЭТО БЫЛА ПОЛУРЕФОРМА. Тип монастырского устройства, описываемый прп. Максимом Греком, подвизавшимся в Ватопеде ок. 1508-1518 гг., можно охарактеризовать как полу общежительный.
          Монастырские дела решались игуменом вместе с «собором честнейших старцев», помимо игуменской предусматривалось 8 должностей: первый после игумена - экклисиарх, затем типикарь (уставщик), скевофилакс (сосудохранитель, хранитель казны), эконом, носоком (надзиратель больницы), дохиар (келарь), трапезарь и хортуларий (конюший).
           Иоаким, игум. Пантелеимонова монастыря (1560), делит афонские обители на 3 типа: общежительные, особножительные и промежуточный между ними тип - «лавра», где монахи имели частную собственность, но жили по келлиям внутри монастыря и собирались на общую службу в соборную церковь.
        
          До завоевания турками Сербского государства его правители так же  оказывали покровительство Ватопеду.
          Один из вельмож Георгия Бранковича, вел. чельник Радич (1432), пожаловал монастырю с. Бело-Поле на р. Мораве виноградники и содержание по 100 золотых дукатов ежегодно.
           В 1457 г. Лазарь Бранкович пожаловал своему фисаврофилаксу (хранителю сокровищ) Радославу  3 деревни, которые затем были переданы Ватопеду.
           В 1474 г. Мара Бранкович, вдова Мурада II, подарила монастырю дом в Константинополе.
           В 1547 г. в Фессалонике  ватопедские монахи приобрели за 5 тыс. аспр строения, где разместили комплекс  мастерских, стоимость которых в 1558 г. была оценена 1 тыс. золотых флоринов.
         Ватопед,   очевидно в силу  своего удобного расположения, продолжал . страдать от набегов пиратов (1436, 1571, 1586 и др.).
          Точная сумма налогов, выплачиваемых В. османским властям в XV в., остается неизвестной.
         Но в 1-й пол. XVI в. афонские монастыри,  в общей сложности платили ежегодно 25-27 тыс. аспр, из них значительная сумма приходилась на В. как на один из крупнейших монастырей.
           В 1550 г. сумма в 30 тыс. аспр, к-рую афонские обители должны были уплатить туркам, была распределена т. о., что на Ватопед  пришлось 3600 аспр, т. е. 12% (4 тыс. аспр должна была заплатить Великая Лавра, 3600 - Хиландар, остальные мон-ри - значительно меньше.
            Монастырские доходы в основном состояли из сумм, пожертвованных христ. правителями, и от использования земельных владений и участков в городах, а также от рыбных ловлей и соляных разработок.
            В 1552 г. ватопедские иноки Софроний и Неофит получили от Молдавского княжества 200 золотых флоринов и серебряную утварь, а в 1560 г. молдав. господарь Александр Лэпушняну (1552-1561; 1564-1568) передал В. приобретенное им в Фессалонике  здание караван-сарая.  Его супруга Роксана пожаловала монастырю несколько сел. В знак благодарности ватопедские насельники подарили им одну из святынь монастыря - честную главу ап. Иоанна Богослова.
            По мнению ряда исследователей, с кон. XVI в. фактически начинается новый период в истории В., характеризующийся дальнейшим экономическим развитием и ростом влияния мон-ря.
        В значительной степени это связано с увеличением земельных владений Ватопеда.
        Несмотря на попытки Патриархов Иеремии II К-польского и Сильвестра Александрийского (1574/75), в В. и в большинстве афонских обителей в XVII в. утверждается идиоритмия  т.е. особножительство!
       На протяжении XVII в. главным адм. лицом монастыря Ватопед являлся дикей. Постепенно существенные полномочия оказались сосредоточены в руках скевофилакса, который к концу столетия кроме хранения сокровищ и реликвий приобрел широкие адм. функции.
          Титул игумена давался на короткий срок и не сопровождался реальной властью
          Относительно числа насельников сохранились разноречивые сведения: в 1677 г. Иосиф Георгиринис, митр. Самоса, упоминает о 300 монахах, а англ. путешественник Дж. Кавел в том же году - о 350.
        Ватопеду в 1619 г. трапезундским митрополитом был подарен небольшой монастырь (монидрион) св. Григория Нисского в Трапезунде, в 1626 г. Белградским митр. Серафимом - монидрион в Белграде, в 1635 г. Константинопольским Патриархом Кириллом II Контарисом - монастырь Успения Пресв. Богородицы (Панагия ту Мавру-Молу) близ К-поля (переданный через 2 года Кириллом I Лукарисом Иверскому монастырю), с 1654 г.- ряд имений в Мудании.
            Особую роль с XVII в. в экономике Ватопеда  играют его придунайские подворья, предоставленные молдав. правителями и вельможами.
            Первое большое подворье, переданное Ватопед.,- монастырь Голия в Яссах, пожертвованный Анной, вдовой вел. логофета Иоанна Голия. Этот вклад был заверен в 1606 г. Молдавским митр. Феодосием Барбовским и господарем Иеремией Могилой.
        Затем Ватопеду были подарены монастыри св. Николая и Панагии в Орашул-де-Флоч (ранее 1628 и ранее 1630), вмч. Димитрия в Галаце (40-е гг. XVII в., господарем Василием Лупу), Пречиста в Галаце (1646, купцом Феодором), Бэрбой в Яссах (1669, семейством Стурдза), Мира (1689, господарем Константином Кантемиром) и скит Грэждени близ Бырлада (1689).
            В 1649 г. жена молдав. господаря Василия Лупу Екатерина получила исцеление от посланной из Ватопеда главы свт. Иоанна Златоуста. Валашский господарь, мч. Константин Брынковяну  утвердил   ежегодное пожертвование на В. в 21 тыс. аспр.

           Значение этих владений было настолько велико, что начиная с сер. XVII в. их игумены и позднее генеральные эпитропы избирались не из иеромонахов, а из архиереев, рукополагаемых для этого в титулярные епископы или митрополиты.

            На протяжении 1-й пол. XVIII в. численность насельников монастыря значительно сократилась.
          По сообщению иером. Ипполита (Вишенского), посетившего В. в 1709 г., там проживало 150 монахов (Ипполит (Вишенский). С. 111); в 1744 г.
           В. Г. Григорович-Барский застал в нем только 60 монахов, а сама «обитель тогда под долгом обреташася немалым» (Григорович-Барский В. Второе посещение. С. 210).
          
            В 1764 г. на Афоне помимо др. податей впервые был введен подушный налог (харадж) в 7500 пиастров ежегодно.
           Ок. 1740 г. система управления монастыря изменилась и стала более коллегиальной. Адм. власть перешла к эпитропии из 3 человек (скевофилакса и 2 проигуменов), избираемых пожизненно.
            Они вместе принимали важнейшие решения и занимались хозяйственными вопросами .
            В 1748-1749 гг. при В. была организована духовная школа - Афонская академия (Афониада). Среди первых ее преподавателей были прп. Неофит Кавсокаливит, Евгений (Булгарис), прп. Афанасий Паросский, а среди учеников (воспитанников) - равноап. Косма Этолийский.
           За счет дарений увеличились земельные  владения  Ватопеда в Элладе и на островах Эгейского м.
            В 1758 г. прихожане храма св. Димитрия Нового в Афинах передали Ватопеду параклис св. Кириакии, в 1761 г. митр. Месемврийский  Анфим - небольшой монастырь св. Николая в своей епархии, в 1789 г. старосты из Афусии в Пропонтиде - полуразрушенный монастырь св. Георгия (или Иоанна Предтечи).
           В 1757 г. ватопедские монахи основали подворье в Магуле, вблизи Арты, в 1772 г.- на о-ве Самос, где построили храм в честь Благовещения. В кон. XVIII в. приобрели участок близ Каламаты (п-ов Пелопоннес)
           К значительным придунайским владениям В. прибавились новые: монастыри Пречиста в Фокшани, завещанный воеводой Николаем Маврокордатом (1709-1715), и Рэкитоаса, подаренный Иордакисом Кантакузином и Феодором Паладисом (1729), а также скиты Провица (до 1704), Крайница, близ Текуча (1756), и Фэтэчуни (1784) (;;;;;;;;;;. P. 95-96).
          С 1768 г. генеральный эпитроп придунайских метохов рукополагался с титулом митрополита Иринопольского и Ватопедского. От Иринопольского митр. Софрония значительную денежную помощь получили школа Афониада (1784) и Ватопед (1786).
           В XVIII в. мн. строительные и реставрационные работы были произведены по инициативе 2 одноименных ватопедских скевофилаксов: Филофея с о-ва Парос (перестройка башни св. Онуфрия, гостиницы (1708) и др.) и Филофея из Мудании в М. Азии (сооружение грандиозной трапезной (1785), фонтана с питьевой водой, параклиса ап. Андрея (1788)).
         На средства Патриархов Киприана Континопольского (1708-1710) и Герасима II Александрийского (1689-1710), ушедших на покой и поселившихся в Ватопеде., был отремонтирован монастырский комплекс и построены новые здания.
         В «Проскинитарии» Иоанна Комнина (1701) говорится, что «Ватопед в своих башнях держит великия и дивныя пушки».
         Ну конечно  капиталы и прочие сокровища должны были надежно охранятся!
         В 1766 г. Константипольским Патриархом Серафимом II, жившим на покое, на Афоне, на месте келлии св. Антония была основана келлия Серай с ц. ап. Андрея (впосл. Андреевский скит).
           В сер. XVIII в. ватопедский скит св. Димитрия стал одним из центров движения колливадов (см. ст. Димитрия великомученика скит). В 1756 г. в нем поселился Дионисий из Сьятисты, немного позднее там нашел прибежище мон. Иерофей и его ученики.
           Составленный в Ватопеде. в 1759 г. устав этого скита косвенно свидетельствует, что Ватопед благосклонно относился к проживанию там гонимых колливадов

        Справка: Колливады (Колливисты, Филокалисты) Течение в православном монашестве, выступающее против поминовения усопших в воскресные и праздничные дни. Прецедент, вызвавший развитие течения, возник в 1754 г. во время строительства нового центрального храма в ските Св. Анны на Афоне, когда резко возросла нагрузка на монахов, вынужденных сочетать строительство и поминовение усопших. Попытка перенести поминовение на воскресение вызвала ожесточенные споры, продолжающиеся с разной степенью экспрессии по сей день.
         Стороники колливадов выступают против применяемой в православной церкви практики принятия в церковь католиков, еретиков и раскольников с обязательным перекрещиванием, настаивая на подробном рассмотрении каждого случая и допуская возможность принятия без перекрещивания.
        Колливады приветствовуют как можно более частое причастие, что не одобряется официальным православием.
         В результате ожесточенных дискуссий колливады были огульно обвинены в ереси, некоторые приверженцы течения были убиты.

         Синоидальным собором 1776 г. колливады были осуждены, однако их деятельность не прекратилась. К началу XIX в. течение колливадов переросло из локального монашеского спора в мощное движение по обновлению духовной жизни и за возвращение к подлинно святоотеческим традициям.

        С нач. XIX в. число братии снова увеличилось: по переписи 1808 г., в Ватопеде проживало 234 монаха а незадолго до восстания 1821 г., согласно болг. хронике, составленной монахами Никифором и Иерофеем,- 400 монахов в В. и 60 - в скиту св. Димитрия (Krastanov. P. 96-97).
       В нач. XIX в. В. Переживал новый  период процветания благодаря значительным доходам, получаемым от своих владений.
        В 1808 г. приобретен небольшой монастырь св. Георгия в Вулгаро на о-ве Тасос, а в 1815 г.- храм св. Андрея в Арте
            В янв. 1821 г. братия Ватопеда приняла решение вернуться к общежительному устройству монастыря.
           Однако это не удалось осуществить из-за трагических событий, связанных с поражением национально-освободительного движения 20-х гг. XIX в. в Сев. Греции.
            Во время Греческого восстания (1821) часть афонских монахов присоединилась к македонскому повстанческому отряду Эммануила Папаса.
           Ватопедская пристань на о-ве Амулиани служила главной гаванью для кораблей восставших.
           Афон был оккупирован тур. армией, на монастыри наложена огромная контрибуция (3300 пунгия = 1750 тыс. грошей), вдвое увеличен прежний налог, а святогорские игумены отправлены в Константинополь в качестве заложников.

          Турецкие  гарнизоны оставались в афонских монастырях до 1830 г., и это время стало для Св. Горы настоящим бедствием: захватчики пытали и убивали монахов, грабили монастыри и храмы.
          После периода оккупации монастырь быстро возродился.
          По словам В. И. Григоровича, посетившего Ватопед в 1844 г., «в настоящее время этот идиоритм превосходит своими доходами все прочие и почитается прибежищем зажиточных монахов.
          Он менее прочих пострадал во время греческой войны, следствием к-рой было запустение Святыя Горы».
         В 1837 г. в Ватопед подвизалось свыше 300 монахов (по свидетельству англ. дипломата Р. Керзона).
         Затем число насельников значительно возросло за счет заселения ватопедской келлии Серай рус. монахами (1841).
         Согласно офиц. переписи 1885 г., в Ватопеде проживало 214 монахов и 30 послушников, в скиту св. Димитрия - 38 монахов и 3 послушника, в келлиях - 54 монаха и 10 послушников, а в Андреевском скиту - 150 рус. монахов и 18 послушников.
         В 1903 г. общее число монахов составило 966 человек, из которых 369 чел.- греки, 570 - русские.
         Русскими монахами были заселены приписанные к Ватопеду молдавские келлии мч. Марина (в 1875), св. Иоанна Предтечи (в 1894) и Живоносного Источника (в 1906).
         Во 2-й пол. XIX в. состояние монастыря оставалось благополучным, несмотря на экономические проблемы, связанные с отчуждением владений.
         Теперь переходим к вопросу,  куда были направлены капиталы, собранные в Ватопеде.
         И тут надо  отметить, что Ватопед в свое время  сыграл большую роль в культурном развитии молодого Греческого гос-ва.
         В монастыре еще до 70-х гг. XIX в. начала действовать школа, в 1885 г. она насчитывала 15 учеников (гл. обр. молодых монахов).
         Ватопедский архим. Анания оказывал значительную денежную помощь Афинскому ун-ту (1859, 1866).
         Он был инициатором и спонсором Ватопеда  при создании Великой школы нации (1875).
         Траянопольский еп. Иаков, генеральный эпитроп румын. подворий, пожертвовал на учебные заведения Греческого королевства 2 тыс. золотых номисм.
         В 1880 г. ватопедские монахи передали Свящ. Киноту 150 тур. лир для возобновления деятельности Афониады.
         С 1902 г. В. стал оказывать ежегодную денежную помощь Богословской школе на о-ве Халки из средств, завещанных ватопедским  архим. Ананией.
         В 1903 г. В. выделил деньги на основание школы языков в Константинополе.
          В 1912 г. в результате освобождения Сев. Греции Афон стал частью Греческого гос-ва. для приема  кор. Греции Константина (1913)  ватопедскими  монахами был изготовлен ковер длиной 700 м (от пристани до соборного храма).
          В 1917 г. после пожара в Фессалонике  Ватопед  выделил на восстановление города сумму в 50 тыс. золотых франков. В том же году монастырь пожертвовал франц. Красному Кресту 20 тыс. драхм.
          Так же важно отметить, что забота о просвещении  сказалось и на Ватопеде!          
          Ватопед- единственный из афонских монастырей, перешедший в 20-х гг. ХХ в. на новый календарный  стиль.
           Посетивший в 1927 г. Афон рус. писатель Б. К. Зайцев охарактеризовал Ватопед как «очень культурный и ученый монастырь», в котором «монахи считаются самыми образованными, более других изысканны и утончены», однако отметил чрезмерный комфорт (единственная тогда электрифицированная афонская обитель) и близость европейской  цивилизации.

           Но  годы второй мировой войны и последовавшие за ними десятилетия были временем упадка афонских монастырей.  К примеру, в Ватопеде численность монахов  неуклонно сокращается: в 1961 г.- 127, в 1974 г.- до 70 чел. (большинство из них жили в скитах и келлиях).
          Новое оживление деятельности Ватопеда как монастыря  припадает уже на 1963 г., когда во время празднования тысячелетия Св. Горы, его  посетили К-польский Патриарх Афинагор I, король  Греции Павел I, представители др. правосл. Церквей.
           Возрождение  же монастыря Ватопед  началось под рук. старца Иосифа Спилеота (Пещерника), ученика афонского старца Иосифа Исихаста (Молчальника) († 1959).
           В 1987 г. братство Благовещенской келлии Нового Скита, старцем к-рой являлся Иосиф Спилеот, переселилось в Ватопед.

            Монастырь находился в упадке, его малочисленная братия в основном преклонного возраста жила по правилам идиоритмии, не имея ни ежедневного общего богослужения, ни общей трапезы.

          В 1989-1990 гг. было принято решение о преобразовании монастыря в общежительный, что повлекло за собой существенные изменения в монастырской жизни.
           Иером. Ефрем, ученик старца Иосифа Спилеота, был единогласно избран игуменом (интронизация 29 апр. 1990). В мон-ре были начаты восстановительные и реставрационные работы.
          Старец Иосиф Спилеот (в наст. время его чаще называют Иосиф Ватопедский) живет на покое в келлии рядом с В. и продолжает духовно наставлять братию. Он является автором 14 книг по правосл. аскетике, одна из них - жизнеописание Иосифа Исихаста - переведена на рус. язык (Иосиф, мон. Старец Иосиф Исихаст. Серг. П., 2000). Дважды в неделю проводятся общие собрания братии мон-ря, на к-рых старец Иосиф говорит поучение.
         За неск. лет Ватопед вновь  превратился в один из самых многочисленных по количеству иноков афонских монастырей (ок. 90 чел. вместе с послушниками).
          Половину братии составляют греки-киприоты, значительное число - элладские греки. Также среди насельников есть 12 румын, 6 австралийцев (греч. происхождения), 1 француз, 1 американец, 1 бразилиец, 1 серб и 1 русский.
          Монашеский  хор Ватопеда считается одним из лучших на Афоне.
          В православии считается, что обновленный монастырь Ватопед является притягательным духовным центром для христиан других  вероисповеданий.
               Но так ли все  благополучно в Ватопеде??? Вот на расмотрения  читателя последняя информация.  На тему  бедного монастыря Ватопед и его отношения  с Республикой Греция!!!
http://www.sedmitza.ru/news/1279806.html

             «АФИНЫ. Правительство Греции подало в суд на греческий православный монастырь Ватопед. Согласно иску, монастырь должен выплатить казне 10 млн евро в качестве компенсации убытков, якобы причиненных стране.
            Проверка, проводимая в связи с иском министерства, показала, что в результате сделок по передаче земли монастырю и раздела территорий между государством и монастырем, прошлое правительство передало монахам землю общей стоимостью 100 млн евро, тем самым растратив деньги налогоплательщиков. Позже чиновники аннулировали сделку, признав несоблюдение общенациональных интересов при ее совершении.
          Нынешнее правительство претендует на всю переданную монастырю землю, находившуюся ранее в государственной собственности».

           (конец ч.2)
Все рисунки и фото к работе  здесь:
http://narodna.pravda.com.ua/history/4d274fa4344d9/

© Бровко Владимир, 07.01.2011 в 20:08
Свидетельство о публикации № 07012011200806-00196876
Читателей произведения за все время — 53, полученных рецензий — 0.

Оценки

Голосов еще нет

Рецензии


Это произведение рекомендуют